Чем полезно правополушарное рисование
Дети
5K
Фотография — SHUSTIKOVA INESSA / Shutterstock

Чем полезно правополушарное рисование

И как научиться пользоваться этой техникой

Обсудить
Аватар автора

Марина Шум

человек искусства

Страница автора

Однажды я узнала о необычной методике рисования, которая учит переключаться с «рационального» левого полушария мозга на «креативное» правое.

Моим детям нравится проводить время с карандашом в руке. Я же по натуре экспериментатор. Поэтому нашла онлайн-урок и предложила сыну и дочери порисовать нетрадиционным способом. Они согласились.

На листе бумаги нужно было ставить разноцветные точки, а после кисточкой или руками размазывать пятна гуаши круговыми движениями. Поверх этого фона дети должны были нарисовать силуэт оленя и дерева — без предварительного эскиза, а интуитивно, как чувствуешь сердцем.

Педагог просил все делать быстро, чтобы работало только правое полушарие, которое отвечает за креативность и воображение. А левое, рациональное и логическое, не включалось в процесс. Попутно он рассказывал, что в творчестве нет границ и рисовать может каждый независимо от возраста и навыков.

Детям урок не понравился: их смутила спешка. Еще было непривычно вообще не делать эскиз, ведь именно с него обычно начинают работу над любым рисунком. Мне занятие тоже показалось странным. Больше мы так не рисовали.

Позже я подробнее изучила теорию и поняла, что правополушарное рисование — это все же другое. А еще нет никаких научных подтверждений, что эта необычная техника развивает именно правое полушарие мозга. Но в любом случае польза от нее есть.

Расскажу, кто придумал правополушарное рисование и какие упражнения оно включает.

Рассылка о том, как растить детей
Советы только для родителей — в вашей почте раз в неделю. Бесплатно

Что такое правополушарное рисование

В 1960-е годы нейропсихолог Роджер Сперри предположил, что у полушарий головного мозга есть своя специализация. Левое отвечает за логику, математические вычисления, речь и чтение. Правое — за творчество, образное мышление, воображение.

К такому выводу он пришел после удачной операции по рассечению мозолистого тела, которое соединяет два полушария головного мозга. Хирургическое вмешательство помогло уменьшить частоту и интенсивность эпилептических припадков у пациента. Операцию стали делать и другим, но проявились побочные эффекты. Так, после операции те, кто был правшой, не могли рисовать правой рукой. А один из пациентов пожаловался, что, когда надевает штаны, одна его рука натягивает штанину, а другая, наоборот, спускает.

Эти наблюдения послужили толчком для изучения различных функций правого и левого полушарий мозга. Сперри утверждал, что каждое из них может работать автономно, как самостоятельный мозг. В итоге за исследования в области физиологии и медицины в 1981 году он был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине.

Идеи Сперри широко обсуждала общественность. О его концепции узнала и художница, преподавательница живописи Бетти Эдвардс. Она давно искала научные обоснования таким понятиям, как творческий процесс и талант, и по-своему интерпретировала выводы ученого.

Художница предположила, что академическое обучение живописи задействует левое полушарие мозга, которое отвечает за логическое мышление. Она утверждала, что при таком подходе люди не видят цельный образ объекта, а раскладывают его на совокупность линий и геометрических форм, которые нужно рисовать в определенной последовательности.

Из-за того, что процесс кажется сложным, многие не могут расслабиться и творить в свое удовольствие, ведь приходится концентрироваться на правилах и технике. Если же на время отключить левое полушарие и включить правое, то, по мнению Эдвардс, можно рисовать легко и свободно. В своих работах она называет это переключением между Л- и П-режимом.

Свои идеи Эдвардс изложила в 1979 году в книге Drawing on the Right Side of the Brain. В России она известна под названием «Откройте в себе художника». Появились и другие ее книги — «Художник внутри вас» и «Ты — художник!». В них Эдвардс презентовала новую методику рисования, которая, по ее мнению, позволяет подавить левое полушарие мозга и активизировать правое — так открывается дорога к безграничному творческому процессу. Эту методику автор назвала правополушарным рисованием.

За что критикуют методику

До сих пор нет никаких исследований, которые доказывают, что упражнения Бетти Эдвардс задействуют именно правое полушарие мозга. Сама художница их тоже не проводила.

Позже нейрофизиологи стали оспаривать идею Сперри о разделенных функциях полушарий мозга. В середине 1980-х психобиолог Чикагского университета Джерри Леви говорил, что если у каждого полушария есть отдельные функции, то части мозга должны интегрировать способности, а не разделять их. Он утверждал, что в любой человеческой деятельности не задействовано только одно полушарие мозга.

В 1998 году французские ученые опровергли утверждение, что именно правое полушарие или какой-то конкретный участок мозга отвечает за творческое мышление. Позже это подтвердило и другое исследование: в нем доказали, что в любом творческом процессе участвуют оба полушария. А идея о том, что с помощью рисования можно включить или выключить какое-то полушарие, все же миф.

Тем не менее на волне исследований в 1980-х годах правополушарное рисование обрело популярность. Дальше расскажу, какие упражнения оно включает и чем они полезны.

Как научиться правополушарному рисованию

Несмотря на то что правополушарное рисование, вероятно, никак не связано с правым полушарием мозга, это все еще интересная методика для обучения рисованию, которая помогает по-другому взглянуть на привычный процесс. Кратко опишу, как создательница этой техники советует ей обучаться.

Бетти Эдвардс рекомендует осваивать пять основных навыков восприятия, которые в итоге сложатся в целостный навык рисования:

  1. Восприятие общих краев контурного рисунка.
  2. Восприятие пространств между элементами — их еще называют негативными пространствами.
  3. Восприятие соотношений — перспективы и пропорций.
  4. Восприятие света и тени.
  5. Восприятие целого объекта — сущности — на основе предыдущих четырех элементов.

По мнению Эдвардс, чтобы сформировать эти навыки, не нужны уроки академической живописи — необходимы упражнения, которые развивают творческое мышление.

Перед занятиями художница предлагает сделать три предварительных рисунка: нарисовать свою руку, автопортрет, а также любого человека по памяти. Это позволит зафиксировать начальный уровень владения навыками. После обучения рисунки нужно повторить — так результаты станут наглядными и будет легче оценить эффективность методики.

На сайте Бетти Эдвардс есть целая галерея автопортретов, которые ее ученики создали до и после занятий правополушарным рисованием. По мнению основоположницы методики, столь заметные изменения говорят о совершенствовании навыков наблюдательности и зрительного восприятия. Источник: drawright.com
На сайте Бетти Эдвардс есть целая галерея автопортретов, которые ее ученики создали до и после занятий правополушарным рисованием. По мнению основоположницы методики, столь заметные изменения говорят о совершенствовании навыков наблюдательности и зрительного восприятия. Источник: drawright.com
На сайте Бетти Эдвардс есть целая галерея автопортретов, которые ее ученики создали до и после занятий правополушарным рисованием. По мнению основоположницы методики, столь заметные изменения говорят о совершенствовании навыков наблюдательности и зрительного восприятия. Источник: drawright.com

Вот какие упражнения описывает Бетти Эдвардс.

Оптическая иллюзия. Упражнение основано на оптической иллюзии «Ваза Рубина», или «Ваза-лицо», которую в 1915 году разработал датский психолог Эдгар Рубин. На картинке можно увидеть симметричную вазу в центре или два обращенных друг к другу профиля. Вот как выполнять упражнение:

  1. Сначала — заготовка. Для этого надо сделать копию или перерисовать образец на лист бумаги доминирующей рукой. Можно придумать свой вариант профиля.
  2. Сверху и снизу проведите горизонтальные линии — это верх и низ вазы.
  3. Вернитесь к скопированному профилю и снова проведите карандашом по линиям — вдумчиво, проговаривая про себя названия всех его частей: лоб, нос, верхняя губа, нижняя губа, подбородок, шея. Этот этап можно повторить несколько раз.
  4. Нарисуйте второй профиль, чтобы получилась ваза. Эдвардс подчеркивает, что нужно следить за своими ощущениями и постараться зафиксировать это состояние, — тогда в будущем будет легче в него вернуться и творить.

Все действия занимают 5—6 минут, упражнение можно использовать в качестве предварительной тренировки перед другими заданиями.

По мнению автора, это задание часто вызывает внутренний конфликт, замешательство и даже ментальный паралич. Все потому, что первый профиль, когда проговаривают названия его частей, рисуют в вербальном Л-режиме. А во время рисования второго профиля мозг переключается в невербальный, визуальный П-режим.

Рисование вверх ногами. Впервые Эдвардс попробовала перевернутое рисование в 1965 году. Тогда она работала в школе и была в отчаянии от того, что не может научить всех своих учеников рисовать. У некоторых получалось неплохо, но ей хотелось, чтобы творить мог каждый.

Однажды преподавательнице пришла идея, которую она воплотила в жизнь на ближайшем уроке. Бетти принесла в класс несколько репродукций полотен мастеров, закрепила их на доске вверх ногами и велела ученикам скопировать работы. Рисовать можно из любой точки, учитывая пропорции и наблюдая за собственным мышлением. Прерываться и переворачивать незаконченный рисунок нельзя. К всеобщему удивлению, это сработало: у всех участников эксперимента получились хорошие рисунки.

Эдвардс считала, что рисование вверх ногами позволяет на время отключить левое полушарие. Однако идея о том, что рисование перевернутых объектов приводит к более точному изображению, не получила научного подтверждения.

На видео ученик копирует перевернутый рисунок Пикассо, на котором изображен композитор Игорь Стравинский. Именно с него Эдвардс советует начать перевернутое рисование

Рисование по контурам. В 1941 году художник и преподаватель Кимон Николаидис описал этот метод в своей книге «Естественный путь к рисованию». Он рекомендовал представлять, будто прикасаешься к форме, которую изображаешь, и заметил, что контурное рисование улучшает навыки.

Эдвардс назвала это чистым контурным рисованием. Объектом может быть что угодно, но для начала можно попрактиковаться на собственной руке. Вот как она советует работать:

  1. Заведите таймер на 5 минут. Зафиксируйте лист бумаги, чтобы он не двигался в процессе.
  2. Положите свободную руку на колени. Согните кисть так, чтобы образовались складки и неровности, и сосредоточьтесь. Запустите таймер и не смотрите на рабочую поверхность.
  3. Глазами медленно и последовательно изучайте каждый участок руки, а другой рукой в это время рисуйте, не перемещая взгляд на лист бумаги. Работать нужно медленно и размеренно, точно согласовывая движение карандаша с движениями глаз. В этом смысл упражнения — научиться копировать образы из головы.
  4. Рисуйте до тех пор, пока не зазвонит будильник. Только теперь можно посмотреть, что получилось.
На видео художник объясняет, как делать контурные рисунки с натуры. Эдвардс полагает, что это визуальное свидетельство правомозгового состояния сознания, где линии в точности отражают восприятие художника

Рисование с видоискателем — модификация предыдущей техники. Прозрачный пластиковый лист, пленку или стекло закрепляют в рамку из черного картона. После расчерчивают горизонтальной и вертикальной линиями на четыре прямоугольника: так проще оценить пропорции и соотношения. Это и будет видоискатель.

Поместите видоискатель на согнутую не ведущую руку и маркером повторите ее контур как можно подробнее, рисуя по пластику. При выполнении упражнения Эдвардс рекомендует закрыть один глаз — тогда образ, который видит человек, становится двухмерным, плоским, как фотография. Далее перенесите зарисовку с пластика на бумагу.

