Новости
37K

Перерасчет за общие ресурсы и проверки счетчиков: Минстрой объяснил изменения в сфере ЖКХ

22
Перерасчет за общие ресурсы и проверки счетчиков: Минстрой объяснил изменения в сфере ЖКХ
Аватар автора

Ирина Половодова

юрист

Страница автора

Ведомство выпустило письмо, где разъяснило важные поправки в законодательстве.

Речь о том, кто и как должен контролировать счетчик на электричество и в каком случае можно получить огромный штраф. А еще — могут ли сантехники с «Авито» поменять счетчик на воду и когда он считается вышедшим из строя.

Расскажем подробнее.

Кто и как должен проверять электросчетчики

Люди часто путаются, кто должен приходить и проверять электросчетчики — то есть устанавливать факт, что они исправны либо что их пора менять. Этим пользуются мошенники: они навязывают дорогостоящие услуги, меняют исправные счетчики, при этом еще и срывают пломбы энергосбытовой компании  .

В итоге собственник квартиры несет ненужные траты, а еще может получить штраф от 10 000 до 15 000 ₽ и доначисление платы за коммунальный ресурс в десятикратном размере.

Кроме того, придется пломбировать счетчик по новой.

Житель Московской области попался на такую уловку и заплатил мошенникам за замену рабочего счетчика 3900 ₽. А потом узнал, что через Мосэнергосбыт это стоит вдвое дешевле. В довершение всего жильца обвинили в воровстве электричества, составили акт безучетного потребления, доначислили 6620 ₽ и оштрафовали.

Из-за сильных переживаний у мужчины случился инфаркт, и он умер. Дочь пошла в суд: потребовала признать акт незаконным и обязать энергосбыт выплатить ей компенсацию морального вреда за смерть отца.

Суд признал, что замена счетчика, пусть и без согласования с энергосбытом, еще не означает кражи электричества. Акт судья отменил, но в компенсации морального вреда отказал, поскольку дочь не смогла доказать, что инфаркт отца вызван только действиями Мосэнергосбыта.

Счетчики, которые вышли из строя или у которых истек межповерочный срок, энергетики меняют бесплатно. С 1 июля 2024 года за отдельную плату они будут менять и устанавливать счетчики и в иных случаях  .

Не реже чем раз в год энергетики должны проверять счетчики. Вот из чего состоит проверка:

  1. Визуальный осмотр.
  2. Проверка схемы соединения прибора, наличия и сохранности пломб.
  3. Сверка показаний прибора с показаниями в квитанциях.

Проверку может запросить и сам абонент, если заподозрит, что со счетчиком что-то случилось. В таком случае энергетики должны прийти в течение десяти дней.

Но если специалистам дважды не удалось попасть в квартиру или дом для проверки прибора учета, будет считаться, что его вовсе нет. Следующие три месяца начислять будут по нормативу, а потом — по нормативу с коэффициентом 1,5.

Что делать, если пропущен срок поверки водосчетчиков

Водосчетчик считается вышедшим из строя, если на нем сломана пломба, видны следы вмешательства в работу или истек межповерочный интервал  .

Жительница Тулы наняла сантехников и заменила счетчик на воду, потому что у старого запотевало стекло. Затем вызвала представителей водоканала для опломбировки прибора.

Те приехали, но после опломбировки составили акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. А позже женщине доначислили за водоснабжение и водоотведение по нормативу 45 650 ₽.

Суд пришел к выводу, что до замены надо было пригласить сотрудника водоканала или УК, чтобы те зафиксировали целостность пломб перед демонтажом счетчика. Акт не отменили, суд только обязал водоканал подкорректировать расчеты исходя из количества проживающих в квартире.

По правилам о неполадках со счетчиком нужно сразу предупредить водоканал и передать его текущие показания, а исправить проблему необходимо в течение месяца. В этот период расход воды и количество сточных вод будут считать по среднесуточному расходу за последние полгода при работавшем приборе  .

О планируемом демонтаже счетчика нужно предупредить водоканал не менее чем за два дня. По общему правилу снимать неисправный и ставить новый прибор можно только в присутствии специалистов водоканала. Если вы уведомили о демонтаже, но они не явились — нарушения не будет.

За покупку и замену водосчетчиков собственник жилья платит сам.

Новый прибор нужно опломбировать в водоканале — это бесплатно. Счетчики на воду периодически поверяют — то есть определяют их точность. Обычно это делают раз в 4—6 лет  .

Минстрой объяснил, что если пропущен срок поверки, то плату рассчитают по нормативу с применением повышающего коэффициента 10. Но после поверки счетчика потребитель сможет обратиться за перерасчетом и сделать его по разнице показаний.

Правда, нужно доказать исправность прибора учета до и после поверки: пломба должна быть цела, а сам прибор — без следов постороннего вмешательства.

Что такое ежегодный перерасчет платы за общедомовые ресурсы

В 2023 году жители впервые получили квитанции, где по итогам предыдущего года сделан перерасчет за свет, воду и водоотведение, которые были потрачены в 2022 году на нужды всего дома. Например, это освещение лестниц и вода для уборки подъездов. Перерасчеты получились разными: в некоторых домах пришлось доплатить, в других, наоборот, итоговая сумма уменьшилась.

Такое изменение в платежках стало причиной слухов, что с 1 марта 2023 года увеличились тарифы, или же управляющие организации получили право раскидывать долги соседей на всех собственников. На самом деле это не так.

У каждой коммунальной услуги есть норматив — расход ресурса, который определен на уровне региона. Он установлен и для затрат коммунальных ресурсов на содержание общего имущества — КР СОИ.

Например, заранее определено количество воды, которой должно быть достаточно для услуг по содержанию дома: чтобы помыть все подъезды, лифты и технические помещения. Это и есть норматив  .

Так, в Тюменской области в домах с высотой от 10 до 16 этажей норматив на холодную воду — 0,021 м³, горячую — 0,014 м³ за каждый 1 м² общей площади.

Но бывает расход сверх норматива. Например, летом при подготовке системы отопления сантехники потратили много воды для промывки труб — получился перерасход.

Получается, что собственники весь год платят за КР СОИ по нормативу. Так происходит в многоквартирных домах без общедомовых счетчиков и там, где они есть. Во втором случае собственники получают перерасчет в следующем году — по итогам предыдущего. Если образовался долг, они могут получать доначисление в течение всего года.

Бывают и исключения, когда:

  • собственники на общем собрании приняли решение, что станут платить по среднемесячному потреблению ресурса, который затратили в прошлый период. А в конце года УК снимет показания счетчика и доначислит плату либо сделает перерасчет;
  • дом оснащен информационно-измерительной системой учета коммунальных ресурсов, которая позволяет снимать показания и измерять объем ресурсов, затраченных на содержание общего имущества. Тода собственники платят ежемесячно за фактическое потребление, и перерасчет им не проводят.

Взимать плату сверх норматива с жильцов раньше было нельзя. Исключение было только для случаев, когда собственники проводят общее собрание и принимают решение о распределении платы за сверхнормативное потребление между собой.

Сейчас порядок доначислений такой. Если по итогам года обнаружится, что жильцы заплатили за меньший объем ресурса, чем потребили, — им доначислят плату в течение следующего года. Если образовалась переплата, последующие платежи уменьшат на ее сумму.

Если общедомовых счетчиков нет, считают по нормативу, без перерасчетов.

Минстрой подчеркнул, что на уровне регионов важно уравнять в правах жильцов домов с общедомовыми счетчиками и без них. Для этого норматив потребления должен быть максимально приближен к реальному  .

Что еще почитать по теме:

Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga.

Ирина ПоловодоваСталкивались с похожими ситуациями? Расскажите о своем опыте:
  • Воинствующий котеистГде-то в 2014-15 звонили якобы из МФЦ и с угрозами требовали срочно заменить счётчики за многоденяк, но у нас на руках были все официальные документы о поверке с указанием следующей даты, поэтому звонивший был послан. Учим своих бабушек не говорить с такими персонажами и бросать трубки. И картинка редактору:7
  • alena_lanskayaУ моей мамы в квартире любопытная история со счетчиками. Пришел срок поверки счетчиков воды, я вызвала аккредитованную компанию, провела поверку, далее в соответствии с постановлением 354 через ГИС ЖКХ отправила в УК заявление о проведенной поверке с датой и временем когда они могут прийти. Они мне в ответ - вы должны отправить документы в Мособлеирц (это расчетный центр в МО). Каким боком сюда ЕРЦ вообще непонятно. Согласно постановления, если УК не является по заявлению и не предлагает другую дату - счетчики считаются введенным. Вот подожду начислений за март, посмотрим как эта норма работает.1
  • Alexanderбыла ситуация когда во время капремонта в исправный счётчик которому пара лет прилетел кусок ржавчины пробил фильтр ГО и заблокировал крыльчатку при этом сам счётчик крутился как бешеный. УК пошла навстречу и проблему признала, счётчик был заменён по старым показаниям. Вот интересно что бы было если бы УК навстречу не пошла, оплачивать 800+ кубов?5
  • Понедельникв каждом городе свои порядки с ЖКХ. В Сочи, например, можно самостоятельно менять счетчик, с водоканала рекомендуют так делать, потому что их мастера долго не приезжают на замену, не хватает специалистов. А потом в течение месяца приезжают пломбировать и все ок4
  • Karl HungusИра, проверка и поверка все же разные вещи1
  • НеОнСрок поверки истек еще летом. Было лень и некогда заниматься этими поверками. Когда начисляли по нормативу, решил что уж лучше сделать поверку. Сделали, все прошло быстро. Но что самое приятное - перерасчет сделали автоматически. Теперь в квитанции переплата потихоньку расходуется. Я очень дико удивлен что не пришлось никуда ходить писать тупые заявления с просьбой о перерасчете. Всегда бы так!7
  • Hey_sister, go_sisterТоже расскажу историю о ЖКХ. Получилось так, что у нас поменялась форма управления домом, а мы не сориентировались и не подавали показания счетчиков воды. Потому что никто ж не проживает, потребление нулевое и раньше показания снимала УК (счетчики в общем холле, доступ свободный). В общем, начали нам начислять "по нормативам" и присылать квитанции по 700 р в месяц. В FAQ на сайте: "идите акт составляйте, может, УК сделает". УК мой запрос вежливо проигнорировала. Я написала простое письмо в Мосводоканал и объяснила ситуацию человеческими словами. Два месяца была тишина. И - о чудо! - вчера пришел ответ, что долг снят. ЖКХ с человеческим лицом, это потрясающе.3
  • Mio moi MioAlexander, нет, у нас счётчик бешено накрутил на 999999 - ну на максимум короче. Составили акт о поломке, с момента последней передачи до починки-оплатили по средним показаниям, которые передавали ранее (не норматив, а наши средние). Передавайте показания вовремя.2
  • Александра СеменоваЭто просто катастрофа. Примерно в начале августа 2022 года, пока я была на работе, дома что-то случилось. То ли выбило пробки, то ли отключали свет — не знаю, но время на духовке и будильнике было сброшено, как после выключения и включения в розетку. Через пару дней я заметила, что на счётчике не отображаются показания. Сам он работает, диод горит, но вот на экране — ничего. Послушав приятеля и поверив, что дело серьёзное, я стала звонить в Мосэнергосбыт. Спустя несколько попыток и 10 минут на линии, оператор ответил, зарегистрировал мою заявку и сообщил, что счётчик заменят в течение полугода. Я опешила, но решила, что это может произойти и быстрее... наивная. Спустя несколько месяцев, счётчик заработал сам. Уж не знаю, что где у него переклинио, но он снова стал исправно отображать показания, с учётом пропущенных месяцев; то есть, всё это время он нормально работал, считал киловатты, просто секретничал. Естественно, я кинулась писать в поддержку Мосэнергосбыта. Естественно, это было бесполезно. Спустя несколько попыток и 10 минут на линии, милая девушка ответила, что мне надо "вызвать какого-нибудь электрика за свой счёт, чтоб он посмотрел на счётчик и выдал (!) какую-нибудь бумажку", которую потом я смогу приложить к заявлению на закрытие заявки и отвезти в какой-то специальный отдел по нашему району. Альтернативный вариант был следующим: дождаться, пока товарищ из Мосэнергосбыта придёт менять счётчик, и увидит, что он рабочий — в таком случае, заявку можно будет закрыть. *** Прошло уже больше полугода, я всё так же не могу передавать показания. Всё так же не могу дозвониться до сотрудников Того Самого отделения по району, чтобы уточнить: какую именно "бумажку" они у меня примут, и в какое время мне её привезти? График работы там не один, и расписан по отделам. Куда надо мне? Я не знаю. Как быть уверенной, что моё заявление и "бумажка" будут достаточными основаниями — неясно. Будет ли перерасчёт начислений за всё это время — загадка. Я очень устала, и не понимаю, как же мне уже просто достучаться до этого Мосэнергосбыта, если обращения в службу поддержки игнорируются, а дозвониться туда можно только чудом3
  • МостоваяAnton, в декабре 22 года повысились тарифы + видимо, вам сделали доначисление как раз по одному из пунктов в этой статье0
  • Александра, мосру, жалоба, жилищное и коммунальное хозяйство, начальнику повыше должностью..0
  • Vadim RybalkoЗаменил оба счётчика после того, как поверка показала неисправность одного из двух. Заодно поставил контроллер Saures для дистанционного снятия показаний, ибо общедомовую АСКУЭ поломали с год назад и чинить не собираются. Водой занимается УК напрямую, не стали кошмарить, просто сказали после окончания работ звякнуть инженеру для опломбировки новых. На всякий случай закрепил договорённости через e-mail и сделал всё необходимое, инженер даже не стал пломбировать, а списал серийники пломб, которые установила монтажная организация и дал акт.0
  • user2504487Не, добрый день! Могу я поинтересоваться, где Вы живете: в каком регионе ЖКХ все делает по закону? Я проживаю в Свердловской области - в перерачете отказали.0
  • НеОнuser2504487, , Башкортостан . Но не все и не всё делают как надо. Много бюрократии, но вот конкретно в этой ситуации внезапно очень повезло.0
  • Альбина RainПришла квитанцияна октябрь, в которой расход воды на одн по сумме в 100 раз превышает "норматив". Отличный закон придумали, теперь можно вешать на нормальных жильцов все недостачи,и пойди докажи что это не так,ведь все"законно". Просто наш дом потребил в 100 раз больше воды чем по "нормативам". Это такая дичь. Буду писать во все инстанции, и не заплачу ни копейки пока не получу ответ,откуда взялись все эти цифры. Просто так к новому году управляющая компания сдирает с каждого дома по мульту рублей.0
  • Леонтий Смугловaist, счётчик может менять сам собственник, главное чтобы были нужные компетенции. Поэтому и разрешают менять счётчики. Главное после установки сразу же уведомить УК или РСО, чтобы ввели в эксплуатацию. Они могут побычить, но не поддавайтесь. Лучше всего заснять смену счётчика на видео, чтобы было четко видно номер, пломба.0
  • Юрий Павловя про перерасчет воду летом берут на цветы полив . промывают трубы. на мытье подъездов ( хотя не разу не видел) и как ее воду слить в канализацию . что удивительно в графе водоотведение сумма внушительная0
  • Владимир ЛоктевДоначисления приходят второй раз за май и июнь 2024 за одн0
  • user3393050Опыт у нас горький.К счетчику од видимо свободный доступ.УК вроде не при делах.подключайся кто хочет.В результате за 2023 год на наш дом повесили 480000 долга э-ва на обще домов нужды.И что нам делать?Теперь выставляют каждый месяц от 500-700 руб.я думаю хороший выход для бездеятеьных управляющих-за все платят граждане.а они только деньги собирают.Кто должен отвечать за счетчик.за его недоступность.за контроль...тоже граждане.а где УК.Происходит это в Кубинке на ул.Армейской дом № 6.0