Обзор американского сектора авиаперевозчиков
Сегодня мы разберем американский авиарынок на примере 5 главных его представителей, которые торгуются на Санкт-Петербургской бирже.
Ведущие игроки
American Airlines (NASDAQ: AAL) — самая крупная авиакомпания в мире по множеству параметров, например по размеру флота и пассажиропотоку. Компания выполняет международные и региональные рейсы. До пандемии совершала каждый день 6700 рейсов по 350 направлениям в 50 странах.
United Airlines (NASDAQ: UAL) — вторая по размеру флота авиакомпания США, на которую работает около 74 тысяч человек. Кроме собственного рынка авиаперевозчик летает на все континенты, за исключением Антарктиды.
Delta Air Lines (NYSE: DAL) — международная авиакомпания, базирующаяся в США. В 2019 году перевезла более 200 млн человек и была признана самым крупным авиаперевозчиком в мире по совокупной выручке и прибыли до налогообложения.
Southwest Airlines (NYSE: LUV) — крупная американская авиакомпания, которая летает только по Северной Америке. Обслуживает 107 направлений в 40 штатах США и еще доставляет пассажиров в 10 стран Карибского бассейна: Мексика, Куба, Ямайка, Багамы, Аруба, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Белиз, Каймановы острова, острова Теркс и Кайкос (британская заморская территория в Вест-Индии).
Alaska Air Group (NYSE: ALK) — самая небольшая из представленных здесь компаний. Работает в четырех странах: США, Канада, Мексика и Коста-Рика. В среднем авиакомпания перевозит около 44 млн человек в год.
Основные финансовые показатели компаний, млрд долларов
American Airlines | United Airlines | Delta Air Lines | Southwest Airlines | Alaska Air Group | |
---|---|---|---|---|---|
Размер флота, единиц | 1399 | 1287 | 1090 | 718 | 291 |
Капитализация | 13,8 | 15,68 | 26,15 | 30,03 | 7,4 |
Активы | 72,464 | 71,049 | 75,309 | 38,206 | 14,656 |
Собственный капитал | — | 4,904 | 1,281 | 9,688 | 3,324 |
Чистый долг | 39,674 | 13,346 | 18,694 | — | 0,722 |
Основные финансовые показатели компаний, млрд долларов
American Airlines | |
Размер флота, единиц | 1399 |
Капитализация | 13,8 |
Активы | 72,464 |
Собственный капитал | — |
Чистый долг | 39,674 |
United Airlines | |
Размер флота, единиц | 1287 |
Капитализация | 15,68 |
Активы | 71,049 |
Собственный капитал | 4,904 |
Чистый долг | 13,346 |
Delta Air Lines | |
Размер флота, единиц | 1090 |
Капитализация | 26,15 |
Активы | 75,309 |
Собственный капитал | 1,281 |
Чистый долг | 18,694 |
Southwest Airlines | |
Размер флота, единиц | 718 |
Капитализация | 30,03 |
Активы | 38,206 |
Собственный капитал | 9,688 |
Чистый долг | — |
Alaska Air Group | |
Размер флота, единиц | 291 |
Капитализация | 7,4 |
Активы | 14,656 |
Собственный капитал | 3,324 |
Чистый долг | 0,722 |
Влияние пандемии
В 2020 году многие авиаперевозчики оказались на грани банкротства после ввода карантинных ограничений в весенне-летний период. От этого пассажиропоток упал более чем на 90%, согласно данным TSA — агентства в США, которое отслеживает, сколько людей в аэропорту входят в зоны безопасности.
Правительство США выделило в 2020 году помощь в размере 50 млрд долларов, а в 2021 году — еще 14 млрд долларов. Это позволило избежать сокращений: деньги направили на оплату труда сотрудников.
Обратной стороной данной поддержки стал ряд ограничений:
- Авиакомпаниям запретили до 31 марта 2022 года выплачивать дивиденды и проводить байбэк.
- Ввели ограничения до 1 октября 2022 года на выплату премий руководству.
- До 31 марта 2022 года компаниям запрещается увольнять своих сотрудников или уменьшать их оклад.
- Авиакомпании до 31 марта 2022 года должны поддерживать регулярные воздушные перевозки.
Многие компании, пытаясь увеличить свою финансовую устойчивость, выполнили ряд негативных корпоративных действий: выпустили новые акции и размыли доли действующих акционеров или взяли еще больше долгов.
Наиболее удовлетворительный результат показала Alaska Air Group: компании удалось пройти проблемный 2020 год без сильного ухудшения своих показателей, далее со средним результатом идут Southwest Airlines, Delta Air Lines и United Airlines, а замыкает пятерку явный аутсайдер — American Airlines.
Финансовые результаты компаний
Пока ни одна из представленных компаний не смогла достичь своих показателей 2019 года. Вся представленная пятерка сейчас работает в убыток, наиболее близки к прибыли Alaska Air Group и Southwest Airlines.
Одно из главных конкурентных преимуществ Alaska Air Group и Southwest Airlines — более низкий показатель CASM в сравнении с конкурентами.
CASM — это единица измерений, используемая для определения эффективности авиакомпаний, она показывает стоимость перевоза пассажирского места на милю. Чем ниже CASM, тем выгоднее и эффективнее перевозчик.
Кроме этого, у Southwest Airlines и Alaska Air Group наиболее высокий коэффициент загрузки по итогам 2 квартала 2021 года.
Коэффициент загрузки по итогам 2 квартала 2021 года
Southwest Airlines | 82,9% |
Alaska Air Group | 77% |
American Airlines | 77% |
United Airlines | 72% |
Delta Air Lines | 69% |
Коэффициент загрузки по итогам 2 квартала 2021 года
Southwest Airlines | 82,9% |
Alaska Air Group | 77% |
American Airlines | 77% |
United Airlines | 72% |
Delta Air Lines | 69% |
Прогнозы менеджмента
Alaska Air Group. «Сейчас мы постоянно перевозим около 110 тысяч пассажиров в день, а предварительные заказы составляют примерно 85% от нормализованного уровня 2019 года. Этот прогресс и наши результаты за второй квартал вселяют в нас уверенность в том, что худшее уже позади. На сегодняшний день мы не наблюдаем признаков замедления спроса. Имея это в виду, мы планируем вернуться к 100%-му уровню 2019 года не позднее лета 2022 года».
Southwest Airlines. «Мы очень довольны положительным сдвигом в нашем бизнесе по сравнению с предыдущими четырьмя кварталами, наша выручка почти удвоилась во втором квартале по сравнению с первым. Туристический пассажиропоток в июне превысил показатели 2019 года, но доход от деловых поездок все еще очень слаб, в первом летнем месяце он на 69% ниже результатов 2019 года. Фиксируя восстанавливающий спрос на услуги компании, менеджмент надеется получить чистую прибыль в третьем и четвертом кварталах».
Delta Air Lines. «Во втором квартале 2021 года компания достигла значительных финансовых показателей. В июне был получен первый позитивный результат: прибыль до налогообложения за месяц вышла в плюс, несмотря на то, что выручка все еще на 40% ниже в сравнении с 2019 годом. Учитывая восстанавливающийся спрос и ограниченный рост затрат, менеджмент ожидает, что при текущих ценах на топливо третий и четвертый кварталы тоже будут прибыльными».
United Airlines. «Наши совместные усилия привели нас к тому, что сейчас мы можем объявить положительный прогноз на вторую половину 2021 года, что трудно было представить всего 12 месяцев назад. Прогноз выручки позволяет значительно улучшить и получить прибыльные финансовые результаты на скорректированной основе до налогообложения во второй половине года, как в третьем квартале, так и в четвертом».
American Airlines. «Компания все еще продолжает генерировать большой чистый убыток, по итогам 2 квартала он составил 1,1 млрд долларов. Но мы ожидаем, что в третьем квартале наши убытки сильно сократятся, поскольку мы продолжаем возвращаться к устойчивой прибыльности. Впервые с декабря 2019 года компания вышла в прибыль по итогам месяца в июне 2021 года. Кроме сокращения убытков в следующем квартале уменьшатся и производственные мощности примерно на 15—20% в сравнении с третьим кварталом 2019 года».
Что в итоге
На текущий момент хорошие результаты показывают небольшие американские авиакомпании: Alaska Air Group и Southwest Airlines. Они могут одними из первых выйти на прибыль уже в 3 квартале 2021 года благодаря сверхнизким показателям CASM и высокой загрузке рейсов.
Далее идут Delta Air Lines и United Airlines. Эти компании смогли пройти трудный 2020 год без сильных потерь, но их текущие темпы восстановления финансовых показателей отстают от лидеров.
Явный аутсайдер American Airlines крайне болезненно пережил карантинные ограничения на фоне слабой финансовой устойчивости. Компания вышла из кризиса с самым большим чистым долгом из данной пятерки, и только у нее собственный капитал меньше нуля.