Вступили в силу новые правила расчета тарифов ОСАГО

40
Вступили в силу новые правила расчета тарифов ОСАГО

24 августа 2020 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, а 5 сентября — указание ЦБ, как этими поправками пользоваться. Теперь для тех, кто постоянно нарушает ПДД, и тех, кого лишали прав, полис ОСАГО будет стоить дороже. Аккуратные водители от новых поправок только выиграют: появится возможность платить за полис меньше.

Аватар автора

Дмитрий Сергеев

специалист по безопасности

Страница автора

Закон вступил в силу еще в мае, но с 24 августа начала действовать только первая статья. Там идет речь о базовых ставках, тарифах и коэффициентах, которые страховые компании должны применять при расчете стоимости полиса ОСАГО. Расскажем подробнее.

Как было раньше

Стоимость полиса рассчитывалась как произведение базовой ставки на несколько коэффициентов. Раньше нижняя граница базовой ставки для легковых автомобилей была 2746 ₽, верхняя — 4942 ₽. Но страховая компания не могла выделить отдельного водителя и назначить ему базовый тариф меньше или больше, чем у других водителей в том же регионе.

На базовую ставку влиял только адрес регистрации в паспорте водителя: хочешь платить меньше — делай регистрацию в другом регионе. Даже если водитель лишался прав за управление автомобилем в пьяном виде, на размер базового тарифа это не влияло. Страховые компании учитывали эту статистику при установлении базовых тарифов, но получалось, что если в каком-то регионе живет много любителей водить машину пьяными, превышать скорость или проезжать на красный — ставка повышалась в целом для региона, в том числе и для добросовестных водителей.

Если водитель попадался пьяным за рулем, но ДТП при этом не совершал — стоимость полиса в будущем для него не менялась. Единственное, как водитель мог повлиять на стоимость полиса для себя, — через коэффициент бонус-малус, КБМ. Это коэффициент, учитывающий безаварийную езду. Если год проездить без ДТП по своей вине, КБМ уменьшается — пока не достигнет минимальной отметки. Еще на стоимость влиял водительский стаж: чем он больше, тем ниже была стоимость полиса.

Сейчас поведение водителя будет учитываться не только в КБМ и стаже водителя, но и в базовой ставке.

Избранные статьи для автомобилистов
Как ездить без штрафов и не переплачивать за обслуживание машины — в рассылке для автолюбителей

Как теперь считают стоимость полиса

Страховую премию — то есть стоимость полиса ОСАГО — по-прежнему считают как произведение базовых ставок и коэффициентов. Устанавливать минимальный и максимальный размеры базовых ставок и структуру тарифов по-прежнему будет Центробанк.

Но если раньше базовая ставка страхового тарифа зависела только от технических характеристик, особенностей конструкции и назначения транспортных средств, то сейчас факторов прибавится: Центробанк выпустил указание, где перечислены факторы, которые могут влиять на размер базовой ставки. Это, например, штрафы и лишение прав. Страховщики могут ориентироваться на эти факторы и решать, какую именно базовую ставку применить к конкретному водителю.

Еще в указании перечислены факторы, которые не могут влиять на размер базовой ставки. Это, например, национальная, языковая, расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям или общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии. Учитывать любые другие факторы ЦБ РФ не запрещает, теперь все это на усмотрение страховой компании.

Границы базовой ставки тоже изменились: для легковых автомобилей нижняя граница составит 2471 ₽, верхняя — 5436 ₽. Изменения коснутся всех транспортных средств: граница базовой ставки сместилась на 10—30% в зависимости от категории. И страховые компании получили возможность применять эту базовую ставку не ко всем водителям в регионе, а к каждому водителю персонально.

Как изменилась базовая ставка

До 5 сентября 2020 годаС 5 сентября 2020 года
Категории B и BE, принадлежащие юридическим лицам, кроме такси2058—2911 ₽1646—3493 ₽
Категории B и BE, принадлежащие физлицам и ИП, кроме такси2746—4942 ₽2471—5436 ₽
Категорий B и BE, используемые как такси4110—7399 ₽2877—9619 ₽
Категории C и CE с разрешенной максимальной массой 16 т и меньше2807—5053 ₽2246—6064 ₽
Категорий D и DE с числом пассажирских мест до 16 включительно2246—4044 ₽2134—4165 ₽

Как изменилась базовая ставка

Категории B и BE, принадлежащие юридическим лицам, кроме такси
До 5 сентября 2020 года2058—2911 ₽
С 5 сентября 2020 года1646—3493 ₽
Категории B и BE, принадлежащие физлицам и ИП, кроме такси
До 5 сентября 2020 года2746—4942 ₽
С 5 сентября 2020 года2471—5436 ₽
Категорий B и BE, используемые как такси
До 5 сентября 2020 года4110—7399 ₽
С 5 сентября 2020 года2877—9619 ₽
Категории C и CE с разрешенной максимальной массой 16 т и меньше
До 5 сентября 2020 года2807—5053 ₽
С 5 сентября 2020 года2246—6064 ₽
Категорий D и DE с числом пассажирских мест до 16 включительно
До 5 сентября 2020 года2246—4044 ₽
С 5 сентября 2020 года2134—4165 ₽

Для кого полис станет дороже

Поправки к закону устанавливают новые факторы, которые влияют на размер базовой ставки:

  1. Лишение прав за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
  2. Нарушение ПДД, которое привело к причинению вреда здоровью или к смерти человека.
  3. Лишение прав за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
  4. Оставление места ДТП.
  5. Привлечение к уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Как правило, в этот момент у человека нет водительского удостоверения и суд назначает наказание: штраф от 200 до 300 тысяч рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Эти три года человек не может быть водителем.

Пока человек лишен прав, ездить он не может, а значит, вписывать его в полис ОСАГО или заключать с ним договор страхования никто не будет. Но в один прекрасный момент срок лишения заканчивается — и начинает действовать повышенная ставка. И применять ее будут в течение года с этого дня либо со дня окончания срока уголовного наказания.

Страховая компания также может установить повышенную ставку водителю, который регулярно нарушает ПДД. Но тем, кто паркуется в неположенных местах или немного превышает скорость, беспокоиться не стоит. Условия, при которых цена полиса может вырасти, оговорены в законе. К ним относятся:

  1. Проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика.
  2. Превышение скорости более чем на 60 км/ч — например, поездка с ветерком по городу со скоростью 120 км/ч.
  3. Выезд на полосу встречного движения.
Чтобы применить повышенную базовую ставку в этом случае, потребуется соблюдение двух условий:
  1. Нарушение должно быть неоднократным — то есть совершено два или более раза в течение года.
  2. Оно должно быть зафиксировано сотрудником ГИБДД и оформлено на месте. Нельзя применить повышенную ставку за нарушения, которые зафиксировала камера видеонаблюдения.

Если водитель нарушил ПДД, попал в ДТП и при этом был причинен ущерб имуществу, жизни или здоровью, стоимость полиса для водителя все равно вырастет — но не за счет базовой ставки, а за счет изменения коэффициента бонус-малус. Так было и раньше.

Информация о том, кто именно совершал грубые нарушения, сколько раз и какие, будет поступать в страховые компании из ГИБДД. Российский союз автостраховщиков еще в июле 2020 года заявил, что не только технически готов к обмену данными с госавтоинспекцией, но и уже делает это: ГИБДД запрашивает данные о наличии у водителей страховых полисов, а страховщики — о нарушениях.

Эти правила действуют как для самого страхователя, так и для всех, кто вписан в полис ОСАГО. Если страхователь — аккуратный и добропорядочный водитель, но решил вписать в полис злостного нарушителя ПДД или того, кого лишали прав, то ему придется заплатить за полис ОСАГО больше.

А еще появились «иные факторы»

В законе появилась норма о том, что базовая ставка страхового тарифа может зависеть от иных факторов. Раньше это были стаж, возраст и другие персональные данные водителей, а также период использования транспортного средства.

Теперь формулировку изменили: будут учитывать факторы и коэффициенты, учитывающие водительский стаж, возраст и иные данные, характеризующие водителей. Страховые компании могут определять эти факторы самостоятельно.

Как это работает, проще всего объяснить на примере.

Допустим, страховая компания подбила статистику и поняла, что женатые отцы двоих детей старше 50 лет очень редко попадают в ДТП по своей вине: у них большой водительский опыт и водят они аккуратно. Причем это может быть решение только одной страховой компании: у остальных может быть своя статистика и совершенно другие критерии. Раньше эта статистика не играла никакой роли, так как при определении стоимости полиса нельзя было учитывать количество детей и семейное положение. А теперь страховщики могут учесть это и установить для таких водителей минимальные цены на полис — и условный водитель сможет приобрести полис ОСАГО на свой старый Москвич по базовому тарифу 2471 ₽ вместо 5436 ₽, сэкономив на страховке почти 3 тысячи рублей в год.

Это выгодно водителю: он экономит на покупке полиса. Выгодно и страховой компании: маловероятно, что по такому полису придется делать выплаты.

Допустим, потом этот же водитель попался пьяным за рулем и суд на полтора года лишил его права управления. По истечении срока лишения он снова получит право управлять автомобилем и будет обязан застраховаться по ОСАГО. Будет ли он сам страхователем, или его впишут в чей-то полис — уже не так важно: в любом случае применят повышенную базовую ставку. На сколько она вырастет, решать будет страховая компания, но велика вероятность, что в этом случае ставка будет максимальной — 5436 ₽. Сэкономить на страховке уже не получится.

Это же ждет любителей превышать скорость и проезжать на красный сигнал светофора. Два таких нарушения в течение года — и следующий страховой полис будет существенно дороже.

Как считаете, от чего еще должна зависеть стоимость полиса?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Отредактировано

Снижать не будет. Тиньков в том числе. Ведь это БАБКИ!
В том году страховался в тинькове, спустя год без аварий и кбм улучшился +1000₽. Ответ - мы увеличили базовую ставку.
Хотя коридор уже был отпущен по сравнению с прошлым годом. У страховщиков коридор только в плюс всегда.
У знакомых, родителей и друзей, за год страховка только выросла, хотя ездили без аварий и прочего.

21
Герой

Stewie, такая же история, осаго только расло от года к году. И отсутствие дтп никак не уменьшало стоимость. На вопрос, а с чего стало больше, отвечают - выросла базовая ставка.

5

Stewie, аналогичная ситуация. Стаж с мужем более 20 лет. КБМ в прошлом году 0.7. В этом 0.65. Каково же было мое возмущение, что ОСАГО стало дороже на 1000. Сплошной обман аккуратных водителей!

0

Stewie, перед заключением договора ОСАГО ежегодно прохожусь по сайтам примерно двадцати крупнейших страховых компаний, нахожу размер базовой ставки и выбираю ту компанию, где ставка минимальна. Переплачивать смысла вообще не вижу, ведь это обязательное страхование, а не добровольное

0

Stewie, у меня ОСАГО стало 6400, вместо 8900. Это на 28% дешевле

0

Алекс, это в какой компании? интересно) что-то у всех из года в год тариф только выше с учетом безаварийной езды...

0

Наталья, в Альфе. Но сейчас опять дороже стало))) и это еще до анонсируемого повышения тарифов.

0

Stewie, и базовый тариф некоторые поднимали, и коэффициенты были изменены, в основном по возрасту и стажу. Поэтому для многих цены незначительно выросли тогда.

0
0

А фактически стоимость ОСАГО вырастет для всех.
Можете голосовалку даже запилить, чтобы проверить через полгодика.
У меня КБМ каждый год уменьшается, а стоимость ОСАГО увеличивается.

11
Герой

Игорь, стопудово, хотела тоже самое написать, что станет только дороже, причем у всех!

1
0

На данный момент ни у одной из страховых компаний нет доступа к нужным базам данных для использования информации по нарушениям ПДД для установки базового тарифа.
Нет, и всё тут. Эти факторы НЕ учитываются. В страховании с 2003, но можно верить телевизору, конечно)

3
Автор статьи

Тимофей, ну, тут не вопрос веры в телевизор, а скорее вопрос веры в официальные сообщения РСА. Правда это или нет - вопрос другой.

0

Дмитрий, вот именно, в страховках у меня максимальный возможный КБМ 0,5 или 13 класс, а на сайте РСА выдаёт единицу, и тут же за бабло предлагает исправить))) Выходит РСА жюлики!

1
0
Отредактировано

Можете привести пример хоть 1 страховой, которая на сегодня расчитывает полис из расчета хотя бы 4000р. базовой ставки ЦБ?

3
Сообщник

Сергей, оформлял в августе по ставке 4000, страховая Ренессанс

0
Отредактировано

Gio, 4300р. И никаких скидок. Был там.

0
Сообщник

Сергей, через sravni.ru делал

0
0

Ключевое слово во всей статье, касательно возможного снижения ставки - МОЖЕТ. Страховая МОЖЕТ снизить стоимость, учесть что-то там, блаблабла... Но мы же с вами понимаем. Аккуратные водители от поправок как минимум ничего не выиграют, а не аккуратные...ну вы поняли

3
0

а если 15лет назад лишили прав, все равно плохо скажется?

1
Автор статьи

Евгений, нет. Повышенная ставка начинает действовать с того дня, когда закончился срок лишения. На 15 лет у нас прав не лишают - значит, возможности применять повышенную ставку и страховой кампании в данном случае нет.

0

Евгений, нет

0
0

с одной стороны - всё логично. нарушаешь часто и грубо, доходит до ущербов здоровью - тебе сильно дороже страховка. с другой - за вычетом политических, этнических и прочих подобных классификаторов, как я понимаю, можно использовать вообще любые признаки для подсчёта коэф-та. соответственно, где гарантия, что во внутреннем скоринге они не зашьют вообще всё что возможно по вам достать? всякие взыскания у приставов (не касающиеся авто вообще), ваши кредитные истории и вообще всё что угодно, лишь бы увеличить стоимость полиса?

0
0

За 5 лет вождения ни разу ни одна страховая не сделала страховку с хотя бы на рубль дешевле максимального коридора базовой ставки. Все это развод, минимальная базовая ставка у страховщиков доступна лишь брокерам и то, только потому, что они им приводят клиентов. Уменьшение цены на страховку возможно только с помощью безаварийного вождения. Для нас с вами, простых смертных, страховка ВСЕГДА будет рассчитываться по максимальной ставке.

0
0

О, чую, сейчас пол станет одним из факторов подорожания. И просто за то, что я девочка придется платить больше. Мы ж водить не умеем, чо.

0
Автор статьи

Настя, не факт что для девушек страховка подорожает. У меня конечно нет доступа к статистике страховых кампаний, но девушки, которых я знаю, водят намного аккуратнее мужчин.
Так что страховка для них может и подешеветь.

0

Дмитрий, вот бы и страховые тоже так думали. И не потому что девушки -- это девушки, а просто на основе каких-нибудь более-менее объективных данных.
Вообще, это, конечно, это я немного эмоциональна была, но всё равно, не хотелось бы, чтобы просто по полу, без прочих факторов делали бы деление.

0
0

Снизят 1му% водителей, поднимут 99%. Это Россия! Тут граждане это дойная корова.

0
0

Даже если ездить без нарушений ПДД стоимость полиса растёт каждый год, просто у аккуратных водителей она растёт медленнее. Так что тут без иллюзий.

0
0

Стоимость полиса растёт каждый год. Просто для аккуратных водителей она растёт чуть медленнее, так что тут без иллюзий.

0
0

На днях продлял ОСАГО и для интереса ввёл данные в Тинькофф.
Думал: «авось за многолетнее сотрудничество – скидочка!». Но уже на стадии ввода данных, система сделала вид, что видит меня впервые и не знает (хотя данные авто занесены и она мне сообщает о штрафах с камер) вводил данные из мобильного приложения. Сумма вышла больше (около 500Р разница) той, что мне насчитала моя нынешняя страховая (Энер…….арант)………..

Эээээх Тинькоффффффф.......

0
0
Герой

Правам две недели, рассчитали стоимость 21061 рублей. Три дня в себя прихожу.

0
0

Удивительно в тинькове полис подешевел, в других компаниях подорожал.

0
0

От жадности страховщиков и безразличия государства.

0
0

Ага, экономия так и прёт: базовая ставка от Тиньков в 4110₽ за прошлый год превратилась в 5317₽ в этом году! ДТП нет вообще, нарушений ПДД нет вообще. А стоимость полиса держи в соответствии с реалиями нашей жизни! Тьфу!

0
0

Почему вырос тариф на иностранные права?
Вписывали водителя с иностранными правами в том году,полис осаго был по приемлемой цене,в этом году в два раза больше по стоимости(без аварийный водитель)

0
0

От кошелька)))

0
0

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, получила права почти год назад, в страховку в автомобиль родителей не вписывалась, тк вообще не ездила. Но тут на днях друзья сказали, что водительский стаж по какому-то новому законодательству стали считать только с момента записи в страховку, правда ли это?

0
Автор статьи

Елена, друзья ввели вас в заблуждение.

Стаж, как и раньше, считается с даты выдачи водительского удостоверения. Она указывается на обороте вашего удостоверения. А вот как узнать дату первой записи в страховку - не имею ни малейшего представления :)

0
0

Добрый день! По всему написанному в статье, у меня должен быть средний или нижний уровень базовой ставки, но мне неуклонно продают только по верхнему. На мои вопросы отвечают только, что расчет автоматический, ни на что повлиять не могут.
Это всё очень несправедливо. Разницы между страховщиками никакой нет - везде одна и таже цена, остальные условия тоже одинаковые.
Олег.

0

Сообщество