Убыточный Ozon: за счет чего компания могла бы выйти в прибыль

54
Убыточный Ozon: за счет чего компания могла бы выйти в прибыль
Аватар автора

Сергей Стаценко

торгует на бирже и занимается финансовым анализом

Страница автора

Первый прибыльный квартал в истории второго по величине маркетплейса в России мог бы порадовать его акционеров. К сожалению, прибыль возникла вследствие разового неденежного дохода от реструктуризации облигаций.

Без этого дохода 1 квартал 2023 года был бы убыточным, как и предыдущие. Ozon продолжает получать убытки, несмотря на то, что четверть населения страны, или 37 млн человек, активно покупает на маркетплейсе.

Разберемся, на чем зарабатывает компания и какие у нее расходы и доходы.

На чем Ozon зарабатывает и на что тратит

Два основных направления деятельности Ozon — это продажа товаров, которые компания сама закупает и перепродает, и комиссия от сторонних продавцов на маркетплейсе. Всего от этих двух направлений компания получила 87% доходов в 2022 году.

Также компания получает доходы от рекламы, доставки, финансовых и туристических услуг.

Источник: годовой отчет Ozon, стр. 76
Источник: годовой отчет Ozon, стр. 76

Убыточность возникает на уровне операционной прибыли, то есть после вычета из выручки затрат на приобретение товаров, фулфилмент  , доставку, рекламу, персонал.

Компания продает товары и оказывает услуги по ценам, которые не покрывают себестоимости товаров и услуг. Это даже без учета неоперационных показателей, таких как выплата процентов по долгу.

В 2022 году компания продала товаров и услуг на 277 млрд рублей при затратах 321 млрд рублей. В предыдущие 2 года также получила операционный убыток.

Операционные расходы Ozon, млрд рублей

202020212022
Выручка104,4178,2277,1
Операционные расходы121,7237,1321,3
Себестоимость продаж72,9112,5121,5
Фулфилмент и доставка30,776,2122,5
Продажи и маркетинг10,023,524,5
Технологии и контент4,412,922,9
Общие и административные3,711,919,7
Убыток из-за пожара10,2
Операционный убыток17,358,944,1

Операционные расходы Ozon, млрд рублей

Выручка
2020104,4
2021178,2
2022277,1
Операционные расходы
2020121,7
2021237,1
2022321,3
Себестоимость продаж
202072,9
2021112,5
2022121,5
Фулфилмент и доставка
202030,7
202176,2
2022122,5
Продажи и маркетинг
202010,0
202123,5
202224,5
Технологии и контент
20204,4
202112,9
202222,9
Общие и административные
20203,7
202111,9
202219,7
Убыток из-за пожара
2020
2021
202210,2
Операционный убыток
202017,3
202158,9
202244,1

Какие у компании убытки и на что она живет

В целом за последние 3 года компания отразила в отчетности 137,3 млрд рублей чистого убытка: 22,3 млрд в 2020 году, 56,8 млрд в 2021 году и 58,2 млрд в 2022 году. За счет чего компания покрывает эти убытки?

Более 90 млрд рублей компания выручила от размещения акций на бирже NASDAQ и продажи по закрытой подписке среди действующих акционеров — инвестфонда Baring Vostok и АФК «Система». Также компания привлекала кредиты, размещала облигации и заключала договоры лизинга. За 3 года привлекли 48 млрд рублей за вычетом сумм, направленных на погашение долгов, и выплатили 16 млрд рублей по лизинговым обязательствам.

За последние 3 года компания привлекла 122 млрд рублей за вычетом выплат по погашению долга. Денежная позиция от операционной деятельности уменьшилась на 26 млрд, а на счетах компании по итогам 2022 года оставалось 90 млрд рублей.

Несмотря на значительный объем кэша на счетах, компания взяла кредит у правительства для выкупа конвертируемых еврооблигаций за 38,6 млрд рублей. Зачем понадобился кредит, если и так было достаточно денег для выкупа?

Деньги нужны компании для покрытия операционных убытков и обслуживания значительных обязательств по лизингу офисов, складов, пунктов выдачи, транспорта. Сумма лизинговых обязательств по итогам 2022 года выросла на 51 млрд рублей — до 74 млрд рублей, — а проценты и платежи в счет погашения составили 24 млрд рублей. С 2024 года платежи по лизингу увеличатся еще на 8 млрд рублей в год за счет новых договоров.

Также у компании есть кредит на 37 млрд рублей под 13% годовых с погашением в 2026 году. Это соответствует 4,8 млрд рублей в год в виде процентов.

Наличных компании хватит еще на несколько лет при условии рефинансирования кредита в 2026 году. Ozon нужно примерно 29 млрд рублей в год на платежи по кредиту и договорам лизинга, не считая операционный убыток, который, возможно, уже в этом году удастся значительно сократить.

Что Ozon может сделать, чтобы перестать быть убыточным

Чтобы выбраться из убыточности, нужно, чтобы выручка превышала себестоимость продаж и другие расходы. Если исключить или сократить некоторые статьи расходов и увеличить цены на продаваемые товары и услуги, можно улучшить финансовое состояние компании.

Рассмотрим, какие статьи расходов можно сократить и насколько поднять цены, чтобы хотя бы по операционной прибыли Ozon вышел в безубыток.

В прошлом году затраты только на поощрение сотрудников акциями компании составили 11 млрд рублей. Расходы на СМИ, рекламу и прочий маркетинг — почти 10 млрд рублей.

Если предположить, что Ozon в рекламе не нуждается, а сотрудников убыточной компании можно не премировать акциями, то удастся сэкономить 21 млрд рублей и сократить операционные расходы до 290 млрд. Но и этого будет недостаточно при выручке 277 млрд: еще нужно компенсировать 13 млрд рублей.

Допустим, компания увеличит цены на собственные товары, услуги маркетплейса, фулфилмент и доставку на 5%. Благодаря этому выручка вырастет на 13 млрд рублей — до 290 млрд — и совпадет с суммой операционных расходов, а операционная прибыль станет равной нулю.

Но это только операционная безубыточность. У компании есть еще и другие расходы. Чтобы итоговый финансовый результат стал нулевым, надо еще раздобыть как минимум 12 млрд рублей на выплату процентов по кредиту и лизингу.

Какие есть улучшения в показателях

Но, несмотря на стабильную убыточность Ozon, прогресс в его показателях все-таки есть. По итогам 2022 года операционный убыток относительно выручки снизился до минимальных значений за 5 лет. Без учета расходов, связанных с пожаром, операционный убыток уменьшился на 42% и составил 34 млрд рублей, или 12% от выручки. Годом ранее убыток был почти 59 млрд, или 33% от выручки.

Наметились первые признаки на пути к прибыли. Операционный убыток по итогам 1 квартала этого года уже не исчисляется миллиардами, как в предыдущие кварталы, — это всего 117 млн. Если вычесть 173 млн рублей расходов, связанных с пожаром, то компания вообще вышла в плюс на 56 млн рублей по операционной прибыли.

Начиная с 4 квартала 2022 года компания существенно сократила операционный убыток — до 4% относительно выручки, — а в 1 квартале 2023 года вышла почти в ноль. Дело в том, что Ozon начал сокращать расходы.

Считать ли это первым сигналом о том, что компания встала на путь к прибыльности? Покажет отчетность ближайших кварталов. Результаты за 2 квартал 2023 года станут известны 15 августа.

