Разбираем отчет ТМК за первый квартал: долги растут, прибыль падает
ТМК (MCX: TRMK) — крупнейший российский производитель стальных труб. Заводы компании расположены в России, Румынии, Казахстане и обладают совокупной мощностью 5 млн тонн трубной продукции в год.
8 июня ТМК опубликовала консолидированную финансовую отчетность за первый квартал 2021 года. Результаты оказались неоднозначными: несмотря на рост выручки на 18% квартал к кварталу, бизнес зафиксировал чистый убыток в размере 4,8 млрд рублей. Предлагаю разобраться, почему так получилось.
Положение на рынке
В 2020 году кризис в углеводородной отрасли ударил и по предприятиям трубной промышленности, которые уменьшили объемы производства и продаж продукции на фоне сокращения инвестиционных программ многими нефтегазовыми компаниями. ТМК не стала исключением: объемы продаж трубной продукции упали в 2020 году на 27% год к году.
В конце прошлого и начале текущего года на трубный рынок влияли 2 негативных фактора:
- Рост цен на металлургическое сырье, которое используется при производстве труб, увеличил себестоимость производства и вынудил производителей поднимать цены на свою продукцию.
- Ограничения на добычу нефти в рамках сделки ОПЕК+ привели к снижению объемов бурения по сравнению с докризисным уровнем и снизили спрос на трубы со стороны нефтяных компаний.
На динамику операционных и финансовых показателей ТМК повлияли еще 2 значимых события:
- Продажа собственного американского дивизиона в начале 2020 года за 1,07 млрд долларов.
- Покупка 86,5% акций российского трубного производителя ЧТПЗ. Сделку завершили 16 марта 2021 года, поэтому ТМК включила результаты ЧТПЗ с 16 по 31 марта в общие результаты холдинга за 1 квартал 2021 года.
За первые 3 месяца текущего года объемы реализации трубной продукции ТМК в первом квартале упали до минимума для этого периода и составили 710 тысяч тонн. Но в процентном выражении падение составило лишь 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Падение продаж произошло за счет сокращения реализации сварных труб на 15% — до 160 тысяч тонн. При этом продажи бесшовных труб выросли на 5% квартал к кварталу — до 550 тысяч тонн.
Объемы реализации продукции за первый квартал, тысяч тонн
Общий объем | Бесшовные трубы | Сварные трубы | |
---|---|---|---|
2017 | 848 | 663 | 186 |
2018 | 986 | 681 | 306 |
2019 | 978 | 685 | 293 |
2020 | 714 | 526 | 188 |
2021 | 710 | 550 | 160 |
Объемы реализации продукции за первый квартал, тысяч тонн
Общий объем | |
2017 | 848 |
2018 | 986 |
2019 | 978 |
2020 | 714 |
2021 | 710 |
Бесшовные трубы | |
2017 | 663 |
2018 | 681 |
2019 | 685 |
2020 | 526 |
2021 | 550 |
Сварные трубы | |
2017 | 186 |
2018 | 306 |
2019 | 293 |
2020 | 188 |
2021 | 160 |
Выручка и прибыль
На фоне роста цен на трубную продукцию выручка компании увеличилась на 18% квартал к кварталу — до 65,1 млрд рублей. При этом себестоимость реализации выросла на 24%, что связано с увеличением расходов на сырье и расходные материалы вследствие резкого роста цен на сталь. Кроме того, из-за роста расходов на персонал увеличились на 11% коммерческие, хозяйственные и административные расходы.
В результате операционная прибыль ТМК упала более чем в 2 раза — до 1,4 млрд рублей, что стало минимумом последних лет.
Кроме того, из-за колебаний курса рубля по отношению к иностранным валютам бизнес получил убыток от курсовых разниц в размере 2,2 млрд рублей — против прибыли в 1,6 млрд рублей в первом квартале 2020 года. Финансовые расходы бизнеса увеличились с 3,6 до 3,7 млрд рублей на фоне роста объема займов.
Все это привело к росту чистого убытка по итогам первого квартала на 62% — до 4,8 млрд рублей. Уже второй год подряд ТМК фиксирует в первом квартале чистый убыток по результату своей деятельности.
Финансовые показатели компании за первый квартал, млрд рублей
Выручка | Операционная прибыль | Чистая прибыль | |
---|---|---|---|
2017 | 54,8 | 4,5 | 2,4 |
2018 | 72,6 | 4,5 | 0,5 |
2019 | 83,7 | 6,2 | 3 |
2020 | 55,3 | 3 | −3 |
2021 | 65,1 | 1,4 | −4,8 |
Финансовые показатели компании за первый квартал, млрд рублей
Выручка | |
2017 | 54,8 |
2018 | 72,6 |
2019 | 83,7 |
2020 | 55,3 |
2021 | 65,1 |
Операционная прибыль | |
2017 | 4,5 |
2018 | 4,5 |
2019 | 6,2 |
2020 | 3 |
2021 | 1,4 |
Чистая прибыль | |
2017 | 2,4 |
2018 | 0,5 |
2019 | 3 |
2020 | −3 |
2021 | −4,8 |
Долги
В последние годы ТМК отличалась высоким уровнем долговой нагрузки, но сумела сократить чистый долг до минимума в 2020 году после продажи американского дивизиона. После покупки ЧТПЗ чистый долг снова вырос с 98,7 млрд рублей на 31 декабря 2020 года до 260,7 млрд рублей на 31 марта 2021 года.
При этом коэффициент «чистый долг / скорректированная EBITDA» за 12 месяцев, который отражает уровень долговой нагрузки, увеличился с 2,3 по итогам 2020 года до 6,1 по итогам первого квартала 2021 года — один из самых высоких показателей среди публичных российских компаний.
Менеджмент компании также отметил рост долговой нагрузки в своем пресс-релизе, но прогнозирует снижение показателя в будущем за счет увеличения EBITDA из-за синергетического эффекта от объединения бизнесов ТМК и ЧТПЗ.
Динамика чистого долга, млрд рублей
2017 | 159,7 |
2018 | 173,2 |
2019 | 154,9 |
2020 | 98,7 |
1 кв. 2021 | 260,7 |
Динамика чистого долга, млрд рублей
2017 | 159,7 |
2018 | 173,2 |
2019 | 154,9 |
2020 | 98,7 |
1 кв. 2021 | 260,7 |
Динамика коэффициента «чистый долг / скорректированная EBITDA»
2017 | 4,4 |
2018 | 3,5 |
2019 | 3,6 |
2020 | 2,3 |
1 кв. 2021 | 6,1 |
Динамика коэффициента «чистый долг / скорректированная EBITDA»
2017 | 4,4 |
2018 | 3,5 |
2019 | 3,6 |
2020 | 2,3 |
1 кв. 2021 | 6,1 |
Что в итоге
ТМК оказалась в сложной ситуации, переживая падение спроса на трубную продукцию со стороны нефтяной промышленности из-за сделки ОПЕК+ и рост цен на металлургическое сырье, который приводит к увеличению себестоимости и снижает рентабельность бизнеса.
Все это находит отражение в операционных и финансовых показателях бизнеса. Операционная прибыль компании упала до многолетнего минимума, а чистая прибыль уже второй год подряд сменяется чистым убытком по итогам первого квартала.
Приобретение ЧТПЗ, одного из своих самых крупных конкурентов на внутреннем рынке, тоже носит двоякий характер. С одной стороны, компания еще сильнее укрепила лидерство на российском и мировом рынке трубной продукции. С другой — долговая нагрузка бизнеса увеличилась до опасного уровня, особенно с учетом слабых финансовых показателей по итогам первого квартала текущего года и неясных перспектив отрасли в условиях глобального экономического кризиса.
Многое будет зависеть от того, как быстро восстановится спрос на трубную продукцию в мире и насколько эффективно бизнес будет работать с издержками на фоне высоких цен на металлургическое сырье.