Отчет Fix Price за 2022 год: рекордная EBITDA, но пока без дивидендов
Fix Price (MOEX: FIXP), крупнейшая в России и одна из ведущих в мире сеть магазинов низких фиксированных цен, опубликовала операционные и финансовые результаты за 2022 год.
Основные моменты:
- Выручка Fix Price в 2022 году выросла на 20,5%, до 277,6 млрд рублей, за счет расширения сети магазинов и роста сопоставимых продаж — LFL.
- EBITDA увеличилась на 22,7% год к году и составила 54,2 млрд рублей. Рентабельность достигла рекордно высокого значения 19,5% из-за значительного роста валовой маржи, что частично компенсировано увеличением SG&A-расходов.
- Прибыль за период практически не изменилась и составила 21,4 млрд рублей. Несмотря на рост EBITDA и операционной прибыли, увеличившиеся расходы по налогу на прибыль сильно повлияли на итоговый результат.
- Чистый долг на конец года снизился почти вдвое, до 10,9 млрд рублей, за счет роста денежных средств и их эквивалентов.
- В 2023 году компания ставит цель, аналогичную отчетному году, и планирует увеличить сеть Fix Price на 750 магазинов. Она подтверждает намерения возобновить выплату дивидендов в будущем.
Операционные результаты
Показатель сопоставимых продаж, LFL, скорректированный на эффект укрепления рубля, увеличился на 11%. А если считать без учета корректировки — на 10,1%, несмотря на снижение LFL-трафика и роста среднего чека.
LFL-трафик снизился на 2,5% из-за осторожного потребительского поведения на фоне продолжающейся макроэкономической неопределенности, а также из-за снижения реального располагаемого дохода. LFL — средний чек вырос на 13% за счет изменения ассортимента и увеличения доли более высоких ценовых категорий в розничных продажах.
Общее количество магазинов выросло на 15,5%, до 5663. На 50% увеличилось число магазинов в Латвии и Грузии. В Узбекистане — снизилось на 55%.
Общая торговая площадь магазинов Fix Price увеличилась на 15,9%, до 1 225 000 м², за счет роста площади магазинов под управлением компании, а также франчайзинговых магазинов.
В 2023 году компания планирует расширить сеть на 750 магазинов. А в начале текущего года открылись первые франчайзинговые магазины на территории Монголии. В ближайшее время Fix Price сфокусируется на тестировании и адаптации бизнес-модели под этот рынок.
Торговая площадь магазинов Fix Price
2020 | 2021 | 2022 | Изменение 2022 к 2021 | |
---|---|---|---|---|
Торговая площадь | 889 526 м² | 1 056 840 м² | 1 225 360 м² | 16% |
Магазины под управлением компании | 797 352 м² | 938 392 м² | 1 087 047 м² | 16% |
Франчайзинговые магазины | 92 174 м² | 118 448 м² | 138 313 м² | 17% |
Торговая площадь магазинов Fix Price
Торговая площадь | |
2020 | 889 526 м² |
2021 | 1 056 840 м² |
2022 | 1 225 360 м² |
Изменение 2022 к 2021 | 16% |
Магазины под управлением компании | |
2020 | 797 352 м² |
2021 | 938 392 м² |
2022 | 1 087 047 м² |
Изменение 2022 к 2021 | 16% |
Франчайзинговые магазины | |
2020 | 92 174 м² |
2021 | 118 448 м² |
2022 | 138 313 м² |
Изменение 2022 к 2021 | 17% |
LFL-показатели
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |
---|---|---|---|---|
Продажи | 15,40% | 15,80% | 7,20% | 11,00% |
Трафик | 7,60% | −1,70% | 3,10% | −2,50% |
Средний чек | 7,30% | 17,80% | 4,00% | 13,90% |
LFL-показатели
Продажи | |
2019 | 15,40% |
2020 | 15,80% |
2021 | 7,20% |
2022 | 11,00% |
Трафик | |
2019 | 7,60% |
2020 | −1,70% |
2021 | 3,10% |
2022 | −2,50% |
Средний чек | |
2019 | 7,30% |
2020 | 17,80% |
2021 | 4,00% |
2022 | 13,90% |
Количество магазинов Fix Price по странам
2021 | 2022 | Изменение | |
---|---|---|---|
Россия | 4445 | 5098 | 15% |
Беларусь | 212 | 263 | 24% |
Казахстан | 172 | 235 | 37% |
Узбекистан | 42 | 19 | −55% |
Латвия | 24 | 36 | 50% |
Грузия | 4 | 6 | 50% |
Киргизия | 5 | 6 | 20% |
Итого | 4904 | 5663 | 15% |
Количество магазинов Fix Price по странам
Россия | |
2021 | 4445 |
2022 | 5098 |
Изменение | 15% |
Беларусь | |
2021 | 212 |
2022 | 263 |
Изменение | 24% |
Казахстан | |
2021 | 172 |
2022 | 235 |
Изменение | 37% |
Узбекистан | |
2021 | 42 |
2022 | 19 |
Изменение | −55% |
Латвия | |
2021 | 24 |
2022 | 36 |
Изменение | 50% |
Грузия | |
2021 | 4 |
2022 | 6 |
Изменение | 50% |
Киргизия | |
2021 | 5 |
2022 | 6 |
Изменение | 20% |
Итого | |
2021 | 4904 |
2022 | 5663 |
Изменение | 15% |
Финансовые и балансовые результаты
Выручка увеличилась на 20,5%, до 277 млрд рублей, за счет роста в обоих направлениях: розничная — на 21,1%, оптовая — на 15,8%. Увеличение связано с расширением сети, ростом LFL-продаж и открытием новых франчайзинговых магазинов.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы выросли на 24,5%, до 52 млрд рублей. В частности значительный рост показали расходы на персонал (+35,0%) и расходы на аренду (+37,3%), ремонт и обслуживание (+21,2%).
EBITDA увеличилась на 22,7% год к году и составила 54,2 млрд рублей. Рентабельность увеличилась на 36 базисных пунктов и достигла рекордно высокого значения 19,5% за последние годы благодаря росту валовой маржи, что частично нивелировано увеличением вышеуказанных расходов.
Чистая прибыль выросла на 0,1%, до 21,4 млрд рублей, а рентабельность снизилась на 157 б. п. — до 7,7%. У компании выросли расходы по налогу на прибыль на 78,3%, что повлияло на итоговый результат.
Капитальные затраты увеличились с 2,7% в предыдущем году до 4,3% от выручки за 12 месяцев 2022 года в связи с расширением складской инфраструктуры.
Общая сумма кредитов, займов и арендных обязательств компании составила 34,5 млрд рублей и увеличилась на 7,1% с начала года. Чистый долг снизился почти вдвое, до 10,9 млрд рублей, за счет роста денежных средств и их эквивалентов.
Финансовые результаты Fix Price, млн рублей
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |
---|---|---|---|---|
Выручка | 142 880 | 190 059 | 230 473 | 277 644 |
Рост выручки | 31,40% | 33,00% | 21,30% | 20,50% |
EBITDA | 27 150 | 36 788 | 44 155 | 54 198 |
Маржа EBITDA | 19,00% | 19,40% | 19,20% | 19,50% |
Чистая прибыль | 13 173 | 17 575 | 21 389 | 21 411 |
Маржа по чистой прибыли | 9,20% | 9,20% | 9,30% | 7,70% |
Чистый долг | 5957 | 23 015 | 23 480 | 10 956 |
Чистый долг / EBITDA | 0,2× | 0,6× | 0,5× | 0,2× |
Финансовые результаты Fix Price, млн рублей
Выручка | |
2019 | 142 880 |
2020 | 190 059 |
2021 | 230 473 |
2022 | 277 644 |
Рост выручки | |
2019 | 31,40% |
2020 | 33,00% |
2021 | 21,30% |
2022 | 20,50% |
EBITDA | |
2019 | 27 150 |
2020 | 36 788 |
2021 | 44 155 |
2022 | 54 198 |
Маржа EBITDA | |
2019 | 19,00% |
2020 | 19,40% |
2021 | 19,20% |
2022 | 19,50% |
Чистая прибыль | |
2019 | 13 173 |
2020 | 17 575 |
2021 | 21 389 |
2022 | 21 411 |
Маржа по чистой прибыли | |
2019 | 9,20% |
2020 | 9,20% |
2021 | 9,30% |
2022 | 7,70% |
Чистый долг | |
2019 | 5957 |
2020 | 23 015 |
2021 | 23 480 |
2022 | 10 956 |
Чистый долг / EBITDA | |
2019 | 0,2× |
2020 | 0,6× |
2021 | 0,5× |
2022 | 0,2× |
Дивиденды
У Fix Price иностранная прописка, поэтому вопрос дивидендов сейчас закрыт из-за санкций против НРД. В компании отметили: «Мы подтверждаем намерения компании возобновить выплату дивидендов в будущем, и о прогрессе станем своевременно сообщать рынку».
Дивидендная политика Fix Price предусматривает выплату минимум 50% чистой прибыли дважды в год при отношении чистого долга к EBITDA на уровне 1,0×. После выхода на биржу в 2020 году компания выплатила дивиденды только раз.
Что в итоге
По итогам года отчет Fix Price можно назвать нейтральным. К позитивным моментам можно отнести рост операционных показателей, EBITDA, снижение чистого долга. Основной интерес инвесторов прикован к новостям о возобновлении дивидендных выплат, которых пока нет.
В долгосрочной перспективе драйверами роста выступают цели компании по увеличению количества магазинов и благоприятные условия для развития рынка товаров по фиксированным ценам.
В целом результаты Fix Price аналогичны результатам конкурентов на рынке — X5 Group и «Окея». Увеличение выручки вызвано продуктовой инфляцией и органическим ростом. При условии падения реальных доходов населения у Fix Price по сравнению с другими ретейлерами есть преимущество: компания уже давно работает только в формате дискаунтера, что в перспективе позволит забирать часть рынка у других игроков.
Что касается сравнения Fix Price с конкурентами, например по мультипликаторам, то большинство компаний перестали публиковать полноценную финансовую отчетность — соответственно, необходимых данных для анализа нет. За 2022 год котировки просели более чем на 40%.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.