Не даю банку скани­ровать паспорт. Так можно?

11
Аватар автора

Броникус Моникус

спросил в Сообществе

Страница автора

В 45 лет я поменял паспорт. Хочу зарегистрировать новые паспортные данные в банках, где обслуживаюсь. Но с одним условием: оригинал документа я даю для внесения данных, а фотографировать или сканировать его категорически запрещаю. Боюсь, что фотографией смогут воспользоваться без разрешения.

Т⁠-⁠Банк, Сбер, ВБРР внесли мои паспортные данные с оригинала без фото, а «Совкомбанк» отказал. Я отправил обращение и за 30 дней не получил письменного ответа.

Также мне ограничили доступ к дебетовым и кредитным картам. Я написал заявление в полицию, ссылаясь на законы о персональных данных и о порядке рассмотрения обращений граждан. На какие нормативные акты я еще могу сослаться? Может, на закон о защите прав потребителей — по нему мне же обязаны предоставлять информацию?

Аватар автора

Елена Грудинина

помогает клиентам с кредитами

Страница автора

Банк может отказать в обслуживании, если клиент не представляет документы, которые нужны для услуги. Требовать ли копию оригинала, определяет внутренний регламент организации.

Расскажу, почему банки проверяют и копируют паспорта, можно ли этого избежать и как лучше поступить в вашей ситуации.

Для чего банки хранят и обновляют документы клиентов

Есть несколько ситуаций, когда банк должен идентифицировать клиента — установить и подтвердить его личность.

Когда кто-то хочет стать клиентом банка, тот должен убедиться, что за услугой обратился конкретный человек, а не мошенник с его паспортом. Этого требует и «антиотмывочный» закон.

Паспорт также потребуют при любой операции, которую совершают лично в офисе банка, а не в приложении, — например, когда вы снимаете деньги в кассе или открываете вклад.

При первом заказе дебетовой карты или открытии счета идентификацию проводят все организации, которые переводят деньги или выдают наличные: отделения почты, страховые компании, обменные пункты.

Когда банк обновляет информацию клиентов. Обычно это происходит:

  1. Для клиентов с низким риском подозрительных операций — раз в три года.
  2. Для клиентов с высокой степенью такого риска — каждый год.
  3. Если банк засомневался в достоверности клиентских данных — еще чаще. Например, если через систему электронного взаимодействия или МВД он узнал, что паспорт клиента стал недействительным.
  4. Когда клиент меняет паспортные данные.

В каких случаях банки не просят паспорт клиента

Банк не обязан, но может обойтись без идентификации клиента при платежах до 15 000 ₽, если это:

  • платежи от физлиц — например, при оплате ЖКУ в отделении почты;
  • переводы без открытия счета;
  • выплата выигрыша в лотерее;
  • почтовый перевод от человека в организацию или органы муниципальной власти;
  • оплата страхования жизни, инвестиционной или пенсионной страховки  .

По другим видам страховок, а также при покупке или продаже наличной валюты можно не идентифицировать клиента, когда сумма меньше 40 000 ₽. Но в любом случае, если сотрудник банка заподозрит, что транзакция незаконная, он может потребовать предъявить паспорт.

Банк вправе сам решать, как хранить документы для идентификации или обновления данных клиента, как в вашем случае. Например, могут сделать копии или сканы документов — или обойтись без них, как вам предложили в Т⁠-⁠Банке и Сбере: сотрудник проверил вашу личность и паспорт при вас.

Какую информацию о клиентах собирают банки

Для идентификации банки заполняют анкету клиента  . В ней указывают:

  • фамилию, имя и отчество, если есть;
  • данные документа, удостоверяющего личность;
  • сведения о происхождении денег, которые клиент будет вносить на счет;
  • гражданство;
  • дату рождения;
  • адрес регистрации;
  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • контактную информацию;
  • взаимоотношения, которые клиент планирует установить с банком, — например, стать вкладчиком, зарплатным клиентом или подключить эквайринг.

Форму анкеты банки утверждают сами. Поэтому они вправе запросить и другие документы и информацию о клиенте — например, бумаги, подтверждающие происхождение денег, которые клиент хочет внести на счет.

Анкету хранят, пока клиент пользуется услугами банка, и еще пять лет после расторжения договора обслуживания.

Если у клиента меняются анкетные данные, как в вашем случае с обновлением паспорта, он должен сообщить об этом банку. Если не сделать это вовремя, кредитная организация может приостановить операции по счету, не уведомляя клиента.

Например, действующие клиенты Т⁠-⁠Банка должны в течение семи дней уведомить банк о любых изменениях в анкете. Источник: tinkoff.ru
Например, действующие клиенты Т⁠-⁠Банка должны в течение семи дней уведомить банк о любых изменениях в анкете. Источник: tinkoff.ru
А в условиях договора банковского обслуживания Т⁠-⁠Банка указывает, что банк вправе запрашивать любые документы, чтобы принять решение о заключении договора. Источник: tinkoff.ru
А в условиях договора банковского обслуживания Т⁠-⁠Банка указывает, что банк вправе запрашивать любые документы, чтобы принять решение о заключении договора. Источник: tinkoff.ru

Как стать клиентом банка без копии паспорта

Есть два варианта.

Первый — обратиться в банк, который идентифицирует клиента при нем и не берет копию паспорта.

Второй — воспользоваться биометрией или единой биометрической системой, ЕБС. Она позволяет стать клиентом любого банка — достаточно один раз сдать запись голоса и изображение лица, предъявив паспорт.

