Обзор Xiaomi: как устроен бизнес компании и почему в нее стоит инвестировать
Xiaomi (HKEX: 1810) — китайская корпорация, которая занимается исследованиями, разработкой и продажей смартфонов, услугами в области интернета вещей (IoT), а также производством и продажей товаров для жизни, предоставлением интернет-услуг и инвестиционным бизнесом. Компания работает в Китае и на глобальных рынках.
При создании материала использовались источники, недоступные пользователям из РФ.
История компании
Корпорация Xiaomi была основана в апреле 2010 года Лей Цзюнем и его партнерами, а 9 июля 2018 стала публичной, разместив свои акции на бирже Гонконга под тикером 1810.
Сначала компания занималась разработкой операционной системы на базе Android — MIUI. Производство первого смартфона компании анонсировали спустя полтора года после основания — в августе 2011. Им стал Xiaomi Phone Mi-One, запуск продаж которого оказался успешным: за первые сутки продаж компания собрала 300 тысяч предзаказов.
В 2013 в линейке продуктов появился Smart-TV. В 2014 появились увлажнители, планшеты, роутеры, ТВ-приставки Xiaomi и легендарные фитнес-браслеты Mi Band. Чтобы подсчитать продукты в линейке устройств и аксессуаров, не хватит пальцев у вас и вашего питомца, но главным рынком для компании по-прежнему остается рынок смартфонов.
По итогам первого квартала 2022 года Xiaomi остается в тройке лидеров на мировом рынке смартфонов с долей 12,6%. В Китае Xiaomi занимает пятое место на рынке с долей 13,9%.
Компания также создала ведущую в мире потребительскую платформу AIoT — искусственный интеллект плюс интернет вещей, — к которой по итогам 1 квартала 2022 года подключено 478 млн интеллектуальных устройств, за исключением смартфонов, планшетов и ноутбуков. Продукты Xiaomi представлены более чем в 100 странах.
В августе 2021 года компания в третий раз вошла в список Fortune Global 500, заняв 338-е место и поднявшись на 84 места по сравнению с 2020 годом.
На чем зарабатывают
Согласно годовому отчету компании, бизнес состоит из четырех основных подразделений:
- Смартфоны — 63,6% выручки. В этом сегменте компания производит и продает смартфоны под брендами Xiaomi и Redmi. Маржа сегмента — 9,9%.
- Интернет вещей и продукты для жизни — 25,9% выручки. В этом сегменте компания производит и продает телевизоры, кондиционеры, стиральные машины, увлажнители, пылесосы и другую бытовую технику, а также планшеты, ноутбуки и носимые устройства: наушники и фитнес-браслеты. Маржа сегмента — 15,6%.
- Интернет-услуги — 8,6% выручки. В этом сегменте компания зарабатывает на рекламе, продаже оболочки для SmartTV, играх и создании контента с партнерами в стриминге. Маржа сегмента — 70,8%.
- Другое — 1,9% выручки. Что именно приходится на этот сегмент, компания не раскрывает. Маржа сегмента — 22%.
Выручка по регионам:
- Китай — 50,2%.
- Остальной мир — 49,8%. Как говорит компания, основная доля в этой части приходится на Индию и Европу, но более детального распределения она не дает.
Аргументы в пользу компаний
Экосистема и 5G. На долю смартфонов приходится 63,6% выручки компании. Доля 5G-устройств среди новых продаваемых смартфонов вырастет с текущих 53 до 78% к 2026 году и превысит миллиард устройств в год. Это поможет сохранить высокие темпы роста продаж.
В Xiaomi реализуют стратегию Smartphone × AIoT, которая строится на основе экосистемы умного дома и взаимосвязанных устройств. Запуск 5G-сетей улучшит качество и скорость взаимодействия между устройствами, что должно будет подстегнуть продажи.
Количество подключенных к интернету устройств удвоится к 2025 с текущих 12,3 до 27 млрд устройств. Количество устройств в экосистеме Xiaomi за 2021 год выросло на 36,2% — до 478 млн.
Есть простор для роста. Уровень проникновения смартфонов в развитых странах превышает 75%, но у Xiaomi главные рынки — Китай и Индия, где смартфонами пользуются 63 и 32% населения соответственно. Рост продаж в этих регионах будет опережать мировые темпы роста.
За 2021 год Xiaomi продала 190 млн смартфонов, и это на 30% больше, чем годом ранее. При этом глобальный рынок смартфонов растет темпами 6% в год, а в Индии быстрее — 10,5% в год.
Уровень проникновения смартфонов, млн человек
Пользователи смартфонов | Процент от населения | |
---|---|---|
Китай | 912 | 63% |
Индия | 439 | 32% |
США | 270 | 82% |
Индонезия | 160 | 59% |
Бразилия | 109 | 51% |
Россия | 100 | 69% |
Япония | 76 | 60% |
Мексика | 70 | 54% |
Германия | 65 | 78% |
Вьетнам | 61 | 63% |
Великобритания | 54 | 79% |
Бангладеш | 53 | 32% |
Иран | 53 | 63% |
Турция | 52 | 62% |
Франция | 51 | 78% |
Италия | 46 | 76% |
Филиппины | 41 | 38% |
Пакистан | 41 | 18% |
Южная Корея | 39 | 77% |
Таиланд | 38 | 54% |
Уровень проникновения смартфонов, млн человек
Китай | |
Пользователи смартфонов | 912 |
Процент от населения | 63% |
Индия | |
Пользователи смартфонов | 439 |
Процент от населения | 32% |
США | |
Пользователи смартфонов | 270 |
Процент от населения | 82% |
Индонезия | |
Пользователи смартфонов | 160 |
Процент от населения | 59% |
Бразилия | |
Пользователи смартфонов | 109 |
Процент от населения | 51% |
Россия | |
Пользователи смартфонов | 100 |
Процент от населения | 69% |
Япония | |
Пользователи смартфонов | 76 |
Процент от населения | 60% |
Мексика | |
Пользователи смартфонов | 70 |
Процент от населения | 54% |
Германия | |
Пользователи смартфонов | 65 |
Процент от населения | 78% |
Вьетнам | |
Пользователи смартфонов | 61 |
Процент от населения | 63% |
Великобритания | |
Пользователи смартфонов | 54 |
Процент от населения | 79% |
Бангладеш | |
Пользователи смартфонов | 53 |
Процент от населения | 32% |
Иран | |
Пользователи смартфонов | 53 |
Процент от населения | 63% |
Турция | |
Пользователи смартфонов | 52 |
Процент от населения | 62% |
Франция | |
Пользователи смартфонов | 51 |
Процент от населения | 78% |
Италия | |
Пользователи смартфонов | 46 |
Процент от населения | 76% |
Филиппины | |
Пользователи смартфонов | 41 |
Процент от населения | 38% |
Пакистан | |
Пользователи смартфонов | 41 |
Процент от населения | 18% |
Южная Корея | |
Пользователи смартфонов | 39 |
Процент от населения | 77% |
Таиланд | |
Пользователи смартфонов | 38 |
Процент от населения | 54% |
Электрокары. В марте 2021 года Xiaomi анонсировала запуск подразделения по производству электромобилей и планирует потратить на его развитие 10 млрд долларов в следующие 10 лет. В ноябре компания пошла дальше и сообщила о строительстве завода в Пекине. Завод должен открыться в 2024 году и будет производить 300 тысяч автомобилей в год.
Рынок электрокаров огромен, и он вырастет в 10 раз за следующие 15 лет, а Китай будет лидировать в этом росте. Согласно отчету Bloomberg Electric Vehicles Outlook, в Китае на электромобили будет приходиться 19% всех продаж легковых автомобилей — против 14% в Европе и 11% в США.
Если Xiaomi сможет закрепиться на этом рынке, это позитивно скажется на финансовых результатах.
Что может помешать
Замедление роста на рынке смартфонов. 63,6% выручки компании приходится на рынок смартфонов. Xiaomi движется к диверсификации бизнеса. С 2019 по 2021 доля выручки на рынке смартфонов упала с 86 до 78,9%, но это по-прежнему очень много, и проблемы в секторе будут влиять на бизнес компании.
Согласно прогнозу Worldwide Quarterly Mobile Phone Tracker, поставки смартфонов сократятся на 3,5% — до 1,31 млрд единиц — в 2022 году. Но в 2023 году рынок вернется к росту и будет расти на 1,9% годовых до 2026 года. Драйвером роста при этом станут смартфоны с поддержкой технологий 5G, и если компании удастся удержать долю рынка и адаптироваться под этот переход, то смена технологий пройдет для бизнеса безболезненно.
НИОКР и маркетинг. Xiaomi много тратит на исследования и разработки. В 2021 бюджет НИОКР вырос на 42,3% — до 13,2 млрд юаней — 4% годовой выручки. В следующие 5 лет компания планирует потратить 100 млрд на исследования и разработки.
Расходы на маркетинг за 2021 выросли на 44% — до 20,9 млрд юаней, или 6,3% годовой выручки.
Проблема подобных расходов в том, что их результативность проявляется не сразу, а итоговые результаты могут разочаровать акционеров. Но надежду вселяет то, как быстро Xiaomi выросла из создателя операционной системы в одного из крупнейших производителей смартфонов и потребительской электроники в мире.
Проблемы в Индии. В апреле 2022 Индия конфисковала активы подразделения Xiaomi на 725 млн долларов за нарушение валютного законодательства страны. Представители Xiaomi отрицают обвинения, потому что конфискованный платеж предназначался материнской компании Xiaomi в Китае и никаких запретов не нарушал.
Ранее Индия запретила использование приложений китайских компаний из-за опасений, что они угрожают национальной безопасности и обороне страны. В числе запрещенных приложений оказались и приложения Xiaomi. Доля Xiaomi на индийском рынке смартфонов — 23%.
Если Индия продолжит кошмарить китайский бизнес, это плохо скажется на бизнесе Xiaomi в этой стране, а Индия — один из главных рынков Xiaomi с самым высоким потенциалом роста.
Резюме
В сравнении с главными конкурентами по рынку смартфонов Xiaomi не имеет выгодных отличий. Оценка по будущему P / E немного ниже в сравнении с Apple, темпы роста выручки за 2021 год одинаковые, а вот маржинальность бизнеса заметно отстает.
Сравнение с конкурентами
Apple | Samsung | Xiaomi | |
---|---|---|---|
Капитализация, млрд долларов | 301,14 | 2313,19 | 41,72 |
Доля рынка | 24% | 18,2% | 12,6% |
Прогноз P / E | 8 | 23,3 | 18,1 |
Итоговая маржа | 14% | 25,7% | 3,37% |
Debt / EBITDA | 0,2 | 0,8 | 1,5 |
Рост выручки за 2021 год | 18% | 33% | 33% |
Сравнение с конкурентами
Капитализация, млрд долларов | |
Apple | 2313,19 |
Samsung | 301,14 |
Xiaomi | 41,72 |
Доля рынка | |
Apple | 18,2% |
Samsung | 23,7% |
Xiaomi | 12,6% |
Прогноз P / E | |
Apple | 23,3 |
Samsung | 8 |
Xiaomi | 18,1 |
Итоговая маржа | |
Apple | 25,7% |
Samsung | 14,04% |
Xiaomi | 3,37% |
Debt / EBITDA | |
Apple | 0,8 |
Samsung | 0,2 |
Xiaomi | 1,5 |
Рост выручки за 2021 год | |
Apple | 33% |
Samsung | 18% |
Xiaomi | 33% |
В целом мне нравится бизнес Xiaomi и стратегия ее развития, поэтому я бы купил акции в портфель. У компании фокус на перспективные секторы, и если она сможет реализовать стратегию по снижению доли смартфонов в структуре бизнеса, то это сделает его стабильнее и эффективнее.
Ближайшая цель в акциях Xiaomi — уровень 17,5 HKD, что соответствует росту на 30% от текущих уровней. Долгосрочная цель — уровень 30 HKD, или потенциал роста на 120% от текущей цены в 13,4 HKD.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.