Изумительная история 29 292

Закон о защите прав потребителей распространяется не только на первого покупателя

Верховный суд обязал продавцов соблюдать права потребителей, даже если с ними нет договора. Если кто-то купил вещь и на нее действует гарантия, он имеет право потребовать гарантийного ремонта, а иногда и замены вещи на новую — даже если купил вещь с рук.

К такому выводу Верховный суд пришел, когда рассматривал дело одного автовладельца. Тот требовал заменить трехлетнюю машину, которую в салоне не покупал, а купил с рук у частного лица. Автосалон отказался идти навстречу, но теперь всё может измениться. Если выяснится, что у машины действительно есть заводской брак и его нельзя быстро и безболезненно исправить, придется предоставить новый автомобиль.

Что это за история с заменой машины?

Один автосалон в Майкопе в 2012 году продал автомобиль и дал на него гарантию три года. Первый автовладелец, с которым салон заключил договор, через два года продал машину другому человеку. Тот ездил три месяца и перепродал автомобиль уже третьему покупателю.

Третий покупатель поездил пару месяцев и нашел в машине дефекты. В 2015 году он пришел в автосалон и потребовал заменить машину на новую. Автосалон сказал, что такого покупателя не знает, договор с ним не заключал, машину ему не продавал и гарантийных обязательств перед ним нет.

Покупатель обратился в суд. В первой инстанции ему отказали. Апелляцию тоже не удовлетворили. Суды ссылались на отсутствие договора с автосалоном. А если нет договора, то автосалон третьему владельцу машины как будто ничего не должен.

Автовладелец обратился в Верховный суд и потребовал отменить эти решения.

Верховный суд решения отменил и в очередной раз сказал, что суды нарушили нормы материального права и неправильно оценили обстоятельства дела.

По закону потребитель — это тот, кто покупает товары и использует их для личных нужд. А продавец — тот, кто продает товары по договору купли-продажи.

Закон о защите прав потребителей действует не только когда стороны заключили между собой договор. Такие же права имеет любой владелец товара, даже если это третий или десятый покупатель. Главное, чтобы он получил вещь на законном основании: например, по наследству или купил.

Еще важно использовать товар для личных нужд, а не для бизнеса. Например, ездить на машине в офис или возить ребенка в детский сад, а не работать на ней в такси или курьером.

Допустим, можно потребовать ремонта по гарантии. Но с какой стати автосалон должен менять машину через три года?

Автомобиль — это технически сложный товар. Такой же, как телевизор, снегоход, принтер, духовка или дрель. Для таких товаров в законе есть условие: если в течение гарантийного срока обнаружатся существенные недостатки, можно потребовать замены. В этой истории машина была еще на гарантии. Салон не отреагировал на просьбы о ремонте, и тогда покупатель настоял на замене машины на новую. Это законно.

Суды не разбирались, насколько серьезные дефекты нашлись у автомобиля: имеет ли право владелец требовать замену или можно просто отремонтировать. Теперь они должны в этом разобраться. Если всё подтвердится, автосалону придется выполнить требования истца.

Я хочу купить машину, телевизор или смартфон с гарантией. Как правильно всё сделать?

Проверьте документы. Если что-то пойдет не так, нужно доказать, что товар изначально купили именно у этого продавца и он дал гарантию. Необязательно иметь чек: достаточно гарантийного талона с печатью или свидетельских показаний.

Если была упаковка и комплектующие, они тоже пригодятся. Если покупаете автомобиль, проверьте отметки в сервисной книжке.

Если наступит гарантийный случай или найдутся недостатки, идите к продавцу и требуйте всё исправить. Ничего не обсуждайте устно и никому не верьте на слово, фиксируйте договоренности в переписке и храните ответы.

Если товар дорогой или вы хотите заменить его на новый, проконсультируйтесь с юристом: он поможет правильно составить претензию и проконтролирует сроки.

Не надейтесь, что телефон или машину сразу заменят. Если выяснится, что поломка произошла из-за неправильной эксплуатации или хранения, ничего не получится.

Это касается только технически сложных товаров?

Нет, не только их. Выводы Верховного суда распространяются на любой товар, который по закону можно вернуть, заменить или отремонтировать. Например, если вы купили детские ботинки или сковородку на «Авито» и срок для обмена еще не закончился, можно пойти в магазин, где их когда-то купили, и поменять на другой размер или цвет.

Или если вам на день рождения или свадьбу подарили ненужную вещь, можно вернуть ее в магазин, забрать деньги и купить что-то нужное. Магазин не может отказать только потому, что эту вещь покупали не вы.

Изумительная история 8 170

Автосалон задержал выдачу ПТС и теперь выплатит покупателю 530 тысяч

👨🚗📄❌💰💣👎👎👍✔

Дело было в Оренбургской области. Мужчина купил в автосалоне автомобиль за 630 тысяч рублей. Заплатил всю сумму и сразу забрал машину, но без оригинала ПТС — документы обещали отдать позже.

Документы на машину автовладелец получил только через три месяца после оплаты. До этого он писал претензии и просил автосалон мирно решить проблему. Не помогло — пришлось идти в суд. Там мужчина потребовал не только ПТС, но и компенсацию по полной программе: неустойку, штраф и моральный ущерб. Набежало 530 тысяч рублей.

Получить деньги оказалось непросто: разбирательства продлились полтора года и дошли до Верховного суда.

На каком основании можно требовать компенсацию из-за задержки ПТС?

По договору с автосалоном ПТС должны передать покупателю вместе с машиной. Без паспорта машину нельзя поставить на учет, а значит, на ней нельзя ездить.

Мужчина посчитал, что без оригиналов документов автомобиль можно считать товаром с недостатками. За такое продавец обязан заплатить неустойку по закону о защите прав потребителей — 0,5% от цены машины за каждый день просрочки. Если не заплатит добровольно, неустойку увеличивают на 50% — это штраф по закону. Плюс моральный ущерб. За три месяца набежало 344 тысячи рублей неустойки. Вместе со штрафом и моральным ущербом получилось 530 тысяч рублей. Такую сумму автовладелец и указал в иске.

Почему автосалон не отдал ПТС и не согласился на компенсацию?

Иногда ПТС отдают не сразу. Сначала автосалон должен получить оригиналы у дилера или на заводе. По разным причинам их не присылают вовремя. Например, если деньги от покупателя пускают в оборот вместо того, чтобы перечислить за конкретную машину. Как было в этой истории, точно неизвестно: изучали только факт задержки.

Такие случаи не редкость. Обычно покупатели просто ждут, но не в этот раз.

Автосалон признал задержку, но не согласился, что машину из-за этого нужно считать товаром с недостатками. К качеству автомобиля претензий не было, а ПТС — это не товар, а документ. Добровольно выплачивать покупателю 350 тысяч рублей компенсации автосалон не согласился. Конфликт дошел до суда.

Что сказали суды?

Районный суд 👎

Дело № 2−1142/2016

Если нет ПТС, это не значит, что товар с недостатками. Хватит и морального ущерба, а неустойка не положена. Всего покупатель получит 15 тысяч рублей.

Областной суд 👎

Дело № 33−7413/2016

ПТС — не товар, а документ. По общим правилам покупатель может отказаться от товара без документов, но не требовать компенсацию. Ни в законе, ни в договоре про неустойку из-за задержки ПТС ничего не написано.

Решение районного суда оставили в силе.

Верховный суд 👍

Определение ВС № 47-КГ17−8

Если документов на машину нет, покупатель сам решает, сколько сможет ждать, а потом имеет право отказаться от товара. В гражданском кодексе и правда ничего не написано про компенсацию из-за задержки документов.

Зато компенсация есть в законе о защите прав потребителей. Хотя к качеству машины претензий нет, без ПТС ее можно считать товаром с недостатками. Недостаток — это не только царапина на кузове или сломанный двигатель. Несоответствие обязательным требованиям или целям — это тоже недостаток.

Без оригинала ПТС машину нельзя поставить на учет. И ездить на ней тоже нельзя. Значит, автомобиль непригоден для тех целей, для которых его покупали.

Машина без ПТС — товар с недостатками. Одного морального ущерба мало. Можно взыскать неустойку и штраф — они зависят от суммы оплаты за автомобиль и количества дней просрочки. Требование покупателя законное, а решения судов — нет.

Итог. Решения двух инстанций отменили. Дело пересмотрели в областном суде. Новое решение уже опубликовано: за задержку ПТС на три месяца автосалон заплатит покупателю 530 тысяч рублей.

А если бы он подождал еще два месяца, то получил бы даже больше, чем заплатил?

В этой истории покупатель получит 85% от цены машины. Это компенсация за то, что автосалон передал ему оригинал ПТС через три месяца и не захотел договариваться.

Теоретически можно получить даже больше цены машины. По закону неустойка не может быть больше суммы, которую заплатили за товар. А вот столько же — может. Плюс штраф 50%. Если бы ПТС задержали еще на месяц, компенсация в этой истории сравнялась с ценой автомобиля и могла бы быть даже больше.

А если бы машина была в кредит?

А это неважно. Автосалон получил всю сумму по договору, но передал товар с недостатками. Кредитный договор — это отношения между покупателем и банком. С автосалоном заключается обычный договор купли-продажи. Поэтому при покупке машины в кредит закон о защите прав потребителей сработает так же: можно требовать неустойку и штраф.

Через какое время при задержке ПТС можно требовать неустойку?

Этот срок может быть указан в договоре. Нужно найти пункт о сроке устранения недостатков. Максимум по закону — 45 дней.

Если про срок ничего не написано, действуют общие правила: недостатки нужно устранить незамедлительно или в минимальный срок. В каждой истории могут быть нюансы — их прояснит грамотный юрист.

Как получить максимум при задержке с передачей оригинала ПТС?

Читайте договор купли-продажи до того, как внесете предоплату. Если в договоре ничего не написано про срок передачи оригинала ПТС, попросите внести этот пункт. Укажите тот срок, который кажется приемлемым для вас, а не для автосалона. Если продавец против, это повод задуматься.

Если забираете машину без оригинала ПТС, укажите в акте, что получили только копию.

Если автосалон не передаст оригинал вовремя, напишите претензию. Передайте лично под подпись или отправьте заказным письмом: устно не считается. В претензии нужно указать срок — сколько еще вы готовы ждать. Предупредите, что потом пойдете в суд.

Если есть просрочка, требуйте неустойку. Сначала добровольно — тоже письмом. Не заплатят сами — сходите к юристу и готовьте документы для суда. Через суд получите на 50% больше.

Неустойку и штраф можно взыскать, даже если оригинал ПТС уже отдали. Важен факт просрочки — она никуда не делась. Когда будете получать оригинал, укажите в акте точную дату. Это важно для расчета компенсации.

Суды могут затянуться. Посчитайте сумму компенсации, посоветуйтесь с юристом и оцените шансы на успех. Может быть, вам тоже придется дойти до Верховного суда.

Имейте в виду, что при цене машины 1,5 млн рублей каждый день задержки ПТС может принести 11 тысяч рублей компенсации. Не забудьте про моральный вред и судебные расходы. Вдруг стоит побороться.

Изумительная история 8 991

Рабочие залили соседей, а компенсировать ущерб должен собственник

🏢👷⚒🚿😱💰💣👍👎👍✔

Владельцы квартиры в Омске решили сделать ремонт. Наняли бригаду, подписали грамотный договор и ждали завершения работ. Когда строители делали стяжку, они залили соседей снизу. А у тех был свежий дорогой ремонт — хозяева готовились заехать в новое жилье.

В итоге вместо новоселья всем пришлось ходить по судам. Пострадавшие соседи потребовали возместить почти 500 тысяч рублей за ремонт и моральный ущерб. А владельцы квартиры сверху отказались платить. Они предложили требовать возмещения от строителей: кто виноват, тот пусть и отвечает.

