Как я перевела продавцу 7000 ₽ за экошубу, но не получила ее

И не смогла вернуть деньги
22
Как я перевела продавцу 7000 ₽ за экошубу, но не получила ее

В феврале 2017 года я увидела на одногруппнице серую шубку из искусственного меха и захотела себе такую же.

Аватар автора

Валерия Ринсо

не получила шубу

Страница автора

Одногруппница рассказала, что заказала шубу в группе во «Вконтакте», и скинула на нее ссылку. При этом предупредила, что плату принимают на карту физлица. Меня это насторожило, но успешная покупка знакомой притупила мою бдительность. Через несколько дней я выбрала шубу и перевела 6940 ₽ неизвестной женщине. В итоге осталась без денег и товара.

В статье расскажу, как продавщица девять месяцев придумывала разные причины, почему доставка задерживается, как я пыталась вернуть деньги и что делаю теперь, когда заказываю товары в интернете.

Как выглядела группа

В группе «шоурума» было несколько тысяч подписчиков. Товаров, которые можно оплатить через «Вконтакте», там не было, а типичный пост выглядел так: фото модели в шубе или дубленке и краткое описание товара — размерный ряд и стоимость.

Фотографии не выглядели оригинальными: локации и модели были разными, без единого выдержанного стиля. Я даже скачала один снимок и нашла по нему товар на «Алиэкспрессе» — поиск выдал похожие шубы примерно в полтора-два раза дешевле.

Комментарии к постам были закрыты, а отзывы собрали на отдельной странице — только позитивные и с премодерацией администратора группы.

Если бы я нашла группу сама, а не по рекомендации, то не стала бы в ней ничего заказывать. Я же видела шубу оттуда на одногруппнице и решила, что у продавца просто проверенные поставщики из Китая.

А заказывать шубу с «Алиэкспресса» напрямую я боялась: тогда посылки из Китая долго шли и нередко терялись. К тому же я слышала, что товар оттуда часто отличается от фото, при этом маркетплейс встает на сторону продавца. Я не хотела так рисковать и решила довериться группе.

Такая модель шубы мне понравилась, в группе ее продавали за 6590 ₽
Такая модель шубы мне понравилась, в группе ее продавали за 6590 ₽
Аналогичная модель, которую я нашла на «Алиэкспрессе»
Аналогичная модель, которую я нашла на «Алиэкспрессе»
1/2
Такая модель шубы мне понравилась, в группе ее продавали за 6590 ₽

Как я заказала шубу

В феврале 2017 года я написала в личные сообщения Евгении, которая была указана в контактах группы. Спросила об интересующей меня модели и сроках доставки. Она ответила, что шуба будет у меня через 7—15 дней.

Но девушка предупредила, что работает по полной предоплате на карту физлица. Мне это не понравилось, к тому же перевести деньги нужно было не Евгении, а некой Марии. Но одногруппница получила шубу, и я не подумала, что передо мной мошенники. Я отправила Евгении адрес для доставки, а на следующий день, 19 февраля, перевела деньги и стала ждать.

Евгения обещала отправить шубу Почтой России, но я даже не спросила номер отслеживания посылки: у меня не было опыта подобных покупок.

Сейчас аккаунт удален, но переписка у меня сохранилась. Меня почему⁠-⁠то не насторожило, что собеседница не отправила дополнительные фото шубы
Сейчас аккаунт удален, но переписка у меня сохранилась. Меня почему⁠-⁠то не насторожило, что собеседница не отправила дополнительные фото шубы
Цена шубы — 6590 ₽, стоимость доставки — 350 ₽. Плюс пришлось заплатить 1% комиссии, то есть еще 69 ₽, за перевод физлицу в другой регион
Цена шубы — 6590 ₽, стоимость доставки — 350 ₽. Плюс пришлось заплатить 1% комиссии, то есть еще 69 ₽, за перевод физлицу в другой регион
1/2
Сейчас аккаунт удален, но переписка у меня сохранилась. Меня почему⁠-⁠то не насторожило, что собеседница не отправила дополнительные фото шубы

Когда начались проблемы

От одногруппницы я знала, что не стоит верить заявленным срокам доставки: она получила заказ примерно через месяц. Так что я не ждала шубу раньше марта 2017 года.

Но 26 февраля Евгения написала, что партия шуб пришла «не очень» и лучше выбрать другую модель. Вместо того чтобы разозлиться, я даже обрадовалась такому контролю качества. И выбрала шубу, которая, по словам Евгении, была теплее первой. При этом доплаты девушка не потребовала.

Я не стала разбираться, почему шубу мне даже не отправили, а просто выбрала другую модель. Потом Евгения почему⁠-⁠то удалила фото шуб, которые предлагала в переписке
Я не стала разбираться, почему шубу мне даже не отправили, а просто выбрала другую модель. Потом Евгения почему⁠-⁠то удалила фото шуб, которые предлагала в переписке

Через месяц уведомление о доставке так и не пришло: ни от Евгении, ни от Почты России. Поэтому я написала девушке сама. Она «проверила» информацию и заверила, что посылка вот-вот придет.

Я снова стала ждать. Но и в начале апреля шубы на почте не было. Я написала Евгении, и в этот раз она ответила мне только через неделю. Рассказала, что у магазина проблемы из-за китайского Нового года, который был еще в феврале. Пожаловалась, что в это время страна отдыхала и продавцы не отправляли товары вовремя.

В мае шуба не пришла, так что в середине месяца я потребовала у Евгении вернуть мне деньги. Она ответила через 12 дней: рассказала, что весь их товар арестовали на таможне, много денег потеряно и теперь магазин будет долго с кем-то судиться. Девушка обещала вернуть деньги только осенью.

Я спросила, есть ли гарантии, что я действительно получу назад свои 7000 ₽. Евгения ответила, что, возможно, возврат будет не деньгами, а товарами. Тогда я подумала, что с таможней действительно могут быть проблемы, решила, что летом шуба мне все равно не понадобится, и снова дала магазину шанс.

В следующий раз я написала Евгении 31 августа. Она заверила меня, что магазин снова начинает работать. Но это были пустые обещания.

В апреле я спросила номер отслеживания посылки, но мой вопрос проигнорировали
В апреле я спросила номер отслеживания посылки, но мой вопрос проигнорировали
А в конце мая Евгения предложила подождать до осени, потому что таможня арестовала все заказы магазина по вине поставщика и денег нет
А в конце мая Евгения предложила подождать до осени, потому что таможня арестовала все заказы магазина по вине поставщика и денег нет
1/2
В апреле я спросила номер отслеживания посылки, но мой вопрос проигнорировали

Почему я не обратилась в полицию и в суд

В Т⁠—⁠Ж уже есть статьи о том, как вернуть деньги, если сделал заказ у мошенников в соцсети, и о том, как вернуть покупку в интернет-магазин. Повторять рекомендации оттуда я не буду, но расскажу, как я действовала.

Все эти месяцы, пока переписывалась с Евгенией, я пыталась найти способ вернуть деньги. В марте позвонила в Роспотребнадзор, чтобы узнать, как в таких ситуациях действует закон о защите прав потребителей. Там ответили, что ведомство может проверить только зарегистрированных предпринимателей. А я перевела деньги на карту человека без статуса ИП, и это скорее незаконная предпринимательская деятельность, которой занимается полиция.

У знакомого юриста я спросила, насколько эффективно будет обратиться в полицию. Он сказал, что заявление о незаконной предпринимательской деятельности не гарантирует, что мне вернут деньги, и по нему наказание для предпринимателя — штраф. И я решила не писать заявление: подумала, что из-за 7000 ₽ никто не будет искать человека в другом регионе.

Знакомый сказал, что можно попытаться вернуть деньги через суд. Но для этого надо знать ФИО и место регистрации ответчика, а у меня были только имя, отчество, первая буква фамилии, город и номер карты одного человека и переписка во «Вконтакте» с другим.

В мае я думала обратиться в банк, чтобы узнать данные получателя перевода. Но раз я не оспорила его сразу, то не могла утверждать, что перевела деньги по ошибке, а получатель обогатился незаконно.

Все это время группа во «Вконтакте» продолжала работать, только сменила название и менеджера, который принимает заказы. В итоге в ноябре я опубликовала на своей стене пост, где кратко описала историю и тегнула Евгению, группу и нового менеджера. Кроме того, я пожаловалась в службу поддержки «Вконтакте». Но там мне ответили, чтобы я обращалась в полицию: если она подтвердит факт мошенничества, группу заблокируют.

Зато сразу после публикации поста мне в личку написала Евгения. Она уговаривала его удалить и обещала, что в течение месяца решит проблему. Говорила, что у магазина тяжелая ситуация, количество заказов снизилось, а вслед за этим и выручка, да и вообще, она больше в магазине не работает.

Так выглядел мой пост с предупреждением не заказывать товары в этой группе, к нему я прикрепила скриншоты переписки с Евгенией
Так выглядел мой пост с предупреждением не заказывать товары в этой группе, к нему я прикрепила скриншоты переписки с Евгенией
Наша последняя беседа с Евгенией вышла эмоциональной. После нее я перестала пытаться вернуть деньги, поэтому не отслеживала, когда Евгения удалила свою страницу. Ссылка на группу до сих пор работает, но она сменила название и стала закрытой. Хотя в ней по⁠-⁠прежнему более 20 тысяч подписчиков
Наша последняя беседа с Евгенией вышла эмоциональной. После нее я перестала пытаться вернуть деньги, поэтому не отслеживала, когда Евгения удалила свою страницу. Ссылка на группу до сих пор работает, но она сменила название и стала закрытой. Хотя в ней по⁠-⁠прежнему более 20 тысяч подписчиков

Как я теперь покупаю в интернете

После этого случая я зареклась покупать что-то в интернете не через маркетплейсы или официальные интернет-магазины. Несколько лет я следовала этому плану, а потом распробовала прелесть небольших брендов одежды и украшений с собственным производством.

На мой взгляд, в этих интернет-магазинах качество товара выше, чем в массмаркете, а модельный ряд интереснее. Плюс есть возможность скомбинировать заказ под свой вкус и получить уникальную вещь. Например, я покупаю одежду с авторскими вышивками и выбираю не просто из того, что есть в наличии, как на маркетплейсах или в магазине, а подбираю модель изделия и вышивки на нем, ткань, цвет и размер. То есть вещь создают с нуля по моему заказу.

Из минусов: обычно менеджеры просят оплатить заказ переводом на карту человека без статуса ИП. Но теперь в ответ на это я спрашиваю об альтернативных способах, чтобы получить подтверждение платежа. И пока я не сталкивалась с тем, чтобы их не было: взамен мне предлагают оплатить по QR-коду через СБП или по ссылке через сервис приема платежей. В таких случаях продавец сначала должен указать, от кого, сколько и за что он получает деньги, а я получаю чек.

Дело в том, что принимать платежи таким способом могут только самозанятые без статуса ИП, ИП или компании, которые ведут бизнес официально. Когда самозанятый получит деньги, он должен сформировать и отправить покупателю чек в приложении «Мой налог». А остальные продавцы, чтобы принимать платежи от физлиц, обязаны иметь онлайн-кассу, которая и генерирует чеки.

Чек не гарантирует, что у продавца не произойдет непредвиденная ситуация, а я получу товар. Но при каких-то проблемах мне не придется доказывать, что в момент платежа я выступала как потребитель. И я смогу защищать свои права в соответствии с этим статусом, а не как жертва мошенничества или незаконной предпринимательской деятельности.

Я не знаю, почему бренды просят перевести деньги на карту, просто спрашиваю о других способах оплаты
Я не знаю, почему бренды просят перевести деньги на карту, просто спрашиваю о других способах оплаты
Я прошу оплату с чеком даже у тех интернет-магазинов, где уже покупала. Мало ли с какими трудностями может столкнуться небольшой бренд
Я прошу оплату с чеком даже у тех интернет-магазинов, где уже покупала. Мало ли с какими трудностями может столкнуться небольшой бренд
1/2
Я не знаю, почему бренды просят перевести деньги на карту, просто спрашиваю о других способах оплаты
Сервис приема платежей указывает получателя полностью. В случае с ИП это ФИО — никаких сокращенных фамилий, как с переводами на карту физлиц
Сервис приема платежей указывает получателя полностью. В случае с ИП это ФИО — никаких сокращенных фамилий, как с переводами на карту физлиц
Чек при оплате по QR-коду через СБП можно сформировать прямо в банковском приложении, даже если с момента платежа прошло больше года
Чек при оплате по QR-коду через СБП можно сформировать прямо в банковском приложении, даже если с момента платежа прошло больше года
1/2
Сервис приема платежей указывает получателя полностью. В случае с ИП это ФИО — никаких сокращенных фамилий, как с переводами на карту физлиц

Что в итоге

  1. Покупать товары в соцсетях — это риск. Даже положительные отзывы от знакомых не гарантируют, что в вашем случае все пройдет как надо.
  2. Вернуть деньги, которые перевели на карту физлица, сложно. Если продавец не сделает этого добровольно, придется обращаться в полицию и суд.
  3. Чтобы обезопасить себя, лучше заказывать товары на маркетплейсах: в спорных ситуациях площадка может встать на сторону покупателя, а не продавца.
  4. Если товар уникальный и его нет на маркетплейсах, прежде чем переводить деньги на карту, стоит узнать у продавца, есть ли альтернативные способы оплаты, которые позволят получить чек об операции. Тогда в спорной ситуации можно будет сразу обратиться в суд, минуя полицию.

Хотите написать такую статью для Т⁠—⁠Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Т⁠—⁠Ж. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.

Валерия РинсоСталкивались с интернет-магазинами, которые не присылали вам покупку? Как действовали? Удалось ли вернуть деньги?
  • Iwan> в спорных ситуациях площадка может встать на сторону покупателя Ну это очень громко сказано. Они запросто могут отправить вас разбираться с продавцом самостоятельно, ибо "мы только предоставляем площадку, вон продавец, с ним и разбирайтесь".15
  • горе луковоеДа ну эти шоурумы. Либо нормальные качественные магазины с большой клиентской базой, где они регулярно делятся отзывами на товар и что-то типа того, либо маркетплейсы ужже сейчас и на худой конец Алик. Вот чему, а магазам вк сомнительным я вообще не доверяю29
  • АнтиконсьюмеристЛох - не мамонт, не вымрет. Никогда ничего не покупаю по предоплате у частных лиц.11
  • Полина ДелияТак, а что там одногруппница? Может, они в доле были?6
  • Валерия РинсоПолина, ну не, я не настолько разочарована в людях, чтобы её подозревать) она сама переживала, что через неё на них вышла, постоянно спрашивала меня, как там ситуация, и злилась, что так вышло6
  • Валерия РинсоIwan, Алиэкспресс, насколько я помню, не отправляет, там спор открываешь просто. У ВБ и Озона, если доставка задерживается, можно отменить заказа и вернуть деньги.7
  • Родинка под носомОбъясните, пожалуйста. Очень распространенная ситуация, мой пример: ребенок занимаеься в студии танца. Деньги принимают переводом по номеру телефона. Чек не предлагают. Это законно? Куда жаловаться, если нет? Однажды по моей просьбе чек и термина все-таки принесли, но чуть ли не через скандал. Так что данные ИП у меня есть4
  • ВеленаЯ думала, это осталось в далеком прошлом. Сама так нагрелась лет 15-20 назад, и с тех пор четко уяснила, что покупать у частников я не буду. Копаться в сортах говна и разбираться, кто из них "хороший", а кто "плохой"- больно надо. Все приличные люди давно есть на маркетплейсах11
  • mwRuF947bpjM9jsyqhXcРодинка, а зачем жаловаться, качество услуги не устраивает?0
  • Валерия РинсоРодинка, вот что написано в законе о применении контрольно-кассовой техники (статья 2 54-ФЗ) + если ИП на патентной системе налогообложения, тоже может не выдавать чек2
  • Барбара ШкафицПосле строк: "Я нашла такую же шубу на Али-экспресс в полтора раза дешевле, но не стала там покупать", можно уже не читать. Это как в бородатом анекдоте: "Ты за сколько галстук купил? За 200 баксов? Нищеброд! За углом такие же, но по 400 баксов продают". Покупать на проверенной площадке, которая в случае чего всегда принимает решения в пользу покупателя - нет! ни за что! Покупать из-под полы где-то "вконтакте", задорого, переводя деньги физ.лицу - дайте три шубы! и еще вон ту заверните!26
  • 654287Судя по всему, никакой шубы у них не было, ее также заказали на Алике на ваш адрес, а потом что-то пошло не так. Лучше бы вы сами сразу ее сами там заказали8
  • Родинка под носомВалерия, спасибо, а прием денег по номеру телефона приравнивается наличным?0
  • Родинка под носомmwRuF947bpjM9jsyqhXc, именно так. Не устраивает и не хотят деньги возвращать0
  • Niki FedorovВелена, там же есть и неприличные... На озоне спокойно продают туалетную воду именитых бредов по 1-2-3 тысячи. Чистейший фальсификат, а площадке пофигу. Ищешь кожаную вещь, так кожзам спокойно выдают за натуральную кожу. И по цене не всегда понятно, что есть что. В таких случаях сразу начинаю читать отзывы с негативных, очень помогает сэкономить время.11
  • ВеленаNiki, отзывы читать-мастхэв вообще, это да.9
  • Карина АксёноваСкорее всего этот магазин действительно мошеннический, но все "отговорки" продавца имеют место быть В далеком 2010 году я основала свой шоурум (ООО, ккт, все по закону), правда не работала по предоплате, только для очень крупных заказов и по договору, и чего только не было с доставками Сроки срывались по различным причинам (это и Китайский новый год в том числе), иногда груз действительно арестовывали, иногда вызывали на таможню, иногда требовали сертификаты. Как-то я решила сэкономить на доставке и обратилась в другую службу доставки, мой товар пришел не в полном виде и вперемешку с каким-то детскими вещами (новыми, конечно, но это совсем не мой профиль) Это был очень увлекательный опыт0
  • Валерия РинсоРодинка, по идее, может приравняться, но у вас должен быть договор со студией, который как-то ваши отношения регламентирует0
  • YuliannaЯ работала в Совместных покупках, через ВК. Та же схема только все прозрачно, мы показывали продавца, его цену, свою комиссию и цену доставки. Комиссия за минусом налогов, расходов на рекламу и прочих расходов была нашей зарплатой. Как правило так работали мамочки в декрете, я в студенчестве. На моей памяти было 2 инцидента, за 3 года, одного организатора обманул поставщик и она из своих денег выплатила клиентам, второй случай был еще более неприятным, организатор присвоила себе деньги клиентов, чем подпортила репутацию группы, мы выбивали из нее эти деньги, заняло это полгода, клиенты отнеслись с пониманием и все получили назад деньги. Жаль, что такие ситуации вообще возникают, для мамочек в декрете это хороший способ хоть немного заработать, а клиентам сэкономить.3
  • Светлана МехедоваNiki, а ещё там бывают макароны по 2000р!?! Такие же, как в Ленте за 80р пачка, интересно - это вообще что за продавцы такие на маркетплэйсах? 😨20
  • Загорский МихаилIwan, точно так и будет, останетесь один на один с продавцом!0
  • МаринаАли чудил, но деньги возвращали. Самое прикольное было не в интернет-, а в телемагазине. В начале 90х, шла навязчивая реклама куртки, как она тогда называлась "Пайлот". Заказала, деньги перевела по почте. Потом очень и очень долго ждала... потом поехала в Нижний Новгород (сама я живу в области), разыскивать этот телемагазин. Нашла таки после некоторых "танцев с бубном", зашла, смотрю, там девочки-сотрудницы сидят в куртках, отдалённо напоминающих ту, что показывали в рекламе. Выглядели куртейки ну очень стрёмно! Я спросила "Это и есть та куртка?" Мне ответили "Да!", ещё с такой восхищённой миной, как будто она от Версаче или тому подобного... Я сказала, что мне такую не надо, верните деньги! Мне сказали, что не могут, причину я уже не помню... пришлось чутка поскандалить... после чего из соседнего помещения вышла тётенька, солидного такого вида. Сказала, "Девушка, не шумите, я возьму её своей дочери". Я сказала "Да ради Бога!" Деньги мне вернули. Больше я с тех пор с телемагазинами не связывалась )))1