Отчеты «Магнита» за 2022 год и 1 квартал 2023 года: рост бизнеса продолжается

Обсудить
Отчеты «Магнита» за 2022 год и 1 квартал 2023 года: рост бизнеса продолжается
Аватар автора

Игорь Морошкин

частный инвестор

Страница автора

16 июня продуктовый ретейлер «Магнит»  впервые за 10 месяцев отчитался перед инвесторами: опубликовал отчетность за 2022 год и пресс-релиз о результатах за 1 квартал 2023 года. Главное из отчетов:

  1. Общая выручка за год выросла на 27% — до 2352 млрд рублей, а за 1 квартал — на 9% и составила 596,8 млрд рублей.
  2. Валовая прибыль за год увеличилась на 23% — до 535,5 млрд рублей, а за 1 квартал прибавила 5,5% — рост до 133,8 млрд рублей.
  3. EBITDA за год выросла на 21% и составила 160,5 млрд рублей, а за 1 квартал снизилась на 6% — до 35,2 млрд рублей.
  4. Чистая прибыль за год составила 34,1 млрд рублей — снижение на 34%, а за 1 квартал прибавила 41% — до 15,4 млрд рублей.
  5. Чистый долг за год снизился на 16% и составил 552,2 млрд рублей, а за 1 квартал — на 17%, до 566 млрд рублей.
  6. Отношение чистого долга к EBITDA за год снизилось с 3 до 2,1, а за 1 квартал — с 3 до 2,2.

Главное из отчетов

Хорошие операционные результаты. «Магнит» сумел нарастить общую выручку по итогам 2022 года на весомые 26,7% — с 1,9 до 2,4 трлн рублей, — а за 1 квартал 2023 года она прибавила 9%, с 0,5 до 0,6 трлн рублей. В обоих случаях рост выручки превысил уровень инфляции за период. Рост выручки показало большинство категорий магазинов.

За 2022 год лучший результат продемонстрировали магазины у дома «Дикси», но их показатель в 136,4% несколько вводит в заблуждение: значительная часть этого роста обусловлена тем, что сеть купили в июле 2021 года. Соответственно, в 2021 году ее результаты учитывались только с момента покупки, а в 2022 году — на протяжении всего года.

Среди магазинов «Магнит» наибольший рост выручки — 26,5% — показали магазины дрогери  . Магазины у дома прибавили 19,9%, а супермаркеты — 12,2%. Суммарный рост выручки магазинов «Магнит» составил 19,4%.

В 1 квартале 2023 года магазины «Магнит» прибавили 12,1%, из них магазины у дома — 13,5%, супермаркеты — 11,5%, а лидеры прошлого года — дрогери — всего лишь 2,3%. Но компания в пресс-релизе объяснила такие результаты дрогери ажиотажным спросом в 1 квартале 2022 года. А вот магазины «Дикси» снизили выручку на 10%, но тут важный момент — то, что компания закрыла все супермаркеты и некоторые магазины у дома. Часть из них переоборудовали в магазины «Магнит».

Еще одним показателем того, что бизнес «Магнита» хорошо себя чувствует, видится рост сопоставимых продаж (LFL  ). Он показывает, что компания наращивает выручку не только за счет открытия новых магазинов, но и за счет увеличения продаж в существующих.

За 2022 год рост LFL-продаж показали все категории магазинов. Наилучший результат снова у магазинов дрогери — 17,4%, магазины «Магнит» суммарно прибавили 12,4%, а магазины «Дикси» — 7,8%. Суммарный рост LFL-продаж компании составил 12,1%.

В 1 квартале 2023 года магазины дрогери, наоборот, показали худший результат: у них у единственных из всех категорий снизились LFL-продажи. Падение составило 1,2%. Лучший же результат — рост на 8% — у магазинов у дома «Магнит». Итоговый результат магазинов «Магнит» — 6,9%, а «Дикси» — 0,6%. Суммарный рост LFL-продаж составил 6,1%.

Если смотреть на структуру чистой розничной выручки и количества магазинов, то по обоим показателям доминируют магазины у дома «Магнит», а доли сети «Дикси» понемногу снижаются.

Рост большинства финансовых показателей. Как и выручка, валовая прибыль компании выросла в оба периода: в 2022 году она прибавила с 434,8 до 535,5 млрд рублей — рост на 23,2%, а в 1 квартале 2023 года рост составил 5,5%, с 126,8 до 133,8 млрд рублей.

В 2022 году EBITDA выросла на сопоставимую с валовой прибылью величину — с 133,2 до 160,5 млрд рублей, то есть на 20,5%. А вот чистая прибыль, наоборот, показала заметное снижение — на 34,1%, с 51,7 до 34,1 млрд рублей.

Такая динамика чистой прибыли объясняется несколькими факторами. Во-первых, выросли процентные расходы по займам «Магнита» из-за роста ставок в экономике в 2022 году. Во-вторых, компания признала обесценение активов купленного в 2018 году фармдистрибьютора «СИА» в составе магазинов форматов «Косметик» и «Аптека».

Активов обесценилось на 25,5 млрд рублей из-за проблем с поддержкой и развитием складских технологий, так как производители складского оборудования перестали вести бизнес в России.

В 1 квартале 2023 года динамика данных показателей несколько иная. EBITDA снизилась на 6,4%, с 37,7 до 35,2 млрд рублей. А вот чистая прибыль, наоборот, выросла с 10,9 до 15,4 млрд рублей, то есть на 41,3%. Этому, кроме всего прочего, способствовали курсовые разницы: если год назад «Магнит» получил по ним убыток в размере 5 млрд рублей, то в 2023 — прибыль в 2,8 млрд рублей.

Снижение долговой нагрузки. Компания существенно нарастила долг в 2021 году из-за покупки сети «Дикси». Постепенно долговая нагрузка снижается: в 2022 году чистый долг уменьшился с 653,3 до 552,2 млрд рублей, то есть на 15,5%, а за 1 квартал 2023 — на 17%, с 682,1 до 566 млрд рублей. Значение мультипликатора снизилось с 3 до 2,1 и 2,2 соответственно.

Одной из причин снижения чистого долга стало то, что «Магнит» не платил дивиденды в 2022 и первой половине 2023 года. Это выразилось в росте объема денег и их эквивалентов на счетах компании. По итогам 2022 года их объем вырос более чем в 3 раза, с 73,4 до 314,9 млрд рублей.

Финансовые показатели «Магнита», млрд рублей

20212022Изменение1к20221к2023Изменение
Выручка1856,1235226,7%547,7596,89%
Валовая прибыль434,8535,523,2%126,8133,85,5%
EBITDA133,2160,520,5%37,735,2−6,4%
Чистая прибыль51,734,1−34,1%10,915,441,3%
Чистый долг653,3552,2−15,5%682,1566−17%
Чистый долг / EBITDA32,132,2

Финансовые показатели «Магнита», млрд рублей

Выручка
20211856,1
20222352
Изменение26,7%
1к2022547,7
1к2023596,8
Изменение9%
Валовая прибыль
2021434,8
2022535,5
Изменение23,2%
1к2022126,8
1к2023133,8
Изменение5,5%
EBITDA
2021133,2
2022160,5
Изменение20,5%
1к202237,7
1к202335,2
Изменение−6,4%
Чистая прибыль
202151,7
202234,1
Изменение−34,1%
1к202210,9
1к202315,4
Изменение41,3%
Чистый долг
2021653,3
2022552,2
Изменение−15,5%
1к2022682,1
1к2023566
Изменение−17%
Чистый долг / EBITDA
20213
20222,1
Изменение
1к20223
1к20232,2
Изменение

Рост чистой розничной выручки «Магнита» по видам магазинов

20221к2023
Магазины у дома «Магнит»19,9%13,5%
Супермаркеты «Магнит»12,2%11,5%
Дрогери «Магнит»26,5%2,3%
Прочие форматы «Магнита»6,2%14,1%
Итого «Магнит»19,4%12,1%
Магазины у дома «Дикси»136,4%−5,5%
Супермаркеты «Дикси»16,3%−100%
Итого «Дикси»130,1%−10%
Итого27,2%9%

Рост чистой розничной выручки «Магнита» по видам магазинов

Магазины у дома «Магнит»
202219,9%
1к202313,5%
Супермаркеты «Магнит»
202212,2%
1к202311,5%
Дрогери «Магнит»
202226,5%
1к20232,3%
Прочие форматы «Магнита»
20226,2%
1к202314,1%
Итого «Магнит»
202219,4%
1к202312,1%
Магазины у дома «Дикси»
2022136,4%
1к2023−5,5%
Супермаркеты «Дикси»
202216,3%
1к2023−100%
Итого «Дикси»
2022130,1%
1к2023−10%
Итого
202227,2%
1к20239%

Показатели сопоставимых продаж «Магнита» по видам магазинов

20221к2023
Магазины у дома «Магнит»12,3%8%
Супермаркеты «Магнит»9,9%7,1%
Дрогери «Магнит»17,4%−1,2%
Итого «Магнит»12,4%6,9%
Магазины у дома «Дикси»7,8%0,6%
Итого12,1%6,1%

Показатели сопоставимых продаж «Магнита» по видам магазинов

Магазины у дома «Магнит»
202212,3%
1к20238%
Супермаркеты «Магнит»
20229,9%
1к20237,1%
Дрогери «Магнит»
202217,4%
1к2023−1,2%
Итого «Магнит»
202212,4%
1к20236,9%
Магазины у дома «Дикси»
20227,8%
1к20230,6%
Итого
202212,1%
1к20236,1%

Структура чистой розничной выручки «Магнита» по видам магазинов

20221к2023
Магазины у дома «Магнит»68,3%69,6%
Супермаркеты «Магнит»10,2%10,3%
Дрогери «Магнит»8,3%8,1%
Прочие форматы «Магнита»0,5%0,6%
Итого «Магнит»87,3%88,6%
Магазины у дома «Дикси»12,4%11,4%
Супермаркеты «Дикси»0,3%0%
Итого «Дикси»12,7%11,4%

Структура чистой розничной выручки «Магнита» по видам магазинов

Магазины у дома «Магнит»
202268,3%
1к202369,6%
Супермаркеты «Магнит»
202210,2%
1к202310,3%
Дрогери «Магнит»
20228,3%
1к20238,1%
Прочие форматы «Магнита»
20220,5%
1к20230,6%
Итого «Магнит»
202287,3%
1к202388,6%
Магазины у дома «Дикси»
202212,4%
1к202311,4%
Супермаркеты «Дикси»
20220,3%
1к20230%
Итого «Дикси»
202212,7%
1к202311,4%

Структура числа магазинов «Магнита» по их видам

20221к2023
Магазины у дома «Магнит»63,6%63,7%
Супермаркеты «Магнит»1,8%1,8%
Дрогери «Магнит»26,6%26,6%
Итого «Магнит»92%92,1%
Магазины у дома «Дикси»8%7,9%

Структура числа магазинов «Магнита» по их видам

Магазины у дома «Магнит»
202263,6%
1к202363,7%
Супермаркеты «Магнит»
20221,8%
1к20231,8%
Дрогери «Магнит»
202226,6%
1к202326,6%
Итого «Магнит»
202292%
1к202392,1%
Магазины у дома «Дикси»
20228%
1к20237,9%

Новости компании

Кроме публикации отчетностей «Магнит» выпустил несколько важных новостей, которые касаются его ценных бумаг, бизнеса и корпоративного управления.

Тендерное предложение. Компания объявила о предложении иностранным инвесторам и оператору депозитарной программы, банку J. P. Morgan Chase, о выкупе до 10% акционерного капитала — около 10,2 млн акций, — дочкой «Магнита». Предложение согласовано с правительственной комиссией, цена учитывает дисконт 50% к средневзвешенной цене акций за последние полгода и составляет 2215 ₽ за акцию.

Важный момент: компания готова оплатить акции не только в рублях, но и в долларах, евро или юанях переводом на российский или зарубежный счет продавца. Заявки будут приниматься до 19 июля 2023 года, а завершение процедур расчетов по сделкам ожидается ориентировочно 10 августа.

Это важная новость не только для «Магнита», но и для других российских компаний, которые находятся в похожей ситуации и могут последовать этому примеру для решения вопроса с их иностранными инвесторами. Исторически у «Магнита» было немало иностранных акционеров и значительный объем акций в свободном обращении, так что для этой компании такой шаг особенно важен.

С деньгами у «Магнита» не должно возникнуть проблем: выше мы упоминали, что по итогам 2022 года на счетах компании скопилось более 300 млрд рублей. Стоимость же максимального объема выкупаемых акций по согласованной цене составит примерно 22,6 млрд рублей.

Развитие дискаунтеров. «Магнит» активно развивает сеть мягких дискаунтеров «Моя цена». По итогам 1 квартала 2023 года их число выросло до 890 магазинов — против 284 годом ранее. А рост LFL-продаж составил весомые 28%.

Кроме того, компания в феврале 2023 года запустила сеть жестких дискаунтеров В1 «Первый выбор» в Московском регионе. По итогам 1 квартала «Магнит» открыл 4 таких магазина.

Изменения в структуре управления. Также компания объявила о том, что двое топ-менеджеров поменяют свои должности: президент «Магнита» Ян Дюннинг займет должность исполнительного директора, а директор департамента по корпоративным отношениям и устойчивому развитию Анна Мелешина займет пост управляющего директора.

Что в итоге

«Магнит» наконец-то прервал молчание и порадовал инвесторов отчетностью и важными новостями.

Бизнес компании в 2022 и 1 квартале 2023 года чувствовал себя довольно хорошо: «Магнит» продолжил увеличивать количество магазинов, наращивать выручку и сопоставимые продажи в них. Также компания уменьшила чистый долг, а прибыль за 2022 год снизилась во многом из-за «бумажного» обесценения активов.

Важной новостью стало тендерное предложение иностранным инвесторам о выкупе до 10% акционерного капитала дочерней компанией «Магнита», согласованное правительственной комиссией. Также компания в пресс-релизе о нем упомянула, что планирует остаться публичной и сохранить листинг на Московской бирже.

Все эти новости, опубликованные 16 июня вечером, очень порадовали инвесторов, и акции «Магнита» взлетели на 8,5%. Таким образом, котировки акций компании уже перекрыли падение, вызванное майской новостью о переводе их с первого на третий уровень листинга.

Источник: TradingView
Источник: TradingView

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество