Получается ли у Deutsche Börse заработать на Брексите
Deutsche Börse (ETR: DB1) — немецкая биржа. Ожидания, что компания сможет снять сливки с процесса исхода капитала из Великобритании, не оправдали себя: основные деньги ушли на биржевые площадки других стран. Впрочем, у DB1 остается другой козырь в рукаве — потенциальный приход на биржу миллионов немцев, измученных низкими ставками по депозитам.
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса иностранных эмитентов. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
London calling
У нас уже был очень подробный разбор бизнеса DB1, в котором мы рассказали обо всех сегментах, — советуем прочитать его. А здесь перейдем сразу к сути.
В минувшем квартале выручка компании упала на 7% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, а прибыль снизилась на 13%. В принципе, ничего страшного тут нет, поскольку сравниваем мы показатели DB1 с исключительно богатым биржевой активностью периодом первой половины 2020 года. Тогда объем торгов на бирже просто зашкаливал из-за карантина. А в этом сезоне активность упала почти во всех сегментах, кроме услуг для инвестфондов: там был рост на 49%.
В то же время этот результат все равно разочаровывает, если смотреть на ситуацию в контексте завершения процедуры выхода Великобритании из Евросоюза. Напомню, что мы ожидали, что завершение Брексита приведет к исходу капитала с островов и увеличению объема торгов и финансовых операций на всех европейских биржах, включая и немецкую.
По ряду прямых признаков: уменьшение доли Великобритании в структуре торговли процентными свопами, увеличение количества финансовых работ в Германии — и косвенных, таких как стремительный рост цен на недвижимость во Франкфурте по сравнению с Лондоном, казалось, что немецкая биржа уж точно станет бенефициаром исхода инвесторов из Великобритании на континент. Получилось ли? Частично.
Львиная доля торгов из Великобритании ушла в Амстердам. В этом есть изрядная историческая ирония: нынешняя королевская семья пришла в Великобританию из Нидерландов — некое движение в обратном направлении вполне логично.
По каким-то операциям — вроде клиринговых с деривативами в евро — Лондон, благодаря специальным соглашениям с ЕС, застолбил за собой позиции основного клирингового центра Европы до июня 2022 года.
А в каких-то областях — вроде IPO — Лондон до сих пор выглядит как наиболее привлекательная площадка для компаний даже в текущих обстоятельствах — после Брексита и немножко в международной изоляции. Множество стартапов там выходят на биржу, минуя биржи континента. Некоторые, как полупроводниковая компания Alphawave, даже предпочитают IPO в Лондоне американским площадкам.
В общем, непонятно, когда же DB1 сможет пожать плоды исхода капитала из Великобритании на континент. Такими темпами новым финансовым центром Европы станут Нидерланды, а никак не Германия. Нужно сказать, к тому были предпосылки: еще в 2018 году родину тюльпановой лихорадки наводнили бизнесы, уплывшие из Великобритании, а ее железные дороги были заполнены транзитными грузоперевозками. Страна постепенно заменяла Великобританию в качестве хаба для бизнеса и логистики в Европе. Так что, судя по всему, у DB1 не получится заменить Лондонский Сити — это место уже занято Амстердамом.
Но акционерам компании не стоит расстраиваться, ибо есть и другие драйверы роста для бизнеса немецкой биржи.
Деньги, полученные в ходе IPO на разных европейских биржах, по состоянию на 24 марта 2021, млрд долларов
Германия | 5,4 |
Нидерланды | 4,2 |
Франция | 0,1 |
Великобритания | 7,2 |
Деньги, полученные в ходе IPO на разных европейских биржах, по состоянию на 24 марта 2021, млрд долларов
Германия | 5,4 |
Нидерланды | 4,2 |
Франция | 0,1 |
Великобритания | 7,2 |
Weil geld funktionieren muss
Германия докатилась до депозитов с отрицательными ставками. Немцы сберегают достаточные суммы и от своих доходов откладывают приличный процент. Поэтому логично было бы ожидать, что они понесут деньги на биржу уже не столько ради того, чтобы заработать миллионы, сколько просто из соображений сберечь свои накопления не от инфляции даже, а от банковских поборов. Собственно, уже понесли — и тут есть куда расти.
Активный рост интереса рядовых немцев к фондовому рынку будет для DB1 утешительным призом: если объем торгов не растет за счет исхода капитала из Великобритании, так пусть он растет хотя бы за счет немецких инвесторов.
Резюме
DB1 — это по-прежнему маржинальный бизнес, который, несмотря на сезонную просадку, выглядит очень интересно для инвестирования на среднесрочную перспективу. И хотя надежды, что компания сможет получить большой кусок английского финансового пирога, не оправдались, биржа все еще может надеяться на рост объема торгов и, соответственно, доходности бизнеса благодаря наплыву немецких инвесторов.