Как мы комбинируем занятия в кружках и онлайн-уроки для ребенка
Я трачу на дополнительное образование сына почти 35 тысяч рублей в месяц, и мне важно, чтобы занятия приносили ему пользу и радость.
Мы перепробовали много всего, прежде чем нашли оптимальное во всех отношениях комбо из кружков и секций, которые развивают ребенка, помогают ему разгрузиться после школы и хорошо себя чувствовать — физически и ментально.
Еще путем проб и ошибок мы смогли понять, в каком формате должны проходить занятия. Сейчас сын занимается с репетиторами очно и онлайн, а от групповых уроков в онлайн-школах мы отказались. Расскажу почему.
О чем вы узнаете
В каких кружках и секциях занимался ребенок и что оценил
За последние десять лет мы с семьей четыре раза переезжали из-за работы. Отказываться от дополнительного образования из-за частых переездов я не стала: мне кажется, для полноценного развития недостаточно только школы. У ребенка должно быть что-то еще, что его увлекает, например спорт, иностранный язык, живопись или вокал.
Вот чем Даня пробовал заниматься.
Ментальная арифметика. Сын учился ментальному счету с трех до пяти лет — тогда это было очень популярно. Но мне со временем показалось, что этот навык мало чем поможет ребенку в школе. По-моему, с таким же успехом для развития мозга можно заниматься музыкой , что Даня и делает. Еще он любит собирать конструктор и слушать аудиокниги одновременно. Уверена, это тоже его развивает.
Художественная школа. С трех до шести лет сын учился рисовать, но из-за занятости в других секциях пришлось бросить. Позже он еще раз пошел в художку, но в самой школе рисовал хорошо и с удовольствием, а дома ни за фломастер, ни за кисточку никогда не брался. Для меня это показатель, что ребенку не вполне интересно. Мы решили, что, раз рисование не настолько увлекает, значит, не стоит тратить на него ресурсы.
Фигурное катание. В два года Даня уже стоял на коньках. Но после очередной смены места жительства поблизости не оказалось секции по фигурному катанию и сын перестал тренироваться.
Шахматы были еще совсем недавно. Сын довольно неплохо продвинулся, и мы с удовольствием играем с ним дома. Но, опять же, желания развиваться в этом спорте я у ребенка не увидела, поэтому тоже бросил.
Самбо сын занимался с пяти до семи лет. Отдать его в секцию захотел муж. Он считает, что единоборства формируют у мальчиков правильный характер и уверенность в себе. Я теперь тоже с этим согласна.
Во втором и третьем классе из-за нашего очередного переезда в спорте случился перерыв. Пока у Дани не было тренировок, бывало, что его обижали другие дети и он не знал, как ответить. Тогда мы выбрали другой вид единоборств — дзюдо — и сразу обратили внимание, как сын изменился, когда начал заниматься: у него подтянулись мышцы, он стал более уверенным в себе. С тех пор никто его не обижает, а он продолжает тренироваться.
Робототехника была с пяти до семи лет. Даня ходил на занятия рядом с домом и был очень увлечен. Там дети собирали конструкторы разной степени сложности. Сыну очень нравилось, «Лего» — его страсть. После очередного переезда от робототехники мы перешли к программированию. Но потом и его тоже оставили: для Дани было еще рановато.
Даниил — очень разносторонний, увлекающийся мальчик. Почти все, чем он начинает заниматься, у него получается. Но я не стараюсь сохранить все кружки, в которые он когда-либо ходил. Все-таки у современных детей большая нагрузка в школе, а дополнительные занятия должны приносить удовольствие и не усложнять жизнь еще больше.
Со временем у сына остается только то, что ему действительно нравится и приносит пользу. Вот какие занятия он посещает сейчас.
Музыка. Даня играет на фортепиано и захотел учиться сам. Мы не подталкивали к этому, но были только рады. У нас музыкальная семья. Мы с мужем играем на гитаре и укулеле, любим петь, слушаем разную музыку, ходим на классические концерты в консерваторию вместе с Даней с его четырех лет, бывали на нескольких концертах популярной и рок-музыки. У родителей мужа абсолютный слух и прекрасные голоса. Данин дядя пишет музыку, а мой папа был запевалой в армии.
Не так давно по совету педагога, которая преподает фортепиано, Даня начал учиться еще и вокалу.
Дзюдо. Сын ходит в секцию два года, и у него хорошие результаты. Но для нас скорее важно то, что у него просто есть физическая нагрузка. Она позволяет сыну быть в форме и чувствовать себя комфортно. Уроков физкультуры в школе для этого недостаточно, тем более что, по словам Дани, у них не самый требовательный учитель.
Английский. Системно сын занимается языком со второго класса, и сейчас, когда мы нашли хорошего педагога, это очень помогает ему в школе. Если раньше у сына бывали проблемы с предметом, теперь он легко справляется с заданиями и может даже не готовиться к контрольным. Это придает уверенности и спокойствия.
Какие занятия ребенок посещает только очно и почему
Несмотря на то что онлайн-формат прочно вошел в жизнь россиян после пандемии, я считаю, что не всегда дистанционная работа может заменить привычную очную. Расскажу, какие занятия у сына проходят только офлайн с педагогом и почему.
Спорт. Конечно, взрослый может заниматься с тренером по видеосвязи, если это, например, фитнес. Такое практикуют даже мои знакомые, уехавшие жить за границу. Им выгоднее нанимать высококвалифицированных русскоговорящих онлайн-тренеров, чем ходить в зал. А кто-то вообще занимается сам по урокам на «Ютубе».
Но, на мой взгляд, для детей наиболее эффективны очные занятия. Тренеру нужно ставить технику и следить за правильностью выполнения движений. А еще важно контролировать дисциплину: не у всех детей есть столько осознанности, чтобы не лениться и работать в полную силу. Дистанционно заметить, что кто-то филонит, гораздо труднее. А ребенку сложно понять через экран, что и как делать.
Я слышала от тренеров, что онлайн-тренировки подходят детям в исключительных случаях. Например, когда карантин и при условии, что ученики хорошо знают своего наставника и его методы. При этом начинать занятия нужно все-таки очно, а потом, когда ребенок будет хорошо подготовлен, уходить в онлайн.
Многое зависит и от вида спорта: у Даниила единоборства, ему нужен соперник, поэтому он может заниматься только очно.
У сына часовые тренировки три раза в неделю. Абонемент стоит 7200 ₽ в месяц. Школа дзюдо находится в соседнем доме — можно сказать, мы выбрали ее из-за удачного расположения: не хотелось тратить время и силы ребенка на дорогу.
Недавно тренер сказал, что у Даниила есть потенциал, и пригласил его в другую школу — «Самбо-70», — где более серьезный подход к тренировкам, больше перспектив в плане развития и участия в соревнованиях, а у детей хорошие результаты. Но дорога до этой спортшколы у нас занимает час в одну сторону. По будням с учетом пробок и того больше. Пока мы от этой идеи отказались, но, если сын захочет, обсудим ее в начале нового учебного года.
Музыка. На мой субъективный взгляд, для занятий музыкой тоже совсем не подходит онлайн-формат — хотя музыкальные онлайн-школы работают, а репетиторы по фортепиано и гитаре предлагают дистанционные уроки. Помню, когда впервые узнала об этом, очень удивилась. Возможно, для взрослого онлайн-уроки музыки теоретически могут быть эффективными, но будут ли они хоть немного полезны ребенку — большой вопрос. Особенно если он только начинает.
Причина, в общем-то, та же — техника. На то, чтобы поставить руки, порой уходит не один год. И это невозможно сделать онлайн. Да и когда что-то не получается, педагогу проще своими руками переставить руки ребенка — и так точно будет понятнее, чем на словах объяснять, что нужно сделать.
Поблизости к нашему дому нет музыкальной школы, поэтому я нашла Дане репетитора в нашем районе, и нам с ней очень повезло. Она выпускница Московской консерватории и прекрасный педагог, который знает подход к детям. Лениться на ее уроках ученикам просто не хочется.
Наш сын занимается фортепиано два раза в неделю. За часовое занятие мы платим 1700 ₽. Сын очень увлечен музыкой: в свободное время играет дома, говорит, что после занятия чувствует себя отдохнувшим и расслабленным.
Репетитор посоветовала сыну заняться еще и вокалом и даже убеждала все-таки поступить в музыкальную школу, но мы не готовы мучить ребенка поездками по пробкам несколько раз в неделю. Поэтому дополнительно нашли ему преподавателя по вокалу тоже в нашем районе. Платим за урок 1200 ₽, сын ходит к ней раз в неделю.
Я вижу результат и уже не так сожалею, что рядом с нами нет обычной государственной музыкальной школы. Все-таки в госучреждении может быть трудно попасть на хорошего педагога, который, условно, не станет бить линейкой по пальцам. А репетитора можно выбрать по душе. Плюс музыкальная школа отнимает много времени на сольфеджио, музыкальную литературу, хор и прочее. В то время как платные занятия позволяют сосредоточиться на том, что действительно интересно.
Но и достоинств у обучения в музыкальной школе тоже много: дети участвуют в концертах и конкурсах, у них есть обязательная программа, которую нужно пройти, и учатся они практически бесплатно. Поэтому, если бы рядом с нашим домом была музыкалка, я бы все-таки повела сына туда.
Почему некоторые занятия мы решили проводить онлайн и что из этого вышло
Онлайн-занятия мы тоже попробовали. В сферах, которые не касаются искусства и физической нагрузки, это вполне эффективно. Кроме того, у дистанционного формата есть свои достоинства. Самое очевидное, что посетить такое занятие можно, находясь в любом месте. Нам это удобно, так как мы часто бываем на даче в выходные, и сын может заниматься там. В итоге нам удается немного разгрузить будни ребенка, которые заняты школой, дзюдо и музыкой.
Раньше Даня дистанционно занимался шахматами, программированием и английским языком. Сейчас остался только английский.
Шахматы. Я умею играть в шахматы и хотела, чтобы ребенок выучил основные правила и мы могли играть вместе. Когда Даня попробовал, ему очень понравилось. В итоге сын увлекался шахматами три года.
Сначала занятия были очными, но потом мы перенесли их в онлайн. Шахматы, наверное, один из немногих видов спорта, если не единственный, который активно освоился в онлайн-формате. С началом пандемии в 2020 году почти все шахматные школы успешно набирали онлайн-группы благодаря специфике этой дисциплины. Во время игры соперники видят одну электронную доску и переставляют на ней фигуры. Не нужно совершать никаких лишних манипуляций, переходить со страницы на страницу — все сосредоточено на одной вкладке.
Конечно, лучше играть в шахматы вживую. Все-таки в онлайне теряется возможность психологического давления и влияния на эмоции оппонента, а результат во многом зависит в том числе от силы духа противников. Но если, например, секция шахмат находится далеко от вашего дома, а ребенок очень хочет заниматься этим спортом, вполне можно рассмотреть онлайн-уроки.
Для тренировки самообладания и получения опыта живых встреч с соперником достаточно выбираться на очные городские турниры. В Москве такие проходят в разных шахматных школах едва ли не каждую неделю. Знаю, что в других крупных городах их тоже организуют довольно часто.
Целый год Даниил занимался шахматами онлайн в группе. Это было не очень накладно: мы платили около 2500 ₽ в месяц. Но и результата я не замечала почти никакого. Даня стоял на месте: не стал играть лучше, не узнал ничего нового.
Мы поменяли онлайн-школу, и сын начал заниматься индивидуально с тренером. Они работали вместе около двух лет. Сначала — в онлайн-школе, а потом вне ее. Сверхдостижений, опять же, не было, но они играли в удовольствие. И мне кажется, время не было потрачено впустую.
В конце концов мы прекратили занятия по той же причине, что и с художественной школой: сын не играл в шахматы в свободное время. Ему нравилось соперничать со мной, но у него не возникало желания найти другого оппонента и как-то совершенствоваться в этом направлении. Я поговорила с педагогом ребенка, и он сказал, что Даня уже достаточно научился, чтобы в будущем сразиться на каком-нибудь школьном турнире и просто играть для души, но вот дальше тратить время на развитие именно в шахматах нет смысла. Я была того же мнения.
У меня есть такой индикатор — «Ютуб». Ролики, которые смотрит ребенок, показывают его истинные увлечения. Среди Даниных любимых блогеров есть те, кто снимает ролики про науку, путешествия, игру на фортепиано и гитаре. А вот про шахматы он ничего не смотрел. Мы обсудили с сыном, что, пожалуй, не стоит больше заниматься, и он не стал нас переубеждать.
Английский язык. Изучение любого иностранного языка, на мой взгляд, тоже очень адаптировано к онлайн-формату. Конечно, для некоторых детей очные занятия будут полезнее, но если дорога к репетитору у вас занимает больше 20 минут, проще включить ноутбук и не тратить время.
Сначала Даня занимался английским очно в группе. Этот опыт считаю не самым удачным: у детей был разный уровень подготовки, а мы, возможно, плохо распределили нагрузку и не рассчитали силы ребенка. Сыну тогда было пять лет. Он ходил на ментальную арифметику и в той же школе посещал уроки английского. Получалось, что был занят два часа подряд. Нам это было удобно, а ему, наверное, тяжеловато.
Затем мы записались на английский в известную многопрофильную онлайн-школу. В ней же Даня занимался шахматами. На английский сын ходил туда около года. Мы потратили около 70 000 ₽ — и результата не было абсолютно никакого. Вроде педагог выбрал игровой формат уроков, для дошкольников это хорошо. Но программа была непоследовательной: дети перепрыгивали с темы на тему и не закрепляли пройденный материал. Тогда мы начали искать очного репетитора рядом с домом.
По рекомендации пошли к учительнице на пенсии, уроки у которой стоили всего 600 ₽ за час. В наше время это недорого. Даниил работал с ней в течение учебного года. Оценки по английскому улучшились, но мне показалось, что систему изучения языка педагог не выстроила.
Потом мы попробовали очно заниматься с преподавателем английского из МГИМО, которого нашли через знакомых. Она брала за свои услуги 2000 ₽ в час. Спустя три занятия я поняла, что экспериментировать за такие деньги мы не готовы. Даже не знаю, что конкретно не понравилось. Но мне показалось, они с сыном не сошлись характерами. С ее слов, других детей и в долгосрочной перспективе она хорошо готовит, например, к ЕГЭ. Скорее всего, так и есть, но мы не подошли друг другу.
В конце концов нам помог случай. Временами мы бываем в Сочи, и однажды я решила поискать местного репетитора. На «Авито» нашлось всего нескольких учителей, которые работали в том числе онлайн. Я выбрала одну из них с оплатой 1800 ₽ в час.
Сначала мы пришли к ней на очное занятие, и я поняла, что попала в точку. Учительница оказалась невероятной: системная, в меру строгая, с высочайшим уровнем эмоционального интеллекта, знающая подход к детям и родителям. Когда мы вернулись домой, Даня стал заниматься с ней дистанционно.
За год занятий сын сильно продвинулся в освоении языка, и на фоне нынешних успехов еще более отчетливо стало ясно, что прошлые занятия дали ему совсем немного. Сын занимается с этим педагогом и сейчас.
Программирование. Логично, что им можно заниматься онлайн, поэтому мы сразу начали с онлайн-школы. Одно занятие стоило 1000 ₽. Сын занимался раз в неделю по субботам вместо шахмат. Через полгода педагог сказал: чтобы осваивать дальнейшую программу, нужна базовая математика седьмого класса. Сын тогда был в третьем. В итоге мы решили, что вернемся к программированию позже. Думаю, что сразу буду искать сыну репетитора для индивидуальных дистанционных занятий.
Мы тратим на дополнительное образование ребенка 34 500 ₽ в месяц
Фортепиано | 15 300 ₽ |
Дзюдо | 7 200 ₽ |
Английский язык | 7 200 ₽ |
Вокал | 4 800 ₽ |
Мы тратим на дополнительное образование ребенка 34 500 ₽ в месяц
Фортепиано | 15 300 ₽ |
Дзюдо | 7 200 ₽ |
Английский язык | 7 200 ₽ |
Вокал | 4 800 ₽ |
Почему мы отказались от онлайн-школ в пользу репетиторов
Мы попробовали несколько онлайн-школ, в которых ребенок обучался программированию, шахматам и английскому. Двумя из этих дисциплин сын также занимался с частными педагогами. Я всего лишь родитель и сужу по нашему опыту, но мне показалось, что у дистанционных уроков напрямую с репетитором больше преимуществ, чем у групповых занятий в онлайн-школе. И вот почему.
Уровень квалификации у самозанятых репетиторов обычно выше. В онлайн-школы, как правило, идут начинающие преподаватели и студенты, так как зарплаты там невысокие. Чаще всего педагоги получают не больше 30% от стоимости урока. Репетиторы со стажем заинтересованы в более высокой оплате труда и не хотят отдавать такую грабительскую комиссию. Поэтому, если вам принципиальны опыт и квалификация, лучше искать преподавателя, который работает на себя.
Найти такого педагога чаще всего помогает сарафанное радио. Учитывайте, что у хороших репетиторов всегда плотный график.
Оплата напрямую может быть выгоднее и родителям, и педагогу. Занятия в одной из онлайн-школ стоили для нас 1500 ₽ за час. Учитель получал из них 400 ₽. Когда мы договорились о занятиях без посредников, стали платить 600 ₽ за урок.
Часто бывает, что педагоги сначала нарабатывают клиентскую базу и авторитет в онлайн-школе, а потом начинают работать на себя.
Репетитор адаптирует учебный процесс под потребности и уровень знаний ребенка. Наш опыт занятий в группе показал, что дети перебивают друг друга, а наладить взаимодействие может не каждый преподаватель.
Конечно, в онлайн-школах тоже есть индивидуальные занятия, но они стоят прилично дороже, а ведут их, как я уже сказала, менее квалифицированные учителя.
В частном порядке можно составить удобный график с учетом занятости ребенка и других обстоятельств. В онлайн-школе ученик подстраивается под готовое расписание.
Когда педагог работает с ребенком один на один, он быстро дает обратную связь: может немедленно отвечать на вопросы, исправлять ошибки ученика, реагировать на сделанные им выводы. Это способствует более эффективному обучению. В онлайн-школе ученику может потребоваться время, чтобы получить ответы на свои вопросы.
Репетитор обычно готов предоставить дополнительные учебные материалы, которые помогут ребенку углубить знания и навыки. В онлайн-школе доступ к пособиям может быть ограничен.
При этом, несмотря на все достоинства индивидуальной работы, стоит учитывать характер и темперамент ребенка. Некоторым детям очень важен соревновательный дух, и занятия в группе могут сильнее их мотивировать. Плюс, конечно, многое зависит от педагога. Если он умеет грамотно построить занятие, заинтересовать и держать в коллективе дисциплину, то и групповые уроки могут быть вполне эффективными.
Как понять, что ваш педагог хороший
У нас большой опыт взаимодействия с преподавателями, и я успела обозначить для себя критерии, по которым можно отличить достойного специалиста. Выделю основные.
Использует разные методики и стратегии обучения. Хороший педагог учитывает характер, темперамент и способности ребенка, может быть гибким и подходит к преподаванию творчески, работает не по шаблону. Например, Даниил не приемлет жесткого отношения к себе, поэтому наши репетиторы по фортепиано и английскому нашли к нему подход через «мягкое» обучение и умение заинтересовать.
Мотивирует и вдохновляет на достижения. Педагог должен создавать поддерживающую и стимулирующую обстановку, чтобы помочь ученику развить уверенность в своих способностях и достичь своих целей. Это удается не всем, а кто-то и вовсе демотивирует.
Когда Даня только начал заниматься вокалом, он ходил к другому педагогу. Я поприсутствовала на паре уроков — всегда так делаю, чтобы составить впечатление, потому что потом я буду или инвестировать свои деньги и время ребенка, или все это терять, — и поначалу нам все понравилось. Я даже записалась к этому же преподавателю: хотела тоже немного позаниматься, так как люблю петь.
У нас с Даней были отдельные друг от друга уроки. Спустя несколько недель он начал рассказывать, что преподаватель его ругает, утверждает, что ничего не получается и что он плохо старается. Через какое-то время педагог и мне начала говорить, что я пою не так, передразнивала и всячески выражала недовольство. Конечно, я решила поменять репетитора. Считаю, что такие методы не способствуют успеху и вредят самооценке. Чтобы помочь ученику расти и развиваться, нужно создать атмосферу доверия и поддержки.
Что в итоге
Сейчас, на мой взгляд, у нас оптимальный набор дополнительных занятий. Спорт и музыка позволяют ребенку переключиться после умственной работы в школе и просто доставляют удовольствие. Сын любит петь и играет на фортепиано везде, где есть инструмент. Как-то мы отмечали день рождения Дани в кафе, он увидел там рояль и устроил концерт. Все были в восторге.
С дзюдо то же самое. Только сейчас у сына появляются первые результаты, скоро будет первое серьезное соревнование, и тренер видит потенциал. Это приятно и ребенку, и нам. Но сколько бы я ни гордилась успехами ребенка, считаю, что все должно приносить радость. Поэтому я никогда не давлю на Даню, не напоминаю ему, что нужно играть и что-то учить по нотам, не требую во что бы то ни стало идти на тренировку, если нет настроения или он очень устал. Так можно убить желание.
Понимаю, что с нашим подходом олимпийского чемпиона и знаменитого дирижера не воспитать, но у нас и нет подобной цели. Мы хотим, чтобы ребенок был счастлив. Правильная ли это тактика, узнаем, когда сын вырастет.
Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety