Суперлига, футбол и биржа: что инвесторам нужно знать о конфликте клубов с UEFA
Недавно ведущие футбольные клубы Европы приняли решение создать свою Суперлигу в противовес действующей Лиге чемпионов UEFA. Правда, с тех пор большая часть членов лигу покинула и она, в общем-то, развалилась.
Но у нас появился повод поговорить про футбол и биржу. Какого финансового результата ожидали клубы-участники и можно ли заработать на этой ситуации — разберемся в обзоре.
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса иностранных эмитентов. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
В обзоре много скриншотов с таблицами из отчетов. Чтобы было удобнее ими пользоваться, мы перенесли их в гугл-таблицы и перевели на русский язык. Обратите внимание: там несколько листов. А еще имейте в виду, что компании округляют некоторые числа в отчетах, поэтому итоговые суммы в графиках и таблицах могут не сходиться.
Зачем нужна лига
Не вдаваясь в спортивные подробности, обозначим суть: новая Суперлига должна была освободить клубы-участники от необходимости участвовать в матчах против команд поменьше — такие матчи приносят меньше денег, чем матчи крупных команд. Также в Суперлиге должны были быть только те, кого приняли в нее, — что опять-таки было бы в русле концепции элитного клуба крутых команд, играющих друг с другом. В ней должно было быть 15 постоянных членов, которые оттуда не выбывали бы, даже если бы проигрывали матчи. Еще туда собирались добавить пять команд помельче — на основании их спортивных заслуг.
По факту Суперлига должна была быть клубом избранных по типу американской Национальной футбольной лиги. Собственно, американский пример и мотивировал европейские клубы на этот шаг: доход всех команд европейской Лиги чемпионов составляет 3,6 млрд долларов в год — это в 5 раз меньше доходов всех клубов Национальной футбольной лиги США.
Разница угнетающая, особенно с учетом того, что у нормального европейского футбола несравнимо большая фанатская база: 3,5 млрд человек смотрят обычный футбол, а американский — 400 млн человек.
Сейчас UEFA — это дополнение к национальным лигам: мелкие команды играют с крутыми клубами в надежде попасть на основной чемпионат. Даже если они не попадают, то все равно получают свои 15 минут славы. Ведущие клубы это не устраивает, поскольку им приходится тратить время и силы на матчи, от которых нет особенных денег.
Например, представим ситуацию: Apple, чтобы заслужить право торговать Айфонами и услугами в App Store, нужно было бы в обязательном порядке тратить определенное время на торговлю обычными мобильниками в переходе.
Футбольные клубы, по меткой формулировке Саймона Купера из Financial Times, — это «не машины для зарабатывания прибыли, а скорее музеи: организации, воплощающие народный дух и служащие интересам публики, оставаясь в более-менее приемлемой финансовой форме».
Желание ряда клубов основать Суперлигу можно понять: по правилам UEFA им приходится тратить немало времени и сил на соревнования с мелкими командами каждый год. А в Суперлиге их позиции обеспечены раз и навсегда — и крутые клубы могут играть только против крутых клубов, что, как ожидают авторы плана Суперлиги, позитивно скажется на их финансовой ситуации.
Также создатели Суперлиги обязались тратить не более 55% от выручки на выплаты футболистам и агентам-посредникам — это намного меньше, чем тратится сейчас. Причем специально оговорено, что налог на доход у футболистов будет одинаковый — 45%, — чтобы клубы в тех странах, где налоги выше, не теряли игроков, которым выгоднее перейти в другой клуб в другой стране.
Еще в правилах специально оговорили, что у участников Суперлиги должна быть положительная EBITDA. Тоже не просто так, а чтобы клубы с богатыми спонсорами не тратили кучу денег на топовых игроков, искусственно увеличивая свое конкурентное преимущество, будучи убыточными.
Какие перспективы у новой лиги
Все мероприятие поддерживал американский банк J. P. Morgan, инвестирующий в него 4,8 млрд долларов под 2—3% годовых. Каждый клуб в Суперлиге должен был получить бонус в размере 400 млн долларов за присоединение. Эта сумма в четыре раза больше, чем получил победитель Лиги чемпионов в 2020.
Основным источником выручки у неродившейся Суперлиги должны были быть права на вещание с матчей и рекламу или спонсорские отчисления на них, которые фактически перешли бы от UEFA к Суперлиге. Важно, что матчи UEFA без самых крутых клубов не так интересны рекламодателям и телекомпаниям. Ожидалось, что 15 постоянных членов Суперлиги будут получать 32,5% выручки с матчей. Эти 32,5% будут делиться между всеми 20 командами-участницами, 20% будут получать команды «в зависимости от качества игры», а остальные 12,5% будут делиться между командами в зависимости от размера аудитории матча.
Вся эта история, конечно, далека от завершения. Пока непонятно, кто будет транслировать матчи. Некоторые вещатели вообще собираются подавать на клубы Суперлиги в суд, потому что они заключали контракты на вещание с расчетом на участие ее клубов.
Политические лидеры ведущих европейских стран, включая президента Франции и премьер-министра Великобритании, сочли, что тема эта очень серьезная, и высказались насчет Суперлиги строго отрицательно, что, скорее всего, повлияло на решение большей части участников выйти из нее. Официальная версия гласит, что повлияла реакция игроков и фанатов.
Государства Европы фактически отправили профессиональный спорт в нокаут своим карантином, что можно будет увидеть по разбору отчетности Manchester United и Borussia, и теперь еще смеют возмущаться, что ведущие клубы захотели зарабатывать деньги. В идише для такой граничащей с безумием лицемерной наглости есть хорошее слово «хуцпа».
Так или иначе, уход англичан сильно ослабил переговорную позицию оставшихся клубов. Скорее всего, к моменту, когда эту статью сверстают и выложат, в Суперлиге не останется никого.
UEFA тем временем планирует занять 7,2 млрд долларов у фонда Centricus, чтобы провести на эти деньги реформу своего чемпионата, который в существующей форме не устраивает ведущие клубы, из-за чего вся история и произошла. Также игрокам «раскольничьих» клубов могут запретить играть за национальные сборные в мировых и общеевропейских чемпионатах. Но, судя по всему, до этого не дойдет: Суперлига разваливается на глазах.
Ногомяч на бирже: как инвестировать в футбольные клубы в России
Manchester United (NYSE: MANU) — английский футбольный клуб. У компании есть три основных источника выручки.
Коммерческий сегмент. Это то, что не связано напрямую с играми:
- Спонсорство — 35,89% выручки компании. Это покупка какой-либо компанией права оказаться на футболке и бегущей строке футбольного поля, а также в других значимых с точки зрения пиара местах.
- Розница, связанные товары, одежда и лицензирование — 18,92% выручки компании. Это продажа атрибутики с логотипом клуба, а также отчисления с лицензирования бренда клуба.
Телевещание — 27,54% выручки компании. Это продажа права трансляции игры клуба на ТВ.
Матчи — 17,65% выручки компании. Клуб зарабатывает, проводя матчи на своем стадионе «Олд Траффорд».
Премьер-лига, согласно отчету, дает 23,2% выручки, второй по важности клиент — Adidas с 15,3% выручки.
Клуб примечателен тем, что сначала был за Суперлигу и, прямо скажем, был у основания проекта Суперлиги. Но потом резко включил заднюю, решил не разводить крамолу и остаться в UEFA. Я думаю, что дело тут исключительно в политике и угрозах английского премьера Бориса Джонсона принять меры против Суперлиги.
Borussia Dortmund (ETR: BVB) — немецкий футбольный клуб. Выручка у компании примерно напоминает Manchester, но есть разница:
- Матчи — 8,78% выручки. Это продажи билетов и пр.
- Реклама — 26,47% выручки. Сюда включены доходы как со спонсорства, так и от обычной рекламы.
- ТВ-трансляции — 45,87% выручки.
- Продажи связанной с клубом атрибутики — 9% выручки.
- Конференции, обеды — 9,88% выручки. Да, организация зарабатывает и на проведении мероприятий, в том числе и сдавая в аренду принадлежащие ей помещения.
Еще у компании могут быть сделки по продаже игроков в другие клубы — такие сделки могут увеличить выручку на 25% в одном году или отсутствовать в значимом количестве в другом.
По Borussia Dortmund пандемия проехалась не менее сильно, чем по Manchester United, но клуб изначально высказался против создания Суперлиги. Почему так — тайна сия великая есть. Апологетика UEFA про «соревновательный спорт» и «чувства фанатов» не стоят ничего в условиях, когда люди теряют деньги.
Впрочем, думаю, здесь тоже не обошлось без политики: крупный бизнес в континентальной Европе более-менее явно связан с правительством, свидетельством чего служит история взлета и падения немецкого Wirecard, который много лет проворачивал свои дела на виду у регуляторов, но таинственным образом избегал их внимания до самого своего коллапса.
Другие клубы. На биржах за пределами РФ есть и другие футбольные клубы: португальские Sporting CP (LS: SCP) и Benfica (LS: SLBEN); итальянские Juventus (BIT: JUV), Lazio (BIT: SSL) и AS Roma (BIT: ASR); шотландский Celtic (AIM: CCP); голландский Ajax (AEX: AJAX). Но на Санкт-Петербургской бирже их нет, тут нужен полный доступ к иностранным биржам.
Резюме
Можно ли инвестировать в футбольные клубы? Учитывая, что основные деньги они получают с социальных активностей, а на дворе бесконечный карантин, это очень плохая идея с точки зрения бизнес-фундамента. Но спекулятивно тут можно сыграть: акции Borussia Dortmund, которая, как вы помните, вообще была против Суперлиги, Juventus и Manchester United взлетели от новостей. Возможно, инвесторы ожидают, что сам факт создания Суперлиги усилит переговорную позицию даже клубов-лоялистов типа Borussia Dortmund, в связи с чем те смогут заработать благодаря смягчению позиции UEFA.
В то же время Суперлига будет способствовать улучшению финансового благосостояния состоящих в ней клубов. Такой компромисс мне кажется сомнительным: Лига чемпионов без ряда топовых клубов не так интересна рекламодателям и зрителями. Хотя все это не значит, что мы не сможем заработать на таких ожиданиях. Но действовать тут следует только на свой страх и риск: с Суперлигой или без, в условиях вечной пандемии привлекательность этого бизнеса крайне сомнительна.