Как я перевела продавцу 7000 ₽ за экошубу, но не получила ее
В феврале 2017 года я увидела на одногруппнице серую шубку из искусственного меха и захотела себе такую же.
Одногруппница рассказала, что заказала шубу в группе во «Вконтакте», и скинула на нее ссылку. При этом предупредила, что плату принимают на карту физлица. Меня это насторожило, но успешная покупка знакомой притупила мою бдительность. Через несколько дней я выбрала шубу и перевела 6940 ₽ неизвестной женщине. В итоге осталась без денег и товара.
В статье расскажу, как продавщица девять месяцев придумывала разные причины, почему доставка задерживается, как я пыталась вернуть деньги и что делаю теперь, когда заказываю товары в интернете.
Как выглядела группа
В группе «шоурума» было несколько тысяч подписчиков. Товаров, которые можно оплатить через «Вконтакте», там не было, а типичный пост выглядел так: фото модели в шубе или дубленке и краткое описание товара — размерный ряд и стоимость.
Фотографии не выглядели оригинальными: локации и модели были разными, без единого выдержанного стиля. Я даже скачала один снимок и нашла по нему товар на «Алиэкспрессе» — поиск выдал похожие шубы примерно в полтора-два раза дешевле.
Комментарии к постам были закрыты, а отзывы собрали на отдельной странице — только позитивные и с премодерацией администратора группы.
Если бы я нашла группу сама, а не по рекомендации, то не стала бы в ней ничего заказывать. Я же видела шубу оттуда на одногруппнице и решила, что у продавца просто проверенные поставщики из Китая.
А заказывать шубу с «Алиэкспресса» напрямую я боялась: тогда посылки из Китая долго шли и нередко терялись. К тому же я слышала, что товар оттуда часто отличается от фото, при этом маркетплейс встает на сторону продавца. Я не хотела так рисковать и решила довериться группе.
Как я заказала шубу
В феврале 2017 года я написала в личные сообщения Евгении, которая была указана в контактах группы. Спросила об интересующей меня модели и сроках доставки. Она ответила, что шуба будет у меня через 7—15 дней.
Но девушка предупредила, что работает по полной предоплате на карту физлица. Мне это не понравилось, к тому же перевести деньги нужно было не Евгении, а некой Марии. Но одногруппница получила шубу, и я не подумала, что передо мной мошенники. Я отправила Евгении адрес для доставки, а на следующий день, 19 февраля, перевела деньги и стала ждать.
Евгения обещала отправить шубу Почтой России, но я даже не спросила номер отслеживания посылки: у меня не было опыта подобных покупок.
Когда начались проблемы
От одногруппницы я знала, что не стоит верить заявленным срокам доставки: она получила заказ примерно через месяц. Так что я не ждала шубу раньше марта 2017 года.
Но 26 февраля Евгения написала, что партия шуб пришла «не очень» и лучше выбрать другую модель. Вместо того чтобы разозлиться, я даже обрадовалась такому контролю качества. И выбрала шубу, которая, по словам Евгении, была теплее первой. При этом доплаты девушка не потребовала.
Через месяц уведомление о доставке так и не пришло: ни от Евгении, ни от Почты России. Поэтому я написала девушке сама. Она «проверила» информацию и заверила, что посылка вот-вот придет.
Я снова стала ждать. Но и в начале апреля шубы на почте не было. Я написала Евгении, и в этот раз она ответила мне только через неделю. Рассказала, что у магазина проблемы из-за китайского Нового года, который был еще в феврале. Пожаловалась, что в это время страна отдыхала и продавцы не отправляли товары вовремя.
В мае шуба не пришла, так что в середине месяца я потребовала у Евгении вернуть мне деньги. Она ответила через 12 дней: рассказала, что весь их товар арестовали на таможне, много денег потеряно и теперь магазин будет долго с кем-то судиться. Девушка обещала вернуть деньги только осенью.
Я спросила, есть ли гарантии, что я действительно получу назад свои 7000 ₽. Евгения ответила, что, возможно, возврат будет не деньгами, а товарами. Тогда я подумала, что с таможней действительно могут быть проблемы, решила, что летом шуба мне все равно не понадобится, и снова дала магазину шанс.
В следующий раз я написала Евгении 31 августа. Она заверила меня, что магазин снова начинает работать. Но это были пустые обещания.
Почему я не обратилась в полицию и в суд
В Т—Ж уже есть статьи о том, как вернуть деньги, если сделал заказ у мошенников в соцсети, и о том, как вернуть покупку в интернет-магазин. Повторять рекомендации оттуда я не буду, но расскажу, как я действовала.
Все эти месяцы, пока переписывалась с Евгенией, я пыталась найти способ вернуть деньги. В марте позвонила в Роспотребнадзор, чтобы узнать, как в таких ситуациях действует закон о защите прав потребителей. Там ответили, что ведомство может проверить только зарегистрированных предпринимателей. А я перевела деньги на карту человека без статуса ИП, и это скорее незаконная предпринимательская деятельность, которой занимается полиция.
У знакомого юриста я спросила, насколько эффективно будет обратиться в полицию. Он сказал, что заявление о незаконной предпринимательской деятельности не гарантирует, что мне вернут деньги, и по нему наказание для предпринимателя — штраф. И я решила не писать заявление: подумала, что из-за 7000 ₽ никто не будет искать человека в другом регионе.
Знакомый сказал, что можно попытаться вернуть деньги через суд. Но для этого надо знать ФИО и место регистрации ответчика, а у меня были только имя, отчество, первая буква фамилии, город и номер карты одного человека и переписка во «Вконтакте» с другим.
В мае я думала обратиться в банк, чтобы узнать данные получателя перевода. Но раз я не оспорила его сразу, то не могла утверждать, что перевела деньги по ошибке, а получатель обогатился незаконно.
Все это время группа во «Вконтакте» продолжала работать, только сменила название и менеджера, который принимает заказы. В итоге в ноябре я опубликовала на своей стене пост, где кратко описала историю и тегнула Евгению, группу и нового менеджера. Кроме того, я пожаловалась в службу поддержки «Вконтакте». Но там мне ответили, чтобы я обращалась в полицию: если она подтвердит факт мошенничества, группу заблокируют.
Зато сразу после публикации поста мне в личку написала Евгения. Она уговаривала его удалить и обещала, что в течение месяца решит проблему. Говорила, что у магазина тяжелая ситуация, количество заказов снизилось, а вслед за этим и выручка, да и вообще, она больше в магазине не работает.
Как я теперь покупаю в интернете
После этого случая я зареклась покупать что-то в интернете не через маркетплейсы или официальные интернет-магазины. Несколько лет я следовала этому плану, а потом распробовала прелесть небольших брендов одежды и украшений с собственным производством.
На мой взгляд, в этих интернет-магазинах качество товара выше, чем в массмаркете, а модельный ряд интереснее. Плюс есть возможность скомбинировать заказ под свой вкус и получить уникальную вещь. Например, я покупаю одежду с авторскими вышивками и выбираю не просто из того, что есть в наличии, как на маркетплейсах или в магазине, а подбираю модель изделия и вышивки на нем, ткань, цвет и размер. То есть вещь создают с нуля по моему заказу.
Из минусов: обычно менеджеры просят оплатить заказ переводом на карту человека без статуса ИП. Но теперь в ответ на это я спрашиваю об альтернативных способах, чтобы получить подтверждение платежа. И пока я не сталкивалась с тем, чтобы их не было: взамен мне предлагают оплатить по QR-коду через СБП или по ссылке через сервис приема платежей. В таких случаях продавец сначала должен указать, от кого, сколько и за что он получает деньги, а я получаю чек.
Дело в том, что принимать платежи таким способом могут только самозанятые без статуса ИП, ИП или компании, которые ведут бизнес официально. Когда самозанятый получит деньги, он должен сформировать и отправить покупателю чек в приложении «Мой налог». А остальные продавцы, чтобы принимать платежи от физлиц, обязаны иметь онлайн-кассу, которая и генерирует чеки.
Чек не гарантирует, что у продавца не произойдет непредвиденная ситуация, а я получу товар. Но при каких-то проблемах мне не придется доказывать, что в момент платежа я выступала как потребитель. И я смогу защищать свои права в соответствии с этим статусом, а не как жертва мошенничества или незаконной предпринимательской деятельности.
Что в итоге
- Покупать товары в соцсетях — это риск. Даже положительные отзывы от знакомых не гарантируют, что в вашем случае все пройдет как надо.
- Вернуть деньги, которые перевели на карту физлица, сложно. Если продавец не сделает этого добровольно, придется обращаться в полицию и суд.
- Чтобы обезопасить себя, лучше заказывать товары на маркетплейсах: в спорных ситуациях площадка может встать на сторону покупателя, а не продавца.
- Если товар уникальный и его нет на маркетплейсах, прежде чем переводить деньги на карту, стоит узнать у продавца, есть ли альтернативные способы оплаты, которые позволят получить чек об операции. Тогда в спорной ситуации можно будет сразу обратиться в суд, минуя полицию.
Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Т—Ж. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.