Как вернуть деньги, если сделал заказ у мошенников в соцсети?

11
Аватар автора

Аноним

спросил в Сообществе

Три месяца назад в ленте одной запрещенной соцсети мне попалась реклама аккаунта, где продают столики с мисками для животных. Мне давно хотелось заказать что-то подобное, поэтому я решил воспользоваться услугами этой компании.

На странице было много постов с картинками готовых столиков, восторженные отзывы покупателей, фотографии с места сборки столиков и так далее. Поэтому особых подозрений компания у меня не вызвала, и я написал им в директ. В переписке с менеджером мы определились, какого размера сделают столик, какого он будет цвета, на сколько мисок рассчитан, и обсудили прочие детали. Далее меня попросили перевести плату за работу и доставку — 2350 ₽. После того как я отправил деньги по указанному номеру карты, мне сообщили, что срок изготовления столика — три-девять рабочих дней.

Через десять дней я поинтересовался, как дела у моего столика. Мне ответили, что отправка будет через два дня, трек-номер пришлют. Думаю, окей. Пишу через три дня: «Что с посылкой?» Отвечают, что отправили, но трек-номера пока нет, будет через три дня. Через указанное количество дней, естественно, никакого трек-номера не было, а мне снова написали какие-то отмазки. Я понял, что, скорее всего, меня морозят и просто кидают на деньги, но решил все равно подождать. Отмазки продолжались и дальше. Короче говоря, месяца два они кормили меня завтраками, после чего просто перестали отвечать на сообщения.

Самое интересное, что этот аккаунт до сих пор живет и там выкладывают фотографии работ. По идее, если они всех так кидают на деньги, то люди жаловались бы на аккаунт — и его забанили бы. По крайней мере, хочется в это верить. Но раз компания еще работает, то с ее стороны все должно быть чисто. Тогда почему со мной такая проблема?

В общем, я хочу узнать, что мне делать в этой ситуации? Могу ли я вернуть деньги? Из данных компании у меня есть только их профиль, номер карты Сбербанка, на который я перевел деньги, и номер телефона, по которому они принимают заявки в «Вотсапе».

Как обезопасить себя от подобных ситуаций в дальнейшем? Мне уже попались подобные аккаунты в соцсетях. Они предлагают другие услуги, которыми я хотел бы воспользоваться, но после этого случая уже не решаюсь. Ведь, по сути, вся сделка проходит на добром слове и никаких обязательств у таких компаний нет.

Аватар автора

Ирина Половодова

юрист

Страница автора

В социальных сетях продается все — от одежды до недвижимости. Там много крупных известных магазинов и небольших локальных продавцов. Но еще там часто встречаются мошенники. Они заводят аккаунты, в которые копируют названия и фото товаров добросовестных продавцов, но при этом не собираются выполнять обязательства и отправлять заказы. Их цель — обмануть покупателя и получить деньги.

Узнать, кто скрыт за аватаром — реальный продавец или мошенник, — сложно. И вы, скорее всего, столкнулись именно с мошенниками. При этом данных, которые у вас есть, достаточно, чтобы разобраться с «магазином» и вернуть деньги. Расскажу, как нужно действовать.

Шаг 1

Напишите заявление в полицию

Банк гарантирует своим клиентам, что их счета и операции — тайна. Поэтому самостоятельно узнать информацию о владельце карты, на которую вы перечислили деньги, не получится.

Но банк может раскрыть данные сотрудникам полиции, если они будут расследовать уголовное преступление и подадут в суд ходатайство о получении информации.

Чтобы возбудить уголовное дело, вам нужно написать заявление о мошенничестве. Желательно приложить к нему скриншоты переписки и банковского перевода. Без заявления в полицию разобраться, кто обещал отправить товар, недобросовестный продавец или мошенник, почти невозможно.

Полиция соберет информацию, которая поможет установить виновного:

  • данные о поступлении денег с вашей карты на карту продавца;
  • расширенную выписку по карте, в которой будет указан владелец и место открытия счета;
  • анкетные данные владельца карты: адрес места жительства, номера, привязанные к мобильному банку, и номера телефонов, баланс которых пополнял владелец карты;
  • данные по расчетам с карты: видеозаписи и фотографии с банкоматов, подробности онлайн-операций, адреса магазинов и других мест, где платили картой.

Эта информация поможет идентифицировать продавца и узнать, где он находится. А потом допросить, провести обыск, изъять телефон и привлечь к ответственности.

Шаг 2

Взыщите ущерб в суде

Есть два варианта, как ситуация будет развиваться дальше.

Если сделку совершили мошенники, их привлекут к уголовной ответственности по статье 159 уголовного кодекса. И пока суд будет рассматривать это дело, вы сможете присоединить к нему гражданский иск. Тогда вам возместят еще и моральный ущерб и не придется дважды ходить в суд.

Но можно подать и отдельный гражданский иск. Как правильно это сделать, написано в других статьях в Тинькофф Журнале: «Как выбрать суд для подачи иска», «Как подать иск в суд».

Во время следствия и судебных разбирательств есть шанс, что мошенники вернут деньги добровольно.

Приведу пример из судебной практики. Жительница Лесосибирска разместила объявление на «Авито» о продаже шубы. Но никаких мехов у нее не было — фотографии она скачала из интернета. В объявлении женщина указала, что отправит шубу Почтой России, если покупатель внесет 100% предоплаты — 12 000 ₽. Деньги за товар нужно было перевести на карту, которую она взяла у своей ничего не подозревающей знакомой.

Шубой заинтересовалась покупательница. Она обменялась с мошенницей голосовыми сообщениями в «Вотсапе» и перевела деньги. После этого продавщица удалила аккаунт с «Авито» и больше не выходила на связь. Деньги она сняла в банкомате и потратила на себя и ребенка.

Пострадавшая подала заявление, а сотрудники полиции раскрыли преступление. Они провели выемку по участвовавшим в сделке картам и запросили детализацию звонков по привязанным к ним номерам телефонов. Сначала вышли на владелицу карты, а потом — на мошенницу. В ее квартире провели обыск, изъяли телефон и симкарту. Записи голосовых сообщений эксперт сравнил с голосом задержанной — переписку действительно вела она.

Во время следствия мошенница решила смягчить наказание, явилась с повинной и вернула потерпевшей похищенные деньги. И ее осудили на шесть месяцев лишения свободы условно.

Если продавец нарушил закон о защите прав потребителей, к уголовной ответственности его не привлекут. Но он должен будет возместить нанесенный ущерб, моральный вред, заплатить неустойку. А если вы подадите досудебную претензию и продавец ее проигнорирует, ему придется заплатить и штраф — 50% от суммы, которую назначит суд.

Еще один пример из практики. Жительница Волгограда написала заявление о возбуждении уголовного дела в отношении продавца, который создал сайт с брендовой одеждой.

Она заказала шлепанцы за 12 500 ₽ и сумочку за 38 200 ₽. Деньги женщина перевела продавцу онлайн. Он подтвердил, что получил оплату, но ничего не отправил и перестал выходить на связь. Деньги продавец не вернул и после того, как получил письменную претензию.

Полиция установила, что карта принадлежит индивидуальному предпринимателю, который действительно продает одежду в интернете. И состава преступления по статье 159 уголовного кодекса нет.

Тогда покупательница пошла в суд, потребовала защитить ее права и взыскать в ее пользу 50 700 ₽ за товар, неустойку за несвоевременный возврат денег — 38 275 ₽, компенсацию морального вреда — 15 000 ₽, расходы на юриста — 20 000 ₽. А также штраф за то, что продавец не исполнил досудебную претензию, — половину от присужденной суммы.

Суд удовлетворил требование истицы и взыскал в ее пользу 50 700 ₽ за недоставленный товар, неустойку — 38 275 ₽, компенсацию морального вреда — 5000 ₽, расходы на юриста — 10 000 ₽, штраф — 46 989 ₽.

А также разъяснил, что по закону в договоре купли-продажи, в котором есть условие о предоплате, должно быть условие о сроке доставки. Если продавец не передаст товар вовремя, покупатель может:

  1. установить новый срок;
  2. вернуть предоплату;
  3. потребовать, чтобы ему возместили убытки из-за несвоевременной доставки;
  4. получить неустойку — 0,5% от суммы предоплаты за каждый день просрочки.

Как не нарваться на онлайн-мошенников

Чтобы не попасться на уловки мошенников, лучше задавать дополнительные вопросы о товаре, способах оплаты, доставки и возврата, товарных и кассовых чеках. Если вы не получите внятных ответов, не спешите пересылать деньги. Иначе потом придется обращаться в полицию и суд, чтобы их вернуть.

Я изучила судебную практику и советую обращать внимание на такие моменты, когда вы что-то заказываете онлайн:

  1. Чаще всего добросовестные продавцы переписываются с клиентами в онлайн-чате на сайте магазина или по электронной почте. Заказы оформляют в личном кабинете покупателя на сайте. Там же есть ссылки на социальные сети магазина. Если продавец предлагает переписываться только в «Вотсапе», это должно вас насторожить. Мессенджер позволяет скрывать реальные номера, а мошенники могут использовать подставные симкарты.
  2. У мошенников нет статуса ИП или организации, а также расчетного счета, куда поступают деньги от покупателей. Поэтому они предлагают переводить их на банковские карты. Если продавец не готов поделиться реквизитами, которые помогут узнать наименование получателя и его статус как представителя ИП или ООО, деньги лучше не переводить.
  3. Мошенники привлекают внимание потенциальных покупателей чужими фотографиями и ставят цены на товары ниже средних. Попросите показать вживую или по видеосвязи вещь, которую хотите купить.
  4. Магазин может отправить товар без полной предоплаты. Покупатель оплатит товар, когда заберет посылку в отделении Почты России или транспортной компании. Если продавец категорически отказывается отправить товар без полной предоплаты, вероятно, он хочет просто получить деньги. Добросовестный продавец тоже может попросить предоплату. Но в этом случае вам должны отправить электронный кассовый чек.

Сталкивались с мошенниками в соцсетях? Расскажите, как действовали:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество