С 1 февраля заработал новый закон о требованиях к соцсетям — заодно появилось конкретное определение, какие сайты к ним относятся. Самая жаркая дискуссия разгорелась вокруг запрета на нецензурные выражения. Вроде бы мат в соцсетях теперь запрещен и за неприличные слова будут штрафовать. Есть и противоположные мнения: что за мат все равно никого не накажут, а закон рассчитан на сознательность владельцев сайтов.

Вот как на самом деле обстоят дела с матом в соцсетях и кто рискует потерять миллионы.

О каком законе речь

В последние дни 2020 года был подписан пакет законов, которые вводили разные ограничения. Например, теперь запрещено публиковать личную информацию силовиков, финансировать публичные акции из-за границы, маскировать митинги под одиночные пикеты и привлекать к ответственности бывших президентов.

Одним из таких законов введены новые обязанности для владельцев соцсетей. В законе о защите информации появилась целая статья с требованиями к таким ресурсам. И одновременно был обновлен административный кодекс с вариантами наказаний за разные нарушения. То есть риск получить штраф все-таки есть, но это не значит, что материться совсем нельзя.

Что такое социальные сети

С точки зрения закона социальные сети — это сайты, информационные системы или программы, с помощью которых пользователи создают личные страницы и что-то там публикуют.

При этом должны соблюдаться два условия:

  1. Возможно распространение рекламы для привлечения внимания потребителей из России. Рекламы может и не быть, имеет значение вероятность размещения. Например, на госуслугах или сайте пенсионного фонда рекламы быть не может, так что это не соцсети.
  2. Аудитория сайта — более 500 тысяч российских пользователей в сутки.

Формально под определение соцсети попадает не только «Твиттер», «Фейсбук» и «Инстаграм», но и корпоративное издание с сообществом, форум о ремонте или доска объявлений с профилями и комментариями.

В законе нет точной методики, как считать посещаемость в сутки, — ее еще должен утвердить Роскомнадзор. Но есть оговорка насчет исключения сайта из реестра соцсетей: если на протяжении трех месяцев сайт посещает меньше 500 тысяч пользователей из России, можно подать заявление, чтобы сайт исключили из списка. А через полгода сайт исключат из реестра даже без обращения владельца.

Если на сайт обычно заходит 300 тысяч человек в сутки, а после резонансной публикации или рекламной кампании за два дня пришло больше миллиона посетителей, это еще не значит, что ресурс точно признают соцсетью. Пока можно ориентироваться на сроки, которые предполагают удаление из реестра. То есть посещаемость более 500 тысяч нужна не меньше трех месяцев. Но все равно неясно, должен этот критерий соблюдаться каждый день без исключения, или большую часть дней в месяце, или это средняя посещаемость за какой-то период. В идеале надо дождаться официальной методики.

Хорошая новость в том, что, пока этой методики нет, сайты с пограничной посещаемостью могут не волноваться по поводу новых требований: никто точно не знает, считать их соцсетями или нет. Но рано или поздно соцсети должны будут установить одну из программ, которые предложит Роскомнадзор для проверки посещаемости, — это одна из новых обязанностей.

Какие требования должны выполнять соцсети

Вот список общих обязанностей, которые возлагаются на владельцев сайтов с рекламой и большой посещаемостью:

  1. Не допускать, чтобы сайт использовался для совершения преступлений, разглашения гостайны, призывов к терроризму, экстремизму, пропаганды порнографии, культа насилия и распространения материалов с нецензурной бранью.
  2. Не допускать публикаций, которые могут опорочить людей по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, религии, профессии, места жительства, работы и политических взглядов.
  3. Соблюдать запреты и ограничения по закону о референдуме и выборах.
  4. Соблюдать права людей и организаций на честь, достоинство и деловую репутацию.

Соцсеть обязана мониторить публикации и находить такие материалы:

  1. Детскую порнографию, информацию о наркотиках, способах самоубийства, азартных играх и дистанционной продаже алкоголя.
  2. Призывы детей к нарушению закона, угрожающему жизни и здоровью людей.
  3. Посты с оскорблениями людей, общества, государства, органов власти.
  4. Призывы к массовым беспорядкам, участию в несогласованных публичных мероприятиях, а также недостоверную общественно значимую информацию.
  5. Материалы иностранных и международных неправительственных организаций, которые признаны нежелательными в России.

Если соцсеть не справляется с мониторингом, в этом ей вызвался помочь Роскомнадзор: у ведомства есть полномочия искать посты с нарушениями и требовать их блокировки.

Еще есть требования по размещению информации на сайте. Соцсеть должна опубликовать:

  1. Адрес электронной почты для претензий.
  2. ФИО владельца или название компании.
  3. Электронную форму для сообщений о постах с нарушениями. Требования установит РКН.
  4. Ежегодный отчет по обработке обращений и результатам мониторинга. Форма будет для всех общая — ее утвердит РКН.
  5. Правила использования соцсети на русском языке. Если они меняются, каждому пользователю нужно прислать уведомление — на это есть три дня.
  6. Уведомления пользователей об ограничении доступа к их информации, если обнаружены нарушения.

Если опубликован пост с нарушениями

Представим, что соцсети послушались и мониторят публикации пользователей, чтобы вовремя обнаруживать в них призывы, мат и фейки. Или кто-то пожаловался на странный пост через форму обратной связи. А может, даже сам Роскомнадзор нашел нарушения при проверке и прислал предписание.

Вот план действий на такой случай:

  1. Соцсеть должна незамедлительно принять меры по блокировке поста, страницы или профиля.
  2. Если соцсеть не уверена, что публикация содержит что-то незаконное, нужно в течение суток отправить запрос в Роскомнадзор.
  3. До ответа РКН нужно заблокировать доступ к посту или комментарию.
  4. Заблокированный пользователь может обжаловать ограничение доступа. Соцсеть рассмотрит жалобу за три дня. Потом можно жаловаться в Роскомнадзор.
  5. Роскомнадзор может заставить соцсеть убрать незаконное ограничение. Или по крайней мере попытаться.

Если опубликованный пост нарушил чьи-то права, можно обратиться в суд за компенсацией убытков и морального вреда. Отвечать будет владелец соцсети. Например, если чей-то пост оскорбляет конкретного человека из-за его профессии или политических взглядов, соцсеть должна удалить такую публикацию. А если она этого не сделала — будет отвечать в суде и платить деньги. По крайней мере в теории.

Что грозит соцсетям за нарушение новых требований

Незадолго до принятия закона с требованиями к соцсетям были внесены поправки в административный кодекс. В нем появилась статья 13.41 с новыми штрафами. Они коснутся владельцев сайтов и провайдеров хостинга, которые не ограничили доступ к информации, хотя были должны по закону.

Размер штрафа для владельцев сайтов

Вид нарушенияШтраф для физлицШтраф для должностных лиц и ИПШтраф для юрлиц
Владелец сайта не удаляет информацию, первое нарушение50 000—100 000 Р200 000—400 000 Р800 000—4 000 000 Р
Сайт не удаляет информацию повторно100 000—200 000 Р500 000—800 000 РОт 1/20 до 1/10 годовой выручки, минимум 4 000 000 Р
Сайт не удаляет публикации с призывами к экстремизму, детской порнографией, информацией о наркотиках100 000—200 000 Р400 000—800 000 Р3 000 000—8 000 000 Р
Посты с призывами к экстремизму, порнографией и данными о наркотиках снова не удаляются200 000—500 000 Р800 000—1 000 000 РОт 1/10 до 1/5 годовой выручки, минимум 8 000 000 Р
Владелец сайта не удаляет информацию,
первое нарушение
Штраф для физлиц
50 000—100 000 Р
Штраф для должностных лиц и ИП
200 000—400 000 Р
Штраф для юрлиц
800 000—4 000 000 Р
Сайт не удаляет информацию повторно
Штраф для физлиц
100 000—200 000 Р
Штраф для должностных лиц и ИП
500 000—800 000 Р
Штраф для юрлиц
От 1/20 до 1/10
годовой выручки, минимум 4 000 000 Р
Сайт не удаляет публикации с призывами
к экстремизму, детской порнографией,
информацией о наркотиках
Штраф для физлиц
100 000—200 000 Р
Штраф для должностных лиц и ИП
400 000—800 000 Р
Штраф для юрлиц
3 000 000—8 000 000 Р
Посты с призывами к экстремизму,
порнографией и данными о наркотиках
снова не удаляются
Штраф для физлиц
200 000—500 000 Р
Штраф для должностных лиц и ИП
800 000—1 000 000 Р
Штраф для юрлиц
От 1/10 до 1/5 годовой выручки, минимум 8 000 000 Р

Отдельные штрафы предусмотрены для провайдеров хостинга и операторов связи, которые должны заблокировать доступ к сайту-нарушителю, но не сделали этого.

В любом случае штрафы предусмотрены именно за то, что сайт не удалил противоправный пост или комментарий, а не за то, что вовремя сам его не обнаружил. Многие процедуры все еще непонятны, и теоретически сайт-соцсеть может подождать жалобы или предписания Роскомнадзора — и только тогда принимать решение об удалении публикации с нецензурной бранью.

И эти штрафы точно не касаются обычных пользователей. Их могут заблокировать или предупредить — но именно по этой статье миллионные штрафы любителям выругаться в «Твиттере» не грозят.

Но это не значит, что за мат в соцсетях пользователю ничего не будет.

Когда пользователей могут наказать за мат и оскорбления

В законах нет четкого списка матерных слов. Есть разъяснения, что к ним точно относятся пять всем известных слов на буквы «х», «п», «б», «е», «м», а также их производные. А вот грубые просторечные слова к мату не относятся, но неприличные выражения нельзя публиковать в СМИ.

То есть вставлять в пост резкие словечки для окраски речи формально не запрещено. «Рёваный йод», «жеваный крот», «жоповатое гнидопрохерище» или «шваль» — это не мат. Слова на иностранном языке — тоже.

Но есть случаи, когда дело не в самом факте употребления нецензурных выражений, а в том, что это нарушает чьи-то права.

Мелкое хулиганство. Мат в общественных местах был запрещен и раньше. Но чтобы попасть под статью 20.1 КоАП РФ, нужно не просто публично выругаться, а при этом еще выразить неуважение к обществу. Если человек поскользнулся на льду и выругался — он не хулиган.

Но если опубликовать пост с неприличными — необязательно матерными — выражениями, которые оскорбляют человеческое достоинство и общественную нравственность, можно потерять до 100 000 Р. Это относится и к комментариям в интернете. А если сайт не контролирует неприличные выражения в постах и комментариях — его могут заблокировать.

Оскорбления. Если мат оскорбляет честь и достоинство другого человека, это статья КоАП РФ. И ее, кстати, дополнили в 2021 году. Теперь оскорбление может быть выражено не только словами, а если оно в интернете — штраф будет больше, для физлиц он составит от 5000 до 10 000 Р. Оскорбить можно не только матом, неприличные картинки и жесты тоже считаются. А кроме штрафа придется заплатить еще и компенсацию морального вреда.

Клевета. Мат может сопровождать заведомо ложные сведения, которые порочат чью-то честь, достоинство и репутацию. За публикацию такого поста в интернете можно получить штраф до 1 000 000 Р, причем это уголовная ответственность.

Возбуждение ненависти. Обзывать сотрудников правоохранительных органов и призывать к расправе над членами их семей чревато наказанием по статье 282 УК РФ и реальным сроком лишения свободы. В таких постах может и не быть нецензурных слов — это все равно преступление.

Все оценки нецензурных выражений и неприличной формы — на усмотрение суда. Например, слово «мудак» может не считаться матом, зато будет оскорблением. Можно назвать чиновника вором или убийцей — но если это не доказанный факт, то вполне потянет на клевету. Пост в соцсетях не скроют, зато могут привлечь к ответственности по уголовному кодексу.

Еще есть наказания за оскорбление символов власти, чувств верующих и за распространение фейков. С матом или без — все равно грозят огромные штрафы.

Без примеров не обойтись

Внимание! Ниже будут примеры выражений, которые могут показаться неприятными. Они приведены просто для иллюстрации, никому не адресованы и не имеют скрытого смысла. Если покажется, что картинки что-то означают, это только предположения.

Редакция Т⁠—⁠Ж не пропагандирует употребление бранных слов и призывает всех относиться друг к другу с уважением.

Как материться, чтобы не потерять деньги

Если чувствуете потребность в употреблении нецензурных или бранных слов, их можно вставлять в речь, но так, чтобы это никого не оскорбляло. И так, чтобы не привлекало внимания Роскомнадзора, а по итогам экспертизы не было претензий.

Вот примеры публикаций, которые вряд ли нарушают закон.