Показатели Ozon по годам, млрд рублей

20182019202020212022
GMV  4281197448832
Выручка3760104178277
Операционный убыток619175934
Операционный убыток как доля от выручки16%31%17%33%12%
Денежный поток от операционной деятельности−4−147−14−9

Показатели Ozon по годам, млрд рублей

GMV 
201842
201981
2020197
2021448
2022832
Выручка
201837
201960
2020104
2021178
2022277
Операционный убыток
20186
201919
202017
202159
202234
Операционный убыток как доля от выручки
201816%
201931%
202017%
202133%
202212%
Денежный поток от операционной деятельности
2018−4
2019−14
20207
2021−14
2022−9

Сравнение Amazon и Ozon

Amazon был успешнее, чем его последователь Ozon. Множество особых факторов повлияло на деятельность каждой компании, но объединяет их то, что обе начинали в 90-е годы с торговли книгами и обеим приходилось выживать в конкурентной борьбе. Первую прибыль американский онлайн-ретейлер получил в 4 квартале 2001 года: 1 цент на акцию при выручке более миллиард долларов. По словам главы компании Джеффа Безоса, на тот момент было важнее инвестировать в будущий рост, чем оправдывать прогнозы прибыли от аналитиков.

Чтобы заработать почти незаметный 1 цент на акцию, будущему гиганту потребовалось 7 лет после основания компании в 1994 году и 5 лет после IPO в 1997 году. Первую годовую прибыль в 35 млн долларов Amazon получил в 2003 году.

Ozon за 25 лет так и не вышел в прибыль.

Что с ценой акций Ozon

После IPO в 2020 году оценка компании по коэффициенту P / S  существенно упала: с 6× на тот момент до 1,4× на 27 июля. При этом котировки Ozon на пике стоимости, в феврале 2021 года, превышали 5000 ₽ при оценке компании в 9 выручек.

Сейчас котировки на 20% ниже уровня, на котором открылись торги акциями компании на Мосбирже в ноябре 2020 года.

Несмотря на рост акций более чем на 250% с минимумов 2022 года, стоимость компании по P / S не выросла и колеблется около 1×. Наблюдающееся расхождение между динамикой цены и стоимостью — цена растет, а стоимость нет — говорит о неуверенности инвесторов.

Что в итоге

За 25 лет деятельности Ozon появились первые позитивные признаки на пути к прибыли. По результатам ближайших кварталов будет видно, встала компания на путь прибыльности или нет.

Если позитивные результаты последних двух кварталов окажутся единовременными событиями и компания опять вернется к операционной убыточности, то для развития и покрытия убытков опять потребуется привлекать деньги акционеров. Не все они смогут поддержать компанию. Baring Vostok, скорее всего, не примет участие в очередном раунде, а одной АФК «Система» не по силам тянуть Ozon.

На мой взгляд, сейчас Ozon поставил цель сокращать расходы и появились первые признаки перехода компании от убыточности к прибыли. Если позитивная динамика квартальных показателей продолжится, можно говорить о наметившейся последовательности на пути к получению сначала операционной, а затем и чистой прибыли.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

  • ЕвгенийСпасибо за статью! Очень грамотно и без воды.3
  • Бабака КавайкаА потом Озон объявит себя банкротом и всё - пока, Озон...0
  • Roman MorozovТут еще стоит учесть, что рынок маркетплейсов у нас растущий и отказаться от рекламных расходов они точно не могут. Плюс могут быть дополнительные расходы, связанные с приобретением конкурентов. Хотелось бы увидеть их прибыльность, но пока как-то туманно выглядят перспективы1
  • Alex Freemanвсе было хорошо дор сравнения с Amazon которое притянуто за уши без цифр и разбора самой Amazon точнее его розничного сегмента. есть и другие аналоги типа Shopify и Alibaba кто тоже торгуется на бирже и можно сравнить их финансовое положение с Ozon.3
  • Александр ГребенниковДело как всегда в голове. Нужен мощный антикризисный менеджер, который выгонит дармоедов, а остальных заставит крутиться как белка в колесе. Составит профицитный бюджет, а заставит его исполнить. Убыточность таких гигантов аукается, тем что задавив мелких конкурентов или заставив плясать их под свою дудку затем этот шкаф погрязший в долгах может грохнуться, что будет иметь выраженый негативный эффект для всех, от инвесторов и производителей, до обычных потребителей и даже государства, которое не противиться бардаку, а потому выглядит как крыша для воров, сосущих кровь из тела народа. С точки зрения бизнеса с головой, даже один убыточный квартал повод к тому, чтобы начать чесать репу, что не так. А если убытки длятся годами, то самый логичный вывод- закрыть бизнес, чтобы не нести большие убытки. А причина того, что это продолжается - люди в руководстве или собственники отгребают бабло и не собираются отдавать долги.14
  • Сергей Стаценкои в дополнение: Озон получил листинг на бирже Астаны (AIX), торги начнутся 31 июля https://www.interfax.ru/business/913740. Иностранные инвесторы вероятно добавят волатильности - одни захотят продать, другие - купить подешевевшие акции.3
  • Евгений ТкачевКрасота, 20 лет озон топит нормальный порядочный бизнес, просто потому, что у него нет за спиной госструктуры, которая будет покрывать все его убытки... Ну да, рыночные отношения, говорили они, и где эти рыночные отношения?5
  • Роман ЮрьевичЧитал что Почта России хочет получать 0,5% от продажи на маркетплейсах, т.к. она убыточна и ей нужно "кормить" 300 тыс. сотрудников... Предлагаю так же в пользу маркетплейсов брать 0,5% от всех продаж и доставок Почты России чтобы убыточные маркетплейсы не закрылись :)0
  • Сергей Стаценкоглянул для интереса на Shopify - ситуация примерно как у Озон - хроническая убыточность за исключением нескольких лет, но в разы ниже по операционной марже, и это не маркетплейс, а конструктор интернет-магазинов, т.е. расходы у них другие. У Alibaba за последние 10 лет не было ни одного убыточного года. По P/S тоже хорошо упала оценка - с 10х в постпандемийный период до 2х в настоящее время. По Amazon - не было цели разбирать компанию, достаточно было показать сколько лет им понадобилось, чтобы получить первую прибыль.4
  • Alex FreemanСергей, просто у Amazon розничны йбизнес на грани самоокупаемости, а в последнее время вообще убыточный1
  • Сергей СтаценкоAlex, да, по итогам 2022 года розничный бизнес Амазон ушел в минус по операционной прибыли, но еще в 2013, 14, 15 гг. опер прибыль от розницы превышала опер прибыль от AWS. Видимо, конкуренция делает свое дело.0
  • Alex FreemanСергей, "еще в 2013, 14, 15 гг. опер прибыль от розницы превышала опер прибыль от AWS." потому что в AWS надо было инвестировать деньги - такм образом потери превышали прибыль. " Видимо, конкуренция делает свое дело." нет, в отчёте за 2015 видно что у Амазона в рознице была копеечная маржа в районе 1-2% от прибыли https://d18rn0p25nwr6d.cloudfront.net/CIK-0001018724/a18084e1-1eac-4133-8829-3fc5fb52295d.pdf1
  • Андрей ШардинИзбавиться от Маликова точно надо22
  • Андрей РодионовИнтересно, бы было, всех наших МП, отчет такой развернутый изучить.1
  • Артём НартовAndrey, Логика железная конечно)))12
  • Сергей ИсаковМеньше рекламы по тв, убрать звезд из рекламы. Разобрать по косточкам что делает топ-менеджмент и т.д. и т.п14
  • Станислав БеднажЗабавно. Есть такой анекдот: "Боже как она лежит, мальчику же неудобно". 25 лет в минусе и жив-здоров. «Чудо – событие, выходящее за рамки обычного человеческого опыта»3
  • Pavel Ivanov>>а сотрудников убыточной компании можно не премировать акциями>> Поймиты, только ради этого все и придумано! (с)1
  • VladaАлександр,0
  • Клоун на хайпеOzon... Хмм, не понимаю, за счёт чего они "живут" до сих пор. Или, уже, получается, как видно из статьи, "доживают". Никогда ничего у них не покупал. К счастью, у Яндекса есть свой маркетплейс, который лично меня всем устраивает.0
  • IraMSOCHNIKOV, мне не нравится яндекс.маркет. В малых городах нет пунктов выдачи и доступна только доставка курьером, доставку предлагают только в конкретные даты, причём для разных посылок они будут разными. Зачем мне два дня подряд ждать два раза курьера, если я могла бы дождаться всех своих посылок и забрать их из одного пункта выдачи? Плюс сама доставка долгая... У озона в каждой дыре есть пункт выдачи.5
  • Сергей СтаценкоSOCHNIKOV, наверняка у них есть план по выживанию, о котором мы не знаем.0
  • ВасилийА зачем им прибыль, чтобы больше налоги платить? Я думал специально компании всё в убыток загоняют, а доход себе теми же премиями как раз выкачивают.3
  • Клоун на хайпеIraM, Интересно) У меня пункт выдачи заказов из Озона на первом этаже моего дома) Но я там ни разу не был. Пользовался либо курьерской доставкой из Яндекс Маркета, либо из постамата. Но большинство постаматов по городу закрыли, и открыли пункты выдачи. Ближайший от меня через 3 дома. Насчёт курьерской доставки из Яндекса - можно же выбрать для разных заказов один день, и всё. Всё настраивается на этапе оформления. У меня бывает 7 заказов в корзине, но я ставлю для всех одну дату и одно время. Ещё есть доставка "по клику", очень удобно, от 15 минут. С плюсовой подпиской меня все устраивает, и я ни разу ещё не зашоппился ни в Озоне, ни в WB. Даже помню, что раньше они назывались "Беру" (в смысле Яндекс Маркет), я с ними с тех пор)0
  • Клоун на хайпеРоман, При чём тут Почта и маркетплейсы? Почта Почтой, а у маркетплейсов свои пункты выдачи или постаматы. Разве не так?!1
  • Роман ЮрьевичSOCHNIKOV, Так это вопрос к Почте России - она первая начала :)0
  • AlexВсегда считал, что нужно не снижать расходы, а увеличивать доходы. Лично мне пофиг, сколько стоит разная мелочевка, которую обычно покупают на маркетплейсах: 250 или 300 рублей. Это 50 рублей я готов "инвестировать" в любимый магазин, не сравнивая цены, если он меня устраивает и ценит меня как своего постоянного клиента. Из-за попыток оптимизировать расходы и наплевательского отношения к проблемам клиента, который 10!!! лет покупал в магазине, я ушел к Жёлтым. К сожалению, вся оптимизация расходов сводится к закручиванию гаек для селлеров и кошмаринью владельцев пунктов выдачи. В этом маразме впереди планеты всей конечно Фиолетовые. P.S. Хорошо, что у нас есть выбор и мы не ограничены одним Amazon`ом0
  • IraMSOCHNIKOV, к сожалению, не всегда можно) иногда предлагают совсем уж дичь, например, доставить один товар могут 15, 16 и 17 (после 17 уже почему-то нельзя), а второй 19 и 20. Доставку по клику не предложили ни разу, полагаю, как и пункты выдачи, доступна не везде. Кароч, неудобно от слова совсем, смотрю что-то на Яндекс маркете только если за заказ есть кэшбэк.1
  • Сергей Стаценконе удалось Озону по итогам 2 квартала 2023 подтвердить неметившуюся динамику выхода на операционную прибыль или хотя бы в 0. Компания получила хороший операционный (8,6 млрд ₽) и итоговый убыток (13,1 млрд ₽) по итогам 2к2023 после сокращения операционного убытка в 4к2022 и выхода почти на операционную безубыточность в 1к2023. "Ozon ориентируется на показатель операционного денежного потока, не видит сейчас стратегического смысла в выходе на большую прибыль" - сообщил в ходе онлайн-конференции финдиректор компании Игорь Герасимов.0
  • Pereck PicturesСкандальные проекты взлетают и падают быстро. В Озоне мне нравится стабильность, хоть какая то гарантия на сложные вещи, возврат легче чем в других маркетплейсах. В валдберризе можно покупать ширпотреб что не жалко венуть, на али долгий срок доставки, яндекс маркет есть интересные вещи. Срок деятельности говорит о стабильности организации и то ей никто не даст упасть, всегда поддержат как значимое предприятме. У Почты России был шанс сделать цивилизованный бизнес с такой структурой, превратить отделения в ПВЗ. но им это не интересно, продолжают стричь купоны с государства дотациями.1
  • Sunworker OriginalЛично со своей стороны желаю Озону развития и выхода из долгов как маркетплейсу. Кто сколько гребёт себе в карман никто не знает. Но мне почему-то по душе прям именно эта площадка. Согласен с прочитанными комментариями по поводу звёзд в рекламе и прочей рекламной мишуре.Желаю Больше труШности, проработанности, компетентности и ответственности, как со стороны продавцов так и со стороны покупателя, так как многие снимают с себя обязательства сохранности заводской упаковки в случае возврата товара, следовательно переупаковывать ее никто не будет на сортировочном складе из за этого выходит что товар уже убыточный. Плюс ко всему халатность курьеров и в каких то случаях не понимание между доставщиками и адресатом. Опять же модераторы карточек товаров не всегда правильно указывают характеристики, да и в прочем ещё хватает минусов. Но тем не менее из наверное 150 заказов за пару лет, в которые входили в большинстве случаев не дешёвые инструменты и товары, отказался или вернул товар лишь раз 10-15 в общей сложности и лишь по причине того что товар не подошёл. В адрес доставки лично у меня претензий нет.1
  • Кузьма БердникОбожаю комментарии в Т-Ж. Как они так живут? Откуда деньги? Ребят, это огромная корпорации, наверху которой сидят отнюдь не глупые люди, и убыток там, не потому что они тупые, а потому, что Озон отгрызает куски рынка у ВБ, Яндекса и Сбера. Тут все 4 компании стараются выиграть рынок, чтобы получить прибыль ПОТОМ. Потом - это не 1-6 месяца, как утроено в головах обывателей, а на дистанции 5-10 лет. И получать они будут сверхприбыль. Учитывая, что ВБ сам себе стреляет в ногу и портит репутацию, у Яндекса их Маркет несколько раз менял вектор, Озон идёт абсолютно правильной дорогой, и все больше забирает себе процент от рынка. Посмотрите на МегаМаркет, там совсем беспредел идёт. Сбер тупо заливает свой проект деньгами, возвращая 30-60% стоимости покупок, не думаю о какой-то прибыли сейчас, потому что "длинный рубль" позволяет так делать. Ну и раз уж вспомнил Сбер, вот там полная вакханалия в операционной эффективности (дочки, купленные компании, доли в бизнесе), но они могут себе это позволить. Статья в выводах не сильно лучше: 1. Уберите столько рекламы. Чтобы что? Чтобы отдать процент рынка Сберу?) 2. Не давайте акции топам. Чтобы что? Чтобы топы ушли в Сбер/Яндекс и использовали свою экпертизу там? Просто поищите истории успешных стартапов, да и не успешных тоже. Там простой принцип: все деньги в захват рынка, прибыль потом. Многие до нее не доживают, но единорогов же становится все больше и больше. Яндекс Такси яркий пример. Демпинговали цены, чтобы Убер и Мэил.ру не могли влезть, сожрали почти весь рынок, подняли цены. PROFIT! Это у нас любят сделать наебизнес, где ты с первой же полученной прибыли идешь покупать Мерс/Бэху и дом загородом, а на остальное побоку. Потом бизнес умирает, Мерс/Бэху забирают, и сидит такой бизнесмен и ностальгирует "Ох, были времена", пока Безос зарабывает очередной триллион. P.S. Пуки в лужу "Ой ВБ привез мой товар за 50р, а Озон за 100" к теме статьи вообще не относятся. Вам на Отзовик.12
  • Сергей СтаценкоКузьма, Озон уже далеко не стартап, 25 годов как минуло, а ВБ - прибыльный. Стратегия Системы по Озону понятна - увеличивать долю рынка, потом все должно окупиться, но вероятно понадобится вторичное размещение акций, когда деньги закончаться. Озон почти вышел в ноль по квартальной прибыли, вот и предположил, что решили расходы резать и встать на путь прибыльности, а не ждать еще 25 лет.4
  • МенеджерСергей, в текущей бизнес модели (маркетплейс) считай стратап. Потому что, когда у вб были уже тысячи продавцов, озон читал лекции о невероятном ИИ, который гениально оптимизирует закупки, закапывая тем самым оборотный капитал в мертвый товар. Когда у вб были пвз на каждом шагу, озон только начал выстраивать логистику. Я, как потребитель, на вб ничего не покупаю, но как бизнес озон всё ещё догоняет вб, а догонять всегда дороже. Мегамаркету потребуется ещё больше денег, чем озону, если они хотят чего-то достичь. 25% есть куда расти. Я думаю озону рано фиксироваться и надо минусить дальше. Надеюсь, они найдут на это деньги, потому что магазин хороший и хотя бы создаёт видимость ориентирования на покупателя в отличии от вб и мегамаркета7
  • Ренат ГареевАлександр, это все как в рекламе, "руууки-загребукии"...1
  • Ренат ГареевЕвгений, а как он топит порядочный бизнес?1
  • КсенияХоть понятно теперь:за что накручивает и требует деньги при этом не оказав услуги. Доказывая обратно, а когда делаешь написать в службу поддержки-закрывают общение, и присылают Акт сварки. С пропиской :"если есть возражения, напишите в службу поддержки", а написать нет возможности, как и позвонить.0
  • Anton VorobevЯ, наверно, туповат, но может мне кто-то простым языком объяснить, как Озон умудряется с такими огромными убытками продолжать функционировать? Как можно 25 лет жить на заёмные средства? Я могу ещё понять ситуацию до 2022 года, когда шёл бурный рост, инвесторы несли деньги лопатами т.к. прогнозировалось бурное расширение, плюс были дешёвые западные деньги. Но последние два года для меня не понятны - как они сводят концы с концами-то вообще?! 133 ярда операционного убытка за 3 года это как годовой бюджет Вологодской области!0
  • Сергей СтаценкоAnton, не только заемные, но и средства от акционеров. держутся благодаря положительному денежному потоку от опер деятельности, куда кроме убытка еще относится и такая статья недежных расходов, как амортизация плюс доходы от размещения денег на депозитах. в итоге, регулируя расходы на инвест программу, привлечение/погашение займов делают так, чтобы по итогам года денежная позиция сильно не уходила в минус. и по итогам 3к3023 у них по-прежнему немалая сумма на счетах - 92,7 млрд руб. деньги закончатся - не проблема, проведут допэмиссию и привлекут средства от акционеров0
  • Денис ВолошинКузьма, троллинг засчитан. Если компания с НДС из года в год работает в убыток, то налоговой нужно перевести их на УСНО и пусть дальше работают в убыток. А так, нахрена козе баян.0
  • Петр БлагойМне как селлеру не интересно работать с Озон. Поддержка отвечает шаблонами, в суть не вникает. Интерфейс самого маркетплейса как был совковым так и остался. Админка отнимает много времени чтобы разместить товар, работа с ценами, файлами и прочая рутина. За все 5 лет работы с Озон один негатив. Заработать на этом маркетплейсе не реально. Комиссии конские и без вашего ведома товары пускают в акцию. При среднем чеке 500 рублей, опускают и продают по 350 руб. На вопрос зачем вы так делаете, завуалировано посылают в пешее эротическое путешествие. Работа с Озоном сущий АД!!!! Не рекомендую начинать, ловить там нечего.1
  • Сергей СтаценкоПетр, какой маркетплейс в итоге предпочли - ВБ или Яндекс?1
  • Петр БлагойСергей, более 8 лет работаю с WB. Эти ребята ещё те "волчары", выпили все ресурсы и морально и материально. Но им простительно, так как они развивались, а мы развивались вместе с ними. Они исправились и сейчас с ними приятно работать. Удобный для работы личный кабинет, прозрачные комиссии. Тех. поддержка вникает в суть и отвечает по существу. Нет этой обдираловки и равнодушия как в Озон. Инструменты рекламы работают у WB при правильном использовании, а у Озона всё заточено на то чтобы сорвать с тебя деньги. Пример: Зажим для галстука стоимостью - 500 руб. попадает в автоматическую акцию на Озоне и его площадка продаёт за 335 руб. При этом комиссию ещё Озон берёт почти 200 руб. Получается что выплачивают тебе 135 руб. От акции отказаться нельзя (инструмент; не учувствовать в акциях не работает). А акция до конца года, 31 декабря. Тех. поддержка ничего умнее не предложила как забрать товар, если по работаете по системе FBS (это когда товар на складе у Озон) или обнулить остатки, если работаете по системе FBO (товар у вас на складе). Хранить товар на складе Озон, останешься без трусов и носков. Понятно, что выкручиваешься, придумываешь и находишь способы как это всё обойти, например снимаешь с продажи товар попавший в акцию и заводишь на этот товар новую карточку или в старой меняешь артикул и загружаешь тоже самое. У WB достаточно изменить цену или снизить скидку и всё твой товар продаётся по той цене, которой тебе нужно. Понимаете разницу. Много других моментов, когда не компетентная тех. поддержка Озона требует от тебя то что не нужно. Могу долго писать об этом и приводить факты, но не хочу. Я реально устал от Озон и год назад принял решение больше с ними не работать. Заработать на Озон сложно, да и оборот в разы меньше чем на WB. Примерно 1 к 10. Если миллион на WB, то на Озоне это всего сто тысяч за тот же период. Главная проблема Озона что они идут своим путём и никого не слушают. А это не всегда верное решение. Нужно знать российский менталитет и прислушиваться к селлерам на которых вы и зарабатываете. Мы ведь открыты для общения. WB в этом плане более гибкий. Прислушивается, слышит и дорожит нами селлерами.2
  • Сергей СтаценкоПетр, поэтому ВБ прибыльный а Озон так и не вышел в прибыль, отчего тогда у них товарооборот растет? Видимо благодаря потоку селлеров, одни сменяют других0
  • Sergey LJagga, у Озона очень тщательно следят за репутацией. Усиленно минусят отрицательные отзывы.0
  • Людмила ПетренкоAnton, изучите азы экономики, Антон.0
  • ВиталийПетр, со стороны селлера наверное так и есть. А для покупателей когда видишь в целом что накрутили цену до невменяемой и со скидкой 100500% по сути цена осталась как есть, больше негатив к платформе в целом вызывает. Резонные мысли возникают зачем вообще эту скидку указывать, как будто тебя считают скажем не самым умным человеком. Лично мне ВБ не очень нравится как раз из-за этого, как будто на базар пришел где тебя все обмануть пытаются.0
  • Петр БлагойКузьма, не согласен с вами, а особенно с P.S. Смотри сколько Озон забирает. И что делать если средний чек товара 500 руб. Ведь большая часть категорий товара, которые перетянул на себя Озон, это аксессуары, средний чек до 500 руб. Какую мне делать наценку, если они обдирают как липку? Правильное решение, не работать с ними. А WB исправился в лучшую сторону, это очевидно. Если работаете с WB, видите. Для меня Озон, это самое худшее, унижающее, обдирающее и ущербное что есть на сегодняшний день. Я не мальчик, который заплатил 100 тыс. инфоцыганам за обещания миллионных прибылей с маркетплейсов. Свой бизнес я построил с нуля. Два высших экономических образования . То что творит Озон с селлерами, афера - заслуживающая вмешательства правоохранительных органов. Жалко наше законодательство не успевает за развитием он-лайн торговли.0
  • Петр БлагойВиталий, всё это маркетинг. Понимаю вас, но играю по общим правилам. Гляньте как нас, продавцов, Озон обдирает. Продажи на 30 с лишним тысяч и что с этого нам остается?0
  • Six ElevenПетр, судя по цифрам на скрине, похоже, что тут не помогли даже два высших экономических0