Мнения
3K

Мнение: в нынешних условиях вузовские преподаватели вряд ли могут быть лучше

19

Этот текст раньше был комментарием. Вы тоже можете поделиться своим мнением под любым материалом или написать пост в Сообщество

Аватар автора

Алексей Петров

преподаватель

Страница автора

Тем, кто возмущается качеством наших преподавателей, не могу не ответить популярными в нашей стране словами: скажите спасибо, что хоть такие есть.

Возьмем правовые факультеты. А вы, собственно, кого хотели бы видеть на месте преподавателя в аудитории? Популярного и востребованного адвоката? Члена Верховного суда? Опытного юриста крупной корпорации? И что ему там делать — тратить свое недешевое время за низкую зарплату?

Нет, допустим, этот условный профессионал в своей области учился когда-то в этом вузе и искренне желает помочь своей альма-матер. Или просто хочет на визитке написать «профессор МГУ», к примеру. Продрался ради этого через всю бюрократию, медкомиссии прошел, справку о несудимости принес, договоры подписал и, наконец, устроился работать на 0,1 ставки доцента за 8 тысяч в месяц — и теперь раз в неделю читает лекцию. Одну. Наверное, интересную, хотя не факт: адвокат — ладно, а другие уважаемые люди далеко не всегда в совершенстве владеют родной речью. А остальные лекции кто будет читать?

Практика показывает, что если преподаватель параллельно занимается какой-то другой профессиональной деятельностью, то он ею будет заниматься все больше — потому что там платят. А преподаванием — все меньше, потому что отнимает время.

Основную учебную нагрузку несут те, кто работает только в вузе. Да, они могут в чем-то и даже во всем отставать от современного состояния дел. Вы скажете: «Но почему же они не повышают постоянно свой уровень знаний? Вон сколько курсов, семинаров кругом!» Хе-хе, а студенты почему самостоятельно не хотят работать? Вот поэтому, только преподаватели часто еще и старенькие, с этими вашими интернетами не особо работают, да и на самом деле все эти курсы — так себе занятие, реальный опыт в любой области не заменяют.

Но представим, что все эти устаревшие люди уйдут на пенсию.

И что? А и все, образование кончится. Молодые-то не придут. Да и учили их, собственно, так же. Были прецеденты, когда кафедра вымирала физически. Формально она есть, документация ведется, дипломы в деканате выдают, магистранты по методичкам читают лекции бакалаврам, аспиранты по учебникам — магистрантам, а профессора дома доживают, нетранспортабельные. Очень печальное зрелище, я видел.



РедакцияСогласны с таким мнением? Поделитесь своими аргументами:
  • IwanНе согласен с таким мнением. Нужно делать либо хорошо, либо никак. Не нужно создавать видимость образовательного процесса, брать деньги за обучение и предоставлять посредственный продукт со словами "ну а кто им будет платить за преподавание". Платите хорошо. Повышайте цену на образование. Пусть у нас ВУЗ будет дорогим и престижным, а не местом, где люди пережидают призыв и получают зачеты за бутылку коньяка. Пусть основная часть идет в ПТУ или вообще не получает вышки - работать в макдаке можно без диплома юриста. Лично мне не понятна попытка оправдать устаревшие образовательные программы и кадровый дефицит высококвалифицированных преподавателей словами "вы должны отнестись с пониманием" (с). Не должны. Мы не выпекаем хлеб из опилок, у нас есть стандарт. Не можешь выпечь хлеб - не пеки вообще.22
  • КукусяКонечно, лекцию должен читать успешный в именно этой сфере человек. И я знаю крутых адвокатов, которые бы с очень большой радостью читали бы лекции в условном МГУ. Там можно делиться знаниями. Там можно завести связи. Там можно найти крутых стажеров для своей фирмы. Так делают крутые адвокаты в Америке точно. И не ради зарплаты. Вопрос в том, что эти 90-летние авторы учебников МГУ с маразмом вцепились в свои ставки и их от туда не выгоняют за прошлые заслуги. Кстати, это не пустой пример. Я реально была на лекциях юрфака в МГУ и видела такую картину. Потом еще все в шоке такие, что умные люди не хотят тратить свое время на универ вообще и на учебу в частности.13
  • ИнженерКрайне запутанная аргументация автора. 1 Не ясно, что значит "в нынешних условиях". Это эвфемизм невысокой зарплаты и отсутствия желания повышать квалификацию ("проходить курсы")? 2 "С этими вашими интернетами не особо работают, да и на самом деле все эти курсы — так себе занятие, реальный опыт в любой области не заменяют". Интересно, что подразумевается под "реальным опытом" у тех, кто, по мнению автора, "несут основную рабочую нагрузку и работают в ВУЗе". 3 Преподавать пошли бы многие (сам задумываюсь иногда об этом) и не столько для дополнительного источника дохода, а для передачи знаний, накопленного опыта и получении энергии от учеников. Необходимо в первую очередь упрощение бюрократических процедур и мотивирование основного работодателя отпустить работника пару раз в неделю для благого дела.4
  • Машенька Х.Инженер, не хотелось бы обесценивать, но вы говорите как человек, который никогда не преподавал) ужасно выматывающая профессия, очень быстро ведущая к выгоранию (да, даже один день в неделю). Это приятно представлять, как аудитория молодых гениев смотрит на вас с горящими глазами, пока вы читаете лекцию. А в реальности замотивированных студентов 1-2 на группу, времени, потраченного на материал и подготовку куда больше, чем один день. А еще всякие этические моменты, когда студент и на 2 не знает, но сидит и плачет на экзамене, что ему 4 нужна, ведь он живет на стипендию. А еще сложности с отпусками, постоянными прививками и медосмотрами (куда эту бюрократию деть?), и за все это вам платят 3 тыщщи рублей. Чтобы быть достойным преподавателем, надо реально выкладываться на работе, по-хорошему, изучать психологию и педагогику, постоянно развиваться. А стоящей отдачи не будет. Поэтому образование могут спасти только высокие зарплаты и честная конкуренция13
  • ИнженерМашенька, да, я не преподавал, но такой опыт был бы интересен. Знаю о минусах от своих коллег, которые преподавали. Согласен с Вами, что такой труд должен оплачиваться высоко. Но всё-таки полагаю, в том числе на основе реальных примеров, что преподавать идут и для самореализации, и для поиска перспективных кадров на основную работу, и просто для себя.4
  • BoomНе согласна, у нас в университете зав кафедры и еще одна пожилая профессор просто выживали всех, кто не был готов плясать под их дудку, в основном именно молодых специалистов. Конкуренция за должности была бешеная. Не знаю, что там было с зп, но проблема была явно не в ней. Правда, ради справедливости пары вели интересно 90% преподавателей, все плохо было только с лекциями по философии. Было видно, насколько преподавателям самим скучно (честно говоря, ни одного из них так и не запомнила), и как они мечтают поскорее добубнить материал и свалить из аудитории.6
  • Андрей ТемнюкВ этой стране хороших преподавателей зачастую выгоняют из учебных заведений, поскольку их политическая позиция расходится с генеральной линией партии.3
  • KhulagenВидела вакансию преподавателя IT специальностей в ВУЗе, 130к0
  • ИванВыскажу предельно непопулярное мнение, но разгадка очень простая. У нас никогда не было нормальных преподавателей и высшего образования. Понятно, что свидетели великого СССР будут утверждать, что вот тогда-то, да так-то, но я могу ещё согласиться с развитой наукой, но образование - точно нет. Среди преподов сейчас можно найти ветеранов преподавательского труда, и их ни на какие курсы отправлять смысла нет, у них база ужасная, их учили в Союзе чепухе, и они эту чепуху повторяют. У меня два высших, при получении обоих отсидел много часов на лекциях бесполезных стариков, рассказывающих какую-то псевдонаучную чушь и не знающих свой предмет даже на том уровне, на котором его преподавали в 80-х годах на Западе. Когда мировое образование развивалось, эти зависли в квазинаучном вакууме. В итоге по двум моим специальностям, одной гуманитарной и одной технической, они рассказывали какую-то беспросветно ерунду, которую давным-давно во всём мире и вспоминать забыли. И из разговоров с коллегами и друзьями я понимаю, что во всех других направлениях та же проблема. У вас на медицинском может быть профессор-гомеопат, на экономическом - адепт плановой экономики, на юридическом - фанат справедливого ГУЛАГа, где все сидели за дело. И вся эта профессура никуда не денется, им реально верит власть, потому что в ней сидят такие же безграмотные консервы. А тем временем среди молодых преподов встречаются те, кто отлично изучает иностранные источники и интересуется своим предметом, но занять важные места и определять образовательные программы им мешает старичьё, которое уже будет в глубоком маразме, но всё будет держаться за свою должность в университете.6
  • ИванKhulagen, ну а это по-вашему много или мало?0
  • ОльгаЯ тоже видела, когда профессора буквально заносили на лекцию. Ему бы дома в кресле отдыхать, но нет....что то там бубнит по жёлтой бумажке 60 х годов5
  • Не ОлегА почему тогда юристы какие-то докторские пишут? Если это не научная дисциплина, а какое-то ремесло, то уж выиграл 50 дел - кандидатскую, 500 дел - докторскую. Я честно не знаю, как там у гуманитариев, но у технарей есть конференции и профильные журналы. В общем, не ходите дети в юристы, а то там Алексей Петров на лекциях гуляет.0
  • ПолинаКукуся, плюсую. Вымирающие кафедры в вузах и лаборатории в НИИ - это часто результат выдавливания молодёжи "уважаемыми профессорами". Аспиранта выпустили, о защите его отчитались и всё, он не нужен, ставок нет. А потом мечутся, когда, например, в грант нужно учёных до 39 лет включить)) Тут можно возразить, что, мол, профессорам стареньким тоже денежек хочется... Но, блин, я знаю историю, когда диссовет почти год возглавлял уже почивший в бозе профессор. Ему уж точно не до денег было.3
  • КукусяИван, я все время слышала о том, что детей раньше учили в школе. Типа теперь учителя ленивые. Однако я лично знаю, что реально хорошие и самоотверженные учителя и в СССР были редкостью. При этом чуть ли не каждый "ребенок из СССР" может легко вспомнить про унижение со стороны учителей (если не его самого, то одноклассников), а так же обесценивающие замечания. Чуть ли не все сталкивались с не справедливыми отметками. ВСЕ! Что тогда говорить, что у нас универы какие-то резко золотые? И самое главное - никогда высшее образование не было в РФ ПРАКТИЧЕСКИМ. Никогда, в СССР тоже.3
  • ИванКукуся, советское среднее образование вообще стало уже мемом. Отсутствие педагогических навыков у тогдашних педагогов очевидно. Современные молодые преподаватели разве что иронично говорят про людей с "лучшим в мире образованием", потому что старше поколение у нас в стране жутко безграмотное. Это видно и по тому, что и как многие из них пишут в интернете, и по тому, что они сталкиваются с проблемами в элементарных вещах в жизни, не умеют считать, заполнять бумаги, пользоваться техникой и тд2
  • Лера ХолоднаяНебольшой пример: раньше на правовых факультетах вышки (ВШЭ) работали практикующие юристы, которые зарабатывали просто огромные деньги и преподавали для души. А потом вышка начала качать права, ухудшая их жизнь с каждым днём, и все они ушли, потому что им это нафиг не нужно. Нет ничего лучше, чем преподаватель, который реально работает в той сфере, которую преподаёт. Только вот наши вузы не готовы давать им нормальные условия.2
  • КукусяИван, а еще категорически не хотят УЧИТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ. Я только что из "Сбера" - там бабушки ОЧНО получают пенсию. Получить ее онлайн проще, быстрее, выгодней. Но - нет.1
  • Каротажник-каботажникСогласен с автором полностью. На инженерных специальностях всё обстоит так же... Но, помимо старых штатных кадров, стареет и лабораторное оборудование, списывается за ветхостью, а новое не закупается. Старому профессору трудно понять - зачем новое оборудование? Зачастую, он и старое никогда не понимал и не использовал...это ж не дачный комплекс на месте, где по бумагам исследовательский центр (но это др история). Я свою прерывную 15 летнюю преподавательскую деятельность прекратил в середине учебного года 2022-2023 - просто накопилась усталость и непонимание стратегии развития в ВУЗе. * "Прерывная педагогика" - это Томская политехническая фишка, потому что преподаватели устраиваются контрактами по 10-11 мес, чтоб вуз мог не выполнять постановления президента о ЗП, не предоставлять доп отпуска и съедать прочие плюшки... Там ужасно нелепые штуки возникали, когда нагрузка на лето есть, а контракта нет... Или документоводы просрочились и в сентябре пропуск в университет не работает, а нагрузка прёт... Посещаемости занятий нет, выговор готовится :). Ну, и вишенка на торте это конечно ЗП. Просто добивает, когда психиатр на медкомиссии спрашивает: "Вы же знаете сколько составляет ставка? А прожиточный минимум?"...(для справки 0.5 ставки стар пр равна 1 прожиточному минимуму в регионе). Т.е. препод может обеспечить семью из двух бомжей... И ни о каком развитии проф и тех компетенций в ВУЗе для преподавателей сейчас нет.1
  • Каротажник-каботажникОльга, когда заносят, и преподаватель ещё что-то говорит - это ещё обучение! А мне за период собственного обучения и работы в вузе довелось видеть, как профессора выносили с лекции (да, на кладбище). И никого в замен не заносили... Просто, по итогам семестра зачёточки в деканат сдали, там кто-нибудь (руководитель ООП или "мертвые души" какие-нибудь) недостающие предметы доставил, и ладушки.1