Как инспектор ГИБДД пытался лишить водителя прав, поговорив сам с собой

Обсудить
👦🚗👮📄🚲💣👎👎👍🚗✔

Один водитель ехал по трассе Новгород — Саратов и обогнал машину по встречной. Это заметил инспектор ГИБДД. Он остановил автомобиль, нарисовал схему, составил протокол и отправил водителя в суд.

За полгода до этого водитель был в аналогичной ситуации: тогда его оштрафовали на 5 тысяч. Теперь же мировой суд лишил его прав на год, причем на основании доказательств и разъяснений, которые инспектор дал сам себе.

Водитель дошел до Верховного суда, и в итоге права удалось сохранить.

Почему сначала водителя лишили прав?

В мировом, районном и городском судах посчитали, что оснований для лишения прав достаточно. Есть протокол, в котором написано, что вот этот водитель выехал на встречную полосу вот на этом участке дороги. Схема движения, подписи и видеозапись прилагаются.

Есть статья 12.15 КоАП, и по ней за повторный выезд на встречку могут лишить прав. Но не каждый выезд на встречную полосу — повод для лишения. Иногда можно выехать и при этом ничего не нарушить.

Чтобы за выезд на встречную полосу лишили прав, должны совпасть условия:

  • выезд прямо запрещен правилами дорожного движения;
  • нарушение зафиксировано повторно;
  • маневр не связан с объездом препятствия;
  • нарушение зафиксировано не автоматической камерой.

Выезд на встречную полосу запрещен несколькими статьями ПДД — например 8.6, 9.2, 9.3, 9.6, 11.4, 15.3. А еще при таком маневре нельзя пересекать некоторые виды разметки и не соблюдать ограничения по знакам — за это тоже штрафуют и лишают прав. Про объезд препятствия в статье 12.15 КоАП есть отдельный п. 3. За это могут оштрафовать, но не лишать прав.

Что именно нарушил водитель и можно ли за это забирать права, из протокола было непонятно. Откуда взялась видеозапись, тоже непонятно. Но инспектор ГИБДД не растерялся. Вот что он сделал, чтобы доказать нарушение:

  • взял сам у себя дополнительные пояснения;
  • предупредил сам себя об ответственности за дачу ложных показаний;
  • разъяснил сам себе права;
  • сам записал свои пояснения и предоставил их в суд.

Поговорив сам с собой, инспектор доказал нарушение, за которое могут лишить прав. Суд принял эти доказательства. И не один суд, а сразу три инстанции. Водителя признали виновным. А он не согласился и пошел в Верховный суд.

Что сказал Верховный суд?

Верховный суд сказал, что мало обнаружить нарушение. Его еще нужно правильно оформить. Вот с этим и были проблемы.

В протоколе, который подписал водитель, не указано, какое конкретно правило он нарушил. Инспектор не мог брать пояснения у самого себя — это не доказательство и суды не должны были такое учитывать.

Есть еще одна проблема. Что за видеозапись приложили к делу? Если это запись с автоматической видеокамеры, значит, водителя должны оштрафовать, а не лишать прав. Это четко написано в п. 5 ст. 12.15. Суды в этом не разобрались.

Но ведь суды могли заново разобраться и всё равно лишить прав или оштрафовать. Разобрались?

Нет, не разобрались: по закону не положено. К тому времени как Верховный суд отменил все решения, срок давности для наказания уже истек. Он составляет два месяца с даты протокола: после этого заново разбираться и лишать прав нельзя.

Есть смысл ходить по судам? Пока будешь разбираться, уже права вернут.

В этом есть смысл. Права заберут, только когда постановление вступит в силу. Если успеть его обжаловать, забрать права не смогут. Но даже если заберут, можно вернуть их раньше. Или дело закроют, а следующее нарушение не признают повторным.

Например, если этот водитель через месяц снова выедет на встречную полосу, его вряд ли лишат прав. Это уже не будет повторным нарушением, поэтому можно отделаться штрафом.

Вы защищаете нарушителей? Зачем вы подсказываете, как им вернуть права? Нарушил — пусть отвечает!

Мы тоже так считаем и против любых нарушений. Тем более если речь о правилах дорожного движения. Но еще мы за то, чтобы все соблюдали закон — и водители, и инспекторы. Если по закону нужно правильно заполнять протокол и нельзя брать показания у самого себя, это нужно учитывать и не допускать ошибок.

Мы не знаем, правда этот водитель что-то нарушил или это инспектор не разобрался. Есть решение Верховного суда, который прекратил производство по этому делу и признал лишение прав незаконным.

Эта история поможет честным водителям сохранить права и избежать штрафов. Кто-то поступит так же, не потеряет работу и не испортит репутацию. А с нечестными пусть разбирается суд.

Что делать, если у меня тоже заберут права?

Ищите толкового юриста. Самому разобраться в нюансах законодательства сложно. Иногда с этим не справляются даже суды.

Всё может решить опечатка в фамилии, неправильно оформленные доказательства или неподходящие свидетели. Юрист изучит документы и скажет, какие есть шансы обжаловать.

Если не согласны с претензиями инспектора, укажите это в протоколе.

Если дело передали в суд, не игнорируйте повестки.

Если решите обжаловать, соблюдайте сроки. Жалобу нужно подать, пока постановление не вступило в силу. Но иногда можно и позже — правда, всё усложнится.

Даже если первое решение не в вашу пользу, идите дальше по инстанциям. Может быть, придется дойти до Верховного суда, но есть шансы добиться справедливости.

Если лишение прав удалось заменить на штраф, оплачивайте его без задержек, чтобы сэкономить 50%.