Перерасчет за общие ресурсы и проверки счетчиков: Минстрой объяснил изменения в сфере ЖКХ
Ведомство выпустило письмо, где разъяснило важные поправки в законодательстве.
Речь о том, кто и как должен контролировать счетчик на электричество и в каком случае можно получить огромный штраф. А еще — могут ли сантехники с «Авито» поменять счетчик на воду и когда он считается вышедшим из строя.
Расскажем подробнее.
О чем расскажем подробнее
Кто и как должен проверять электросчетчики
Люди часто путаются, кто должен приходить и проверять электросчетчики — то есть устанавливать факт, что они исправны либо что их пора менять. Этим пользуются мошенники: они навязывают дорогостоящие услуги, меняют исправные счетчики, при этом еще и срывают пломбы энергосбытовой компании .
В итоге собственник квартиры несет ненужные траты, а еще может получить штраф от 10 000 до 15 000 ₽ и доначисление платы за коммунальный ресурс в десятикратном размере.
Кроме того, придется пломбировать счетчик по новой.
Житель Московской области попался на такую уловку и заплатил мошенникам за замену рабочего счетчика 3900 ₽. А потом узнал, что через Мосэнергосбыт это стоит вдвое дешевле. В довершение всего жильца обвинили в воровстве электричества, составили акт безучетного потребления, доначислили 6620 ₽ и оштрафовали.
Из-за сильных переживаний у мужчины случился инфаркт, и он умер. Дочь пошла в суд: потребовала признать акт незаконным и обязать энергосбыт выплатить ей компенсацию морального вреда за смерть отца.
Суд признал, что замена счетчика, пусть и без согласования с энергосбытом, еще не означает кражи электричества. Акт судья отменил, но в компенсации морального вреда отказал, поскольку дочь не смогла доказать, что инфаркт отца вызван только действиями Мосэнергосбыта.
Счетчики, которые вышли из строя или у которых истек межповерочный срок, энергетики меняют бесплатно. С 1 июля 2024 года за отдельную плату они будут менять и устанавливать счетчики и в иных случаях .
Не реже чем раз в год энергетики должны проверять счетчики. Вот из чего состоит проверка:
- Визуальный осмотр.
- Проверка схемы соединения прибора, наличия и сохранности пломб.
- Сверка показаний прибора с показаниями в квитанциях.
Проверку может запросить и сам абонент, если заподозрит, что со счетчиком что-то случилось. В таком случае энергетики должны прийти в течение десяти дней.
Но если специалистам дважды не удалось попасть в квартиру или дом для проверки прибора учета, будет считаться, что его вовсе нет. Следующие три месяца начислять будут по нормативу, а потом — по нормативу с коэффициентом 1,5.
Что делать, если пропущен срок поверки водосчетчиков
Водосчетчик считается вышедшим из строя, если на нем сломана пломба, видны следы вмешательства в работу или истек межповерочный интервал .
Жительница Тулы наняла сантехников и заменила счетчик на воду, потому что у старого запотевало стекло. Затем вызвала представителей водоканала для опломбировки прибора.
Те приехали, но после опломбировки составили акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. А позже женщине доначислили за водоснабжение и водоотведение по нормативу 45 650 ₽.
Суд пришел к выводу, что до замены надо было пригласить сотрудника водоканала или УК, чтобы те зафиксировали целостность пломб перед демонтажом счетчика. Акт не отменили, суд только обязал водоканал подкорректировать расчеты исходя из количества проживающих в квартире.
По правилам о неполадках со счетчиком нужно сразу предупредить водоканал и передать его текущие показания, а исправить проблему необходимо в течение месяца. В этот период расход воды и количество сточных вод будут считать по среднесуточному расходу за последние полгода при работавшем приборе .
О планируемом демонтаже счетчика нужно предупредить водоканал не менее чем за два дня. По общему правилу снимать неисправный и ставить новый прибор можно только в присутствии специалистов водоканала. Если вы уведомили о демонтаже, но они не явились — нарушения не будет.
За покупку и замену водосчетчиков собственник жилья платит сам.
Новый прибор нужно опломбировать в водоканале — это бесплатно. Счетчики на воду периодически поверяют — то есть определяют их точность. Обычно это делают раз в 4—6 лет .
Минстрой объяснил, что если пропущен срок поверки, то плату рассчитают по нормативу с применением повышающего коэффициента 10. Но после поверки счетчика потребитель сможет обратиться за перерасчетом и сделать его по разнице показаний.
Правда, нужно доказать исправность прибора учета до и после поверки: пломба должна быть цела, а сам прибор — без следов постороннего вмешательства.
Что такое ежегодный перерасчет платы за общедомовые ресурсы
В 2023 году жители впервые получили квитанции, где по итогам предыдущего года сделан перерасчет за свет, воду и водоотведение, которые были потрачены в 2022 году на нужды всего дома. Например, это освещение лестниц и вода для уборки подъездов. Перерасчеты получились разными: в некоторых домах пришлось доплатить, в других, наоборот, итоговая сумма уменьшилась.
Такое изменение в платежках стало причиной слухов, что с 1 марта 2023 года увеличились тарифы, или же управляющие организации получили право раскидывать долги соседей на всех собственников. На самом деле это не так.
У каждой коммунальной услуги есть норматив — расход ресурса, который определен на уровне региона. Он установлен и для затрат коммунальных ресурсов на содержание общего имущества — КР СОИ.
Например, заранее определено количество воды, которой должно быть достаточно для услуг по содержанию дома: чтобы помыть все подъезды, лифты и технические помещения. Это и есть норматив .
Но бывает расход сверх норматива. Например, летом при подготовке системы отопления сантехники потратили много воды для промывки труб — получился перерасход.
Получается, что собственники весь год платят за КР СОИ по нормативу. Так происходит в многоквартирных домах без общедомовых счетчиков и там, где они есть. Во втором случае собственники получают перерасчет в следующем году — по итогам предыдущего. Если образовался долг, они могут получать доначисление в течение всего года.
Бывают и исключения, когда:
- собственники на общем собрании приняли решение, что станут платить по среднемесячному потреблению ресурса, который затратили в прошлый период. А в конце года УК снимет показания счетчика и доначислит плату либо сделает перерасчет;
- дом оснащен информационно-измерительной системой учета коммунальных ресурсов, которая позволяет снимать показания и измерять объем ресурсов, затраченных на содержание общего имущества. Тода собственники платят ежемесячно за фактическое потребление, и перерасчет им не проводят.
Взимать плату сверх норматива с жильцов раньше было нельзя. Исключение было только для случаев, когда собственники проводят общее собрание и принимают решение о распределении платы за сверхнормативное потребление между собой.
Сейчас порядок доначислений такой. Если по итогам года обнаружится, что жильцы заплатили за меньший объем ресурса, чем потребили, — им доначислят плату в течение следующего года. Если образовалась переплата, последующие платежи уменьшат на ее сумму.
Если общедомовых счетчиков нет, считают по нормативу, без перерасчетов.
Минстрой подчеркнул, что на уровне регионов важно уравнять в правах жильцов домов с общедомовыми счетчиками и без них. Для этого норматив потребления должен быть максимально приближен к реальному .
Что еще почитать по теме:
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga.