США летят в рецессию, а рынок акций пристально следит за инфляцией
Ключевая макростатистика США за период с 27 июня по 1 июля: ВВП страны может упасть второй квартал подряд, потребители вынуждены сокращать свои расходы, последние данные робко намекают о спаде инфляции.
Падение ВВП и курс на рецессию
В первом квартале реальный ВВП, то есть за вычетом инфляции, упал на 1,6% по сравнению с предыдущим кварталом. Предварительные оценки еще несколько недель назад говорили о снижении показателя, поэтому финальные данные не стали сенсацией.
Сейчас интересно другое, а именно ожидаемый ВВП во втором квартале, который только что завершился. Такой прогноз дает Федеральный резервный банк Атланты через свой трекер GDPNow.
GDPNow — это ожидаемый ВВП, который рассчитывают согласно ожидаемой макростатистике. Сначала банк делает какой-то исходный прогноз, а потом корректирует его по мере выхода этой самой макростатистики.
29 апреля исходный прогноз обещал рост ВВП во втором квартале на 1,9%. Но уже к 1 июля после выхода данных, например по производству и потребительским расходам, прогноз скорректировали до −2,1%.
Если ВВП упадет второй квартал подряд, то можно будет заявить о технической рецессии. Важный момент: техническая рецессия — это условность. Она не означает, что в экономике все совсем плохо, а акции компаний обязательно рухнут на 50%.
Больше того, сам Федрезерв ориентируется не на техническую рецессию, а на определение от NBER — Национального бюро экономических исследований. Вот как оно звучит:
- «Традиционная рецессия — это значительное снижение экономической активности, которое распространяется на всю экономику и длится более нескольких месяцев».
Видно, что NBER не определяет рецессию как сокращение ВВП. Вместо этого бюро оценивает глубину, широту и продолжительность спада по другим показателям: доходы и расходы домохозяйств, оптовые и розничные продажи, безработица и промышленное производство.
Интересный факт: с 1948 года не было ни одного снижения ВВП в течение двух кварталов кряду, которое NBER потом не назвало бы рецессией.
Первую предварительную оценку ВВП во втором квартале Бюро экономического анализа опубликует в конце месяца, 28 июля.
Замедление в производстве
S&P Global и ISM выпустили финальные данные по производственному PMI в июне. По версии S&P Global, индекс упал до 52,7%, по версии ISM — до 53%.
Этот индекс измеряет активность в производственном секторе. Его считают по итогам опроса менеджеров по закупкам. Значения выше 50% говорят о росте активности, но данные оказались худшими с середины 2020 года.
Экономисты S&P Global подвели итоги опроса менеджеров. Вот несколько ключевых тезисов:
- Производственный сектор тормозит рост ВВП. Число новых заказов, деловые ожидания и закупка ресурсов заметно ухудшились. Есть высокий риск промышленного спада.
- Спрос со стороны домохозяйств слабый из-за инфляции. Компании сокращают капитальные расходы из-за ужесточения финансовых условий. Производители сокращают закупку сырья.
- Хорошая новость в том, что падение спроса на ресурсы замедлило рост цен на широкий спектр товаров. Это должно снизить инфляционное давление в ближайшие месяцы.
Стагнация доходов и сокращение расходов
Вышли данные по доходам и расходам потребителей в мае. Вот основное.
Доходы. Реальные располагаемые доходы домохозяйств, то есть за вычетом инфляции и налогов, продолжают устойчиво падать и сейчас приблизились к допандемическому уровню. Это значит, что цены растут быстрее зарплаты. За год реальные доходы упали на 3,3%, по сравнению с апрелем — на 0,1%.
Расходы. Реальные расходы потребителей с поправкой на рост цен все еще остаются на хорошем уровне — выше допандемического. Но вот из-за падения реальных доходов покупатели сократили траты на 0,4% относительно апреля — впервые в 2022 году. Плохой сигнал для экономики, где доля потребления в ВВП занимает 68%.
Быстрорастущие цены вынуждают покупателей в первую очередь отказаться от второстепенных вещей. Поэтому неудивительно, что на фондовом рынке товары первой необходимости выглядят намного лучше товаров второй необходимости.
Крупнейшие компании из сектора товаров первой необходимости и их доходность с начала 2022 года
Procter & Gamble (PG) | −10,7% |
Walmart (WMT) | −13,5% |
Coca-Cola (KO) | +7,1% |
PepsiCo (PEP) | −1,7% |
Costco (COST) | −13,2% |
Крупнейшие компании из сектора товаров первой необходимости и их доходность с начала 2022 года
Procter & Gamble (PG) | −10,7% |
Walmart (WMT) | −13,5% |
Coca-Cola (KO) | +7,1% |
PepsiCo (PEP) | −1,7% |
Costco (COST) | −13,2% |
Крупнейшие компании из сектора товаров второй необходимости и их доходность с начала 2022 года
Amazon (AMZN) | −31,4% |
Tesla (TSLA) | −34,2% |
Home Depot (HD) | −31,7% |
McDonald’s (MCD) | −6,2% |
Nike (NKE) | −37,5% |
Крупнейшие компании из сектора товаров второй необходимости и их доходность с начала 2022 года
Amazon (AMZN) | −31,4% |
Tesla (TSLA) | −34,2% |
Home Depot (HD) | −31,7% |
McDonald’s (MCD) | −6,2% |
Nike (NKE) | −37,5% |
Признаки замедления инфляции
Популярный способ измерить инфляцию — отследить изменение индекса потребительских цен CPI.
Но есть и второй показатель — PCE Price Index, или PCEPI. Его подсчитывают немного иначе, но смысл тот же. Именно на этот параметр ориентируется Федрезерв, когда принимает решение по процентной ставке.
Как и в случае с CPI, у PCEPI есть две версии. Вот что они показали в мае.
Headline PCEPI. Основной параметр, то есть с учетом цен на все продукты. Здесь ничего нового: годовая инфляция составила 6,3%, как в апреле.
Core PCEPI. Скорректированный показатель, который не учитывает цены на еду и энергоносители. И вот здесь годовой уровень падает третий месяц подряд: с 5,3% в феврале до 4,7% в мае.
Появились первые и еще неустойчивые признаки того, что страна прошла пик инфляции. Это позитив для потребителей, экономики и акций. Но есть несколько проблем:
- Годовой уровень инфляции падает из-за эффекта высокой базы. По части месячной инфляции признаков замедления все еще нет.
- Годовой уровень инфляции по-прежнему выше цели ФРС в 2%. Регулятор должен и дальше поднимать ставки, а это будет давить на экономику и фондовый рынок.
- Небольшое замедление темпов роста цен обходится дорого: потребительская активность и экономика замедляются.
Ни один аналитик не скажет, что будет с экономикой в будущем. Поэтому, как всегда, принимать решение придется исходя из собственных убеждений. Вот основные сценарии.
Мягкая рецессия: инфляция идет на спад, Федрезерв перестает задирать ставку, потребители, экономика и прибыль компаний остаются сильными.
В этом случае в ближайшую пару месяцев стоит дождаться более очевидных признаков спада инфляции. А ставку можно сделать на главных аутсайдеров первого полугодия — технологии и товары второй необходимости, которые с начала 2022 года потеряли в цене около 30%.
Жесткая рецессия: инфляция остается устойчивой, Федрезерв продолжает ужесточать политику, потребительский спрос и экономика охлаждаются, корпоративные доходы падают.
Здесь можно присмотреться к защитным и устойчивым к рецессии секторам, которые хорошо показали себя в 2022 году: здравоохранение, товары первой необходимости и коммунальные услуги. А еще можно не спешить с покупкой и выждать какое-то время. История показывает, что у ФРС нечасто получается проехать четко по разделительной полосе: поднять ставку и этим не угробить экономику страны.
Июньская статистика по индексу потребительских цен CPI выйдет 13 июля. На эти и другие данные будет ориентироваться ФРС во время решения по ставке. Регулятор проведет следующее заседание 26—27 июля.