Новости
3K

Пачка инвестновостей: Trafigura, «Роснефть» и европейские приключения Prologis

2
Пачка инвестновостей: Trafigura, «Роснефть» и европейские приключения Prologis

Аватар автора

Михаил Городилов

зарабатывает на инвестициях

Страница автора

Объясняем на примере Trafigura, как делаются дела и чего бояться акционерам «Роснефти». Оцениваем перспективы расширения REIT Prologis в Европе.

Дисклеймер: когда мы говорим о том, что что-то выросло, мы имеем в виду сравнение с аналогичным кварталом годом ранее. Поскольку все эмитенты из США, то все результаты в долларах. При создании материала использовались источники, недоступные пользователям из РФ.

Trafigura речи: неприятности знаменитой торговой компании

Сингапурская, но работающая из Швейцарии торговая компания Trafigura Group увеличила свою кредитную линию на 2,3 млрд долларов — что в два раза больше, чем месяц назад. Разберемся, почему это важно для «Роснефти» и всего фондового рынка.

Trafigura — один из крупнейших торговых домов планеты. Компания торгует энергоресурсами, что составляет 61% ее выручки, а также металлами и минералами — 39% ее выручки.

Компания выпустила довольно подробную брошюру о том, как устроена торговля сырьем, в том числе и сельскохозяйственной продукцией. Суть примерно такая: торговля ресурсами сейчас устроена примерно так же, как в 19 веке, — на ней важнейшую роль играют трейдеры, они же перепродавцы.

Скажем, фермер в Америке хочет продать тайваньскому супермаркету кукурузу по цене 6,25 $ за бушель. Трейдер берет на себя организацию поставки со всеми требующимися действиями: платит за загрузку зерна в элеватор, а оттуда на корабль, следующий в Тайвань, оплачивает страхование и транспортировку груза. Все эти расходы составляют примерно 1,15 $ за бушель, и в итоге трейдер зарабатывает 10 центов.

Собственно, здесь кроется ответ на вопрос, почему сами производители сырья не очень активно занимаются торговлей своим товаром. Это довольно нудная и низкомаржинальная активность с большой нервотрепкой: штормы, колебания цен и форс-мажоры разной силы.

Согласно годовому отчету Trafigura, на 231,308 млрд выручки в 2021 у нее было примерно 4,623 млрд операционной прибыли, а итоговая прибыль составила 3,074 млрд, из которых примерно 500 млн — это непрофильные финансовые доходы.

Ситуация в целом нормальная — и даже лучше обычной. В 2019 году на 171,5 млрд выручки у компании было 900 млн прибыли. 2021 был исключительно хорошим годом для компании: росли цены на сырье. Итоговая маржа у Trafigura на протяжении последних 7 лет в среднем составляет примерно 1,2%.

Такая же ситуация характерна для других торговых домов: зарабатывают они на крупных объемах. В абсолютных числах суммы получаются неплохие, на хлеб с маслом и икрой хватает.

Хотя стоит отметить, что у некоторых особенно крупных компаний есть свои торговые подразделения: E.On, Archer Daniels Midland (ADM), Bunge, Shell, BP, — потому что для них это все в целом рентабельно из-за объемов.

В общем, можно сказать, что трейдинговые компании отвечают за то, чтобы сырье достигло конечного потребителя, и без них было бы тяжелее.

Для торговых компаний главная проблема — это доступ к финансированию. Когда торговые компании организовывают погрузку, например, нефти на судно, они продают фьючерсный контракт на поставку, чтобы зафиксировать цены. В качестве обеспечения фьючерса они должны предоставить частичное обеспечение по сделке — процент от стоимости товара — начальную маржу.

События в Восточной Европе привели к нарушениям логистического характера и волатильности сырьевых цен. Из-за этого биржи сильно увеличили размер начальной маржи, чтобы иметь на руках больше денег в случае дефолта торговца. Также повысили свои комиссии банки, выступающие в качестве посредников между биржами и торговыми компаниями.

В итоге сейчас в Европе некоторые энерготрейдинговые компании вынуждены вносить 80 € начальной маржи на контракты стоимостью 97 € за мегаватт-час. В случае контрактов на поставку СПГ, например, размер начальной маржи может достигать 3/4 от стоимости груза, что снижает экономическую привлекательность экспорта.

У Trafigura 79 млрд долларов задолженностей, из которых 64,286 млрд нужно погасить в течение года. Денег непосредственно на счетах у нее около 10,677 млрд, еще есть товар на 29,653 млрд и 24,748 млрд задолженностей контрагентов. Так что ее потребность в увеличении кредитной линии вполне оправданна.

Неприятности Trafigura уже приводят к росту стоимости перевозок и контрактов по всему миру для всех компаний. Все участники рынка видят проблемы столь крупного торгового дома и повышают расценки для всех. Транспортировать становится дороже буквально все — от зерна до игрушек.

К слову, у более крупных торговых домов дела идут примерно как у Trafigura. Так что следует морально готовиться к росту издержек в отчетности большей части эмитентов как в США, так и в Европе.

А что будет в случае банкротства Trafigura — и подумать страшно. Хотя, скорее всего, компанию спасут в последний момент. А может, и не спасут — и тогда может начаться небольшой экономический кризис.

Еще эта история важна потому, что Trafigura выступает важным партнером РФ в деле экспорта нефти. На Trafigura, например, приходится значительная часть экспорта «Роснефти» (MCX: ROSN). А еще у Trafigura доля 10% в перспективном Таймырском месторождении.

На Trafigura приходится 8,69% от российского экспорта, так что дальнейшее усугубление ее проблем может привести к серьезным затруднениям для экспорта российской нефти. Ведь ее в этом случае придется продавать с большей скидкой, чем сейчас: еще в середине марта российская нефть стоила на 18 $ за баррель дешевле, чем американская.

Более того, в свете недавних событий я бы ожидал, что американское правительство будет давить на Trafigura, чтобы заставить ее отказаться от российского бизнеса.

Американские банки огромны и хорошо капитализированы, поэтому угроза потерять возможность финансировать свои операции через США может серьезно повлиять на действия Trafigura, которая пока просто приостанавливает инвестиции в РФ, но не уходит из страны.

В общем, за ситуацией с Trafigura нужно следить. Как мне кажется, компания могла бы решить часть своих проблем за счет выхода на биржу и получить деньги с инвесторов. Но ее возможности на этом направлении сейчас ограничены. Вполне вероятно, что этот год она закончит в убыток или с минимальной прибылью. Что, согласитесь, несколько снизит привлекательность ее акций в глазах потенциальных инвесторов.

Источник: Financial Times
Источник: Financial Times

Сейчас я буду покупать все склады: Prologis хочет расширять свой европейский бизнес

Логистический REIT Prologis (NYSE: PLD) хочет купить у инвестиционного фонда Blackstone (NYSE: BX) складские активы в Европе.

Prologis может купить примерно 2 тысячи складов в Старом Свете. Портфель недвижимости с 12,088 млн квадратных метров выглядит примерно так:

  • Великобритания — 4 млн квадратных метров;
  • Германия — 2,3 млн квадратных метров;
  • Нидерланды — 1,5 млн квадратных метров;
  • Швеция — 1,3 млн квадратных метров;
  • Финляндия — 267 тысяч квадратных метров;
  • Дания — 511 тысяч квадратных метров;
  • Франция — 1,4 млн квадратных метров;
  • Италия — 350 тысяч квадратных метров;
  • Испания — 460 тысяч квадратных метров.

Совокупная стоимость активов, которые хочет купить Prologis, — около 21 млрд евро. Посмотрим, хорошая ли это сделка.

Под управлением у Prologis сейчас миллиард квадратных футов — 92,903 млн квадратных метров, — из которых 215 млн квадратных футов в Европе. Имеющиеся европейские активы Prologis стоят 22,5 млрд долларов. Активы от Blackstone по цене 1902,71 $ за квадратный метр обойдутся Prologis недешево в сравнении с уже имеющимися — примерно на 55,13% дороже.

При этом у самой Prologis задолженностей на 20,744 млрд долларов, а вот денег на счетах чуть больше полумиллиарда. Так что, скорее всего, ей придется занимать деньги, что в условиях подорожания займов совсем не круто. Это даже может повлиять не лучшим образом на способность компании платить дивиденды.

В то же время нельзя и отрицать, что спрос на склады и логистические мощности сейчас очень большой. И если Prologis хорошо рассчитала все, то в случае успешного закрытия эта сделка может принести ей и ее акционерам большую пользу в долгосрочной перспективе. Тем более что основные активы приходятся на самые привлекательные с экономической точки зрения уголки ЕС.

На это, впрочем, можно возразить, что скоро в ЕС может начаться рецессия, вызванная известными событиями, и те же склады можно будет купить через год дешевле. Или нет: ситуация меняется практически каждую минуту.

Велика вероятность, что Европа снова отправит экономику «работать из дома» и будет «рецессия без рецессии»: потребители снова будут сидеть дома, играть в игры и смотреть кино, загружая заказами онлайн-коммерцию. Согласитесь, такой мягкий вариант чрезвычайного положения в Европе уже отработали за пару лет пандемии. В этом случае логистические мощности будут иметь еще большую ценность.

Худшим вариантом здесь будет торг со стороны Blackstone или кого-то из конкурентов Prologis за более высокую цену продажи. Если Prologis будет торговаться и цена будет увеличиваться, то эта покупка рискует стать «неперевариваемой» для отчетности компании.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

  • MagnusMagnussønВ целом статья интересная. Никогда не слышал про Trafigura. Узнал, что бушель - это примерно 3 ведра :)) Картинка в статье конечно удивила. Я бы сменил ее, т.к. речь в статье на 80% о Trafigura 👌2
  • Alex Freeman"Худшим вариантом здесь будет торг со стороны Blackstone или кого-то из конкурентов Prologis за более высокую цену продажи. Если Prologis будет торговаться и цена будет увеличиваться, то эта покупка рискует стать «неперевариваемой» для отчетности компании." ключевой вопрос который тут следовало бы задать это почему Амазон не пытается купить эти активы. денег у них немеряно. желания развивать свой розничный и логистический бизнес не меньше.0