Дело затянулось на год и дошло до Верховного суда.

Как думаете, чем закончилась эта история?

  • Никто не должен платить соседям. Каждый сам платит за свой ремонт. Достаточно извиниться.
  • Платить соседям должны строители. Они взяли на себя ответственность по договору и получают деньги за работу.
  • Пусть платят владельцы квартиры. Почему пострадавшие соседи должны бегать за незнакомыми строителями? С них и взять-то нечего.

Почему соседи потребовали компенсацию от владельцев верхней квартиры, а не от строителей?

Требовать компенсацию проще с людей, а не с неизвестной компании.

Соседи рассуждали так. Их имуществу был нанесен ущерб. Сумму 430 тысяч рублей подтвердила экспертиза. И эта же экспертиза доказала, что вода попала в квартиру сверху — из-за неаккуратных рабочих, которых наняли другие жильцы.

С этими рабочими у пострадавшей стороны не было никаких договоров и условий об ответственности. Сами строители не собирались платить за ущерб, хотя и признали свою вину.

Если подавать в суд на компанию, получить от нее деньги сложно. Это ООО, которое отвечает только своим имуществом. Нет имущества — не будет и компенсации.

А вот с жильцов верхней квартиры получить деньги проще. Люди отвечают по долгам всем своим имуществом. Если будет исполнительный лист, деньги в счет компенсации спишут у них с карты, удержат из зарплаты или взыщут еще каким-то способом. Вариантов много.

Почему владельцы верхней квартиры отказались возмещать ущерб?

Они посчитали, что правильно оформили договор и не должны отвечать за чужую вину. Сказали, что не являются надлежащими ответчиками по иску и предложили соседям подать в суд на строителей.

Владельцы верхней квартиры ответственно подошли к ремонту: наняли компанию, заказали услугу технического надзора, заплатили деньги. В договоре прописали условия об ответственности: кто причинит ущерб чужому имуществу, тот и будет его возмещать. Если окажутся виноваты рабочие — заплатит компания.

Так и случилось: по вине рабочих был нанесен ущерб чужому имуществу. Экспертиза доказала, что во время монтажа стяжки они лили воду на пол прямо из шланга. Контролировать это должна была фирма, а не владельцы квартиры.

Заказчики ремонта решили так: пусть компания отвечает в суде за то, что натворила. Мол, сами они ни в чем не виноваты и платить за чужие ошибки не должны.

Что сказали суды?

Районный суд: 👍

Платить за залив должны собственники квартиры

Дело № 2−4489/2016

Между владельцами квартиры и строителями есть договор. Там описано, кто несет ответственность за ущерб чужому имуществу. Все правильно: платит виновник. Но есть исключения, когда за ущерб платит не тот, кто виноват.

Для владельцев квартир есть свои правила. Они обязаны отвечать за содержание своего имущества и соблюдать интересы соседей.

Собственники заказали ремонт, но не контролировали его, хотя должны по закону. Из-за этого пострадали соседи.

Теперь эти соседи имеют право требовать компенсации именно от владельцев квартиры, а не от строителей.

Собственники квартиры должны заплатить соседям 430 тысяч рублей и возместить судебные расходы. А потом пусть требуют компенсации от рабочих.

Областной суд: 👎

Собственники не виноваты. Они оформили договор. На них нельзя подавать в суд

Дело № 33−12141

Собственники отвечают за свое имущество и должны содержать его как положено. Но в жилищном кодексе не написано, что это касается ущерба соседям.

При возмещении вреда работает гражданский кодекс. А там написано, что платит виновник.

Владельцы квартиры ничего плохого не сделали. Они всего лишь заключили договор подряда с рабочими. Но соседей залили не из-за договора, а из-за халатности рабочих. Вот рабочие пусть и платят.

Решение районного суда нужно отменить. Собственники верхней квартиры не могут быть ответчиками по этому делу. Пострадавшие соседи должны подать в суд на строителей и требовать возмещения от них. Но это будет уже другая история и новый суд.

Верховный суд: 👍

Областной суд не прав. За ущерб соседям ответят собственники. Договор с рабочими не спасет

Определение ВС № 50-КП7−21

Владельцы верхней квартиры заключили договор на ремонт. Рабочие взяли на себя ответственность за ущерб по своей вине. Это законно и грамотно.

Но это не значит, что можно доверять квартиру кому угодно, проводить в ней опасные работы и не отвечать за это перед соседями. Даже если оформить договор и переложить ответственность на строителей, это не поможет.

Владелец квартиры должен следить за ремонтом и контролировать его. Если что-то пойдет не так, пострадавшие имеют право подать в суд на владельца квартиры. И компенсации потребуют от него.

Собственник квартиры отвечает за действия третьих лиц, которые что-то делают по его поручению или живут в этой квартире.

Пострадавшие соседи не должны разбираться, кто виноват и что написано в чужом договоре. Они ни с кем договор не заключали. Вода пришла из квартиры сверху — значит, подать в суд можно на ее владельцев. Они и возместят ущерб.

Итог. Решение областного суда отменили как незаконное, а дело отправили на пересмотр. Новое решение уже вынесли, но пока не опубликовали. Судя по формулировкам на сайте суда, оно в пользу пострадавших соседей. Как и советовал Верховный суд.

Получается, что строители виноваты, но ни за что не отвечают? Зачем тогда договор?

Строители виноваты и ответят. Это решение Верховного суда не означает, что с них нельзя требовать возмещения. На самом деле можно.

Сейчас рассматривали иск пострадавших соседей. По закону они имеют право потребовать компенсации от собственников верхней квартиры. И не обязаны вникать, с кем и на каких условиях заключен договор.

Сам по себе договор не избавит владельцев квартиры от ответственности. Это не доказательство, что они не виноваты и могут не платить за залив. Но на основании этого договора можно подать в суд на строителей и взыскать ущерб с них.

Правда, сделать это может быть не так просто. Даже если суд вынесет решение в пользу заказчика, бригада может ничего не заплатить: откроет новое ООО и будет дальше делать ремонты.

Как правильно нанять рабочих, чтобы не пришлось платить за ущерб соседям?

Проверяйте репутацию подрядчика. В этой истории фирма признала вину своих рабочих, но не посчитала нужным добровольно возместить ущерб. Если бы компания чувствовала свою ответственность и дорожила репутацией, обошлось бы без суда.

Не стесняйтесь просить документы, проверьте компанию через бесплатные сервисы. Узнайте, нет ли на ней долгов, кто официальный директор, сдает ли она отчетность и платит ли налоги.

Хорошо, если у компании застрахована ответственность. Тогда будет проще получить компенсацию. На слово не верьте — просите полис и проверяйте, совпадают ли там данные.

Имейте в виду, что ИП отвечает всем имуществом, даже личным. А ООО — нет.

Убедитесь, что рабочие знают свое дело. Не экономьте на ремонте, изучите отзывы и рекомендации. От форс-мажора никто не застрахован. Но если бы рабочие соблюдали технологию монтажа стяжки и не лили воду на пол из шланга, ничего бы не случилось.

Оформляйте документы. Хоть договор и не спасает от ответственности, он поможет потом взыскать компенсацию. Причем не только за ущерб соседям, но и за свою квартиру. Отнеситесь к договору серьезно. Сначала он кажется формальностью, а потом становится главным аргументом в суде.

Контролируйте ход работ. Даже если вы платите за это прорабу и вам обещают три раза в неделю приходить на объект. Если что-то пойдет не так, соседи подадут в суд на вас и будут правы.

Застрахуйте свою гражданскую ответственность. Даже если вы тщательно выберете подрядчика и будете все контролировать, это не значит, что ничего не произойдет. Ночью может потечь фильтр для питьевой воды, на котором рабочие не заметили трещину: зальет и вашу квартиру, и соседскую.

Если с ремонтом все пройдет хорошо, полис будет действовать и после. Лучше, чтобы не он не пригодился, но так спокойнее.