Отчет «Яндекса» за 2022 год: фокус на эффективности

4
Отчет «Яндекса» за 2022 год: фокус на эффективности

«Яндекс» (MOEX: YNDX) — международная технологическая компания, основанная в России в 2000 году. Тогда была образована отдельная компания «Яндекс», а в 2007 она зарегистрировалась в Нидерландах и объединила активы на базе Yandex N. V.

«Яндекс» владеет сервисами поиска, интернет-порталами, маркетплейсами, сервисами доставки еды, музыки, каршеринга и другими проектами, объединенными в экосистему.

Аватар автора

Роман Романович

зарабатывает на инвестициях

Страница автора

Операционные и финансовые результаты

По итогам 4 квартала общая выручка «Яндекса» выросла на 49% год к году и составила 164,8 млрд рублей. По итогам года выручка выросла на 46% по сравнению с 2021 и составила 521,7 млрд рублей.

Скорректированная чистая прибыль по итогам 4 квартала составила 747 млн рублей, а по итогам года — 10,8 млрд рублей, что на 35% больше в сравнении с 2021 годом.

Показатель маржинальности по скорректированной EBITDA увеличился по итогам года на 3,3 процентного пункта и составил 12,3%, что означает рост эффективности бизнеса.

Финансовые результаты «Яндекса», млрд рублей

202020212022
Выручка218,3356,2521,7
Скорректированная EBITDA45,232,164,1
Рентабельность по скорректированной EBITDA20,7%9,0%12,3%
Скорректированная чистая прибыль20,48,010,8
Маржинальность по скорректированной чистой прибыли9,3%2,2%2,1%

Финансовые результаты «Яндекса», млрд рублей

Выручка
2020218,3
2021356,2
2022521,7
Скорректированная EBITDA
202045,2
202132,1
202264,1
Рентабельность по скорректированной
EBITDA
202020,7%
20219,0%
202212,3%
Скорректированная чистая прибыль
202020,4
20218,0
202210,8
Маржинальность по скорректированной
чистой прибыли
20209,3%
20212,2%
20222,1%

«Яндекс» продолжил поддерживать сотрудников денежными выплатами, компенсирующими потерю невозможных для реализации опционов из-за ограничения торгов акциями «Яндекса» на бирже NASDAQ. По итогам 2022 года на эти цели потратили 18,5 млрд рублей. В опционной программе «Яндекса» участвует более 10 тысяч человек.

Компания выделяет 6 отчетных сегментов бизнеса.

«Поиск и портал». Сегмент включает в себя «Поиск», «Гео», «Яндекс 360», «Погоду», голосового помощника Алису и ряд других сервисов в России, Беларуси и Казахстане.

По итогам 2022 года доля сегмента в общей выручке группы составила 39%.

Выручка «Поиска и портала» в 4 квартале 2022 выросла на 47% по сравнению с аналогичным кварталом 2021 и составила 69,7 млрд рублей. Маржинальность скорректированного показателя EBITDA выросла на 1,1 процентного пункта и составила 51,7%.

Общая поисковая доля «Яндекса» по итогам квартала увеличилась на 2,4 процентного пункта в сравнении с прошлым годом и достигла 62,6%. На долю мобильных устройств пришлось 67,7% поисковых запросов. Поисковая доля на Android-устройствах выросла на 2,8 процентного пункта и составила 62%. Поисковая доля на iOS-устройствах выросла на 4 процентных пункта в сравнении с прошлым годом — до 48%.

Увеличение выручки связано с хорошими результатами рекламной сети «Яндекса» и ростом рекламной выручки в поисковой системе. На результаты также повлияли постоянные инвестиции в развитие рекламных технологий и продуктов, прежде всего для сегмента электронной коммерции, для малого и среднего бизнеса и роста доли на платформе iOS. Эти инвестиции непосредственно повлияли на рост рыночной доли на фоне изменения конкурентной среды. Сфера малого и среднего бизнеса продолжает быть основным драйвером роста выручки сегмента.

«Райдтех». Сегмент включает в себя сервисы «Такси», каршеринг «Драйв» и сервис аренды самокатов.

По итогам 2022 года доля сегмента в общей выручке группы составила 21%.

Количество поездок в сегменте в 4 квартале 2022 увеличилось на 17% в сравнении с прошлым годом. Доход на активного водителя в 4 квартале 2022 вырос на 8% год к году на всех рынках работы сервиса и на 14% в России. Такой рост достигнут за счет действий, направленных на улучшение эффективности платформы, и роста субсидий на зрелых рынках. В целом за 2022 год доходы партнеров «Такси» составили 664 млрд рублей.

Месячная активная аудитория сервисов «Яндекс GO» — мобильного приложения, которое объединяет в себе сервисы такси, каршеринга, доставки еды и маркетплейса, выросла на 14% в сравнении с прошлым годом и на 10% в сравнении с 3 кварталом 2022 и достигла 40,2 млн человек.

«Электронная коммерция». Это обширный сегмент, который включает в себя маркетплейс «Маркет», сервисы доставки «Еда», «Лавка» и Delivery Club, а также сервис «Доставка».

По итогам 2022 года доля сегмента в общей выручке группы составила 17%.

Товарооборот электронной коммерции за 2022 год вырос почти в 2 раза по сравнению с 2021 годом и составил 308 млрд рублей. Ассортимент товаров на маркетплейсе «Маркет» в 4 квартале 2022 вырос более чем в 2 раза в сравнении с прошлым годом и на конец января 2023 года составил 47 млн артикулов.

Количество активных покупателей на маркетплейсе выросло на 43% в сравнении с прошлым годом — до 14 млн на конец 2022 года. Количество активных продавцов выросло на 83% и к концу года составило 43,7 тысячи. Активными считаются те продавцы, которые совершили не менее одной продажи в течение месяца до отчетной даты. При этом общее количество бизнесов, продающих свои товары на «Маркете», достигло 65 тысяч.

Несмотря на рост показателей, сегмент продолжает оставаться убыточным для «Яндекса». Убыток по скорректированной EBITDA группы в 4 квартале 2022 составил 10,6 млрд рублей — против убытка 7,3 млрд рублей годом ранее.

«„Плюс“ и развлекательные сервисы». Сегмент включает в себя сервисы «Плюс», «Музыка», «Кинопоиск», «Афиша» и продюсерский центр «Студия».

По итогам 2022 года доля сегмента в общей выручке группы составила 5%.

Количество подписчиков «Плюса» в 2022 году выросло до 19,3 млн человек. В целом выручка сегмента выросла на 83% по итогам квартала — до 12 млрд рублей. Рост выручки за полный 2022 год — 73%, до 31,8 млрд рублей.

«Сервисы объявлений». В этот сегмент входят портал Auto.ru и сервисы «Недвижимость», «Аренда» и «Путешествия».

По итогам 2022 года доля сегмента в общей выручке группы составила 2%. Выручка сегмента по итогам 2022 года выросла на 33% — до 12,3 млрд рублей.

Такая динамика обусловлена хорошими результатами «Путешествий» и «Недвижимости», которых удалось добиться благодаря растущему спросу на сервисы и изменению конкурентной среды на внутреннем рынке начиная с 2 квартала 2022 года. Но устойчивый рост сегмента компенсировало снижение выручки от услуг сервиса автомобильных объявлений, вызванное резким спадом предложения на рынке новых автомобилей.

«Другие бизнес-сегменты и инициативы». В этот сегмент входят бизнес по беспилотным автомобилям, Yandex Cloud, «Образование», «Устройства», «Финтех» и другие экспериментальные и нераспределенные направления.

По итогам 2022 года доля сегмента в общей выручке группы составила 16%.

Выручка от умных устройств с Алисой в 4 квартале 2022 выросла на 189% по сравнению с 4 кварталом 2021 и составила 11,7 млрд рублей. С 2018 года продали более 5 млн умных устройств.

Выручка Yandex Cloud в 4 квартале 2022 выросла на 136% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года благодаря уходу или ограничению работы иностранных сервисов облачного хранения данных.

Структура выручки за 2022 год, млрд рублей

ВыручкаПриростДоля сегмента в общей выручке
«Поиск и портал»224,738%39%
«Райдтех»121,943%21%
«Электронная коммерция»101,267%17%
«„Плюс“ и развлекательные сервисы»31,873%5%
«Сервисы объявлений»12,333%2%
«Другие О2О-сервисы и инициативы»89,185%16%

Структура выручки за 2022 год, млрд рублей

«Поиск и портал»
Выручка224,7
Прирост38%
Доля сегмента в общей выручке39%
«Райдтех»
Выручка121,9
Прирост43%
Доля сегмента в общей выручке21%
«Электронная коммерция»
Выручка101,2
Прирост67%
Доля сегмента в общей выручке17%
«„Плюс“ и развлекательные сервисы»
Выручка31,8
Прирост73%
Доля сегмента в общей выручке5%
«Сервисы объявлений»
Выручка12,3
Прирост33%
Доля сегмента в общей выручке2%
«Другие О2О-сервисы и инициативы»
Выручка89,1
Прирост85%
Доля сегмента в общей выручке16%

Новости

В феврале 2023 года американские фонды совершали сделки с акциями материнской компании Yandex N. V. Так, 9 февраля американская компания FMR, входящая в инвестиционный холдинг Fidelity Investments, увеличила долю в материнской компании «Яндекса» с 4,928 до 5,983%.

Это первый публичный случай по увеличению доли в материнской компании с момента остановки торгов на NASDAQ в феврале 2022 года. Также в феврале сделки с акциями Yandex N. V. совершали инвестиционные фирмы Invesco и Capital Research Global Investors: они сократили свои доли в капитале компании до 8,3 и 5,2% соответственно.

По мнению участников рынка, подобные сделки нужны для справедливой оценки материнской компании Yandex N. V. перед разделом бизнеса на российскую и международную части.

В январе в интернет попал программный код сервисов «Яндекса» — общий размер архива составил 45 гигабайт. В отчетности «Яндекс» уделил внимание этой проблеме и сообщил следующее:

«Опубликованные фрагменты являются устаревшими и не соответствуют той версии кода, которая сейчас используется в продакшене, а некоторые фрагменты предназначены для решения внутренних задач и никогда не применялись в продуктах для пользователей. „Яндекс“ чрезвычайно серьезно относится к этому инциденту и начал тщательное расследование, чтобы выяснить причину, масштаб и последствия утечки. По результатам расследования компания примет все возможные меры по укреплению политик и повышению эффективности систем управления и контроля, чтобы подобные случаи не повторялись».

Что в итоге

Рынок отреагировал на отчетность позитивно: несмотря на падение индекса Мосбиржи и большинства «голубых фишек», акции «Яндекса» к 14:00 мск выросли на 0,3%.

Сама компания, как и по итогам прошлого квартала не дала прогнозов, сославшись на сложные макроэкономические и геополитические факторы. В целом отчет выглядит хорошо: все сегменты бизнеса показали рост выручки, в большинстве сегментов улучшились показатели рентабельности, доля компании на целевых рынках продолжает расти благодаря удачным сделкам, например обмену сервисов «Дзен» и «Новости» на Delivery Club в сентябре 2022, а также благодаря изменению конкурентной среды из-за ухода иностранных сервисов.

Главным вопросом, который беспокоит инвесторов, остается будущий раздел бизнеса на российскую и международную части. С момента написания нашего обзора новых новостей по этой теме не появилось, поэтому до конца так и не ясно, как будут делить «Яндекс».

Рост бизнеса и фокус на увеличении эффективности — позитивные моменты для акционеров, и в перспективе акции «Яндекса» могут показать опережающий рост. За 2022 год стоимость акций упала на 59%, а сам бизнес при этом продолжил расти и остался прибыльным, несмотря на сложности.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество