Не даю банку сканировать паспорт. Так можно?
В 45 лет я поменял паспорт. Хочу зарегистрировать новые паспортные данные в банках, где обслуживаюсь. Но с одним условием: оригинал документа я даю для внесения данных, а фотографировать или сканировать его категорически запрещаю. Боюсь, что фотографией смогут воспользоваться без разрешения.
Тинькофф, Сбер, ВБРР внесли мои паспортные данные с оригинала без фото, а «Совкомбанк» отказал. Я отправил обращение и за 30 дней не получил письменного ответа.
Также мне ограничили доступ к дебетовым и кредитным картам. Я написал заявление в полицию, ссылаясь на законы о персональных данных и о порядке рассмотрения обращений граждан. На какие нормативные акты я еще могу сослаться? Может, на закон о защите прав потребителей — по нему мне же обязаны предоставлять информацию?
Банк может отказать в обслуживании, если клиент не представляет документы, которые нужны для услуги. Требовать ли копию оригинала, определяет внутренний регламент организации.
Расскажу, почему банки проверяют и копируют паспорта, можно ли этого избежать и как лучше поступить в вашей ситуации.
О чем вы узнаете
Для чего банки хранят и обновляют документы клиентов
Есть несколько ситуаций, когда банк должен идентифицировать клиента — установить и подтвердить его личность.
Когда кто-то хочет стать клиентом банка, тот должен убедиться, что за услугой обратился конкретный человек, а не мошенник с его паспортом. Этого требует и «антиотмывочный» закон.
Паспорт также потребуют при любой операции, которую совершают лично в офисе банка, а не в приложении, — например, когда вы снимаете деньги в кассе или открываете вклад.
При первом заказе дебетовой карты или открытии счета идентификацию проводят все организации, которые переводят деньги или выдают наличные: отделения почты, страховые компании, обменные пункты.
Когда банк обновляет информацию клиентов. Обычно это происходит:
- Для клиентов с низким риском подозрительных операций — раз в три года.
- Для клиентов с высокой степенью такого риска — каждый год.
- Если банк засомневался в достоверности клиентских данных — еще чаще. Например, если через систему электронного взаимодействия или МВД он узнал, что паспорт клиента стал недействительным.
- Когда клиент меняет паспортные данные.
Категорию риска присваивают каждому клиенту, опираясь на внутренний регламент банка и приложение к положению Банка России от 02.03.2012 № 375-П.
В каких случаях банки не просят паспорт клиента
Банк не обязан, но может обойтись без идентификации клиента при платежах до 15 000 ₽, если это:
- платежи от физлиц — например, при оплате ЖКУ в отделении почты;
- переводы без открытия счета;
- выплата выигрыша в лотерее;
- почтовый перевод от человека в организацию или органы муниципальной власти;
- оплата страхования жизни, инвестиционной или пенсионной страховки .
По другим видам страховок, а также при покупке или продаже наличной валюты можно не идентифицировать клиента, когда сумма меньше 40 000 ₽. Но в любом случае, если сотрудник банка заподозрит, что транзакция незаконная, он может потребовать предъявить паспорт.
Банк вправе сам решать, как хранить документы для идентификации или обновления данных клиента, как в вашем случае. Например, могут сделать копии или сканы документов — или обойтись без них, как вам предложили в Тинькофф и Сбере: сотрудник проверил вашу личность и паспорт при вас.
Какую информацию о клиентах собирают банки
Для идентификации банки заполняют анкету клиента . В ней указывают:
- фамилию, имя и отчество, если есть;
- данные документа, удостоверяющего личность;
- сведения о происхождении денег, которые клиент будет вносить на счет;
- гражданство;
- дату рождения;
- адрес регистрации;
- ИНН;
- СНИЛС;
- контактную информацию;
- взаимоотношения, которые клиент планирует установить с банком, — например, стать вкладчиком, зарплатным клиентом или подключить эквайринг.
Форму анкеты банки утверждают сами. Поэтому они вправе запросить и другие документы и информацию о клиенте — например, бумаги, подтверждающие происхождение денег, которые клиент хочет внести на счет.
Анкету хранят, пока клиент пользуется услугами банка, и еще пять лет после расторжения договора обслуживания.
Если у клиента меняются анкетные данные, как в вашем случае с обновлением паспорта, он должен сообщить об этом банку. Если не сделать это вовремя, кредитная организация может приостановить операции по счету, не уведомляя клиента.
![Например, действующие клиенты Тинькофф должны в течение семи дней уведомить банк о любых изменениях в анкете. Источник: tinkoff.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/pasport-ne-snimat-01.1a0ccnii0erz..png)
![А в условиях договора банковского обслуживания Тинькофф указывает, что банк вправе запрашивать любые документы, чтобы принять решение о заключении договора. Источник: tinkoff.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/pasport-ne-snimat-02.d70km2bfxxxx..png)
Как стать клиентом банка без копии паспорта
Есть два варианта.
Первый — обратиться в банк, который идентифицирует клиента при нем и не берет копию паспорта.
Второй — воспользоваться биометрией или единой биометрической системой, ЕБС. Она позволяет стать клиентом любого банка — достаточно один раз сдать запись голоса и изображение лица, предъявив паспорт.
Когда будете обращаться в кредитные учреждения, вас идентифицируют по запросу в ЕБС и предоставят заказанную услугу. Банк не хранит копию вашего паспорта, а подтверждает личность по сведениям из биометрической системы.
![Многие банки предлагают открыть счет или заказать карту онлайн через ЕБС, при помощи биометрии. Источник: ebs.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/pasport-ne-snimat-03.2vf5fyix8gwf..png)
Нарушил ли банк законы о персональных данных и защите прав потребителей
Обращение в полицию в вашей ситуации не поможет: нарушение сроков ответа от кредитной организации скорее в компетенции Центробанка.
Закон о порядке рассмотрения обращений граждан распространяется только на государственные или муниципальные учреждения , а банк опирается на свой регламент работы. Госдума приняла закон, который устанавливает сроки и для банков, но он заработает только с 1 июля 2024 года.
Вы упомянули закон о персональных данных. Разрешая банку их обрабатывать, клиент позволяет хранить его персональную информацию таким способом, который принят в банке.
Вы согласились на обработку ваших данных на условиях банка, поэтому кредиторы не нарушают закон.
![Например, в согласии на обработку персональных данных Тинькофф указывает разные способы работы с ними. Источник: tinkoff.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/pasport-ne-snimat-04.6cb9lhooplqy..png)
Не нарушил банк и закон о защите прав потребителей в части обязанности предоставлять информацию об услугах. Дело в том, что обычно тарифы и условия банковского обслуживания лежат в свободном доступе на официальном сайте банка — можно ознакомиться с ними в любой момент. Клиент соглашается с ними, подписывая анкету для оформления карты.
Что можно сделать в вашем случае
Если регламент банка требует снимать или сканировать копию паспорта, с этим не поспоришь. Остается только поискать банки, которые не требуют копию.
Другой вариант — стать клиентом банка через биометрию, если он поддерживает такую опцию.
Некоторые банки предлагают обновить паспортные данные через авторизацию на госуслугах. Уточните — возможно, такая опция есть и в «Совкомбанке».