Мнения
318

Мнение: работодателям нужно менять свое отношение к кандидатам и сотрудникам

12

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Аглая Воронова

Страница автора

Вообще все работодатели ноют, что у них нет кандидатов и не хватает персонала. При этом кандидаты же плачут, ноют: "Да я вот присылаю отклики в режиме нон-стоп, а мне если и присылают, то только отказы!" И я опущу варианты, когда кандидаты не адекватны, или глупы. И опущу варианты, когда идет речь про не "офисные" вакансии (я работаю именно с ИТ и с офисными сотрудниками).

Вопрос вот тут именно в том, что РАБОТОДАТЕЛЯМ НЕ ХВАТАЕТ СОТРУДНИКОВ, но они резко, категорически отказывают кандидатам просто из-за своих "хотелок". Я очень жду, что именно нехватка персонала заставит работодателей изменить свои критерии к кандидатам и сотрудникам, а так же к самой работе.

Вот 100% компаний, которые ПОДДАВАЛИСЬ на требования кандидатов и быстро нашли сотрудников. А тем, кто не может найти сотрудников, я бы посоветовала:

1. Дать удаленку или гибрид, если сама работа не вот про строгую необходимость очного посещения офиса.

Но, блин, нет, нет и нет — работодатели требуют, настаивают, что бы люди работали строго очно, и точка. Вот я искала финансового аналитика (а там нужно было просто работать в excel — при чем работа именно с людьми из других городов). Офис около Кремля в Мск — и дело было тухло, даже с учетом того, что была хорошая зарплата, был хороший соц. пакет и хорошая компания и даже парковка. Искала 4 месяца, было 7 отказов от офферов.

Ровно такого же сотрудника с посещением офиса раз в неделю в попе мира, без "ДМС" я нашла по откликам за 4 дня — и гораздо на меньшие деньги. Но начальство хочет рабов на очные галеры, и все тут.

2. Требовать от людей только саму работу, а еще уважать семейные обстоятельства людей. Было благословенное время для руководителей в 90-ые, когда бедные мамы, если были разведенками без алиментов (а таких было очень много) или с не богатыми мужьями, были готовы ради 100-300 долларов в месяц пахать по 12 часов в сутки. И были готовы оставлять больных детей с бабушками или одних дома (да, в 90-ые годы оставляли больных детей 3-4 лет, если не было добрых бабушек).

Учеба? Фитнес? Спать хотя бы по 6 часов в сутки? Нет. Изволь бросать детей и семью, забывай про себя — и это просто что бы не было голода (это не фигура речи, тогда зарабатывали на ЕДУ, а не на ипотеки, путешествия в Турцию или кредиты на машину). Тогда же мужчины были готовы так же пахать и не видеть своих детей, просто потому что, опять-таки, их семье угрожал просто голод. Бизнесмены 90-ых орали на сотрудников, выливали секретаршам в руки чай, увольняли в один день (мою беременную маму уволили на 5-ом месяце из иностранной компании с белым оформлением), задерживали зарплату и так далее.

При всех минусах жизни сейчас — сейчас такое мало кто стерпит. Женщины хотят уважения к их материнским обязанностям, мужчины хотят видеть детей, а бабушки занятия скандинавской ходьбой, а не сидеть с внуками.

Но нет — работодателям нужны люди, уважать чьи семейные обстоятельства не нужно. Хоть работе никак не мешает забота о семье.

3. Брать людей без профильного опыта работы, которые реально могут сделать работу.

Приведу пример из жизни: была у меня знакомая, Наташа. Она занималась пиаром, и серьезно. Решила уйти в подбор персонала в 34 года. Наташа была умной, работящей, способной к самообучению. Она даже подбирала персонал в нескольких компаниях (пусть и к себе в отдел). Я понимала, что она будет хорошим HR-ом. Но ее не брали не менеджером по персоналу (везде нужен был опыт работы, и все тут!), ее не брали даже ресечером (начинающих спецом по подбору персонала) на 30 тысяч. В итоге лично я попросила директора по персоналу ради Наташи сделать исключение и дать ей шанс стать ресечером в нашей компании. Ради меня пошли на такое вот — и Наташа прошла досрочно испытательный срок, уже через полгода получила повышение. Сейчас, спустя всего 5 лет, она уже директор по персоналу. Но это у Наташи была подруга, которая ей помогла. А сколько таких Наташ?

И вот эти фигровы курсы по прохождению в ИТ — всякое бывает, однако я знаю людей, которые врали про опыт в резюме, врали на собеседовании, реально имели знания… И ОНИ УСПЕШНО РАБОТАЛИ. Вывод: опыт работы в 3-5 лет не был реально необходим для работы, можно было бы просто взять выпускника курсов. И это ИТ! Что говорить там про простые офисные вакансии? Есть очень много вакансий, где очень даже можно взять сотрудника без профильного опыта работы. Нужно просто отследить его возможности, мотивацию, а еще способности к самообучению.

И… нет, ну брать стажера 55 лет — это тоже не очень, но войти в новую для тебя сферу в 30-40 лет можно совершенно спокойно. Но нет: "Аглая, мы не готовы обучать, у нас нет времени!" — ну или: "Мы не хотим рисковать, вдруг эта работа будет ему не по душе и он быстро уйдет?" — плюс: "В 30 лет не готов брать начинающего сотрудника". И сидят они просто без кандидатов. А люди без работы.

4. Деньги. Вы тут ожидаете, что я скажу про то, что работодатели не хотят платить? Кстати, такого я вижу очень мало. Обычно начальники готовы платить примерно столько, сколько ожидают кандидаты. А кандидаты готовы на серьезное снижение своих ожиданий по зарплате, если уважают их семейные обстоятельства, или дают удаленку, или берут их на работу без профильного опыта. Дело не в деньгах.

Нет, ну если какой-то начальник будет готов платить финансовому аналитику 700 тысяч вместо 200, то, наверно, будут много желающих ездить в офис и оставлять больных детей на няню, то деньги решат вопрос, но кому это надо? О том и речь. Вопрос не в деньгах, а именно в том, что я описала выше.

Впереди кризис. Очень интересно как повернет жизнь дальше. Но работодателям нужно менять отношение к сотрудникам. Это и в их интересах.

  • user6120845Ну, не знаю, где там кочевряжатся работодатели. Пошёл на завод в офис на собес, пришёл, говорю, это моя первая работа в двадцать пять (решил не упоминать неофициальное трудоустройство), опыта никакого, саму сферу представляю смутно, а ещё я студент без высшего образования, которому каждые полгода нужен отпуск на месяц в связи с сессией. Зато я знаю английский, который вам нужен, но который не относится к моим будущим обязанностям напрямую, так что могу общаться с коллегами. Взяли. З/п выше средней. ДМС и всё такое прочее.0
  • Роман СНикому нет дела до семейных ценностей сотрудников. работодателю важно чтобы ты исполнял свои обязанности. Случись что с тобой - не заменимых у нас нет. заменят и забудут.2
  • Аглая ВороноваРоман, это ясно и понятно. Но пусть человек просто выполняет обязанности? Без всего остального?2
  • ВеленаИмела когда-то опыт собеседования в два этапа на вакансию в кол-центр, оператором. И все время говорили а) как у них жутко не хватает сотрудников б) как работа у них трудна, не каждому по плечу, как я, МОЖЕТ БЫТЬ, и выдержу (только потому что училась) и что только на год сроком, не меньше. Ах, да. И зп там ниже средней по городу. Вот как-то такого тоже хочется поменьше. А вообще, рассуждения такие, что хорошо было бы больше иметь вакансий для подработки с вменяемой зп. А то курьеры и сборщики- это отлично, но не все могут работать физически. И да, с вашим пунктом про Наташу я согласна чуть более, чем полностью, писала уже об этом. Посмешило, что вы думаете, что сейчас всем хватает на еду) Впрочем, в айти, конечно, зп другие совсем... Средняя зп по хх, как я вижу, - это тысяч 55 так.0
  • ОбезьянаВ целом согласен. Процессы найма, особенно в родной айтишечке - это цирк с конями. Сам, как специалист, провел довольно много собеседований на очень сложные позиции, которые зачастую вел вместе с hr от формирования требований до окончания онбординга. Искать хорошего специалиста, даже без принципиальных закидонов у работодателя - дело непростое. Особенно искать его на непростой проект с хитрым пересечением стеков разработки. И в связи с этим тут одно возражение - я периодически сам выставлял пятилетние гейты по опыту, просто потому что ни на курсах, ни на обычных проектах такого не дадут. Этому вообще не учат, нужно хотя бы что-то релевантное опыту в совершенно разных технологиях, которые за три года тупо не распробуешь. Разве что ты сразу на такой проект попал, но это фактически чудо. И моего времени просто не хватало на то чтобы хотя бы отсмотреть анкеты всех кандидатов и прошерстить их гитхабы, (зачастую с однотипными учебными проектами), когда этот гейт был шире. А надо ж еще основные обязанности успевать. Птушта, ну вы знаете как это - "мы горим!! нам срочно!!11". А кто слушает Обезьяну когда он на этапе планирования говорит что "ресурсов катастрофически мало на ваши хотелки"? Правильно, никто. При этом попадались человеки которые этот гейт все равно проскакивали, будучи уверенные в своих силах и тогда мы садились и я в самом начале очень подробно рассказывал куда именно они влетели. Как правило на этом мы прощались, потому что человек понимал зачем стоял отбойник по опыту.0
  • Скажи, кто«Ради меня пошли на такое» Фига у вас корона)))0
  • Я - не первыйАглая, будьте уверены в кризис нынешние работодатели войдут с тем же отношением к соискателям и сотрудникам. Когда по сути отказалась от KPIво многом (хотя и не умели его считать и раньше), теперь новая фишка ДМС, но зарплата меньше. Ну нет культуры найма и понимания в принципе как э о работает. Пока сотрудника или соискателя не перестанут считать за раба которого надо держать под присмотром в офисе с 9 до 18 даже если, его не могут загрузить работой в это количество времени. Да никто и не стремиться эту культуру развивать. Как были года 2 назад молчаливые отказы, так они остались. Как был обман, что перезвонят, когда просишь сказать причину отказа, так и не перезванивают. Я не вижу что изменилось с тех пор. А насчёт офиса, все же предельно просто. Ну смотрите, если все уйдут на удаленке кем тогда будут руководить все эти замы директора и начальники? Они тогда с анут ненужными, не смогут наорать или же проверить как работается офисному люду. А так ляпота, люди за свой счет с утра едут на работу в толкучке или в пробке, потом же обязательно надо чтобы комп уже к 9 утра включен был, а то ведь конец света наступит, сразу компания крах потерпит.1
  • Я - не первыйРоман, мне надо было с ребёнком сходить к зубному (он просто боиться зубы лечить). Подхожу к руководству отпроситься, но вот такое у меня принципиальное руководство. Нельзя говорят, договаривайтесь не рабочий день. Я говорю как я договорюсь я до 6 работаю, а у врача другой график. А им плевать, нет и все. Зато до 6 отсиди в офисе. Их давно все эти личные нюансы не волнуют.0
  • Я - не первыйuser6120845, а как Вы можете делать вывод на одной своей ситуации и распространять это на всех работодателей?0
  • Я - не первыйВелена, какая подработка, если стажеров брать не готовы. Ну не хотят они учить. Это помните как в Служебном романе "Она думает что человек появляется на свет уже с должностью и зарплатой".2
  • Аглая ВороноваЯ, « Ну смотрите, если все уйдут на удаленке кем тогда будут руководить все эти замы директора и начальники?» - ровно тоже управление. Просто на удаленке.0