Есть ли будущее у «Мостотреста» после Крымского моста
Новости
12K

Есть ли будущее у «Мостотреста» после Крымского моста

8
Аватар автора

Михаил Болдов

частный инвестор

Страница автора

«Мостотрест» — лидер на рынке строительства транспортной инфраструктуры в России. Компания подвела финансовые итоги 2019 года и опубликовала на своем сайте консолидированный финансовый отчет.

Компания не так давно завершила сразу несколько крупных проектов, самый масштабный и известный из которых, несомненно, Крымский мост, соединяющий Таманский полуостров в Краснодарском крае с Керченским полуостровом в Крыму.

Из-за завершения крупных проектов снизились финансовые показатели компании. Выручка упала до шестилетнего минимума, а чистая прибыль и вовсе оказалась самой низкой в истории. В этой статье — о том, что пошло не так и стоит ли ждать возврата к прежним результатам.

Динамика ключевых финансовых показателей

Около 80% выручки «Мостотресту» приносит строительство автомобильных дорог и мостов. В 2019 году выручка компании снизилась на 31% относительно 2018 года: с 206,3 до 142,6 млрд рублей. Причина — завершение крупных строек, которым не нашлось адекватной замены по размеру денежного вознаграждения.

При этом в 2019 году «Мостотрест» выиграл 3 из 5 крупнейших строительных тендеров, проходивших в России:

  1. Строительство участка дороги Северо-Восточной хорды от Дмитровского до Ярославского шоссе протяженностью 17,9 км. Стоимость проекта оценивается в 52 млрд рублей.
  2. Реконструкция и строительство магистральной дороги М1, соединяющей Москву с границей Беларуси. Проект оценивается в 31 млрд рублей.
  3. Строительство участка автодороги М5 «Урал» с мостом через реку Москва. Стоимость проекта — 25,2 млрд рублей.

В результате компании удалось нарастить бэклог — оценочную стоимость будущих работ по действующим строительным договорам — на 2%, до 280,4 млрд рублей. Но это все еще значительно меньше, чем на пике 2016 года, когда бэклог компании составлял 419 млрд рублей.

Источник: пресс-релиз «Мостотреста» по итогам 2019 года

Сокращение объемов строительных работ привело к существенному снижению себестоимости продаж — на 32%, до 124,4 млрд рублей, — из-за снижения затрат на стройматериалы и услуги субподрядчиков. Административные расходы выросли на 4% — до 11,3 млрд рублей — за счет роста зарплат работников компании.

В результате операционная прибыль упала за год на 44% — до 5 млрд рублей, а чистая прибыль сократилась на 70% — до 0,5 млрд рублей. Это худший результат в публичной истории «Мостотреста».

Источник: финансовые отчеты «Мостотреста»

Балансовые показатели

Активы «Мостотреста» выросли на 7% — до 169,2 млрд рублей — рекордное для компании значение. Основная причина — сумма на счетах компании увеличилась, в том числе благодаря деньгам, полученным от государственных заказчиков на строительство важных инфраструктурных объектов. Государственные деньги хранятся на специальных счетах и подлежат особому регулированию со стороны госорганов и контролю за целевым использованием.

Собственный капитал компании снизился на 30% — до многолетнего минимума в 18,9 млрд рублей — за счет сокращения нераспределенной прибыли на 39%, до 11,1 млрд рублей. Обязательства выросли на 14%, достигнув максимального уровня в 150,3 млрд рублей, — против 131,8 млрд рублей в 2018 году. Основной причиной роста обязательств стало увеличение суммы долгосрочных кредитов и займов в 6 раз — до 45,6 млрд рублей.

Источник: финансовые отчеты «Мостотреста»

Реорганизация

Аркадий Ротенберг через подконтрольные ему компании владеет 94,2% акций «Мостотреста». Ротенберг договорился с госкорпорацией «ВЭБ.РФ» о создании совместного предприятия, которое будет заниматься строительством крупных инфраструктурных объектов в рамках реализации программы национальных проектов.

В рамках сделки планируется выделить из «Мостотреста» ряд активов, которые затем интегрируют в новое совместное предприятие.

18 мая акционеры «Мостотреста» рассмотрят вопрос реорганизации общества и выделения из него акционерного общества «Дороги и мосты». Тем акционерам, кто не примет участия в голосовании или проголосует против реорганизации, предложат воспользоваться правом выкупа обыкновенных акций по цене 220,44 ₽. В настоящий момент акции торгуются на Московской бирже примерно по 153—154 ₽ за штуку. На разнице в цене сыграть уже не получится: предъявить акции к выкупу смогут те, кто купил их до 20 марта 2020 года.

За акцию «Мостотреста» акционер получит акцию АО «Дороги и мосты», кроме тех, что предъявят к выкупу.

Что в итоге

2019 год оказался худшим у «Мостотреста» с точки зрения финансовых результатов из-за того, что сразу несколько масштабных проектов вошли в завершающую стадию строительства. В прошлом году компании удалось выиграть 3 крупных тендера на строительство инфраструктурных объектов, но заказы пришли преимущественно во 2 полугодии 2019 года и не смогли оказать существенного влияния на итоговые финансовые показатели.

Реорганизация компании в рамках создания совместного с ВЭБ.РФ строительного инфраструктурного холдинга добавляет неопределенности и несет дополнительные риски. Есть несколько вопросов, на которые пока нет четкого ответа:

  1. Какой окажется финальная структура нового совместного предприятия?
  2. Какие именно инфраструктурные проекты будет осуществлять строительный холдинг и на каких условиях?
  3. Не проведут ли принудительный выкуп акций у миноритариев «Мостотреста», если в результате добровольного выкупа в руках мажоритарного акционера окажется более 95% акций компании? И не будет ли делистинга с Московской биржи?

В целом реализация масштабных национальных проектов может способствовать росту российской экономики и развитию инвестиций внутри страны. И новый строительный холдинг, который возникнет в результате реорганизации «Мостотреста», скорее всего, окажется основным подрядчиком национальных строек.

  • Alex Freemanлюбопытно спасибо. Михаил Вас где-то еще кроме Т-Ж можно читать?1
  • Андрей Л.Ilyas, никогда не писал комментарии, но в данном случае сделаю исключение. Я работаю в филиале Мостотреста - мостоотряде - уже 13 лет. Прошел Крымскую стройку с начала и до конца. От первого до последнего слова в Вашем комментарии бред. ПОЛНЫЙ БРЕД. Трест одна из немногих компаний, которая работает на 100% в белую. ВСЕ сотрудники треста устроены по договорам (есть срочники, есть - как я - на постоянку). Премии - у нас они называются КТУ (коэффициент трудового участия) - платятся в белую, хотя они и не предусмотрены в персональном договоре с работодателем, а прописаны в коллективном. Все работники при приеме на работу (и рабочие и ИТР) проходят мед. осмотр. Для работников Крымского моста были предусмотрены и другие проверки, но не об этом речь. Воровство есть всюду. Но построить 19 км моста за 3 года с одной болгаркой и одним нивелиром невозможно. Текучка тоже есть, данных у меня нет, но хорошо слаженные бригады у нас есть и давно работают, я периодически встречаю людей - монтажников, сварщиков, машинистов, которыми руководил будучи мастером на заре своей карьере в тресте. Обычно люди набираются опыта и идут дальше, т.к. вакансии в руководящем составе появляются редко, что опять таки говорит не в пользу Вашей версии. Есть в тресте и программа стимулирования опытных работников: чем дольше ты работаешь в тресте, тем выше годовая премия тебе положена, цифр раскрывать не буду, но в % отношении от заработка это очень существенно. Кто и куда сбрасывал мусор - это на совести тех, кто это делал. Нормально функционирующие отряды вывозили мусор централизованно, за этим строго следили экологические службы. Пока писал, у меня возникла мысль, что Вы не работали в тресте, а работали в фирме - субподрядчике треста. Трест физически не может построить всё, поэтому он тоже привлекает субподрядчиков, а среди них встречаются, скажем так, разные фирмы. По вопросу "плохого тона" - а как это коррелирует с бешеной текучкой - люди куда уходят? Сразу на небо что ли? На самом деле всё не так - после работы в тресте, берут на "ура" практически в любую организацию транспортного строительства. А по-поводу конвульсий - я думаю, что это преждевременно, посмотрите программу транспортного строительства правительства до 2024 года. Я думаю, что там найдется работа и для строителей мостов. Таких компаний как трест я могу перечислить по пальцам, а масштабные стройки еще предстоят.5
  • Оля КиселеваIlyas, и я работаю в Мостотресте аугд. Все,что Вы пишите- ложь, все,что говорит Андрей Белов - абсолютная правда. Действительно, вероятно Вы работали у подрядчика. Потому как и Мостоотряды, и работники аугд- люди высочайшего профессионализма. С другим подходом компания и не осилила бы стройку века.1
  • ЕвгенийМостотрест кончился. После 90 лет славного пути. Сейчас это будет гордо называться ДиМ (Дороги и мосты). А на Мостотрест повесят все долги и убытки - и в помойку. А чего ждать от героического другана гаранта?0
  • Светлана СветиковаIlyas, Наверное вы воровали и вас на этом поймали, раз пишите столько плохого! Плохим тоном считается вот так позорить себя написывая мемуары о том какие компании плохие и все у них плохо(не конкретно эта компания, а вообще), выглядит как писанина обиженного человечка.0
  • Светлана СветиковаАндрей, На данный момент работаюв данной организации в одном из КУПов по строительству Трассы Москва-Нижний Новгород-Казань, читаю, тот бред что пишет вышеуказанный абьюзер и удивляюсь. Возможно он и есть тот кто воровал, был поймани уволен)))) Вот и пишет гадости, совершенно могу сказать все работают в белую, зп полностью белая, ежемесячные премии, отпуска, и многие выплаты все проходит в белую!0
  • Дмитрий ИванычIlyas, бред в вашем комменте. Работал в филиале 2года, участвовал в Керчи. Мостотрест белая контора, хотя у работяг из офиса нищие зарплаты, ниже рынка, белая зарплата это то что держит многих. СБ работает, бомжу и криминалу устроится тяжело. Про воровство вам бы рассказала многодетная мать Наталья(бывший начальник закупки) ;) к в теме тот в теме0