27 марта 2020 года Новороссийский морской торговый порт опубликовал на своем сайте годовой финансовый отчет за 2019 год. Компания — крупнейший российский портовый оператор.

Финансовые результаты на первый взгляд кажутся выдающимися. За прошлый год капитал НМТП увеличился сразу в 2 раза, а чистая прибыль выросла в 3,6 раза, и это притом, что выручка компании даже сократилась.

Что же помогло компании достичь таких показателей? Предлагаю разобраться в этом вопросе.

Эта статья могла быть у вас в почте
Подпишитесь на Инвестник — рассылку для инвесторов, и получайте письмо с главными новостями каждый понедельник

Основные финансовые показатели

За 2019 год общая выручка НМТП сократилась на 6% относительно 2018 года — с 59,7 до 56,1 млрд рублей — из-за падения выручки от двух основных источников дохода. Выручка от стивидорных услуг, или разгрузочно-погрузочных работ в порту, сократилась на 3%, до 44,4 млрд рублей, а выручка от дополнительных услуг: оформление документов, переупаковка и хранение товаров, обслуживание и ремонт, прочее — упала на 17%, до 10,3 млрд рублей.

Операционная прибыль снизилась только на 1,5% — до 36,1 млрд рублей — благодаря тому, что компании удалось сократить операционные расходы на аренду с 2,8 до 0,3 млрд рублей.

Хотя показатели выручки и операционной прибыли снизились, чистая прибыль компании в 2019 году выросла в 3,6 раза: с 16,8 до 61 млрд рублей.

На это повлияло два фактора. Укрепление рубля привело к тому, что пришлось переоценить валютный долг и у компании возник доход от курсовых разниц в 6,5 млрд рублей в 2019 году — вместо убытка в 12,6 млрд рублей в 2018. Еще компания продала Новороссийский зерновой терминал за 29 млрд рублей ВТБ в мае 2019 года.

Если вычесть из чистой прибыли разовые статьи дохода, связанные с переоценкой валюты и продажей активов, то окажется, что скорректированная чистая прибыль по итогам 2019 года выросла на 13%: с 29,5 до 33,3 млрд рублей.

Балансовые показатели

За 2019 год активы НМТП выросли на 35% относительно 2018 года — со 138,4 до 186,4 млрд рублей — в результате увеличения объема оборотных и внеоборотных активов.

Внеоборотные активы выросли на 13% — до 136 млрд рублей — из-за изменения правил бухгалтерского учета обязательств по аренде при переходе в 2019 году на новый стандарт финансовой отчетности — МСФО-16. Согласно новым правилам учета, активы в форме права пользования — обязательства по аренде — составили 22,6 млрд рублей.

Оборотные активы выросли почти в 3 раза — до 50,5 млрд рублей, — что связано с увеличением суммы на счетах компании после продажи ООО «НЗТ». Часть денег от продажи заморозили на счете эскроу до 23 января 2020 года. Компания не может использовать эти деньги до исполнения всех обязательств перед покупателем.

Капитал компании вырос на 101% — до 102,3 млрд рублей, — что связано с ростом нераспределенной прибыли в 2 раза после продажи зернового терминала. Обязательства за год снизились на 4% — до 84,2 млрд рублей — благодаря сокращению размера долгосрочных кредитов и займов на треть — до 37,5 млрд рублей. Большая часть финансовых обязательств компании номинирована в долларах США, поэтому укрепление российского рубля в 2019 году привело к переоценке долга в рублевом эквиваленте.

Перспективы развития и дивиденды

В начале 2020 года «Транснефть», которая владеет 62% акций НМТП, опубликовала презентацию, где раскрыла основные положения новой стратегии развития НМТП до 2029 года.

Согласно планам, на развитие портовой инфраструктуры НМТП потратят 108,4 млрд рублей, из них 63,3 млрд — на модернизацию существующих мощностей и 45,1 млрд — на новые бизнес-проекты. В рамках стратегии предполагается увеличить мощность торгового порта на 21,8 млн тонн в год за счет строительства терминалов минеральных удобрений и растительных масел, а также расширения контейнерного терминала и перегрузочного комплекса. По итогам 2019 года грузооборот компании составил 142,5 млн тонн.

Акционерам компании презентация обещает, что НМТП будет выплачивать им не менее 50% от чистой прибыли по итогам отчетного периода. Кроме того, при принятии решения о дивидендных выплатах также будет учитываться размер свободного денежного потока.

История дивидендных выплат НМТП в рублях на акцию

ПериодДивиденд
20150,08
20161,3
20170
20180,78
20190,5
Период
Дивиденд
2015
0,08
2016
1,3
2017
0
2018
0,78
2019
0,5

Что в итоге

Фактически НМТП — государственная компания. Во-первых, она управляется другой государственной компанией — «Транснефть», а во-вторых, у правительства РФ есть «золотая акция» НМТП, которая позволяет государству накладывать вето на любое значимое решение акционеров.

Поэтому государство напрямую заинтересовано в том, чтобы портовые мощности были загружены и компания могла извлекать прибыль из своей деятельности. Так, в январе 2020 года вступило в силу постановление правительства, которое отменило ценовое регулирование для большинства основных услуг, предоставляемых морским портом, например: стивидорные услуги, хранение грузов, буксировка, предоставление причалов, обслуживание пассажиров и другое. Снятие ограничений может позволить НМТП поднять цены на свои услуги и тем самым увеличить рентабельность бизнеса.

В январе 2020 года грузооборот компании вырос на 5,6% относительно января 2019 года — до 11,8 млн тонн. Но ситуация с распространением коронавируса и мерами, направленными на борьбу с ним, может повлиять на бизнес НМТП, который напрямую зависит от экономической активности и объемов импорта и экспорта в России. А значит, можно ожидать снижения грузооборота компании, как минимум в первом и втором квартале текущего года.