Репетиторами работают студенты, школьные учителя и просто те, кто считает, что хорошо разбирается в предмете.

Читатели Тинькофф Журнала, которые дают индивидуальные уроки, рассказали, где ищут учеников, как выстраивают план уроков и сколько зарабатывают.

Это истории из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

ИСТОРИЯ № 1
«Хочу, чтобы дети из регионов могли качественно готовиться и получать высокие баллы»

Почему решила стать репетитором. В начале первого курса я познакомилась с парнем, который обожал книжки по саморазвитию. Еще больше он любил раздавать советы после их прочтения. Мне он сказал: «Ты же сдала ЕГЭ на высокие баллы, помнишь, к чему и как готовиться. И почему еще сидишь? Занимайся репетиторством, делись знаниями».

Сначала я отнеслась к этому скептически: не было образования и опыта, переполнял страх. Казалось, любой человек с улицы может объяснять так же, как я. Но все-таки решила попробовать. Рассматривала свою деятельность как подработку, которая разовьет навыки преподавания.

Поиск учеников. В начале пути кажется, что найти их крайне сложно. Но наш верный друг и помощник — сарафанное радио. При любом разговоре и в каждом деле нужно заявлять близким о том, что ты хочешь чем-то заняться, в перспективе они твои агенты по продвижению. Я сказала о репетиторстве маме, и дело не заставило себя долго ждать. Ее коллега перед началом учебного года искала репетитора по русскому языку для сына. Мама, естественно, порекомендовала меня. Так я нашла первого ученика.

На специальных платформах типа «Репетит-ру» и «Профи-ру» тоже регистрировалась. За два года нашла там только одного ученика, потому что заявок было мало. Зато благодаря «Профи-ру» со мной познакомился молодой человек. Он узнал мое имя на фестивале КВН, вбил его в поисковик, попал на мой профиль и оставил заявку на занятия русским языком. Мы обменялись номерами телефонов и начали общаться. Сейчас думаем о свадьбе.

«Профи-ру» не принес мне учеников, зато подарил любимого человека
«Профи-ру» не принес мне учеников, зато подарил любимого человека

Методика занятий. К концу первого года репетиторства я занималась с двумя младшими школьниками и двумя выпускниками. За месяц до экзамена подумала, что последним перед ЕГЭ нужна постоянная практика — чтобы настроить мозг на быструю деятельность и выработать привычку прорешивать тесты. Программа у всех одна, правила разбирали те же, так что мы попробовали собраться в «Дискорде» и позаниматься сразу втроем.

Пробное групповое занятие всем очень понравилось, и я придумала план ускоренного повторения: учимся три дня подряд перед экзаменом по четыре часа с перерывами. Ребята были в восторге, даже писали: «Лера, а можно к нам еще Кирилл подключится? А можно и Эдик?» Так в группе стало четыре ученика.

Тогда я увидела, насколько эффективны групповые занятия: школьники вовлечены в процесс, мотивированы и сконцентрированы. Из-за того, что они знакомы друг с другом, им важно не опозориться — подумать чуть дольше перед ответом, ответственнее отнестись к решению. Они быстрее и правильнее выполняли задания — помогла здоровая конкуренция, и это здорово сказалось на результате.

С младшеклассниками я, наоборот, занимаюсь очно: так им проще сконцентрироваться. Мы разбираем грамматику, делаем творческие задания. Рано или поздно всем придется сесть за сочинения, и можно написать текст о том, «как я провел лето», а можно придумать что-то поинтереснее.

С одним мальчиком мы разбирали структуру сочинения — вступление, основную часть и заключение — на примере текста про НЛО. После этого он писал для меня фантастические рассказы с сюжетом на уровне «Аватара». Главное — никого и ни в чем не ограничивать.

Иногда мы с учеником работаем по такой методике: он надевает наушники, а я рассказываю правила в провод. Так информация, по его мнению, попадает прямо в уши. Действительно работает!
Иногда мы с учеником работаем по такой методике: он надевает наушники, а я рассказываю правила в провод. Так информация, по его мнению, попадает прямо в уши. Действительно работает!

Доход. Сначала я занималась в свое удовольствие, и деньги не были первостепенной задачей. Брала по минимуму — 500 Р за час. Цен меньше я никогда и не видела. Пару раз даже опаздывала на очный урок и заказывала такси, которое стоило больше, чем само занятие, — отменять его было уже неприлично.

А в середине учебного года мне позвонила крестная и попросила подготовить к ЕГЭ ее сына. Для качественной подготовки с нуля на высокий балл трех месяцев крайне мало, но я все же взялась. Экзамен он в итоге сдал хорошо и поступил на бюджет в тот вуз, в который хотел.

С ним мы занимались вообще бесплатно. Мне казалось, что нельзя брать деньги с родственников. Сейчас понимаю, что все это глупости, нужно просто назначать цену чуть меньше обычной. Но такой опыт мне сильно помог в другом плане.

Для подготовки к занятиям я использую интернет-ресурсы, варианты ЕГЭ прошлых лет, контрольно-измерительные материалы и печатные справочники
Для подготовки к занятиям я использую интернет-ресурсы, варианты ЕГЭ прошлых лет, контрольно-измерительные материалы и печатные справочники

Сын крестной стал рассказывать одноклассникам о наших уроках. Так у меня появилось еще несколько учеников-старшеклассников, с которых я брала уже по 600 Р в час. За четырехчасовое групповое занятие мне платили 1200 Р с человека. Со всей группы получалось 3600 Р, так как с сына крестной деньги я не брала.

В прошлом учебном году ежемесячный доход был небольшим из-за того, что я намеренно не набирала много учеников. Я не заморачивалась и ставила занятия в удобные дни, потому что зависела от университета и КВН. Договаривалась об уроках накануне, буквально за день. Выходило около 10 000 Р в месяц.

Общение с учениками. Мне комфортно, когда для учеников я Лера, но обращаются они ко мне на «вы». Таким образом мы сохраняем субординацию. Я Лера — потому что молодая и на одной волне с ребятами, на «вы» — потому что преподаватель, которого нужно уважать.

Разумеется, близкое общение присутствует. Все-таки русский — предмет, в котором необходимо открываться. Мы пишем сочинения и делимся мыслями, обсуждаем поступки героев, оцениваем литературу — это довольно интимные вещи. С некоторыми ребятами становимся настоящими друзьями. Один ученик на каждом занятии дарит мне оригами. За два года я собрала целую коллекцию: в основном это котики, но есть еще дракон и пистолет.

Композиция с оригами-котенком и сказками, который придумал мой ученик
Композиция с оригами-котенком и сказками, который придумал мой ученик

Минусы того, чтобы «быть на короткой ноге», тоже имеются. Мне пару раз звонили с вопросами в 12 ночи. А я рефлекторно отвечаю на сообщения и звонки и в личное время, хотя делать этого не следовало бы.

Учеба — это не линейная диаграмма, постоянно растущая вверх, а взлеты и падения. На успеваемость влияют многие факторы — от ситуации в семье до переживаний из-за любимого сериала. И нельзя сказать, что в плохих результатах всегда виноват родитель или учитель.

К спадам я отношусь с пониманием. Главное — быть внимательным к ребенку. У меня был одиннадцатиклассник Шамиль. Когда он перестал сдавать сочинения вовремя, оказалось, что его предал близкий друг. Разумеется, такие ситуации заставляют опустить руки. Но в его случае это затянулось, и мне пришлось раскладывать все по полочкам. Мы долго обсуждали его страхи перед трудностями и потерю мотивации. И решили бороться с этим вместе, чтобы прийти к отличному результату.

А недавно у меня был тяжелый период, когда ничего не хотелось делать — только лежать в кровати и спать. Тогда мне пришло сообщение от мальчика, с которым мы готовились к ЕГЭ в группе, раньше он жил в поселке городского типа далеко от Москвы, а потом поступил сюда в университет: «Лера, привет, давай встретимся. Хочу вживую увидеть человека, благодаря которому я оказался в столице». Такие ситуации избавляют от выгорания и мотивируют работать.

Коммуникация с родителями. В моей практике они не принимают особого участия: мы обсуждаем оплату и расписание, но потом я переписываюсь с учениками лично.

В начале работы всегда предлагаю пробное бесплатное занятие — вдруг ребенку не подойдет мой темп речи или манера объяснения. Хотя еще ни разу не было такого, чтобы от занятий впоследствии отказывались. Это тоже помогает наладить доверие.

Успеваемостью родители напрямую не интересуются, дети рассказывают все сами. Если они хорошо работают — хвалю. Если плохо себя ведут — промолчу или обсужу с ними напрямую. Я всегда стороне ученика, и жаловаться маме нет смысла. Все моменты можно разобрать тет-а-тет — это учит ответственности и дисциплине.

Сочинение на тему «Почему я не сделал домашнее задание». Оказывается, во всем виновата летающая тарелка
Сочинение на тему «Почему я не сделал домашнее задание». Оказывается, во всем виновата летающая тарелка

Цели на будущее. Изначально репетиторство было для меня подработкой, а сейчас стало основным занятием, которое я хочу развивать. Мне кажется, что групповые занятия — это замечательная вещь. Так что основная цель — набирать группы подготовки к ЕГЭ и готовить стобалльников. Планирую сфокусироваться именно на ребятах из регионов, потому что ситуация с репетиторами в маленьких городах и селах сложная: обычно репетиторов там немного, чаще всего это учителя на пенсии, которые не в курсе современных стандартов. Я хочу, чтобы дети из регионов могли качественно готовиться к экзаменам и получать высокие баллы.

Ставку я тоже думаю повысить, потому что не могу жить на 600 Р в час. Но точно оставлю ее ниже 1000 Р, потому что в реалиях деревень с небольшими зарплатами платить больше проблематично.

ИСТОРИЯ № 2
«Учу смотреть фильмы глазами режиссера и сценариста»

Почему решил стать репетитором. Мысль о преподавании пришла ко мне во время работы грузчиком. Я разбирал мебель, перетаскивал коробки, обматывал зеркала пленкой — и вдруг вспомнил, что умею грамотно разговаривать и знаю кое-что из литературы. В старшей школе писал рецензии, публиковался в журналах, участвовал в научной деятельности и отлично знал гуманитарные предметы. В момент тотальной усталости мне захотелось вернуться к прошлым увлечениям. Я зарегистрировался на специальных интернет-платформах и начал откликаться на заявки по русскому языку и литературе.

Сейчас работаю в небольшой нише: даю частные занятия по кинорежиссуре и драматургии. В основном готовлю к вступительным испытаниям для творческих вузов и киношкол, но есть и ученики, которые занимаются из-за личного интереса к сфере.

Фотография с фестиваля «Горький fest». Преподавание подарило мне возможности для творчества и самореализации в любимых сферах — кинематографе и сценарном искусстве
Фотография с фестиваля «Горький fest». Преподавание подарило мне возможности для творчества и самореализации в любимых сферах — кинематографе и сценарном искусстве

Поиск учеников. Моим первым учеником был мальчик Аяз, который жил на окраине Петербурга и очень плохо говорил по-русски. Вторым — абитуриентка Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. С ней мы несколько месяцев разбирали кинорежиссуру и драматургию, а потом она поступила на бюджет. Это добавило мне уверенности в работе.

С поиском учеников помогает только «Профи-ру», там удобная система отзывов и откликов. Но роботизированные ответы поддержки и комиссия — отдельная тема. Представьте: вы провели занятие, у человека поменялись планы и он передумал продолжать, а от вас требуют комиссию 70% от заказа! Но в целом заказов оттуда поступает много. С «Репетит-ру» или «Авито» ученики почти не приходят, хотя анкеты у меня активные и с большим количеством положительных отзывов.

Первое время я проводил бесплатные пробные уроки, но теперь отказался от этой идеи. Подготовка к ним требует ничуть не меньше сил и времени. За час нужно успеть познакомиться, понять ожидания ученика и уровень его подготовки. Так что оплата такого занятия — нормальная практика, которой не нужно стесняться.

Методика занятий. Я не просто рассказываю ребятам о драматургии — так они запишут факты и забудут, — а стараюсь научить их мыслить самостоятельно. Учу читать книги так, чтобы в голове оставались важные идеи, смотреть фильмы глазами режиссера и сценариста, писать как репортер и публицист. Специализируюсь на нестандартных заданиях.

Часто ученики ждут от преподавателя невероятного. Думают, что он будет все рассказывать, они — раз в неделю слушать и зазубривать материал, и 100 баллов обеспечены! Этого быть не может. Я как преподаватель только направляю и подсказываю. К примеру, с каких фильмов начать изучение кино. Популярные российские кинотопы плохи, современные фильмы — довольно низкого уровня. И мне часто приходится объяснять, почему не стоит погружаться в кинематограф с того, что показывают поисковые алгоритмы.

Если же старшеклассник хочет писать рассказы, то я, основываясь на увлечениях и характере, предлагаю нескольких авторов, которые могли бы его заинтересовать. Мы их читаем, обсуждаем, делаем пометки, а потом пробуем сочинять в том же стиле. Еще учу каждого относиться к собственным работам критически: ищем золотую середину, не заваливаясь в сторону излишней похвалы или самобичевания.

Никаких заготовок, кроме списка обязательных к прочтению книг, у меня нет. Материал подбираю в зависимости от целей. В этом и состоит принцип изучения творческих дисциплин, у которых нет четких правил.

Мое рабочее место
Мое рабочее место

Некоторым слушателям необходимо время, чтобы прочесть повесть или небольшой роман, поэтому занятия мы проводим раз в две недели. За этот период нужно все проанализировать, изложить мысли в заметке и придумать вопросы для обсуждения. Но обычно уроки проводятся чаще — один или два раза в неделю. На них я смотрю, как человек понял прочитанное, а потом перехожу к разговору о произведении. Сначала мы находим общий язык, чтобы убедиться, что одинаково поняли автора, а уже потом углубляемся в детали.

По сути, задача наших занятий — научиться слышать друг друга и смотреть на искусство глазами авторов, а не зрителей. В какой это будет форме — не имеет значения. Если для понимания Лавкрафта необходимо написать эпигонский рассказ — хорошо. Тексты мы разбираем по предложениям, пьесы — по структурным элементам, фильмы — по кадрам, сценам, эпизодам.

Если ученик не выполняет домашнее задание — это его недоработка. Я не сторонник репрессивного контроля за свободным временем своих слушателей. Сама идея дополнительных упражнений должна исходить из желания расширить новые знания самостоятельной работой. Если этого нет, значит, что-то идет не так.

Общение с учениками. Со всеми учениками у нас доверительные отношения. Несколько раз случалось, что подростки на занятиях начинали плакать из-за проблем с родителями или чувства неуверенности. Такое было на уроке с девочкой, профессионально занимавшейся фигурным катанием: в какой-то момент она разрыдалась от сильной нагрузки и бесконечных тренировок. Обсуждение переживаний хоть и забирает какую-то часть урока, но снимает внутреннее напряжение и возвращает интерес к предмету.

Бывают, конечно, и исключения. Пару лет назад мне позвонила выпускница Литературного института. Она искала преподавателя, с которым могла бы обсуждать литературу. Мы договорились о занятии и решили разобрать на нем повесть Леонида Андреева. Через несколько дней начали делиться мыслями о книге. «Одна строчка Достоевского стоит всей прозы Андреева», — заявила она, а я пытался понять, чем ее так разозлила повесть. Так и не понял, но все равно вел конструктивный диалог, анализировал текст. После занятия пришло уведомление об отзыве на сайте репетиторов, что я ей не подошел, потому что не преподаю в Литинституте. Зачем оставляла заявку, зная, что я не оканчивал Литинститут, непонятно.

Коммуникация с родителями. Одно время я занимался русским языком с маленькими детьми, и третьеклассник назвал меня папой. Я, конечно, опешил, но урок продолжил. Такие ученики, на мой взгляд, нуждаются не в репетиторе, а в поддержке и внимании, поэтому преподаватель начальных классов становится вторым родителем. А это очень плохо, потому что акцент с предмета смещается на личные отношения. Малыши занимаются не для того, чтобы узнать что-то новое, а чтобы угодить маме и папе. На моей практике таких историй было много.

Большинство современных подростков, на мой взгляд, болезненно зависимы от родителей. В этом случае коммуникация с ними становится действительно сложной. Я как-то выбрал книгу для разбора, но маме ученика показалось, что она слишком «взрослая» и «жестокая». Конечно, я не против вмешательств в учебный процесс, но они должны быть обоснованы. От такой работы мне комфортнее отказаться.

Доход. За четыре года репетиторства моя ставка выросла в три раза. Сейчас я ориентируюсь на базовую цену — 1500 Р в час. Она может повыситься в зависимости от трудности заказа: например, если цель — поступление, личный интерес или скорый экзамен. К тому же частные уроки имеют большой риск срыва или переноса по разным причинам клиента. Поэтому я не приравниваю почасовую оплату к стабильному доходу. На этой неделе заработаю 10 000 Р, на следующей — 2000 Р. Да и творческие экзамены — это не ЕГЭ по русскому языку, которое обязан сдавать каждый школьник. В один год на режиссерский факультет поступают десять человек, в другой — один. Так что мой доход сильно варьируется.

Не могу назвать конкретную сумму еще и потому, что нынешние расценки не совсем актуальны: некоторые ученики уехали и прекратили занятия, количество заказов упало. Это заставляет задуматься над тем, чтобы расширить поле своей деятельности — например, организовывать групповые занятия.

Цели на будущее. Опыт частной практики подарил мне вдохновение, и я создал собственный бесплатный образовательный проект «Новая школа притч». В нем я рассказываю о фильмах и литературе: разбираю «Брата» с точки зрения американских комиксов, объясняю финальную сцену «Июльского дождя», делюсь мыслями о культуре отмены в российском кино — это может пригодиться как для вступительных экзаменов в вузе, так и для общего развития.

Я хотел бы сосредоточиться на придумывании материала для школы и поиске людей, заинтересованных в кинодраматургии. На лекциях делюсь многим из того, о чем говорю на индивидуальных занятиях. А некоторые выпуски напрямую связаны с тем, что мне пришло в голову во время уроков с абитуриентами.

Кадр из видеолекции, в которой я сравниваю фильм «Июльский дождь» с повестью «Посторонний»
Кадр из видеолекции, в которой я сравниваю фильм «Июльский дождь» с повестью «Посторонний»

Что касается репетиторства — буду так же проводить индивидуальные занятия, позволяющие моим слушателям иначе смотреть на привычные вещи, обучаться процессу просмотра кино, чтению книг, написанию сценариев. Это очень большое поле для работы.

К тому же я продолжаю работать над своими фильмами и пьесами, хочу чаще участвовать в фестивалях и получать награды.

ИСТОРИЯ № 3
«Не каждый готов платить за разбор лексики из сериалов и мультиков»

Почему решила стать репетитором. Я билингв и всю жизнь говорю на английском. После того как выпустилась из школы, захотела поделиться опытом с другими людьми. Но только не в привычном формате разбора грамматики и разбора заданий. Это не мое! Я мечтала сделать упор на акценты и разговорные фразы. И искала людей, которым это интересно.

Репетиторство в качестве полноценной работы я не рассматривала. Большинство учеников интересует подготовка к ЕГЭ, а мне к экзаменам готовить не хотелось. Безусловно, не каждый готов платить за разбор лексики из сериалов и мультиков — желающих заниматься в таком формате мало. Так что для меня это всегда будет подработкой.

Поиск учеников. У моей мамы много подруг с детьми школьного возраста, которым нужна языковая практика. Первое время я брала всех учеников, независимо от возраста. Сейчас занимаюсь только с ребятами старше девятого класса.

С теми, кто младше, заниматься не могу: сложно. У меня было такое, когда ребенка заставляли родители: ему это было ни фига не интересно, заниматься он не хотел. Так что хочешь быть гением английского — с удовольствием помогу им стать. Но если этого хочет только твоя мама — умываю руки.

Методика занятий. На уроках я показываю «живой», разговорный английский. В этом помогают мемы, тиктоки, блоги, фильмы, сериалы. Недавно занималась с девочкой, которой была нужна медицинская лексика. Мы взяли несколько сериалов — «Доктора Хауса», «Анатомию Грей», «Хорошего доктора» — и выписывали оттуда предложения с классной грамматикой и новыми словами.

В качестве домашки я даю упражнения по лексике, ищу аудирования и тексты из видеоблогов и форумов. Если есть вопросы по временам или построению фраз, мы разбираем правила из учебника English Grammar in Use — это база. Иногда прорабатываем грамматику на BBC Learning English. Там даются правила, квизы, тесты и другие интерактивные задания по пройденному материалу.

Пример упражнений из моего любимого учебника English Grammar in Use
Пример упражнений из моего любимого учебника English Grammar in Use

Прогресс отслеживаю по беглости, произношению и уверенности речи — со стороны очень заметно, когда человек понимает, о чем говорит, а не зазубривает фразы. Со временем ученики начинают употреблять фразовые глаголы, идиомы и коллокации — устойчивые сочетания. Это тоже показатель того, что уровень английского повышается.

У ребят с низким уровнем языка другая программа: мы начинали с мультфильмов по типу «Свинки Пеппы», «Губки Боба», «Смешариков». Последние, кстати, по-английски называются Kikoriki. Слушаем по фразе, останавливаем и переводим. За пару месяцев очень круто прокачивается понимание речи. Работаем мы всегда в «Зуме», общаемся в «Телеграме», смотрим сериалы на «Кинопоиске», присылаем друг другу всякие приколы в «Тиктоке».

Все занятия я провожу в онлайне, это офигенно удобно: я получаю два образования одновременно и дорога на очные уроки забирала бы у меня последние силы.

Рабочий стол ученика во время занятий: «Зум», сериал, учебник и тетрадка с ручкой для записи незнакомых выражений
Рабочий стол ученика во время занятий: «Зум», сериал, учебник и тетрадка с ручкой для записи незнакомых выражений

Общение с учениками. Я нестандартный преподаватель. Ни разу не встречала людей, которые преподают английский по сериалам и фильмам. Поэтому слово «репетитор» не про меня, скорее — english buddy или english mate, «братан» по изучению языка.

Всех учеников прошу обращаться ко мне на «ты», создаю дружественную атмосферу. Когда есть классный вайб, тогда есть и результат.

Доход. Я трачу много сил на подготовку, иногда ищу материал несколько дней. Поэтому, несмотря на то, что я еще студентка, беру 1000 Р за час. Средний доход зависит от количества учеников. Летом не работаю, потому что все в разъезде, но связь мы все равно поддерживаем — скидываю всем материалы и полезные слова.

С сентября по май у меня было три ученика, с каждым занимались раз в неделю. В месяц выходило около 13 000 Р.

Мем, который я отправила своей ученице. Перевод: американцы, когда видят, что кто-то использует «км/ч», а не «глазированные пончики в белоголовых орлах»
Мем, который я отправила своей ученице. Перевод: американцы, когда видят, что кто-то использует «км/ч», а не «глазированные пончики в белоголовых орлах»

В том году я пробовала себя в роли обычного учителя — отправила резюме в языковую онлайн-школу. За каждое занятие обещали небольшую зарплату, 300 Р в час, но с постоянными бонусами за проверку домашек. Как будто это онлайн-казино, а не школа. В месяц выходило бы около 10 000 Р с максимальной загруженностью. Те же деньги можно получать на частных занятиях при меньших трудозатратах. Так что репетиторство forever, в очередной раз в этом убедилась.

Цели на будущее. Я учусь в двух университетах, подрабатываю администратором в салоне красоты, и времени на репетиторство просто не хватает. Но бросать преподавание не планирую — для меня это как тренировка, которая помогает не забывать английский язык и постоянно его практиковать.

ИСТОРИЯ № 4
«Хочу открыть свою онлайн-школу в ближайшие три года»

Почему решила стать репетитором. Еще в университете в родном Мурманске я занималась со школьниками за небольшую плату. После окончания вуза переехала в Москву и стала преподавателем в языковой школе. Там я учила абсолютно всех: и детей четырех лет, и взрослых.

После пяти лет работы преподавателем меня назначили директором: я составляла расписание, проводила тренинги, придумывала мероприятия, связывалась с родителями, контролировала успеваемость. За это время поняла, что мне нравится организация и у меня это прекрасно получается! А потом я ушла в декрет. Долго просидеть дома, конечно же, не получилось.

Когда передо мной встал вопрос возвращения на работу по найму, я поняла, что моих навыков достаточно, чтобы преподавать самостоятельно. При этом хотелось уделять достаточное время ребенку. Так моя старая студенческая подработка стала источником постоянного заработка.

Фотография со времен работы в языковой школе
Фотография со времен работы в языковой школе

Поиск учеников. Когда я еще не работала и сидела с маленьким сыном, знакомая дала мой номер девочке, которой нужно было сдать IELTS. К экзамену мы подготовились, она успешно его сдала и уехала учиться в Польшу.

Потом написал ее одногруппник, который тоже хотел учить английский. Через несколько месяцев я рассказала друзьям, что даю частные уроки, и они порекомендовали меня своим знакомым и коллегам. Так через год у меня сформировалось полностью загруженное расписание. Удивительно, но я до сих пор ни разу не искала учеников специально на какой-либо платформе — они мне просто звонят сами. Еще я веду канал в «Телеграме» и на «Ютубе», блог в «Инстаграме» — часто люди находят меня там.

Во время работы в языковой школе я предлагала руководству завести видеоканал с примерами наших уроков, но они идею не оценили. Реализовать это я смогла, только когда начала работать на себя. Было много сомнений, кому это вообще нужно, но потом появились реакции и комментарии, причем их писали не мои родители и друзья. Незнакомые люди просили разобрать определенные темы, записывать больше видео. Тогда я поняла, что хочу продолжать.

Раньше я часто записывала короткие видеоразборы грамматических тем. Сейчас на это часто не хватает времени
Раньше я часто записывала короткие видеоразборы грамматических тем. Сейчас на это часто не хватает времени

Методика занятий. Я занимаюсь и с детьми, и со взрослыми, и ко всем нужен свой подход. Ко мне часто обращаются предприниматели, которым в связи с релокацией бизнеса нужно подтянуть язык в краткие сроки; моряки, изучающие английский для трудоустройства; студенты-медики, готовящиеся к аспирантуре за границей. У каждого свой запрос и сроки. От этого зависит метод преподавания.

Вначале мы с учеником созваниваемся, определяем основную цель обучения, проводим бесплатный письменный и устный тест, чтобы определить уровень знаний. Исходя из полученной информации, я составляю индивидуальный план занятий.

Чаще всего сперва мы закрепляем уже знакомые грамматические темы, затем берем новые: разбираем правила, выполняем упражнения из сборников. Слушаем аудирование с разными акцентами, читаем публицистические и художественные тексты, пишем пробные варианты IELTS или TOEFL. Через пару месяцев устраиваем пробный экзамен с выставлением баллов.

Большая часть моих учеников занимается онлайн — по «Скайпу» или «Зуму». В онлайне принципиально не занимаюсь только с малышами: для них эффективнее, когда преподаватель физически находится рядом. Я учу моего сына и еще двух девочек, которые живут по соседству, в отдельной группе. Так совмещаю работу и общение со своим ребенком, да еще и зарабатываю деньги. Но это исключение, все остальные занятия провожу дистанционно.

Основная занятость у меня по выходным. В субботу и воскресенье работаю с девяти утра и до девяти вечера. Остальные занятия раскиданы в течение недели — по три-четыре урока в день. Довольно лайтовый режим, очень удобно! А понедельник всегда посвящен отдыху.

Доход. В начале карьерного пути я назначала очень низкую цену за занятие — 500 Р в час. Когда только приехала в Москву и работала в школе, зарплаты не хватало на оплату съемной квартиры, поэтому в выходные я давала частные уроки. Трудилась совсем без отдыха.

Впоследствии ставку определяла так: сравнивала среднюю стоимость на рынке и сопоставляла с моим уровнем владения языком. У меня С2 Proficiency и большой опыт преподавания — есть студенты с хорошими результатами. Поэтому часто ставила высокую цену: 1500 Р за час, 2000 Р за полтора и 2500 Р за два.

За 10 лет, с 2011 года, моя ставка выросла в четыре раза. Больше увеличивать ее я не планирую.

На платформах для репетиторов не сижу, поэтому не плачу проценты за заказы. Рекламой моего инстаграма бесплатно по знакомству занималась подруга. Еще были траты на маркерную доску и фломастеры. А учебники и пособия есть в интернете. Так что трачу больше времени, чем денег.

Один из минусов репетиторства — нестабильный доход. Заработок зависит от месяца. Во время учебного года, с сентября по май, выходит около 120 000 Р в месяц. В летние месяцы, когда ученики разъезжаются, меньше — около 70 000 Р. С учетом того, что я сижу дома и не трачусь на проезд и обеды, получается очень даже достойная зарплата. На жизнь и отпуск два раза в год хватает. На свою квартиру в Москве — пока нет.

Общение с учениками. Не люблю, когда учитель ставит себя выше ребенка, поэтому с детьми всегда общаюсь на равных, но показываю, что контролирую процесс именно я. В ходе работы замечаю, как раскрываются ученики. Узнаю об их увлечениях, мечтах, целях — они рассказывают об этом на английском языке. Я тоже делюсь с ними своими историями. Это совсем другой формат, не как в школе, где близко познакомиться со всеми не получится. На частных уроках рождаются доверительно-теплые отношения. Ребята даже подготовили мне на день рождения уточку — я их коллекционирую.

Подарок от учеников
Подарок от учеников

Со своей стороны я могу лишь заинтересовать ребенка: найти классные задания, энергично провести урок. Для взрослых устраиваю челленджи: если мы быстро закончим этот уровень, то на следующий будет скидка. Безотказно работает!

В ситуациях, когда нет прогресса, чаще всего бывает так: первые несколько занятий ученик делает все задания, потом понимает, что за два месяца заговорить по-английски не получится, и стимул у него пропадает. Обучение языку — долгий процесс, требующий усидчивости: нужно постоянно зубрить слова, преодолевать барьеры. Если желания работать нет, поможет только время. Возможно, через какой-то период человек все-таки созреет, чтобы продолжить занятия.

Коммуникация с родителями. Во время работы директором в языковой школе я решала конфликты с мамами и папами детей. Неприятных случаев было много: кто-то был недоволен обучением, кто-то — преподавателем. Этот опыт помог мне лучше понимать людей и научил грамотному общению.

Сейчас во взаимодействии с родителями я придерживаюсь принципа открытости. Я всегда на связи — можно писать и задавать вопросы в любое время. А когда мамы видят результаты своих детей и их радостные эмоции от занятий, то никаких проблем возникнуть и не может.

Маркерную доску и фломастеры я использую для объяснения материала в своих видеоуроках
Маркерную доску и фломастеры я использую для объяснения материала в своих видеоуроках

Цели на будущее. Хочу открыть свою онлайн-школу в ближайшие три года. Это требует серьезной подготовки и больших финансовых вложений. И я маленькими шажками иду к цели.

Кроме желания создать собственный бизнес, есть стремление активнее развивать свои аккаунты, посвященные английскому языку. Сейчас не получается вести их стабильно из-за большого количества учеников и воспитания сына. Мне кажется, если есть инструменты для развития и помощи другим, то этим обязательно нужно пользоваться. К тому же соцсети помогают оставаться на одной волне с ребятами.

Подрабатываете репетитором и учитесь в университете? Расскажите о своем вузе и станьте героем следующего материала