Отчет Ozon за 3 квартал 2023 года: снова все выросло, в том числе убытки

Обсудить
Отчет Ozon за 3 квартал 2023 года: снова все выросло, в том числе убытки
Аватар автора

Роман Романович

зарабатывает на инвестициях

Страница автора

16 ноября онлайн-ретейлер Ozon  опубликовал отчет за 3 квартал 2023 года, и вот главное из него:

  1. GMV увеличился на 140% — до 450,81 млрд рублей.
  2. Выручка выросла на 77% — до 108,96 млрд рублей.
  3. Количество активных покупателей выросло на 30% — до 42,4 млн.
  4. Скорректированная EBITDA снова стала отрицательной — −3,91 млрд рублей.
  5. Чистый убыток увеличился на 6% — до 22,05 млрд рублей.
Рассылка Т—Ж о мире инвестиций
Лайфхаки о том, как делать деньги из денег, — в вашей почте раз в неделю. Бесплатно

Операционные и финансовые показатели

GMV. По итогам 3 квартала 2023 года GMV  увеличился на 140% по сравнению с аналогичным показателем за 3 квартал прошлого года и составил 450,8 млрд рублей за счет увеличения количества заказов и роста среднего чека. Количество заказов выросло на 134% по сравнению с аналогичным показателем год назад и достигло 251,1 млн.

Клиенты и активность. Количество активных покупателей продолжает расти устойчивыми темпами — приблизительно на 30% год к году третий квартал подряд — и по итогам квартала достигло 42,4 млн пользователей.

В 3 квартале 2023 года покупатели продемонстрировали большую вовлеченность: частотность заказов на одного активного покупателя увеличилась на 64% по сравнению с аналогичным показателем за 3 квартал прошлого года и составила в среднем 19,2 заказа в год.

Операционные показатели Ozon за 3 квартал, млрд рублей 

3к20223к2023Изменение
GMV188,12450,81140%
Количество заказов, млн107,5251,1134%
Количество активных покупателей, млн32,742,430%
Доля маркетплейса в GMV78,2%83,4%5,2 п. п.

Операционные показатели Ozon за 3 квартал, млрд рублей 

GMV
3к2022188,12
3к2023450,81
Изменение140%
Количество заказов, млн
3к2022107,5
3к2023251,1
Изменение134%
Количество активных покупателей, млн
3к202232,7
3к202342,4
Изменение30%
Доля маркетплейса в GMV
3к202278,2%
3к202383,4%
Изменение5,2 п. п.

Структура выручки меняется. Структура выручки постепенно диверсифицируется: если по итогам 3 квартала прошлого года выручка от продажи товаров занимала 43,3% в общей выручке, то по итогам 3 квартала 2023 года она снизилась до 36,6% благодаря быстрому росту в других категориях.

Например, сегмент финансовых услуг показал рост на 1261% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и по итогам квартала принес 3,5 млрд рублей выручки. В сегментах рекламы и доставки выручка по итогам квартала выросла на 191 и 121% соответственно.

«Ozon Финтех» продолжает развивать спектр финансовых услуг как в сегменте B2C, так и в сегменте B2B. Решение «Гибкий график выплат» остается наиболее распространенным финтех-продуктом в сегменте B2B, в 3 квартале 2023 года им воспользовалось более 36 тысяч продавцов Ozon.

В 3 квартале B2B-сегмент сосредоточился на продвижении расчетно-кассового обслуживания индивидуальных предпринимателей и компаний малого и среднего бизнеса. Основной B2C-продукт «Ozon Карта» стал самым популярным способом оплаты на платформе: по состоянию на 30 сентября 2023 года количество открытых счетов превысило 29 млн.

«Ozon Глобал» продолжил работу над улучшением качества обслуживания покупателей и продавцов. Число активных продавцов, работающих в рамках направления «Ozon Глобал», увеличилось в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и по состоянию на 30 сентября 2023 года достигло более 59 тысяч.

В 3 квартале 2023 года «Ozon Глобал» запустил первый фулфилмент-центр в Китае, что позволяет сократить сроки доставки оттуда в Россию до 8—12 дней.

Структура выручки Ozon 

3к20223к2023
Продажа товаров43,3%36,6%
Комиссии маркетплейса42,1%38,4%
Реклама10,9%17,9%
Услуги доставки2,4%2,9%
Финансовые услуги0,4%3,2%
Туристические услуги0,3%0,2%
Прочая выручка0,6%0,8%

Структура выручки Ozon 

Продажа товаров
3к202243,3%
3к202336,6%
Комиссии маркетплейса
3к202242,1%
3к202338,4%
Реклама
3к202210,9%
3к202317,9%
Услуги доставки
3к20222,4%
3к20232,9%
Финансовые услуги
3к20220,4%
3к20233,2%
Туристические услуги
3к20220,3%
3к20230,2%
Прочая выручка
3к20220,6%
3к20230,8%

Выручка увеличилась на 77% по сравнению с аналогичным показателем за 3 квартал прошлого года, чему способствовал прежде всего рост сервисной выручки, в частности комиссий маркетплейса и рекламной выручки.

Операционные расходы по итогам квартала снизились на 26% по сравнению с аналогичным показателем год назад и составили 19,31 млрд рублей. Снижение расходов обусловлено единовременными убытками в размере 10,8 млрд рублей в 3 квартале 2022 года из-за пожара в фулфилмент-центре в Московской области. Без учета этих трат операционные расходы выросли на 24%.

Скорректированная EBITDA по итогу квартала оказалась отрицательной и составила 3,9 млрд рублей — против положительного значения в 1,6 млрд рублей в 3 квартале 2022 года, — что обусловлено увеличением стратегических инвестиций в привлечение клиентов и в логистическую инфраструктуру для ускорения роста GMV и укрепления позиций на российском рынке розничной торговли.

Увеличение масштаба обеспечит устойчивую операционную прибыльность и рост положительного операционного денежного потока в долгосрочной перспективе. Но по итогам 9 месяцев показатель скорректированной EBITDA оказался положительным и составил 4,12 млрд рублей — против −7,14 млрд рублей по итогам 9 месяцев 2022 года.

Чистый убыток за период составил 22,05 млрд рублей в 3 квартале 2023 года в результате снижения скорректированной EBITDA и увеличения финансовых расходов, связанных с переоценкой финансовых инструментов и ростом процентных расходов. В сравнении с 3 кварталом 2022 года размер убытка вырос на 6%. По итогам 9 месяцев 2023 года размер чистого убытка сократился на 48% — до 24,48 млрд рублей — против 46,97 млрд рублей годом ранее.

Чистые денежные средства, их эквиваленты и краткосрочные банковские депозиты по состоянию на 30 сентября 2023 года составили 92,7 млрд рублей — против 74,6 млрд рублей на 30 июня 2023 года — рост на 24,2%.

Финансовые показатели Ozon за 3 квартал и 9 месяцев 2023 года, млрд рублей 

3к20223к2023Изменение9м20229м2023Изменение
Выручка61,39108,9677%183,48296,3762%
Операционные расходы26,1619,31−26%60,5153,71−11%
Скорректированная EBITDA1,61−3,91−7,144,12
Чистый убыток20,7122,056%46,9724,48−48%
Денежный поток от операционной деятельности7,8424,86217%−27,2834,18

Финансовые показатели Ozon за 3 квартал и 9 месяцев 2023 года, млрд рублей 

Выручка
3к202261,39
3к2023108,96
Изменение77%
9м2022183,48
9м2023296,37
Изменение62%
Операционные расходы
3к202226,16
3к202319,31
Изменение−26%
9м202260,51
9м202353,71
Изменение−11%
Скорректированная EBITDA
3к20221,61
3к2023−3,91
Изменение
9м2022−7,14
9м20234,12
Изменение
Чистый убыток
3к202220,71
3к202322,05
Изменение6%
9м202246,97
9м202324,48
Изменение−48%
Денежный поток от операционной деятельности
3к20227,84
3к202324,86
Изменение217%
9м2022−27,28
9м202334,18
Изменение

Новости и события

Делистинг в США и регистрация в России. В октябре 2023 года Ozon произвел добровольное исключение американских депозитарных расписок с биржи NASDAQ как следствие безуспешной апелляции на решение биржи о реализации принудительного делистинга. После этого компания завершила процесс регистрации проспекта ценных бумаг в России.

Бумаги Ozon продолжат обращаться на Московской бирже и Международной бирже Астаны. Перспективы редомициляции компании в Россию пока остаются неясными: она говорит о важности этого процесса, но никаких конкретных сроков и деталей не анонсирует.

Продажа автомобилей. Ozon первым среди маркетплейсов в России запустил продажу автомобилей. Машина полностью оплачивается онлайн, а договор купли-продажи подписывается при доставке. К покупке доступен весь бензиновый модельный ряд марки Chery, а именно: кроссоверы Tiggo 4 Pro, Tiggo 7 Pro Max, Tiggo 8 Pro, Tiggo 8 Pro Max и седан бизнес-класса Arrizo 8.

На первом этапе доставка автомобиля на дом будет доступна жителям Московского региона, а в дальнейшем география проекта будет расширяться. Также могут появиться новые марки автомобилей. Второй год категория «Авто- и мототовары» — самая быстрорастущая на маркетплейсе. В 1 полугодии ее оборот вырос более чем в 2,8 раза год к году.

«11.11». Несмотря на рост числа распродаж в российском сегменте электронной коммерции, популярность ноябрьской распродажи «11.11» растет как среди покупателей, так и среди продавцов площадки.

В этом году 80% оборота акции составили продажи предпринимателей, 11 ноября сделали 5,4 млн заказов. В 2023 году распродажа «11.11» стартовала 30 октября, но пик пришелся на 9—11 ноября: за эти три дня оборот превысил 30 млрд рублей, что на 64% больше в сравнении с сопоставимым периодом в октябре 2023.

Средний чек вырос на 27% по сравнению с прошлым годом. Самым дорогим товаром стал автомобиль Chery Tiggo 4 Pro за 1 999 990 ₽ — только за первые три часа 11 ноября продали 12 автомобилей. В целом продавцы включили в распродажу более 68 млн товаров — в 2,5 раза больше, чем в 2022 году.

Продажи в Узбекистане. 14 ноября Ozon запустил продажи в Узбекистане. На первом этапе покупатели в Узбекистане могут получить заказы в партнерских пунктах выдачи, а также в 1660 отделениях Почты Узбекистана. Средний срок доставки составляет 12 дней.

В 2024 году Ozon планирует развивать собственную логистическую инфраструктуру в стране, в которую, кроме прочего, входят складские комплексы и служба доставки. Ozon развивает бизнес в СНГ с 2021 года, у компании уже есть своя логистическая инфраструктура в Армении, Беларуси, Казахстане и Киргизии.

Что в итоге

Ozon опубликовал смешанную отчетность. С одной стороны, операционные показатели быстро растут: GMV, количество активных покупателей и число заказов увеличиваются на десятки и даже сотни процентов. С другой стороны, финансовые показатели продолжают оставаться слабыми.

Некоторый оптимизм внушают сокращение чистого убытка по результатам 9 месяцев 2023 года и выход скорректированной EBITDA на положительную территорию. По итогам 9 месяцев рентабельность по скорректированной EBITDA составила 1,39%.

На основании текущих тенденций рынка компания повысила финансовый прогноз на 2023 год, согласно которому GMV вырастет на 90—100%, а показатель скорректированной EBITDA по итогам полного 2023 года окажется положительным.

Источник: TradingView
Источник: TradingView

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество