Обзор Nikola: электрогрузовики, водородные заправки и скандалы

4
Обзор Nikola: электрогрузовики, водородные заправки и скандалы

Аватар автора

Валентин Чернов

частный инвестор

Страница автора

Nikola (NASDAQ: NKLA) — американская технологическая компания из города Финикс в штате Аризона. Бизнес развивает направления электротранспорта и инфраструктуру для обслуживания автомобилей на водородном топливе. В 2020 году акции эмитента начали торговаться на NASDAQ после выхода Nikola на биржу через слияние со SPAC.

Источник: TradingView
Источник: TradingView

На чем зарабатывает

Компания разрабатывает и производит несколько видов тягачей с полуприцепом на аккумуляторах и топливных элементах, а также систему заправочных станций для транспорта на водородном топливе.

Грузовики:

  1. TRE BEV. Аккумуляторная модель с нагрузкой до 37 тонн, максимальной скоростью 120 км/ч и запасом заряда вплоть до 563 км беспрерывной езды. Стоит 150 000 $ в комплектации для осуществления безрельсовых перевозок и 120 000 $ в стандартной комплектации.
  2. TRE FCEV. Грузовой автомобиль с кабиной над двигателем на водородных топливных элементах с запасом заряда вплоть до 805 км беспрерывной езды. Серийное производство планируется в 2023 году.
  3. TWO FCEV. Грузовик со спальным местом в кабине водителя, который предназначен для дальних рейсов с запасом заряда вплоть до 1450 км беспрерывной езды. Серийное производство планируется в 2024 году.

Энергетическая инициатива Nikola представлена планами по созданию системы производства водородного топлива и специализированных заправок для соответствующего транспорта, а также инфраструктурой для зарядки электротранспорта в виде стационарных и передвижных зарядных станций.

Тягач с полуприцепом TRE. Источник: сайт компании
Тягач с полуприцепом TRE. Источник: сайт компании

Что плохого

Маловато денег. На счету компании сохраняется 497 млн долларов, и, если верить отчету Simply Wall Street, такого запаса денег бизнесу хватит меньше чем на год. Сейчас ситуацию спасает хорошая выручка Nikola от продажи передвижных зарядных станций в 1 квартале 2022, но ситуация с наличностью все еще далека от безоблачности.

Источник: Finance Marker
Источник: Finance Marker

Наследие Тревора Милтона. Имя Nikola стало известно широкой общественности прежде всего из-за громкого скандала в отношении основателя компании Тревора Милтона, которого обвинили в преднамеренной лжи «практически обо всех аспектах бизнеса».

Он покинул компанию еще в сентябре 2020, но продолжительные судебные разбирательства до сих пор влекут дополнительные расходы для компании, а реализацию репутационных рисков можно легко отследить по цене акций, которые от пиковых значений июня 2020 потеряли более 90% своей стоимости.

Виновник торжества Тревор Милтон на Zerokonferanse в 2018. Источник: Wikipedia
Виновник торжества Тревор Милтон на Zerokonferanse в 2018. Источник: Wikipedia

Количество акций растет, цена падает. Компания относительно скромно, но проводит допэмиссию ежегодно и увеличивает количество своих акций, что само по себе обесценивает долю текущих акционеров, но в сочетании с таким же системным снижением рыночной капитализации Nikola устраивает инвесторам двойную головную боль год за годом.

Источник: Finance Marker
Источник: Finance Marker

Что хорошего

Долги под контролем. Опасения относительно малого запаса денег на счетах Nikola уравновешивает относительно уверенный контроль компанией своих долгов.

Собственный капитал превышает обязательства более чем в 2 раза, показатель debt / equity демонстрирует, что заемный капитал бизнеса составляет всего 43% от собственного при балансе в 100 и допустимом значении до 200%. А коэффициент финансовой зависимости debt ratio, который отражает отношение обязательств к активам, равен 0,3 при норме в 0,6—0,7.

Источник: Finance Marker
Источник: Finance Marker

Обещают 500 грузовиков. Компания в конце марта 2022 начала производство электрогрузовиков TRE BEV и сообщила, что зарезервировала нужное количество запчастей у партнеров для производства 300—500 единиц техники в 2022 году. В таком случае потенциальная выручка от продаж должна составить от 90 до 150 млн долларов и дать существенный импульс дальнейшему развитию бизнеса.

Неплохой отчет за 1 квартал. Возможно, после череды неудач и судебных разбирательств в истории Nikola появляются и позитивные главы: в отчете за 1 квартал 2022 компания неожиданно показала 2 млн долларов выручки, которую принесли передвижные зарядные станции для электромобилей.

Первые успешные продажи также подкрепились сокращающимся убытком на акцию, который составил 21 цент против прогноза в 25. Если продажам грузовиков наконец ничто не помешает, компания сможет подкрепить текущий скромный успех более выдающимися результатами уже в следующем квартале.

Что в итоге

Nikola начала тернистый путь технологического стартапа с больших неудач, скандалов и крайне негативного паблисити, что привело к потере капитализации и огромному недоверию инвесторов.

Сейчас компания всеми силами старается исправить прошлые ошибки и максимально активно стремится вернуть доброе имя конкретными результатами: началось производство первых грузовиков, заключены соглашения с поставщиками на достаточное количество запчастей и комплектующих, а продажи мобильных зарядных станций уже принесли 2 млн долларов.

Вероятно, стоит обратить более пристальное внимание на следующий квартальный отчет компании и динамику продаж новоиспеченных грузовиков, чтобы сложить первое мнение о ценных бумагах эмитента.

  • Sergey AveryanovАккумуляторные седельные тягачи это мертворожденное направление. Запаса хода не хватит на день движения, соответсвенно подзаряжать их придется в середине смены, а это не легковушка и за полчаса ему батарею до 80% никак не зарядить, потребуются часы. Плюс масса аккумуляторов сожрёт существенную часть полезной нагрузки. Водородные могут взлететь при условии развития заправочной инфраструктуры (а с этим тоже все очень сложно ибо водородные заправки это очень дорого), но никола до этого момента может и не дожить.0
  • Андрей ВаленцовSergey, а какой рабочий день у водителя в США?1
  • Андрей Валенцовну то есть получается что на дальнюю дистанцию при средней 100км/ч (там по шоссе вполне нормально так идти), нужно 1100 км хода. Но это дальнемагистральные перевозки, это далеко не весь рынок. Есть еще среднемагистральные (там и грузовики нужны поменьше), видимо на них весь акцент сейчас.0