Как передавать показания счетчиков, чтобы ничего не перепутать

38
Аватар автора

Илья

спросил в Сообществе

Я каждый месяц передаю показания счетчиков на воду и электричество по смс. Однажды вместо трех цифр случайно написал четыре — получилось 2344 кубометра воды, а не 234, как должно было. Пришел огромный счет — пришлось доказывать, что это ошибка.

Есть ли способ передавать показания счетчиков, чтобы застраховаться от таких проблем?

Аватар автора

Андрей Ненастьев

электромонтер

Страница автора

Илья, стопроцентную гарантию от ошибок дадут только счетчики с автоматической передачей показаний. Если стоят такие, жильцам не нужно каждый месяц вручную списывать цифры. Но есть и другие способы передавать показания, которые надежнее и удобнее смс.

Когда и зачем передавать показания

В законе нет прямой обязанности жильцов передавать показания счетчиков. Говорится только о том, что поставщик энергоресурсов или управляющая компания обязаны учитывать показания, чтобы рассчитать стоимость услуг.

Но в то же время по закону, если потребитель не передаст показания счетчиков, для расчета сначала возьмут среднемесячный расход за предыдущие полгода, а через три месяца считать будут уже по нормативу. Как правило, нормативный расчет менее выгоден, чем оплата по счетчику.

Всегда можно вернуться к передаче показаний. Если, например, передать показания сразу за три-четыре месяца, то сделают перерасчет: в очередной платежке прибавят или убавят сумму платежа с учетом реального расхода воды, газа или электричества.

Если не передавать показания, это сказывается на платежках соседей. Например, плата за освещение мест общего пользования — подъездов и подвалов — рассчитывается с учетом показаний всех электросчетчиков в квартирах. УК берет показание общедомового счетчика, суммирует показания всех квартирных и выводит разницу. Сумму делят на все квартиры и указывают в квитанциях. Если кто-то не передал показания, сумма платежа у других собственников может как увеличиться, так и уменьшиться.

В законе сказано, что управляющая организация принимает показания индивидуальных счетчиков не позднее 25 числа каждого месяца. Часто УК, ТСЖ или поставщик ресурсов устанавливают свой срок передачи показаний — например, с 15 по 20 число каждого месяца. А могут принимать целую половину месяца, и даже после 25 числа. Это не влияет на стоимость ресурсов.

Рассылка Т—Ж о квартирах и домах
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

Как правильно списать показания счетчика

Цифры на счетчиках бывают черные и красные. Иногда они разделены запятой, но это не обязательно. Красные цифры расположены справа, они не имеют значения для расчета платы, поэтому передавать их не нужно. Берут только те, что слева, то есть черные.

Этот водный счетчик насчитал 363 кубометров и 692 литра. Литры не учитываются, передавать надо только 363
Этот водный счетчик насчитал 363 кубометров и 692 литра. Литры не учитываются, передавать надо только 363
А этот газовый счетчик показывает расход 118 м³ — эту цифру и надо передавать. Красные цифры 965 не берут
А этот газовый счетчик показывает расход 118 м³ — эту цифру и надо передавать. Красные цифры 965 не берут

Будьте внимательны: если передать помимо черных еще и красные цифры, расход получится огромным.

Например, на счетчике воды показания 234,567, а предыдущие показания были 220,134. Если передать все правильно, расход воды будет: 234 − 220 = 14 м³. Предположим, кубометр стоит 40 ₽, тогда к оплате будет 560 ₽.

А теперь передадим показания с ошибкой — 2345, захватим одну цифру после запятой. Получим расход воды: 2345 − 220 = 2125 м³. Счет придет на 85 000 ₽.

Большинство управляющих организаций не проверяют платежки, все считается автоматически. Поэтому придется идти в УК или ТСЖ и доказывать, что произошла ошибка. Или же месяц ходить в должниках, а потом передать данные правильно, и не факт, что со стороны УК не возникнет вопросов, что такое происходит.

Когда показания счетчиков вводят, например, в форму на сайте, иногда требуется указать нули перед реальным расходом. Это нормально: форма предполагает ввод пяти цифр, а счетчик новый и показывает, скажем, 00134. Надо ввести именно 00134. В других случаях система примет и просто 134. Это ни на что не влияет.

Как передавать показания

Есть несколько способов:

  1. по телефону;
  2. по смс;
  3. по электронной почте;
  4. на сайте поставщика;
  5. через городской сайт или ГИС ЖКХ;
  6. через соцсети;
  7. лично;
  8. автоматически.

Расскажу про каждый из них подробнее.