Упражнение рекомендуется повторить несколько раз. Можно по-разному сгибать пальцы, чтобы изображения отличались. Пока навык рисования недостаточно развит, можно обрамлять видоискателем предметы или виды, которые хочется рисовать, и смотреть, как это будет выглядеть на бумаге.

Так выглядит рисование с видоискателем

Рисование на скорость — это быстрый набросок, когда на одно изображение отводится не больше минуты. Такое рисование еще называют штормовым. В этом случае особенно важно не останавливаться и не использовать ластик. Эдвардс предлагает нарисовать в таком режиме не менее 15 набросков.

По мнению Эдвардс, при таком быстром рисовании мозг сразу же переходит в П-режим. В академическом рисовании тоже рекомендуют делать быстрые наброски. Вот что об этом говорил Николай Ли в книге «Основы учебного академического рисунка»:

«Как ни парадоксально на первый взгляд, но при выполнении свободных набросков и зарисовок зачастую бывает очень полезно не думать, а просто быстро и много рисовать. В результате что-то получается не хуже, чем при длительной мыслительной работе. Одно совершенно точно: чем больше и чаще выполняются наброски, тем лучше получаются».

Пример быстрых набросков фигуры человека из книги Николая Ли «Основы учебного академического рисунка»
Пример быстрых набросков фигуры человека из книги Николая Ли «Основы учебного академического рисунка»

Рисование позитивных форм через негативные пространства. Позитивная форма — это изображаемый объект. Негативное пространство — пустое, незаполненное пространство вокруг объекта.

Начинающим художникам сложно гармонично соединять пустые пространства и фигуры. Если сосредоточиться только на позитивных формах, рисунок может получиться разъединенным и скучным. Поэтому Эдвардс предлагает изобразить привычные объекты через негативные пространства: так все части рисунка гармонично взаимодействуют друг с другом и создают интересный, цельный образ. А многие композиционные проблемы отпадают сами собой.

Рисунок из книги «Откройте в себе художника». Снежный баран — это позитивная форма, а небо и земля — негативное пространство. Источник: school-dw.ucoz.ru
Рисунок из книги «Откройте в себе художника». Снежный баран — это позитивная форма, а небо и земля — негативное пространство. Источник: school-dw.ucoz.ru

Рисование аналогий — изображение каких-либо ощущений с помощью языка линий. В результате получаются рисунки-мысли. В своих книгах Эдвардс пишет, что всякая линия — это фраза и средство общения между человеком, который ее нарисовал, и человеком, который ее видит. Ведь каждый штрих, наклон и нажим линии отражает мысли и эмоции создателя.

Это упражнение лучше делать за один присест — обычно на него уходит 15—20 минут. Вот как его выполнять:

  1. Сложите лист бумаги несколько раз, чтобы получилось восемь ячеек.
  2. Каждую ячейку нужно пронумеровать в нижнем углу и написать эмоции, человеческие черты или состояния, над которыми хочется поработать. В классическом варианте у Эдвардс это гнев, радость, спокойствие, депрессия, энергичность, женственность, болезнь. В восьмую ячейку следует вписать что-то на выбор. Возможно, это будут одиночество, ревность, тревога, истерия, безнадежность, чувство вины, мужественность, экстаз, любовь, ненависть, обожание, страх.
  3. В каждой ячейке нужно поочередно изобразить то, что олицетворяет написанное внизу слово. Нельзя рисовать картинки или пользоваться какими-либо символами — никаких сердечек, цветов, молний, вопросительных знаков. В каждой ячейке может быть одна или несколько линий: быстрые и медленные, светлые и темные, гладкие и шероховатые, ломаные и плавные. Используйте карандаш, а не ручку. Можно пользоваться ластиком.
  4. Не думайте о том, что какие-то линии могут быть неправильными: здесь нет хороших и плохих рисунков. Вы только создаете визуальные образы, аналогичные чувствам.
Так может выглядеть лист с ячейками аналогий чувств
Так может выглядеть лист с ячейками аналогий чувств

Рисование портретов в аналоговой форме. Эта техника похожа на рисование ощущений. Необходимо изобразить не обычный, реалистичный портрет человека, а его образ с помощью абстрактных линий и форм. Использовать какие-либо узнаваемые символы, объекты, буквы и слова нельзя.

Важно с помощью рисунка раскрыть личность человека через собственные ощущения. Расслабьтесь и позвольте карандашу как будто самому выводить линии. Здесь не место самоцензуре.

Мне было интересно попробовать нарисовать аналоговый портрет. Думаю, по изображению легко считать, что я думала о маме
Мне было интересно попробовать нарисовать аналоговый портрет. Думаю, по изображению легко считать, что я думала о маме

Какие есть техники правополушарного рисования

Бетти Эдвардс много говорит о правополушарном рисовании как об интуитивном. Она убеждена, что в творчестве не должно быть рамок. Некоторые преподаватели интерпретируют ее идеи по-своему. В уроках некоторых педагогов можно встретить приемы нетрадиционного рисования, которые авторы называют правополушарной живописью. Расскажу о некоторых.

Рисование зубными щетками. Вместо кистей для краски используется зубная щетка. С ее помощью создаются фактурные мазки и красивые брызги на бумаге.

Рисование ватными палочками. Палочки обмакивают в краску и прижимают в вертикальном положении к бумаге, чтобы получились однотипные кружочки. Так можно создавать работы в технике пуантилизма  .

Рисование пленкой с пузырями. Пупырчатая пленка с краской оставляет на бумаге красивые отпечатки. Сюда же можно отнести любые материалы, которые создают фактурные оттиски: скомканную фольгу, мятую бумагу и даже брокколи.

С помощью пупырчатой пленки можно нестандартно изобразить чешую

Кто-то идет дальше и одновременно с уроками правополушарного рисования делает разбор метафорических ассоциативных карт, советует использовать акварельную краску «для освобождения эмоций и очистки психологических состояний», а гуашь называет «техникой для закрепления трансформации».

С одной стороны, это не противоречит учению Бетти Эдвардс, ведь, как она считала, в рисовании не может быть ограничений: как хочу, так и творю. Но с другой стороны, художница предлагает конкретный набор упражнений, о которых речь шла выше, а про них в большинстве современных школ правополушарного рисования забывают.

В этом уроке художник пошел еще дальше и комбинирует правополушарную технику перевернутого рисования, рисование пальцами, одновременно двумя руками, а также с помощью зубных щеток

Какими материалами и инструментами лучше работать

Все необходимое для правополушарного рисования можно купить в магазинах с канцелярией и товарами для творчества. Вот основной набор того, что может понадобиться:

  1. Деревянная доска или планшет для рисования. Можно заменить плотным картоном, фанерой или даже не слишком тяжелой разделочной доской. На такой основе будет удобно фиксировать лист бумаги.
  2. Плотная бумага для рисования. Эдвардс рекомендует блокноты Strathmore из серии 400 Regular Surface двух размеров, приблизительно соответствующих нашим форматам А4 и А3. Бумага для рисования затонирована, то есть с определенным оттенком. Если берете обычную, затонируйте ее самостоятельно: нанесите легкие штрихи графитным или мягким карандашом, а затем равномерно разотрите тон бумажной салфеткой.
  3. Графитные карандаши разной степени мягкости стержня. Чем мягче карандаш, тем более насыщенными получаются линии. В России карандаши маркируют буквами: М — мягкий, Т — твердый, ТМ — твердо-мягкий. Можно встретить и европейскую маркировку карандашей, где H, hard, — твердый, B, blackness, — мягкий, НВ — твердо-мягкий. Чаще всего в наборе карандашей самый твердый карандаш — 10H, самый мягкий — 10B.
  4. Чернографитная палочка 4B. Из-за отсутствия деревянного корпуса ее еще называют бездревесным карандашом. Как и у обычных графитных карандашей, есть разделение по степени мягкости. Маркировка 4B говорит о том, что это материал средней мягкости. Удобно использовать, например, для набросков или тонирования.
  5. Водорастворимый маркер черного цвета — тот, что можно оттереть влажной салфеткой.
  6. Два вида ластика: пластиковый и резиновый. У Эдвардс — Staedtler Mars и Generals.
  7. Малярный скотч. Нужен, чтобы фиксировать лист бумаги на планшете. Еще скотч можно наклеить по периметру листа, полностью затонировать бумагу, а когда рисунок будет закончен, снять скотч — получится аккуратная белая рамка.
  8. Точилка.
Такой бокс с материалами для правополушарного рисования на сайте Эдвардс стоит 17,5 $. Источник: drawright.com
Такой бокс с материалами для правополушарного рисования на сайте Эдвардс стоит 17,5 $. Источник: drawright.com
На российском маркетплейсе я нашла набор за 1924 ₽, который тоже неплохо подойдет для правополушарного рисования. В нем не хватает одного ластика и точилки, зато больше разных карандашей и палочек. Источник: wildberries.ru
На российском маркетплейсе я нашла набор за 1924 ₽, который тоже неплохо подойдет для правополушарного рисования. В нем не хватает одного ластика и точилки, зато больше разных карандашей и палочек. Источник: wildberries.ru

Необходимые материалы и инструменты весьма незамысловатые. Если не хочется тратиться, поначалу можно и вовсе обойтись пачкой офисной бумаги и простым карандашом с ластиком. Для использования на уроках можно приспособить предметы обихода — тот же видоискатель легко сделать самостоятельно.

Кисти и краски для правополушарного рисования не нужны. Рисунок создают с помощью графических средств: линий, штрихов, точек, пятен. В профессиональных учебниках рисовать учат графитными карандашами разной твердости либо мягкими материалами: углем, сепией  , сангиной  .

В чем польза правополушарного рисования

Развивает образное мышление. А еще мелкую моторику, воображение, умение выражать себя через визуальные образы. Учит видеть не только формы, линии и образы, но и прекрасное в обыденном.

Снимает психологическое напряжение. Во время занятий нормализуется пульс, давление, поднимается настроение. В целом арт-терапия помогает в борьбе с депрессивными состояниями.

Формирует эстетический вкус. Так, дети учатся видеть прекрасное в обыденном. А художественное видение может приходиться в будущем, например при выборе профессии.

Вселяет уверенность, что рисовать может каждый. После прочтения книг Эдвардс испытываешь внутренний подъем и желание творить. Этим ее издания напоминают мне книги, которые я читала раньше, — «Учись видеть. Уроки творческих взлетов» Марины Москвиной и «Путь художника» Джулии Кэмерон.

Что в итоге

  1. Правополушарное рисование — техника обучения, которая нашла поклонников во всем мире и основана на гипотетическом переключении логического Л-режима в творческий П-режим.
  2. Создательница техники Бетти Эдвардс предлагает набор конкретных упражнений для обучения рисованию. Некоторые приемы оригинальны, а некоторые используют и в академическом рисовании.
  3. Многие преподаватели перерабатывают идеи Эдвардс и предлагают свои приемы нетрадиционного рисования. Строго говоря, это уже не не правополушарное рисование, но может быть интересно начинающим художникам.
  4. Основной набор для правополушарного рисования — плотная бумага, карандаши, ластик.
  5. Нет никаких научных подтверждений гипотезы правополушарного рисования. Однако оно, как и любая арт-терапия, развивает образное мышление, расслабляет и вдохновляет.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Какие нестандартные техники рисования вы пробовали? Поделитесь результатами:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество