«Негативный образ старости снижает качество жизни»: исследовательница — об эйджизме в России
С начала 20 века ожидаемая продолжительность жизни в мире увеличилась почти в два раза.
Дополнительные годы дарят людям новые возможности. Но при этом предрассудки и стереотипы о старении никуда не делись: каждый второй житель планеты разделяет какие-то из них. Это означает, что все, кто доживет до определенного возраста, столкнутся с проявлениями эйджизма.
Мы поговорили с исследовательницей эйджизма, руководительницей проектной лаборатории Young Old Lab Татьяной Дроздовой о том, что можно сделать, чтобы предубеждений о возрасте в российском обществе стало меньше.
О чем расскажем
- Что такое эйджизм
- Как в России воспринимают старость
- Кто больше страдает от эйджизма — мужчины или женщины
- В каких сферах чаще проявляется эйджизм
- Чем отличаются сотрудники старше 50
- Как бороться с эйджизмом в медицине
- Как бороться с жестоким обращением с пожилыми
- Почему некоторые люди счастливее в пожилом возрасте
- Как меняется отношение к личной жизни пожилых
- Что такое внутренний эйджизм
- Как правильно общаться с пожилыми
- Как правильно называть пожилых
— Начнем с определения. Что такое эйджизм?
— Эйджизм — это предубеждения или дискриминация по отношению к людям на основании их возраста. С эйджизмом может столкнуться и молодой человек, но чаще его жертвами становятся пожилые. Как правило, в основе эйджима лежит страх старости, который превращается в стереотипно-негативное отношение к пожилым. Эта проблема очень распространена: согласно исследованиям, каждый третий человек в мире сталкивался с эйджизмом.
Эйджизм состоит из трех элементов: того, что человек думает о старшем возрасте в целом, того, что он думает о пожилых, и того, как он с ними поступает. Например, мы можем чувствовать страх собственной старости, думать, что люди старшего возраста глупые, и при этом отказываться от контактов со старшими или отказывать им при приеме на работу. Все три компонента эйджизма подпитывают друг друга.
— Насколько в России распространен эйджизм и как у нас воспринимают старость?
— Эйджизм у нас не признан. Часто можно услышать, что в России его якобы нет, потому что здесь «уважают старших». Но проблема эйджизма не сводится к отсутствию вежливых слов и тостов на юбилеях. Культура замалчивания в России не позволяет признать проблему насилия над пожилыми людьми, потому что считается стыдным говорить о случаях, когда в семье причиняют вред старику или ограничивают его права.
Если говорить о том, как люди воспринимают саму границу старости, то это во многом зависит от ожидаемой продолжительности жизни. В России ситуация неплохая: ожидаемая продолжительность жизни составляет 72 года, что почти совпадает с мировым средним показателем, хотя и ниже, чем в странах Европы и Азии.
Но хуже обстоят дела с участием пожилых людей в общественной жизни и с депрессивным отношением к старости в целом. В Европе преобладает тенденция признавать ценность каждого человека, независимо от его общественной активности, трудоспособности и потенциала. Уровень медицинского обслуживания, качество среды и жизни позволяют людям дольше оставаться активными членами общества, ощущать свою значимость, не сталкиваться с ограничениями и реализовывать свои желания, несмотря на стереотипы.
В нашей стране сложнее представить, что пенсионер может начать осваивать новую профессию, сменить работу на более высокооплачиваемую, открыть свой бизнес, активно путешествовать, участвовать в улучшении городской среды или волонтерских проектах. Эти возможности доступны лишь немногим.
В России пенсионный возраст часто воспринимается как начало утраты привычных социальных ролей и статуса. Он нередко ассоциируется с бедностью, снижением уровня жизни и потерей социальных связей.
В отличие от других стран, в России заработная плата с возрастом уменьшается. Специалисты старших возрастных групп, когда ищут работу, могут рассчитывать только на компенсацию, сравнимую с зарплатой молодых сотрудников в начале карьеры. В США, напротив, более 80% богатства сосредоточено в руках людей старше 50 лет, что делает их целевой аудиторией любого бизнеса. Это совершенно иная роль в обществе.
В целом старость у нас часто воспринимается как период бездеятельности, болезней, непродуктивности и несчастья. Причем людей начинают считать стареющими уже с пятидесяти лет. В семье, на работе и в общественной жизни формируется такое отношение к пожилым людям, которое постепенно исключает их из активной жизни, ограничивает круг общения, сферу интересов и даже физическое пространство для самореализации.
— Кто больше страдает от эйджизма — мужчины или женщины?
— Во многих странах женщины живут дольше мужчин, но в России этот разрыв особенно велик. Согласно данным Росстата, в 2023 году ожидаемая продолжительность жизни у женщин была выше более чем на десять лет: 78,7 года против 68 лет у мужчин. Это приводит к тому, что многие связанные со старением проблемы становятся преимущественно женскими.
Когда речь идет о работе, женщины сталкиваются с дискриминацией по возрасту раньше, чем мужчины. Например, женщины с седыми волосами могут восприниматься на работе как менее компетентные.
Но есть и другая сторона медали: когда женщина выходит на пенсию, ее круг досуговых возможностей и сфер, где она может быть востребована, оказывается шире. Например, считается нормальным, что женщина сидит с внуками или ходит в театр. У мужчин же этот круг значительно уже — условно говоря, их занятия ограничиваются рыбалкой и гаражами. Поэтому мужчине после выхода на пенсию может быть труднее найти новую идентичность и смысл жизни.
— В каких сферах жизни чаще всего проявляется эйджизм?
— Эйджизм может проявляться где угодно: от преимущественно молодых образов в медиа до повседневного общения. Например, почему-то считается возможным говорить о том, что уместно и неуместно делать в старшем возрасте — как одеваться или куда ходить. В поликлинике врач может отказать в диагностике или лечении, потому что «это возрастное». Человека старшего возраста, не спрашивая, могут наделить ролью смотрителя за внуками.
Но, конечно, наиболее заметное проявление эйджизма — дискриминация при приеме на работу. Субъективно дискриминацию на рабочем месте и при поиске работы ощущают больше 90% людей старше 45 лет. Вероятность того, что поиск работы затянется на срок больше полугода, после 45 вырастает в два раза.
Хотя некоторые позитивные тенденции сейчас можно увидеть: например, «Авито-работа» приводит данные, что осенью 2023 года количество вакансий, доступных старшим, увеличилось в 2,7 раза в годовом выражении. Некоторые аналитики утверждают, что в 2023 году прирост количества приглашений людей старшего возраста на собеседования оказался самым высоким. Но нехватка кадров на рынке труда сейчас прежде всего касается рабочих профессий, что ограничивает набор позиций, доступных старшим.
— Есть мнение, что сотрудники старше 50 ответственнее и надежнее своих юных коллег. Насколько обосновано это утверждение?
— Сотрудники старше 50 демонстрируют большую лояльность по сравнению с молодыми. По данным Института Gallup, 32% работников-миллениалов готовы сменить работу в течение года. В то время как сотрудники старших возрастных групп реже меняют работодателя. Кроме того, у соискателей старше 40—45 лет обычно нет завышенных ожиданий по зарплате: к этому возрасту они уже хорошо знакомы с рынком, могут объективно оценить свои навыки.
Еще один важный аспект — репрезентативность старших сотрудников по отношению к целевой аудитории компании. Среднестатистический россиянин — это женщина старше 40 лет, и с каждым годом ее возраст будет увеличиваться из-за демографического тренда на старение населения. Игнорируя старшую возрастную группу при найме, компания лишает себя возможности иметь в коллективе представителей своей целевой аудитории.
Главная ценность старших сотрудников заключается в их экспертности. Возрастные кандидаты могут претендовать на должности, где важны не только профессиональные навыки, но и жизненный опыт.
Кроме того, игнорируя квалифицированных кандидатов из-за их возраста или внешности, компании ограничивают потенциал команды и упускают ценные перспективы. По мнению экспертов Организации экономического сотрудничества и развития, использование разновозрастных команд может привести к экономическому росту в масштабах как отдельных стран, так и всего мира, на 19%.
— Во время пандемии мы стали свидетелями ужасных проявлений эйджизма: доступ людей к медицинским процедурам и методам лечения определялся именно возрастом. Что и как должно измениться в медицине по отношению к старшему поколению?
— Действительно, пандемия поставила перед нами важные этические вопросы. Как обеспечить доступность медицинской помощи для старших, избегая модели избирательного здравоохранения, где жизнь пожилых людей рассматривается по остаточному принципу? Как заботиться о близких, избегая эйджизма и объективизации? И как сохранить свободу выбора для тех, кто сталкивается с рисками заражения и изоляции?
Пандемия дала нам шанс переосмыслить и улучшить жизнь старших людей, утвердив принципы равенства и доступности лечения для всех. Ценность каждой жизни должна быть одинаковой, и пренебрежение к пожилым подрывает ценность жизни в целом.
Необходимо развивать культуру справедливого отношения к людям старшего возраста, отказываясь от стереотипов, которые негативно влияют на здоровье большого числа людей. Например, врачи часто меньше внимания уделяют профилактике у пожилых пациентов, считая, что для этого уже поздно. Также медики склонны преувеличивать тяжесть заболеваний у старших людей, но при этом недооценивать их уровень боли.
Пожилые люди нередко воспринимаются как вздорные и сварливые, из-за чего их жалобы могут не восприниматься всерьез. Многие врачи не осознают, что такие симптомы, как синдром падений, ухудшение памяти и когнитивные расстройства, — не просто признаки старения, но и патологии, требующей лечения.
Известно, что эффективность лечения связана с тем, насколько активно пациент общается с врачом и вовлечен в процесс принятия решений. Поэтому недопустимо, чтобы пожилые пациенты оставались «невидимыми». Иногда их избегают или предпочитают обсуждать вопросы только с сопровождающими лицами, говоря, например: «Вот сын подойдет, тогда и поговорим». Даже если у пациента есть сопровождающий, важно поддерживать прямой контакт и уважать его участие в лечении.
— По данным ВОЗ, жестокое обращение с пожилыми — распространенная проблема. В чем ее причины и есть ли у нее решение?
— Жестокое обращение — это не только физическое, но также сексуализированное, эмоциональное и экономическое насилие. А еще пренебрежение или бездействие, приносящее вред. По статистике ВОЗ, самый частый вид насилия по отношению к пожилым –– эмоциональный. Второе место занимают финансовые злоупотребления. А третье –– отсутствие заботы.
Есть несколько факторов, которые провоцируют и поддерживают это явление. Например, зависимость пожилого человека от окружения и медицинского персонала, которой можно злоупотреблять. Или одиночество и сокращение круга общения с возрастом — когда не к кому обратиться с проблемой. Из-за страха, зависимого положения и стыда жестокое обращение остается скрытой проблемой.
Усугубляет ее и отсутствие системы выявления насилия и четкого алгоритма помощи со стороны правоохранительных органов, социальных работников, да и просто соседей, которые наблюдают жестокость по отношению к старшим.
Действенной мерой борьбы с жестокостью может быть поддержка родственников и близких, которые ухаживают за пожилыми. Многие из этих людей испытывают симптомы выгорания. Они могут невольно становиться участниками психологического насилия, хотя и не желают этого. Такие люди часто жестко критикуют себя за жестокость по отношению к пожилым близким, а затем, испытывая стресс и самообвинения, снимают напряжение новым актом насилия, попадая таким образом в замкнутый круг.
В рамках государственной системы патронаж направлен на помощь самим пожилым людям, но не на тех, кто за ними ухаживает. Между тем справиться с выгоранием невозможно без пересмотра и перераспределения нагрузки среди ухаживающих.
— Западные социологические исследования показывают , что наиболее счастливые возрастные когорты — это молодежь 22—23 лет и старшее поколение, от 69 лет. С молодежью все понятно. А вот со старшим поколением более неожиданно.
— Можно предположить, что в старшем возрасте уровень психологической устойчивости увеличивается благодаря более здоровому взгляду на жизнь: лучшему пониманию себя, большему опыту преодоления проблем, более философской позиции.
С возрастом у нас появляется возможность переосмыслить свою жизненную траекторию и задуматься о том, чем бы нам хотелось заниматься. Мы лучше понимаем свои вкусы и предпочтения. Люди не только физически меняются с течением времени, но также изменяются их характер, взгляды, приоритеты и восприятие жизни. Каждый этап жизни уникален и ценен по-своему — своими открытиями, энергией, смыслами и целями. В любом возрасте человек имеет право искать свой путь и концепцию, которые принесут ему счастье, независимо от мнений экспертов или окружающих.
— Одна из самых распространенных русских пословиц про старость — «Седина в бороду — бес в ребро». Как меняется отношение российского общества к личной и сексуальной жизни старшего поколения?
— По данным нашего исследования, люди старше 50 лет испытывают трудности с поддержанием социальных связей и поиском новых друзей. Более 57% его участников заявили, что количество социальных взаимодействий в их жизни постоянно снижается, хотя для 81% респондентов наличие широкого круга общения — одна из главных ценностей.
Наиболее острой проблемой для старшего поколения стал поиск романтического партнера — 82% опрошенных признались, что с возрастом спутника жизни найти все сложнее, а существующие сервисы решению этой проблемы не способствуют.
В то же время мы наблюдаем, что в крупных городах у старшего поколения появляется запрос на то, чтобы после развода заново искать любовь, открыто говорить о сексе, позволять себе свободу интимной жизни. Это мировой тренд, который проявляется на многих уровнях: например, в США есть реалити-шоу о свиданиях «Золотой холостяк», все участники которого старше 60 лет. Оно побило множество рекордов по просмотрам.
Оборотная сторона этого тренда — начавшийся в 1990-е рост числа разводов среди бумеров: ушло табу, связанное с разводами. И эти разведенные люди тоже могут задумываться о новых отношениях.
— Иногда люди говорят о себе: «В нашем возрасте…». Это внутренний эйджизм?
— Конечно, эйджизм бывает и внутренним, направленным на самого себя. Например, когда пожилой человек задумывается, что ему нужно одеваться по-другому, ходить в другие места и заниматься определенными вещами вместо тех, которыми хочется, потому что иначе он будет странно смотреться. Или когда считает, что ему «уже поздно» чем-то заниматься. Часто это становится самосбывающимся пророчеством: когда мы считаем, что нам поздно учиться, не учимся, а когда считаем, что поздно лечиться, не лечимся.
Наши представления о собственных способностях в будущем и настоящем влияют на уровень этих самых способностей, а усвоенный негативный образ старшего возраста не только снижает качество жизни, усиливает тревожность и риски депрессии, но и, возможно, укорачивает нашу жизнь. По сути, именно наша культура учит нас, как это — стареть, что такое быть старшим, как при этом выглядеть и даже чувствовать себя.
— Расскажите об основных правилах коммуникации со старшим поколением.
— Я бы рекомендовала придерживаться четырех правил:
- Старайтесь говорить на равных, без упрощений и сюсюканья. Неприятно наблюдать, когда к людям старшего возраста относятся как к малым детям: «Бабулечка, присаживайся», «Дорогие наши старички, мы о вас позаботимся». Говорящему хочется выглядеть милым и заботливым, но такой тон унижает человеческое достоинство. Может быть, в отношении близких он уместен, но по отношению к знакомым, соседям или просто людям на улице это звучит как хамство.
- Не давайте советов о том, что уместно или неуместно в старшем возрасте. Даже самым близким людям. «Неприлично так ярко краситься» — вообще-то мы сами и в любом возрасте способны решить, что для нас прилично. Очень часто родители сами спрашивают: «Как думаешь, я не слишком старая для того или этого?». Предлагаю отвечать однозначно: «Нет, не слишком».
- Не употребляйте слова «молодой» как способ описать позитивные стороны человека и не обесценивайте слова «старый» и «старший». Комплименты «Ты молодо выглядишь», «Ты молода душой» кажутся невинными. Но они намекают нам: молодым быть хорошо, а старым — однозначно плохо. Все, что связано со старостью, — грустно. Пусть это лишь нюансы, важно отслеживать их в своей речи, чтобы самим потом не усвоить эти стереотипы.
- Избегайте обобщений. «Все люди старшего возраста любят читать» или «У людей старшего возраста много проблем с современной техникой». Люди одного возраста неодинаковы. Лучше выбрать другие формулировки, чтобы не навешивать ярлыки: «У некоторых людей старшего возраста могут возникать проблемы с освоением новых технологий». Это будет справедливо и реалистично.
— Как называть людей старшего возраста, чтобы это не звучало обидно?
— Я не возражаю против слов «старый» и «старость». Но в нашем языке, пропитанном эйджизмом, они часто несут негативные коннотации: одиночество, отсталость, беспомощность. Поэтому я избегаю слова «старый», когда готовлю посты для блога или колонки для широкой аудитории. Особенно если обращаюсь непосредственно к старшим людям.
Предпочитаю использовать слова «старший» и «старшая», когда речь идет о людях старше 60—65 лет. Эти слова звучат мягче, чем «старый». В отношении людей младше 60 лет более корректно использовать выражение «средний возраст». Мне также нравится термин «третий возраст», который обычно обозначает период активной и полноценной жизни после выхода на пенсию.
Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine