Не даю банку сканировать паспорт. Так можно?
В 45 лет я поменял паспорт. Хочу зарегистрировать новые паспортные данные в банках, где обслуживаюсь. Но с одним условием: оригинал документа я даю для внесения данных, а фотографировать или сканировать его категорически запрещаю. Боюсь, что фотографией смогут воспользоваться без разрешения.
Т-Банк, Сбер, ВБРР внесли мои паспортные данные с оригинала без фото, а «Совкомбанк» отказал. Я отправил обращение и за 30 дней не получил письменного ответа.
Также мне ограничили доступ к дебетовым и кредитным картам. Я написал заявление в полицию, ссылаясь на законы о персональных данных и о порядке рассмотрения обращений граждан. На какие нормативные акты я еще могу сослаться? Может, на закон о защите прав потребителей — по нему мне же обязаны предоставлять информацию?
Банк может отказать в обслуживании, если клиент не представляет документы, которые нужны для услуги. Требовать ли копию оригинала, определяет внутренний регламент организации.
Расскажу, почему банки проверяют и копируют паспорта, можно ли этого избежать и как лучше поступить в вашей ситуации.
О чем вы узнаете
Для чего банки хранят и обновляют документы клиентов
Есть несколько ситуаций, когда банк должен идентифицировать клиента — установить и подтвердить его личность.
Когда кто-то хочет стать клиентом банка, тот должен убедиться, что за услугой обратился конкретный человек, а не мошенник с его паспортом. Этого требует и «антиотмывочный» закон.
Паспорт также потребуют при любой операции, которую совершают лично в офисе банка, а не в приложении, — например, когда вы снимаете деньги в кассе или открываете вклад.
При первом заказе дебетовой карты или открытии счета идентификацию проводят все организации, которые переводят деньги или выдают наличные: отделения почты, страховые компании, обменные пункты.
Когда банк обновляет информацию клиентов. Обычно это происходит:
- Для клиентов с низким риском подозрительных операций — раз в три года.
- Для клиентов с высокой степенью такого риска — каждый год.
- Если банк засомневался в достоверности клиентских данных — еще чаще. Например, если через систему электронного взаимодействия или МВД он узнал, что паспорт клиента стал недействительным.
- Когда клиент меняет паспортные данные.
Категорию риска присваивают каждому клиенту, опираясь на внутренний регламент банка и приложение к положению Банка России от 02.03.2012 № 375-П.
В каких случаях банки не просят паспорт клиента
Банк не обязан, но может обойтись без идентификации клиента при платежах до 15 000 ₽, если это:
- платежи от физлиц — например, при оплате ЖКУ в отделении почты;
- переводы без открытия счета;
- выплата выигрыша в лотерее;
- почтовый перевод от человека в организацию или органы муниципальной власти;
- оплата страхования жизни, инвестиционной или пенсионной страховки .
По другим видам страховок, а также при покупке или продаже наличной валюты можно не идентифицировать клиента, когда сумма меньше 40 000 ₽. Но в любом случае, если сотрудник банка заподозрит, что транзакция незаконная, он может потребовать предъявить паспорт.
Банк вправе сам решать, как хранить документы для идентификации или обновления данных клиента, как в вашем случае. Например, могут сделать копии или сканы документов — или обойтись без них, как вам предложили в Т-Банке и Сбере: сотрудник проверил вашу личность и паспорт при вас.
Какую информацию о клиентах собирают банки
Для идентификации банки заполняют анкету клиента . В ней указывают:
- фамилию, имя и отчество, если есть;
- данные документа, удостоверяющего личность;
- сведения о происхождении денег, которые клиент будет вносить на счет;
- гражданство;
- дату рождения;
- адрес регистрации;
- ИНН;
- СНИЛС;
- контактную информацию;
- взаимоотношения, которые клиент планирует установить с банком, — например, стать вкладчиком, зарплатным клиентом или подключить эквайринг.
Форму анкеты банки утверждают сами. Поэтому они вправе запросить и другие документы и информацию о клиенте — например, бумаги, подтверждающие происхождение денег, которые клиент хочет внести на счет.
Анкету хранят, пока клиент пользуется услугами банка, и еще пять лет после расторжения договора обслуживания.
Если у клиента меняются анкетные данные, как в вашем случае с обновлением паспорта, он должен сообщить об этом банку. Если не сделать это вовремя, кредитная организация может приостановить операции по счету, не уведомляя клиента.
Как стать клиентом банка без копии паспорта
Есть два варианта.
Первый — обратиться в банк, который идентифицирует клиента при нем и не берет копию паспорта.
Второй — воспользоваться биометрией или единой биометрической системой, ЕБС. Она позволяет стать клиентом любого банка — достаточно один раз сдать запись голоса и изображение лица, предъявив паспорт.
Когда будете обращаться в кредитные учреждения, вас идентифицируют по запросу в ЕБС и предоставят заказанную услугу. Банк не хранит копию вашего паспорта, а подтверждает личность по сведениям из биометрической системы.
Нарушил ли банк законы о персональных данных и защите прав потребителей
Обращение в полицию в вашей ситуации не поможет: нарушение сроков ответа от кредитной организации скорее в компетенции Центробанка.
Закон о порядке рассмотрения обращений граждан распространяется только на государственные или муниципальные учреждения , а банк опирается на свой регламент работы. Госдума приняла закон, который устанавливает сроки и для банков, но он заработает только с 1 июля 2024 года.
Вы упомянули закон о персональных данных. Разрешая банку их обрабатывать, клиент позволяет хранить его персональную информацию таким способом, который принят в банке.
Вы согласились на обработку ваших данных на условиях банка, поэтому кредиторы не нарушают закон.
Не нарушил банк и закон о защите прав потребителей в части обязанности предоставлять информацию об услугах. Дело в том, что обычно тарифы и условия банковского обслуживания лежат в свободном доступе на официальном сайте банка — можно ознакомиться с ними в любой момент. Клиент соглашается с ними, подписывая анкету для оформления карты.
Что можно сделать в вашем случае
Если регламент банка требует снимать или сканировать копию паспорта, с этим не поспоришь. Остается только поискать банки, которые не требуют копию.
Другой вариант — стать клиентом банка через биометрию, если он поддерживает такую опцию.
Некоторые банки предлагают обновить паспортные данные через авторизацию на госуслугах. Уточните — возможно, такая опция есть и в «Совкомбанке».