👦👧🚗🔧🥂👮💸💣👎👎👎👍✔

Мужчина из Тывы поехал на речку. С собой взял даму сердца. Но случилась неприятность: у машины сломалось колесо. Пришлось остановиться и ждать помощи. Племянник обещал приехать на выручку, но только через несколько часов.

Долго ли, коротко ли, пара сидела в машине. Ехать назад за рулем мужчина не собирался: автомобиль забрал бы родственник. Решили выпить.

Через два часа подъехал племянник с другом и запчастями. Примерно в это же время инспекторы ДПС заметили подозрительную машину. Дальше освидетельствование, протокол о ДТП и суд.

Водителю выписали штраф 30 тысяч рублей и забрали права на полтора года — за то, что выпил после ДТП. Он с таким раскладом не согласился и дошел до Верховного суда. Рассказываем, чем всё закончилось и какие выводы нужно сделать из этой истории.

За что оштрафовали водителя

По правилам дорожного движения после ДТП и до освидетельствования водитель не может пить спиртное.

Инспекторы ДПС увидели на дороге машину без колеса. Проверили водителя на алкоголь и составили протокол. Вот, мол, случилось ДТП, а водитель нарушил правила и выпил. За это предусмотрен штраф по п. 3 ст. 12.27 КоАП.

Из машины водителя забрали в отделение. Он растерялся и подписал протокол без возражений. Документы передали в суд, чтобы оштрафовать и забрать права.

Какие аргументы были в пользу водителя

Мужчина пояснил, что ДТП не совершал. Машина сломалась сама, колесо действительно лежало рядом. Это было зафиксировано в протоколе, на видео и схеме. Из-за поломки никто не пострадал, а водитель больше не собирался садиться за руль.

По сути, он отдыхал в сломанной машине. А выпил не после ДТП, а во время отдыха в ожидании помощи. Помощь в итоге пришла: в суде эту историю подтвердили несколько свидетелей.

Сначала водитель отказался подписывать протокол, и это записано на видео. Но потом его увезли в отделение и пришлось согласиться на тот вариант, который предложил инспектор. Под давлением инспекторов водитель не додумался сразу указать в протоколе возражения.

Что сказали суды?

👎 Мировой суд

Водитель виноват. Штраф и лишение прав

ст. 2.7 ПДД

ст. 12.27 КоАП

Водитель совершил ДТП. Поломка даже без ущерба другим автомобилям и людям — это ДТП. Водитель — участник.

Водитель выпил — это нарушение, за которое штрафуют и забирают права. Показания свидетелей принять нельзя.

👎 Районный суд

Водитель виноват. Мировой суд всё сказал правильно

Дело 12-34/2015

Штраф и лишение прав оставили в силе.

👎 Региональный суд

Водитель виноват. Оставить решение в силе

Определение ВС № 58-КГ17-6

Водителя признали виновным. Наказание не отменили.

👍 Верховный суд

Поломка машины — это не ДТП. Решения всех судов отменить, дело закрыть

Постановление ВС
№ 92-АД17-2

В законе есть четкое определение ДТП. Вот какие у него признаки:

  • автомобиль едет по дороге;
  • что-то происходит с его участием;
  • в результате нанесен ущерб людям, машинам или имуществу.

Инспекторы ДПС подтвердили, что увидели машину без колеса. Она никуда не ехала, а водитель не сидел за рулем. Это было понятно из схемы и фотографий.

Такую ситуацию нельзя признать ДТП. А если нет ДТП, то нет и штрафа. Пить пиво после поломки машины закон не запрещает.

Итог. Все решения предыдущих инстанций отменили. Производство по делу закрыли. Водитель не должен платить штраф и отдавать права. На поиски справедливости ушло два года.

Если в законе всё четко, почему три суда не смогли разобраться?

Мы не знаем почему. Но это реальная история. Еще один пример, когда упорство помогло добиться справедливости. И урок тем, кто останавливается на первой инстанции.

Это же схема для ухода от штрафов за вождение в нетрезвом виде. Вдруг водитель обманул и выпил до поломки?

Водителя не обвиняли в том, что он управлял автомобилем в нетрезвом виде. За это штрафуют и лишают прав по другой статье. И доказательства нужны другие.

В этой истории инспекторы обвинили мужчину в том, что он выпил после ДТП. Для этого есть отдельные правила и отдельная статья для наказаний.

Чтобы по такой схеме уйти от наказания за вождение в нетрезвом виде, нужно как минимум сидеть не за рулем в явно сломанной машине и иметь свидетелей, которые едут на помощь с запчастями.

Если Верховный суд отказался признать поломку колеса дорожно-транспортным происшествием, это не значит, что схема универсальная и поможет избежать штрафа. Не каждый водитель, который доходит до Верховного или Конституционного суда, добивается решения в свою пользу.

Как себя вести, если инспектор обвиняет в нарушении, которого не было?

Если не согласны с инспектором, стоит описать возражения в протоколе. Требования инспектора согласиться с нарушениями незаконны. Это тоже можно зафиксировать.

Если пока не уверены, что правы, просто опишите, как всё было на самом деле.

Даже если растерялись и подписали протокол, есть варианты оспорить это в суде.

Проверяйте схемы и фототаблицы, на которые ссылается инспектор. Ищите свидетелей и требуйте понятых. Проверяйте, как всё оформлено.

Ищите автоюриста, идите в суд и обжалуйте до последней инстанции. Инспекторы и даже некоторые суды иногда сами не знают, как правильно.

Запомните определение ДТП из закона. Оно может пригодиться в другой ситуации. Например, если вас попытаются оштрафовать за оставление места ДТП, а у вас всего лишь сломалась машина.