ГИБДД начала выявлять поддельные техосмотры с помощью дорожных камер
Благодаря камерам видеонаблюдения в МВД знают, где находился автомобиль на момент техосмотра. И могут вычислить, если машина не была на пункте ТО.
В период с 1 января по 19 сентября 2022 года в России аннулировали более 25 тысяч диагностических карт. ГИБДД выяснила, что их выдали с нарушениями. Чтобы это доказать, полицейские используют:
- Данные с камер видеонаблюдения и средств автоматической фиксации административных правонарушений.
- Сведения Ространснадзора.
- Объяснения владельца транспортного средства и технического эксперта.
- Данные единой автоматизированной информационной системы технического осмотра, в которой содержится в том числе наименование оператора технического осмотра, его местонахождение, данные об автомобиле и ФИО эксперта.
Сколько именно диагностических карт аннулировали благодаря записям с дорожных камер — неизвестно. МВД также не рассказало, какие комплексы для этого используют.
Издание Autonews изучило материалы судебных дел и выяснило, что для выявления машин с поддельным техосмотром используют дорожные камеры и программно-аппаратный комплекс «Паутина». Он позволяет полицейским получать данные с камер не только при фиксации нарушений ПДД. Они могут искать автомобили по всем дорожным камерам. «Паутина» показывает, в каком регионе или конкретном месте находился автомобиль в определенное время. Комплекс используют для поиска угнанных автомобилей, также он помогает искать нарушителей.
Например, в Липецке 17 января 2022 года оператор технического осмотра загрузил в единую систему данные о том, что автомобиль «Шевроле Нива» прошел техосмотр. Но ГИБДД благодаря «Паутине» выяснила, что в этот день транспортное средство не находилось в районе пункта техосмотра.
Аналогичный случай был в Твери. Там ГИБДД выяснила, что в день техосмотра автомобиль был в другом регионе. О похожих случаях пишет и «Коммерсант».
Какая ответственность предусмотрена за поддельный техосмотр
ГИБДД аннулирует диагностическую карту и в течение трех дней уведомляет владельца транспортного средства и его страховую компанию. Также автомобиль могут снять с учета, если его зарегистрировали на основании поддельной диагностической карты.
В ГИБДД заявляли, что водителей не штрафуют за поддельные диагностические карты. Но в СМИ также появлялись публикации о возможности наступления уголовной ответственности за нелегальный техосмотр — по ч. 3 ст. 327 УК РФ. Эта статья касается приобретения всех поддельных официальных документов. Наказание — ограничение или лишение свободы на срок до одного года либо принудительные работы на тот же срок. Но пока ни одного уголовного дела за это не возбудили.
Ответственность есть и для операторов, которые проводили техосмотр. Как только диагностическую карту аннулируют, в суд передают материалы по ст. 14.4.1 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства в области ТО». По части 4 этой статьи компании грозит штраф до 300 тысяч рублей — если она передала в систему данные о техосмотре автомобиля, который на него не приезжал. Именно об этих делах в судах и рассказали журналисты.
С 30 декабря 2021 года техосмотр нужно проходить не всем
Техосмотр нужно проходить только тем, кто использует автомобиль в служебных целях, возит пассажиров по служебной необходимости или зарегистрировался в агрегаторе такси. Его также потребуют при постановке на учет автомобиля старше 4 лет. Еще техосмотр понадобится при внесении изменений в конструкцию автомобиля.
За отсутствие диагностической карты водителя могут оштрафовать на 2000 ₽ по ст. 12.5 КоАП РФ.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil