Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.

Я очень часто слышу, что для достойной жизни в старости стоит купить свою квартиру.

Но моя позиция такая: если хотите хорошо жить в старости — рожайте и воспитывайте детей. Это мнение было сформировано внимательным анализом биографий всех моих бабушек, дедушек, теть, дядь — мои отец и мать из многодетных семей, выборка большая, — а также родителей друзей.

Воспитывайте своих детей с душой и любовью, без расчета на то, что в старости вам что-то достанется. Никакие квартиры, профессиональные навыки, связи не помогут вам в 70—80 лет. Деньги деньгами, но их одних для благополучия в старости мало.

Оба комплекта моих бабушек-дедушек были по тем временам успешными людьми. Они планировали в старости жить обеспеченно и независимо от детей, всю жизнь откладывали деньги. И что? А догадайтесь. Верно, после 1991 года накопления обесценились, способы заработка стали другими — и новыми в возрасте за 60 никто не овладел. А дети, которым было 20, 30, 40, прижились, пусть и не все сразу. И бабушки с дедушками стали получать помощь от них.

«Да кто же знал?» — причитали старики. Жили скромно, очень скромно. Сильно переживали и страдали оттого, что «на старости лет сидят на шее». Очень старались помочь: все деньги, что у них оставались, бабушки и дедушки тратили на внуков или более бедных детей.

Я не хочу идеализировать наличие детей — это никакая не гарантия наличия близких людей и денег в старости. Но это реальный шанс. Без детей бабушки с дедушками точно собирали бы бутылки и умерли бы лет на десять быстрее.

Сейчас, хотя я не хочу быть излишне пессимистичной, наступает Писец Какой Трындец. История с обнищанием населения и обесцениванием накоплений повторится. Пенсионерам до февраля 2022 года хватало на самые простые продукты и лекарства, некоторые даже тратили на детей остатки. Сейчас ситуация меняется, дальше будет хуже.

Если вы в РФ и у вас нет миллионов в банках за границей, то старость ваша будет зависеть от детей и от того, как вы их воспитали и выучили.

Я далеко не лучшая на свете дочь. Но представить, что я не помогаю родителям, не могу. И да, ситуации и дети бывают разными, но все же процент эгоистов, пьяниц или еще каких-то таких потомков у хороших родителей, на мой взгляд, преувеличен.



Иллюстратор — Аня Кольцова
Редакция
Редакция
Согласны с таким мнением? Поделитесь своими аргументами:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
О боже, Карл!

Ой. Меньше всего хотелось бы зависеть от кого-то на пенсии и быть центром расходов для своего ребёнка, а, например, сдача квартиры, как источник допдохода - вполне себе норм.

202
ivan petrov
Герой

24.01, 14:45

Отредактировано

О, сдача квартир это не источник дохода а бесконечный геморрой, уж поверьте практикующему )

тем более не нужный в старости

6
ТиграБенгальская

ivan, соглашусь насчёт геморроя с арендным бизнесом, ноооо...не соглашусь с утверждением " дети вместо квартир". Нет уж, пусть квартира кормит, а ребёнок живёт отдельно. Сам. И стоит свою жизнь сам. Требовать помощи не хочу

94
Сергей Старовойтов

ТиграБенгальская, финансовый вопрос арендная квартира положим закроет. А эмоциональные потребности? Без общения прожить непросто, а друзья и поклонники к моменту старости все отвалятся.

1
О боже, Карл!

Сергей, ну я бы сильно не рассчитывала, что ребенок закроет вашу потребность в общении, он вырастит, заведет свою семью, работу, возможно уедет, и вот это вот всё, на что тратится большая часть жизни, будет звонить раз в день на 10 минут и раз в две недели возможно приезжать, если будет недалеко, и это описан неплохой вариант. И тут все равно придется научиться себя самостоятельно развлекать и находить общение вне ребёнка, который уже отделившийся взрослый со своей жизнью.

22
Анна Сергина

ТиграБенгальская, у нас и дети, и квартиры. Если что, у нас квартир "про запас" по числу детей. И я пока не знаю, как будет лучше: квартиры кормят, а дети сами-сами, или всем по квартире с надеждой на ответную заботу в старости.

0
ТиграБенгальская
Герой

27.01, 04:52

Отредактировано

Анна, эк вы смело то. Не в том смысле что "везде поспели", а в том, что "у нас и дети, и квартиры"... я с двумя детьми и несколькими объектами недвижимости так вот оптимистично на свое положение ( по фактам аналогичное вашему) не смотрю. Да, недвижимость за границей выручает, но это одна единица. А в эрэфии что будет неизвестно. И пока о себе считаю " у меня есть ( только) дети". Сторонники "инвестиций' в бетон доло убеждали себя и окружающих, что " недвижимость не обесценится в ноль. И с минимальной вероятностью будет разрушена". Там вот вам эта вероятность, встречайте

4
654287

ivan, что там геморойного? Нужно смотреть, кому сдаешь, подписывать нормальный договор, и брать залог (сдавала КВ 5 лет)

16
Яна Серова

654287, тоже так считаю. Нормального арендатора найти на длительный срок и вполне себе сносная затея))

7
Елена Рыжикова

ivan, сдаю 2 квартиры. Ну раз в месяц на час съездить - максимум.

8
Женщина с опытом

ivan, сдаю квартиру, арендатор аккуратная девушка, и по платежам и по эксплуатации квартиры. Официальный договор и залог в размере ежемесячного платежа.

6
0
Снусмумрик

Дети тоже люди и тоже разные. Можно родить инвалида и до конца своих дней его содержать. Можно родить здорового и успешного, который внезапно заболеет или сторчится во взрослом возрасте. Можно растить нормального, с душой и любовью, а в 25 он заявит, что родители нанесли ему кучу психологических травм, отдалится морально или уедет жить на крайний север. До сих пор не придумали единого пособия по воспитанию успешного и адекватного человека, что как бы намекает, что процесс воспитания и взросления - та еще лотерея, и не все в этом процессе зависит от родителей.

Детей рожают не для того, чтобы помогали выжить в старости, это какая-то супер эгоистичная цель. Детей рожают, если хотят. А выживание в старости - это скорее про умение зарабатывать и грамотно распределять доходы. Будут деньги - будет и возможность обеспечить себе достойный уход.

168
Alima

Снусмумрик, полностью с Вами согласна.

Полагаю, ответ автора будет в духе «надо повысить вероятность успешного и поэтому родить троих» :))

56
Amily W

Alice, лучше шестерых. Для гарантии

30
Helena Wasserberg

Alice, я не знаю, зачем им столько рожать, она пишет про очень дорогую жизнь в Эстонии

0
Нехетти Грин

Снусмумрик, бурные продолжительные аплодисменты.

11
0
Loli Pop

>>И мнение такое: если вы хотите достойно жить в старости — рожайте и воспитывайте детей. Причем делайте это с душой и любовью, без расчета на то, что в старости вам что-то достанется.

Изображение пользователя Loli Pop
126
Несусвет

Loli, простите, ору 🤣🤣🤣

3
0
Мария П.
Герой Т—Ж 🏅

28.12.22, 06:58

И с детьми, и с квартирами может случиться что-то ужасное. Но тем не менее хорошо, когда есть дети, квартиры, сбережения в разных валютах, и вообще чем больше диверсификация, тем лучше

87
Нехетти Грин

Мария, в том числе диверсификация по профессиям и навыкам.
Проверено 2020-м годом.

20
Мария П.
Герой Т—Ж 🏅

24.01, 16:07

Нехетти, да по навыкам - это важно и полезное. Согласна

6
О боже, Карл!

Юлия, вы пытаетесь меня убедить, что в 80 лет лучше не иметь допквартиру, чем иметь?
Квартира - это актив, вы можете ее сдавать, можете продать и жить на деньги от продажи, можете переписать в наследство в обмен на уход и еще куча вариантов.

82
О боже, Карл!

Аглая-Ляля-Милена-Фекла, у каждого свой опыт, моей маме с двумя сданными квартирами вполне себе ничего живётся, от меня требуются вливания только в нестандартных ситуациях, типа операции.

70
0
el_oso_koala

Ох ты ж какая дичь...
Ваших детей (которые будут или которые уже есть) мне заранее жаль.

На мой взгляд даже учитывая все пертурбации вокруг - с накоплениями и недвижимостью шанс на нормальную старость выше, чем с надеждой на то, что дети помогут.

Дети умирают, иногда рано и неожиданно. Дети могут тяжело болеть и вырасти во взрослых инвалидов. Да и от банальной нехватки денег на помощь родителям никто не застрахован. Я промолчу о том, что роды могут мягко скажем негативно сказаться на организме и последствия придется разгребать годами. Делать это ради эфемерного стакана воды в старости - так себе идея.

Хорошо воспитывать надо себя. Прежде всего в части здорового образа жизни и своевременной медицинской помощи.

Кстати, те же самые накопления и квартира вполне позволят при их наличии устроить кастинг из желающих ухаживать даже при отсутсвии детей.

64
0
ТаУ
Герой реалити 💫

27.12.22, 20:04

С квартирами может случиться всё самое ужасное, а вот доходы детей могут только расти? Ну-ну. А вот я помню, как в 90-е дело дошло до того, что задолженность по зарплатам бюджетников в нашей обьласти составляла 1 год 7 месяцев, а другой работы в нашем селе не было абсолютно. И мы платили коммуналку и покупали самые необходимые товары на мамину пенсию, а питались исключительно тем, что давало ЛПХ.

57
Нехетти Грин

ТаУ, там всё мнение - мягко говоря, однобокое.

19
Irada Abdulalieva

ТаУ, и сейчас в НИИ по 8 месяцев могут не выплачивать(

3
alena_lanskaya

Аглая-Ляля-Милена-Фекла, а если сейчас рожать детей и 20+ лет их на себе тащить (т.к. до 18 по-любому они ничего зарабатывать не начнут, а в 18 будут зарабатывать мало) это по вашему отличная идея к пенсии?
А кем все эти дети будут работать, если по вашим же словам нас в будущем ждет неизвестно что?
Разве что если рожать много детей можно не дожить до пенсии.

56
О боже, Карл!

Аглая-Ляля-Милена-Фекла, ну, даже несмотря на общий трындец, вероятность, что что-то произойдёт с квартирами мала, давайте честно, ну максимум налоги повысят

54
0
Чапа Анакондовна

В идеале надо работать на любимой работе, хорошо зарабатывать, детям давать хороший пример, чтобы из них выросли достойные люди. И все у вас тогда будет хорошо )) И доп заработок к пенсии, и благодарные дети помогут. А я лично хочу работать до последнего, корову хочу лет через 30, чтобы молоком на рынке торговать ))) и умереть не в постели а где нибудь в шикарном месте от сердечного приступа офигев от увиденной красоты.

53
Anna

Чапа, хороший план, но умирать вдали от дома слишком хлопотно для родных. Им потом сложно с похоронами, документами всякими, я бы всё-таки хотела дома, в комфорте и удобстве, чтоб потом родные говорили: "Вот баб Нюта и пожила хорошо и умерла, как ангел"🤣

3
О боже, Карл!

Не стало, не поняла к чему это

53
ТаУ
Герой реалити 💫

24.01, 14:36

Юлия, большинство тех, кто доживает свой век в домах престарелых, рожали и воспитывали детей, как предлагает автор. Тоже не 100% гарантия "спокойной счастливой старости". (Вообще сомневаюсь, что старость может быть таковой).

53
0
Сейлор Марс
Герой

24.01, 14:54

Отредактировано

Что я только что прочла? 🙈

«Большая выборка» из родственников одного человека, ну да, просто мечта аналитиков.

Жизнь в нашей стране говно и будет только хуже, но вы рожайте, детки прокормят. Вот у нас так было.

Имхо, похоже на что-то локально-чувственное, что нужно говорить своими родным и тд, а не сюда писать.

47
0
Скажи, кто

Автор, вам премию какую-то платят за генерацию многокомментовых дискуссий? 😁
Тогда советую тему алиментов в следующий раз поднять

45
0
poezd_v_ogne

А сколько сил, времени, денег, здоровья уходит на воспитание детей, это никем не посчитано? Насколько это экономически целесообразно?

Если серьезно, помогать родителям, конечно, надо, но рожать детей для того, чтобы достойно жить в старости - звучит, мягко говоря, по потребительски.

45
Helena Wasserberg

poezd_v_ogne, ага, пьющие женщины, рожающие 5+ детей должны быть обеспеченными, согласно этой логике. Но мне такие в данном контингенте не попадались

0
О боже, Карл!

Аглая-Ляля-Милена-Фекла, вы транслируете какой-то травматичный опыт своей семьи без каких-либо аргументов

41
0
Lera Kotova
Герой Т—Ж 💫

24.01, 15:20

Не воспринимаю детей как финансовые инвестиции в будущее. Но в меру сил ращу их в любви и радости, чтобы, став взрослыми независимыми людьми, они продолжали со мной общаться, ассоциируя меня с любовью и радостью.

40
Mary Brandybuck

Аглая-Ляля-Милена-Фекла, а вы считаете что это дети вам что-то должны?

38
Тимоша

Аглая-Ляля-Милена-Фекла, почему вы ругаете Россию? Ругайте Эстонию с ее большими кварплатами

36
alena_lanskaya

Ерофей, ну и чушь.
Вы хоть представляете сколько нужно ресурсов чтобы ваши платежи отследить?
И на пенсии так-то льготы предлагают пенсионерам, от коммуналки освобождают, а не повышенное налогообложение делают. Это глубинный электорат, его кормят, а не доят

35
0
Д.
Герой

24.01, 15:47

Родили, воспитали, а ребенок взял и умер. Или стал инвалидом, или связался не с теми людьми и оскотинился, или тараканы ему нашептали, что мама с папой гады и надо оборвать с ними все связи, или... да много чего еще. Даже офигительно воспитанный, белый и пушистый ребенок, неважно, в количестве одной штуки, двух, трех или пяти, не гарантия и не шанс для его родителей. Это просто очередной человек. Все. Остальное - глупые фантазии

35
0
Бабака Кавайка

Многие люди, если бы у них был выбор, не хотели бы рождаться в этот мир.

33
Sophisticated One

Аглая-Ляля-Милена-Фекла, как тут уже писали, похоже на то, что Вы транслируете какой-то травматичный опыт своей семьи без каких-либо аргументов

30
0
Sophisticated One

"без детей бабушки с дедушками точно собирали бы бутылки" - если бы у них, к примеру, было бы несколько квартир в Москве, они вряд ли бы собирали бутылки :)

30
ivan petrov

Sophisticated, бутылки из под Хеннесси ХО почему нет? )

26
el_oso_koala

Аглая-Ляля-Милена-Фекла, а точно вы откуда знаете, расскажите, пожалуйста?
Если ваши родственники не смогли обеспечить себе нормальной старости и сидели на шее у детей - это сугубо их проблемы.

Моя бабушка - врач, в девяностые тупо начала держать деньги в двух валютах. Ей хватило и на спокойную старость и на помощь матери в виде выкупа половины квартиры и на бриллианты мне на 30 лет.

30
О боже, Карл!

Аглая-Ляля-Милена-Фекла, а зачем вам в 70 куда-то адаптироваться? Создайте себе до 70 активы, которые способны приносить доход, лучше разные. Самый безрисковый из таких активов как раз ликвидная недвижка. Даже в случае невозможности сдачи, продадите ее с дисконтом, в 0 она все равно не обесценится, будете жить на деньги от продажи. Ваши родственники, судя по рассказу, таких активов не сделали, либо хранили в деньгах, а тут дефолт грянул, в этом и проблема.

28
alena_lanskaya

ТиграБенгальская, с этой точки зрения и дети - актив. Сегодня вы его растите, а завтра он ч.мобилизованный.
На сегодня квартира всё ещё актив

25

Сообщество