МТС купила Ticketscloud: что нужно знать акционерам
4 сентября российский телеком-гигант «МТС» закрыл сделку по покупке контрольного пакета акций агрегатора билетов Ticketscloud.
Покупка сервиса обошлась МТС недешево, но он очень неплох с точки зрения бизнеса, да и в структуру самой МТС Ticketscloud вписывается хорошо и может способствовать долгосрочному развитию компании.
Что нужно знать о сделке
Ticketscloud — это набор решений в области программного обеспечения для проведения мероприятий — концертов и тому подобного. Сервис дает организаторам и исполнителям массу решений для планирования мероприятия и позволяет прогнозировать заполняемость зала и находить нужные площадки. Зарабатывает компания на комиссиях от продажи билетов на своей платформе.
С момента основания в 2014 году и до 5 сентября 2023 года через сервис организовали почти 753 тысячи мероприятий, у компании свыше 3 тысяч клиентов — организаторов мероприятий, включая Comedy Club.
Ticketscloud долго была убыточной, но 2022 год закончила с огромной маржой — выше 30% от выручки — это на уровне топовых ИТ-предприятий. По данным Rusprofile, выручка Ticketscloud составила 211,9 млн рублей, а прибыль — 80 млн рублей.
Структура сделки. 85% Ticketscloud купила «МТС Энтертейнмент» (МТСЭ) — это дочернее предприятие МТС, занимающееся продажей билетов и организацией мероприятий.
Оставшимися 15% Ticketscloud по-прежнему владеют сооснователь сервиса Егор Егерев и его партнер Катерина Кириллова.
Сколько стоил Ticketscloud. Точная сумма не называется, но полная стоимость сервиса оценивается в районе 900 млн рублей. В течение следующих двух лет МТС может выкупить оставшиеся 15% сервиса.
То есть МТС купила компанию по цене примерно в 4,5 годовой выручки и 11,2 годовой прибыли. По американским меркам это нормальная цена, но по российским это немало. Для сравнения: VK продала свой игровой бизнес примерно за годовую выручку и 3 годовых прибыли.
Для МТС это немного: среднегодовая прибыль компании исчисляется десятками миллиардов рублей, так что покупка Ticketscloud по указанной цене ее не разорит.
Финансовые показатели МТС, млрд рублей
2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |
---|---|---|---|---|---|
Выручка | 480,3 | 470,61 | 494,93 | 527,92 | 541,75 |
Операционная прибыль | 116,2 | 115,58 | 112,89 | 118,00 | 109,44 |
Чистая прибыль | 6,85 | 54,10 | 61,41 | 63,47 | 32,55 |
Финансовые показатели МТС, млрд рублей
Выручка | |
2018 | 480,30 |
2019 | 470,61 |
2020 | 494,93 |
2021 | 527,92 |
2022 | 541,75 |
Операционная прибыль | |
2018 | 116,20 |
2019 | 115,58 |
2020 | 112,89 |
2021 | 118,00 |
2022 | 109,44 |
Чистая прибыль | |
2018 | 6,85 |
2019 | 54,10 |
2020 | 61,41 |
2021 | 63,47 |
2022 | 32,55 |
Зачем Ticketscloud нужен МТС
По оценкам «МТС Энтертейнмент», билетные сервисы МТС — МТС Live и Ticketland — вместе занимают 20% рынка РФ, связанного с билетами на концерты и в театр. Ticketscloud занимает еще 12%. То есть по итогам сделки МТС будет контролировать 32% продаж билетов в РФ.
Такая доля рынка дает МТС возможность увеличивать маржу — например, за счет повышения цен.
Сама МТСЭ при этом убыточна: в 2022 году на 318 млн рублей выручки компания получила 145 млн убытков. Впрочем, это не вполне объективная картина: МТСЭ принадлежит другой структуре МТС — ООО «МДТЗК», которая вполне прибыльна — в 2022 году на 1,3 млрд рублей выручки она получила 19 млн прибыли.
Но в любом случае прибыльный Ticketscloud будет неплохим дополнением для МТС.
Билетные конкуренты МТС. Если расчеты МТСЭ по концертно-кинотеатральному рынку верны, то его общий объем составляет примерно 1,769 млрд рублей. Вероятно, значительным игроком выступает «Яндекс-афиша», но данные о его выручке «Яндекс» не публикует.
Показатели у всех сервисов разные, и тот же «Кассир-ру» сильно опережает Ticketscloud по выручке, но уступает ему в маржинальности. Данных о финансовых результатах «Афиши», принадлежащей Сберу, за 2022 год нет, но в 2021 году сервис был убыточным: при выручке в 227 млн рублей он принес 48 млн рублей убытка.
В целом по уровню маржинальности Ticketscloud вполне соответствует ближайшим конкурентами типа Intickets.
Показатели билетных сервисов в 2022 году, млн рублей
Выручка | Прибыль | Итоговая маржа | |
---|---|---|---|
«Кассир-ру» | 770 | 8,6 | 1,11% |
Intickets | 342 | 92 | 26,90% |
«Кассы-рф» (ООО «Городские зрелищные кассы») | 121 | 43 | 35,53% |
Показатели билетных сервисов в 2022 году, млн рублей
«Кассир-ру» | |
Выручка | 770 |
Прибыль | 8,6 |
Итоговая маржа | 1,11% |
Intickets | |
Выручка | 342 |
Прибыль | 92 |
Итоговая маржа | 26,90% |
«Кассы-рф» (ООО «Городские зрелищные кассы») | |
Выручка | 121 |
Прибыль | 43 |
Итоговая маржа | 35,53% |
Что в итоге
Ticketscloud — это недешевая, но все же неплохая покупка, которая позволит МТС развивать свои непрофильные концертно-билетные бизнесы и получать с них больше прибыли. Так что с точки зрения долгосрочного инвестора это хорошие новости.
С точки зрения краткосрочных инвесторов и спекулянтов новости плохие: любые траты на расширение бизнеса отнимают деньги от дивидендов и выкупа акций.
Сама покупка Ticketscloud происходит в более широком контексте развития экосистемы непрофильных бизнесов. На это у МТС уходит куча денег, и это негативно влияет на прибыль — но, по данным компании, экосистемные клиенты в среднем приносят в 4 раза больше доходов.
В долгосрочном плане развивать экосистему — это не самая бессмысленная затея. Основной рынок профильного телеком-бизнеса МТС — это РФ, страна с не особенно платежеспособным населением и медленно деградирующей экономикой. Расширяться за пределами РФ МТС может только в оставшихся «дружественных» странах СНГ, и они все очень бедные и без особых перспектив.
В этих грустных обстоятельствах МТС остается работать с тем, что есть, и стараться диверсифицировать бизнес по максимуму. Этим же сейчас занят и Сбербанк, активно инвестирующий в непрофильную для себя медицинскую сферу.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique