Прибыль НМТП упала в 12 раз
Группа «НМТП» (MCX: NMTP) — крупнейший российский стивидорный оператор. В состав группы входят порты Новороссийск, Приморск и Балтийск. Компания занимается погрузочно-разгрузочными работами, оказывает сервисные и логистические услуги, управляет нефтяными и пассажирскими терминалами. Основной акционер компании — «Транснефть».
1 апреля НМТП выпустил консолидированную финансовую отчетность по итогам 2020 года. Несмотря на дату публикации, результаты оказались не очень веселыми.
Положение в отрасли
НМТП предоставляет различные портовые услуги, связанные с погрузкой, разгрузкой, хранением и оформлением товаров, которые импортируются или экспортируются из России. Доходы компании напрямую зависят от объемов грузооборота, проходящих через подконтрольные порты.
В 2020 году товарооборот между странами сократился на фоне пандемии коронавируса и введения ограничительных мер. Это привело к падению операционных и финансовых показателей российских портовых операторов, включая НМТП.
Общий грузооборот НМТП упал на 22% год к году — до 110,6 млн тонн. Слабый результат вызван падением объемов перевалки сырой нефти на 32% год к году на фоне кризиса в углеводородной отрасли и ограничительного договора на добычу нефти между странами ОПЕК+.
Динамика грузооборота НМТП, млн тонн
2016 | 146,9 |
2017 | 143,5 |
2018 | 140,2 |
2019 | 142,5 |
2020 | 110,6 |
Динамика грузооборота НМТП, млн тонн
2016 | 146,9 |
2017 | 143,5 |
2018 | 140,2 |
2019 | 142,5 |
2020 | 110,6 |
Финансовые результаты
Выручка. Снижение грузооборота в портах привело к падению выручки на 19% год к году — до 45,6 млрд рублей. При этом операционные расходы без учета амортизации выросли на 4% — до 16 млрд рублей — из-за увеличения расходов на персонал. Работы стало меньше, но содержать инфраструктуру и платить зарплату надо.
Операционная прибыль упала на 34% год к году — до 23,7 млрд рублей.
Финансовые расходы удалось сократить на 20% год к году — до 4,6 млрд рублей — за счет снижения выплат по кредитам и займам: процентные ставки упали, а объемы кредитов снизились.
На фоне девальвации рубля НМТП получил неденежный убыток от курсовых разниц в размере 8,8 млрд рублей — против прибыли в размере 6,5 млрд рублей в 2019 году. Большая часть кредитов компании номинирована в долларах США, поэтому валютные колебания приводят к переоценке этого долга в рублях.
Есть еще один фактор, который повлиял на финансовые результаты компании, — продажа зернового терминала структурам ВТБ в мае 2019 года за 35,5 млрд рублей. К сожалению, актив нельзя продавать дважды.
Чистая прибыль НМТП рухнула в 12,6 раза год к году — до 4,8 млрд рублей. Если вычесть из результатов эффект переоценки курсов валют и разовую прибыль от продажи терминала, то чистая прибыль упала на 47%. Это существенно, но уже не выглядит столь катастрофично.
Динамика финансовых показателей, млрд рублей
Выручка | Операционная прибыль | Чистая прибыль | |
---|---|---|---|
2016 | 58 | 40,2 | 42,4 |
2017 | 52,5 | 33,1 | 25,6 |
2018 | 59,7 | 36,6 | 16,8 |
2019 | 56,1 | 36,1 | 61 |
2020 | 45,6 | 23,7 | 4,8 |
Динамика финансовых показателей, млрд рублей
Выручка | |
2016 | 58 |
2017 | 52,5 |
2018 | 59,7 |
2019 | 56,1 |
2020 | 45,6 |
Операционная прибыль | |
2016 | 40,2 |
2017 | 33,1 |
2018 | 36,6 |
2019 | 36,1 |
2020 | 23,7 |
Чистая прибыль | |
2016 | 42,4 |
2017 | 25,6 |
2018 | 16,8 |
2019 | 61 |
2020 | 4,8 |
Долги
Общий долг НМТП с учетом обязательств по договорам аренды снизился на 12% год к году и составил 44,5 млрд рублей. При этом чистый долг компании вырос на 27% — до 30,4 млрд рублей — из-за уменьшения объемов денег и их эквивалентов на счетах.
По итогам 2019 года на счетах компании скопилась рекордная сумма после продажи зернового терминала. А в 2020 году бизнес выплатил существенную часть этой суммы в виде дивидендов своим акционерам, объявив рекордные в своей истории дивиденды. Это была разовая акция на фоне продажи крупного актива, и ждать в ближайшее время такой же щедрости от менеджмента не стоит.
Уровень долговой нагрузки холдинга по коэффициенту «чистый долг / EBITDA» вырос с 0,6 до 1 из-за роста чистого долга и падения показателя EBITDA на фоне рекордно низкой выручки от стивидорных услуг.
После роста на фоне кризиса долговая нагрузка компании выглядит достаточно низкой, и финансовой устойчивости бизнеса ничто не должно угрожать.
Динамика чистого долга, млрд рублей
2016 | 70,1 |
2017 | 61,7 |
2018 | 57,7 |
2019 | 24 |
2020 | 30,4 |
Динамика чистого долга, млрд рублей
2016 | 70,1 |
2017 | 61,7 |
2018 | 57,7 |
2019 | 24 |
2020 | 30,4 |
Динамика коэффициента «чистый долг / EBITDA»
2016 | 1,7 |
2017 | 1,6 |
2018 | 1,3 |
2019 | 0,6 |
2020 | 1 |
Динамика коэффициента «чистый долг / EBITDA»
2016 | 1,7 |
2017 | 1,6 |
2018 | 1,3 |
2019 | 0,6 |
2020 | 1 |
Дивиденды
В стратегии развития, которую менеджмент представил в начале прошлого года, обозначен ориентир по дивидендам: на выплаты акционерам планировалось направлять не менее 50% от чистой прибыли по МСФО по итогам отчетного периода. Если подойти к этому ориентиру формально, то акционеры могут рассчитывать минимум на 13 копеек на акцию в виде дивидендов.
Но есть вероятность, что менеджмент скорректирует прибыль с учетом разовых и неденежных статей отчетности, что позволит увеличить итоговый размер дивидендов.
Размер дивидендов на акцию
2016 | 0 ₽ |
2017 | 0,78 ₽ |
2018 | 0,5 ₽ |
2019 | 1,35 ₽ |
2020 | 0,13 ₽ |
Размер дивидендов на акцию
2016 | 0 ₽ |
2017 | 0,78 ₽ |
2018 | 0,5 ₽ |
2019 | 1,35 ₽ |
2020 | 0,13 ₽ |
Что в итоге
НМТП стал жертвой обстоятельств, на которые практически никак не мог повлиять. Сектор портовой инфраструктуры пострадал из-за падения объемов морских перевозок в 2020 году. Это привело к падению грузооборота и выручки до минимумов последних лет. Чистая прибыль рухнула в разы, но, как я уже отметил, существенная часть падения вызвана разовыми и неденежными факторами, поэтому причин для паники нет.
На фоне низкой базы прошлого года в 2021 году компания, вероятно, продемонстрирует рост операционных и финансовых показателей, но вряд ли ей удастся быстро вернуться на докризисные уровни. Ограничения ОПЕК+ постепенно ослабляются, но как минимум до мая 2022 года будут в силе. А ведь в доходах НМТП перевалка сырой нефти занимает существенную долю.
Со второй половины года на мировых рынках восстанавливается товарооборот на фоне постепенного снятия ограничительных мер. Активно идет вакцинация населения, а значит, можно рассчитывать на то, что эпидемиологическая ситуация в развитых и развивающихся странах вернется в норму.
Россия — крупный рынок и важное связующее звено в торговле между азиатскими и европейскими странами, поэтому порты в Черном и Балтийском морях имеют важное экономическое и стратегическое значение. Неудивительно, что у правительства Российской Федерации есть «золотая акция» НМТП, которая дает возможность государству накладывать вето на любое значимое решение менеджмента и контролирующего акционера.