По телефону

Такой способ до сих пор практикуется — им часто пользуются пенсионеры. Жители звонят на номер снабжающей организации или УК и диктуют адрес и цифры. Например:

  • Ленина, 11. Горячая — 115, холодная — 243, свет — 1765.

Это не самый лучший способ передавать показания: велика вероятность ошибки. Например, оператор может неверно расслышать цифру или неправильно ее записать.

Еще, чтобы сэкономить на сотрудниках, УК и ТСЖ иногда держат телефоны без оператора. Передавать показания нужно на автоответчик или общаться с голосовым роботом. Каждый раз непонятно, поймет ли цифры тот, кто будет потом прослушивать запись.

Кроме того, по телефонам для передачи показаний обычно сложно дозвониться.

По смс

Смс отправляют на специальные номера в жестко заданном формате. Например, так:

  • 121435345 ХВС1 356 ГВС1 223 ХВС2 256 ГВС2 223 ЭЛ 1567.

В примере 121435345 — номер лицевого счета абонента, следом — показания четырех счетчиков на воду и одного на электричество.

Организации ЖКХ обрабатывают такие сообщения вручную или автоматически. В последнем случае вероятность ошибки у принимающей стороны исключена. Но ошибиться может сам жилец — так случилось у вас. Так что этот способ передачи показаний я тоже не рекомендую.

По электронной почте

Показания можно передать обычным электронным письмом. Иногда коммунальные организации требуют придерживаться определенного формата, а иногда принимают показания в произвольной форме. Вот как это может выглядеть:

  • Ленина, 11, л/с 121435345, абонент Петров Иван Ильич:
    горячая 115;
    холодная 243;
    свет 1765.

На сайте поставщика

Это один из самых удобных способов. Сначала нужно зарегистрироваться в личном кабинете абонента на сайте поставщика ресурсов или УК, а потом через него каждый месяц передавать показания счетчиков.

В личном кабинете видны все предыдущие начисления и показания — будет сложно ошибиться в количестве и порядке цифр.

Так выглядит личный кабинет на сайте Мосэнергосбыта: видно сумму задолженности, если она есть, и показания за предыдущие месяцы. 13 августа передать показания невозможно — нужно ждать 15 числа
Так выглядит личный кабинет на сайте Мосэнергосбыта: видно сумму задолженности, если она есть, и показания за предыдущие месяцы. 13 августа передать показания невозможно — нужно ждать 15 числа
Это форма передачи показаний счетчиков на сайте Северной сбытовой компании
Это форма передачи показаний счетчиков на сайте Северной сбытовой компании
У некоторых поставщиков после ввода показаний автоматически рассчитывается сумма очередного платежа
У некоторых поставщиков после ввода показаний автоматически рассчитывается сумма очередного платежа

Через «Мос-ру» или ГИС ЖКХ

В крупных городах показания счетчиков иногда принимают через городские сайты. Так, например, сделано в Москве: передать показания счетчиков можно через «Мос-ру».

Это удобно: не нужно ходить по сайтам разных компаний, чтобы ввести показания по воде и электричеству, — все в одном месте.

Так выглядит передача показаний электросчетчика на «Мос⁠-⁠ру»
Так выглядит передача показаний электросчетчика на «Мос⁠-⁠ру»

Подобная система работает для любого города на сайте ГИС ЖКХ. Вход на портал — через госуслуги. Затем нужно один раз указать свой адрес и подключить лицевые счета. После этого станет доступна передача показаний счетчиков и оплата ЖКУ без комиссии.

Это в идеале. А на практике все может быть по-другому.

ГИС ЖКХ не всегда находит действующие лицевые счета: нельзя ни передать показания, ни оплатить услуги
ГИС ЖКХ не всегда находит действующие лицевые счета: нельзя ни передать показания, ни оплатить услуги

Через соцсети

В официальных группах организаций ЖКХ в соцсетях бывают формы приема показаний счетчиков. Они похожи на те, что есть в личных кабинетах на сайтах этих организаций. Иногда там тоже отображаются предыдущие показания — это зависит от продвинутости компании.

Передавать показания через соцсети удобно, если собственник квартиры проводит там много времени и редко пользуется браузером. Приложения соцсетей отлично адаптированы для смартфонов, а сайты некоторых организаций ЖКХ с них смотреть тяжело.

Приложение для соцсетей Северной сбытовой компании не требует вводить логин и пароль, но придется каждый раз вводить номер лицевого счета
Приложение для соцсетей Северной сбытовой компании не требует вводить логин и пароль, но придется каждый раз вводить номер лицевого счета

Лично

Это самый старый способ передачи показаний. Цифры со счетчиков записывают на листок, на нем же пишут номер лицевого счета или адрес, а затем несут этот листок в специальный ящик. Ящик устанавливает УК или ТСЖ. Вынимает бумажки мастер домоуправления. Если в доме есть совет или старшие по подъездам, то иногда этим занимаются они.

Такие же ящики ставят в домоуправлениях и других коммунальных организациях: можно прийти к ним в офис и оставить листочки там.

Вероятность ошибиться или потерять показания большая: жилец может неправильно записать показания, а оператор в УК — неправильно их списать. Бывает, ящики ломают хулиганы или засовывают внутрь горящие спички. Некоторые бумажки при выемке застревают и остаются в ящике.

Ящики ставят в подъездах и офисах УК. Источник: сайт управляющей компании ООО «Чистый город»
Ящики ставят в подъездах и офисах УК. Источник: сайт управляющей компании ООО «Чистый город»

Автоматически

В новостройках часто ставят счетчики, которые умеют сами передавать показания в управляющую компанию. Жильцам не нужно ничего переписывать и куда-либо переправлять.

Установить такие счетчики в старом жилом фонде сложно: нужно договариваться с УК, у которой должны быть программы и оборудование для приема данных. Если ничего этого нет, умные счетчики не поставить.

К счетчикам с автоматической передачей показаний идут дополнительные провода. Источник: сайт Обручевского муниципального округа Москвы
К счетчикам с автоматической передачей показаний идут дополнительные провода. Источник: сайт Обручевского муниципального округа Москвы

Что в итоге

Надежнее всего передавать показания через личный кабинет на сайте поставщика услуг или городском сайте, если в вашем городе такой есть. Скорее всего, там будут видны предыдущие показания, не нужно будет каждый раз вводить номер лицевого счета, адрес и другие данные.

На этих же сайтах, как правило, можно сразу оплатить услуги без комиссии. А если все-таки произошла ошибка, то в личном кабинете есть формы для жалоб и обращений.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Однажды в магазине я взял товар с полки, который как оказалось потом стоял не на своём месте, и и который стоил в несколько раз дороже, чем цена на ценнике.
Нужна статья, в которой расскажут: Есть ли способ покупать в магазине, чтобы застраховаться от таких проблем?

12

Игорь, это уже проблемы магазина. Однажды мне так фен пытались втюхать.

0
0

А как же передача показаний при оплате через Сбербанк онлайн? Это и есть самый простой вариант. Кстати не оплачиваю жкх с карты тинькофф блэк как раз потому, что нельзя передать показания счётчиков 🤷🏻‍♀️

9

Светлана, Сбер за всё берёт комиссию и не начисляет кешбек за оплату квитанций и налогов, поэтому платить сбером, как-то не хочется.

4
Удалённый пользователь

Игорь, а какой банк начисляет кэшбэк за оплату квитанций жкх? Банк Тинькофф почему то мне не начисляет.

4

Кэтти, альфа начисляет кешбек на все квитанции, кроме епд. Но у них епд без комиссии и за это спасибо.

3
Герой

Кэтти, citi

2

Кэтти, МКБ за оплату ЕПД дает 1% от суммы в виде баллов, которые можно перевести в рубли

0

Игорь, согласна, правда комиссий у меня нет при оплате жкх. Сбер использую только для этой цели. Насчёт кешбэка - ну какой он там будет с этих сумм, я готова им поступиться ради возможности не звонить и не писать никуда для передачи показаний счётчиков.

1
Герой

Игорь, ВТБ не берет комиссию за ЖКУ при оплате его картой МИР в банкоматах. Зато ВТБ берет 78% комиссионных за оплату ЖКУ через кассу ВТБ и объясняет это разрешением ЦБ РФ. Как Вам такое?

0

Светлана, очень даже можно. Показания пишутся в раздел "комментарий" . Отлично работает. Всегда так передаю.

1

Matilda, спасибо, не знала, попробую 🙏🏻

0

Светлана, привет из 2023 года, проблема та же. По одним поставщикам передать показания можно (в разделе комментарий), а по другим нет. А того же альфа банка более функционально приложение в этом отношении.

0

Светлана, Я уж лучше через «Тинькофф» заведу туда деньги.

0

Светлана, если вы передадите показания в личном кабинете Мосэнергосбыта, то сумма оплаты сразу же появится в вашем личном кабинете Тинькофф-Банка. Можете оплатить сразу без комиссии. Операция по оплате мгновенно отразится в вашем личном кабинете Мосэнергосбыта с пометкой "в обработке". Может быть, в Сбере то же самое?

0

Galina, очень сложно)) к тому же я живу не в Москве. В сбере - сканируешь qr код, или просто находишь предыдущий платёж и жмёшь «повторить», там сразу и рассчитанная сумма к оплате, и окошко для актуальных показаний счётчиков). Буквально две секунды на все про все. Вот этим и нравится

1

Светлана, А у нас в Курске для водоканала окон нет. Квитанцию заполнить не вариант.

0
0
Автор

+6

"ГИС ЖКХ не всегда находит действующие лицевые счета: нельзя ни передать показания, ни оплатить услуги" - это возможно только в одном случае: если управляющая компания не завела лицевые счета. Сама по себе система изначально пустая, все лицевые счета, приборы учета и т.д. загружают управляшки. Лечится обращением.

3
Автор

+6

хотя что это я, речь же про активные ЛС. самая частая причина, почему ЛС стал неактивным, - это договор управления в его основании кончился по сроку действия, а новый договор управляшка не загрузила. и выходит, что лицевой счет есть, а основание у него уже недействительное. но лечится все так же обращением в управляшку)

1
0

Один раз ввел неверные показания за воду в приложении. Написал в поддержку,объяснили,как исправить/отменить через смс. Вопрос решен.
А как так умудриться и получить счёт ,как за бассейн...ну...

2
0

Не поняла в чем проблема? Тоже как-то раз неправильно в Сбере указала показания воды. Позвонила в Водоканал, без проблем всё исправили

2

Дмитрий, не умные, а нищие

2
0

Ага! Как же!
Купил квартиру, Мосэнерго перепутала и полгода передаёт мои показания соседям и наоборот, написал сразу несколько претензий и обращался лично, писал в Роспотребнадзор (открестились вообще) и Жилинспекцию, всё тянут сроки и уже более 2 месяцев не дают письменные ответы.
Хочу идти дальше в прокуратуру, но жду хотя бы одного ответа для основы. По итогам готов статью написать в журнал, но сначала разделаюсь с этим нарисованным долгом в 11 тысяч с первого месяца владения квартирой 😎

>>стопроцентную гарантию от ошибок дадут только счетчики с автоматической передачей показаний.

1

A, вот уж точно с этой автоматической передачей будешь платить «за того или другого дядю»! И знать не будешь за что....

1

A, Эт фигня. Мне счетчики на газ к Л/С год крепили. И долг в сумме 13200 повесили.

0

Виталий, мне долг 11 тысяч сразу повесили, успех! 😁

0

A, добрый день. Я официальный представитель АО "Мосэнергосбыт". Для уточнения информации по Вашему вопросу просьба сообщить номер лицевого счёта и контактный номер телефона. Информацию можно прислать в личные сообщения официальных групп АО «Мосэнергосбыт»: Вконтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram и пр. (со ссылкой на данный комментарий).

0

Светослав, 41406-096-53
В соц. сетях меня нет.

Обращение от 25.09.2020 только зарегистрировано 19.10.2020, а ещё 30 дней минимум рассматривать, в общем ответа мне за 2 месяца так и не дали, хотя часть претензий числится выполненными без ответа мне.

А про долг уведомление из приложения каждый день приходит.

0
0

Я пенсионер. Передавать показания электросчетчиков в банке- это дополнительная оплата за услуги, за год не так уж мало. Пробовала передать по телефону- непонятно как передавать, то слышит плохо и просит передать без посторонних шумов...вышла на сайт- сведения по счетчикам по воде передала, а сведения по электроэнергии где брать- не знаю. Счетчики установили электронные, мастер при установке говорил, что сведения будут передаваться без участия квартиросъемщика....Почему никто не объяснит, как это все работает, какие показания брать...безобразие!!!! а вовремя не передашь, расчет ведет по среднему. Наверно кому-то это выгодно

1
0

Вообще все это лишние нагрузки на людей и очень затруднительно. Даже отнесешь - передашь и то присылают словно никто и ничего не передавал.

1
0
Отредактировано

НЕ СОЧТИТЕ ЗА РЕКЛАМУ! ДАЖЕ В СТАРЫЙ ФОНД ВСЕ ПОСТАВИТЬ МОЖНО! Было бы желание либо у хозяина квартиры, либо у управляшки.
Чтобы не ошибаться, почти все ваши способы решает (и даже расширяет функционал до сигнализации тех же протечек) контроллер отечественной разработки Saures. Показания воды в систему учета Москвы вообще передает автоматически, мне приходят только извещения (подтверждения), что данные ушли по назначению. Электроэнергию просто получаю на почту.
Если УК принимает показания по электронной почте, то система сама будет отсылать показания на требуемый адрес, формат письма задаете сами.
На свободные входы контроллера подцепил датчики протечки, тоже полезный функционал.
Если у кому надо - подключите датчики температуры или давления.
Самый большой плюс - контроллер работает от литиевых батарей, никаких 220 не надо.
А если у кого дом вне возможности подключить интернет (у меня это гараж) - ставим контроллер с технологией NBiOT (работает на сетях МТС, трафик примерно на 6 лет включен в стоимость контроллера.

0
0

Это гдей то передают показания индивидуальных счетчиков электроэнергии в УК, а общедомовые за электричество рассчитывают по алгоритму как в статье? Что за дурь? У каждого собственника есть отдельный договор с электроснабжающей организацией и ни какого УК там «там и рядом не лежало»!

0
0

"Например, плата за освещение мест общего пользования — подъездов и подвалов — рассчитывается с учетом показаний всех электросчетчиков в квартирах. УК берет показание общедомового счетчика, суммирует показания всех квартирных и выводит разницу. Сумму делят на все квартиры и указывают в квитанциях." - это хотелки ресурсоснабжающей компании и УК, ни кто после оптимизации персонала не хочет ходить и проверять правильность показаний приборов учета. По этому поводу конкретно сказано в законодательстве, что для такого способа расчета требуется.

0
0

Не подавала счётчик несколько месяцев и выставляли счёт автоматом (по 100кв). В итоге, когда посмотрела счётчик, то несколько месяцев стала ставить в личном кабинете 1кв чтобы дойти до цифры в приложении. В самой ук пересчёт делать отказались

0

★, нужно было обратиться не в УК, а в саму организацию Энергосбыт. Лучше всего передать показания онлайн из личного кабинета. Они сразу делают корректировку.

0
0

Уважаемый автор, Андрей, и читающие статью! Если вы как потребитель электроэнергии (ЭЭ) имеете прямой договор с поставщиком услуг - энергосбытовой организацией (ЭСО), а в моем случае это АО "Мосэнергосбыт" и обычная квартира, то ВНИМАТЕЛЬНО надо сначала читать договор энергоснабжения (ЭС), но с учетом ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (в последней текущей редакции). Согласно п. своего договора я, как потребитель, могу САМОСТОЯТЕЛЬНО оплачивать услуги ЭС, сняв самостоятельно показания ИПУ (индивидуальный прибор учета, т.е. счетчик), вычислить факт потребления ЭЭ по зонам суток (у нас 3-тарифный ИПУ и учет с 2012 г.), рассчитать стоимость услуг ЭС и ЭЭ согласно действующим тарифам на ЭЭ и оплатить через банк БЕЗ передачи показаний ИПУ в ЭСО. Данный вид исполнения договора ЭС не противоречит ПП РФ от 06.05.2011 N 354, в котором передача показаний за ЛЮБОЙ вид коммунального ресурса отнесена к ПРАВУ потребителя, а не к его ОБЯЗАННОСТИ. И любые потуги ресурсоснабжающих организаций меня к этому обязать - оканчиваются для них плачевно. Поэтому вывод - меньше читайте мнения и комментарии, а найдите время и приложите усилия прочитать внимательно Договор (первый документ в гражданско-правовых взаимоотношениях) и нормативные акты и законодательство в сфере ЖКХ.
P.S. Я не юрист по образованию и по работе, просто - неплохой инженер-строитель! :)

0
0

Совершенно неправильные советы.
Показания водосчетчиков в многоквартирных домах нужно передавать как можно точнее, включая три цифры после запятой. Если округлять, то сумма переданных показаний по всем квартирам не совпадет с показаниями общедомового счетчика, и, как правило, будет меньше. Разницу поставщик услуг разбросает по всем квартирам пропорционально площади квартир и жильцы все равно оплатят эти округленные значения, но только не по фактическим расходам, а по расчетным. Самое интересное, что в следующем месяце вы второй раз оплатите эти округления, т.к. вам посчитают расход не считая уже оплаченных литров, а с тех целых кубов, что вы заявили прошлый раз. В следующем месяце опять всё повторится.
Если сложить все платежи, к примеру, за год, по всем квартирам и сравнить с суммой согласно показаниям общедомового счетчика, то вы увидите, что жильцы в сумме заплатили гораздо больше, чем требуется по показаниям общедомового счетчика.
Такая система выгодна поставщикам услуг.
Если у Вас частный дом или что другое, то считайте и подавайте как хотите, у Вас один счетчик, и всё, что он насчитает, Вы всё равно когда-то оплатите один раз..

0

Сообщество