Когда будете обращаться в кредитные учреждения, вас идентифицируют по запросу в ЕБС и предоставят заказанную услугу. Банк не хранит копию вашего паспорта, а подтверждает личность по сведениям из биометрической системы.

Многие банки предлагают открыть счет или заказать карту онлайн через ЕБС, при помощи биометрии. Источник: ebs.ru
Многие банки предлагают открыть счет или заказать карту онлайн через ЕБС, при помощи биометрии. Источник: ebs.ru

Нарушил ли банк законы о персональных данных и защите прав потребителей

Обращение в полицию в вашей ситуации не поможет: нарушение сроков ответа от кредитной организации скорее в компетенции Центробанка.

Закон о порядке рассмотрения обращений граждан распространяется только на государственные или муниципальные учреждения  , а банк опирается на свой регламент работы. Госдума приняла закон, который устанавливает сроки и для банков, но он заработает только с 1 июля 2024 года.

Вы упомянули закон о персональных данных. Разрешая банку их обрабатывать, клиент позволяет хранить его персональную информацию таким способом, который принят в банке.

Вы согласились на обработку ваших данных на условиях банка, поэтому кредиторы не нарушают закон.

Например, в согласии на обработку персональных данных Т⁠-⁠Банк указывает разные способы работы с ними. Источник: tinkoff.ru
Например, в согласии на обработку персональных данных Т⁠-⁠Банк указывает разные способы работы с ними. Источник: tinkoff.ru

Не нарушил банк и закон о защите прав потребителей в части обязанности предоставлять информацию об услугах. Дело в том, что обычно тарифы и условия банковского обслуживания лежат в свободном доступе на официальном сайте банка — можно ознакомиться с ними в любой момент. Клиент соглашается с ними, подписывая анкету для оформления карты.

Что можно сделать в вашем случае

Если регламент банка требует снимать или сканировать копию паспорта, с этим не поспоришь. Остается только поискать банки, которые не требуют копию.

Другой вариант — стать клиентом банка через биометрию, если он поддерживает такую опцию.

Некоторые банки предлагают обновить паспортные данные через авторизацию на госуслугах. Уточните — возможно, такая опция есть и в «Совкомбанке».

Елена ГрудининаА как вы реагируете, когда копируют ваши документы?
  • Забаненый за правдуНу как же не давать-нужно чтобы обновились разворованные базы данных и было что продавать мошенникам)16
  • DmitryСовет по сдаче биометрии - очень сомнительный, ее утечка будет иметь куда больше последствий, чем утечка данных паспорта.17
  • Alexanderплюсую. паспорт можно поменять, а вот биометрию -- нет4
  • Alexanderхз какие там параметры отслеживаются и меняет ли их операция. А на голос ещё более стрёмно.0
  • Андрей ЦимбалЕлена сразу видно что грамотностью в финансовой системе не обладаете и не знаете весь механизм работы финансовой системы ваш паспорт это ваше имущество вопрос почему вы его отдаете легко банку и без возмездного приобретения чего то ? по сути вы свое лицо отдаете в банк поработать акционером ничего не прося в замен у вас есть паспорт государственный (оригинальный профайл личности) и паспорт рф( дубликат личности ) через надпись в паспорте цифры метрической подписи превращаются в сертификат как е-сим например,так банки могут работать с бенефициаром и с опекаемым через паспорт забирая у него за предоставление услуг транзакций созданы два дубликата персонального лица в котором один из дубликатов (государственный) получет все преференции государства а второй толко меньшую чась В силу п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая (п. 1 ст. 19 Гражданского кодекса Российской Федерации). Получается банк копирует права и получает согласие на исползование прав на права гражданина через его физическое лицо что является кражей прав4
  • NnnDmitry, получается статья вообще не о чем. В статье предлагают найти такой банк где не требуется скан паспорта и стать их клиентом. А если я деньги клала в банк по одним условиям, а когда пришла в банк их забирать, то у них уже другие условия, что они должны усиленно собирать персональные данные. При этом банк не уведомляет меня, что у них поменялось, мол ищите все изменения на нашем сайте. Также я с банком никаких соглашений не подписывала, что я разрешаю собирать мои персональные данные, а мне объявляют, что без их предоставления деньги я назад не получу. Как так? И что делать? Получается ни один закон нас не защищает, а только банки.1
  • АлексейЯ понимаю если вы находитесь в офисе банка, можно довериться,но когда приходит тетя с кислой мордой и приказывая вам сфоткаться с паспортом , кто она? Предложил переписать данные, ее это не устроило.Банк утверждает , что она курьер обучена и под контролем сб, я по ее красным губам должен в этом убедиться, предложил сфоткать ее с паспортом, по моему мнению права у нас равные,я же тоже клиент банка втб дернулась и пошла.1
  • АлексейОчень плохо, страдаю от взятого кредита на копию моего паспорта, в другом городе, сужусь с 11 года, с банком траст быстро доказал, что я не я,а вот этот банк оказался сам мошенником продал данные коллекторской службе феникс , ну а им законы и решения судов по барабану , штрафы конские платят, уже наверное больше денег отдали.продолжают через мировые суды меня беспокоить.0
  • СПЯ не даю копировать и сканировать свои документы, и этим создаю себе очень много проблем. Но, думаю, все это стоит того чтобы избежать рисков попадания моих документов в руки мошенников, и потом доказывать, что это не я брал кредит. А вообще, очень жаль, что не смотря на высокие риски, когда из всех "утюгов" нам кричат не предоставляйте свои персональные данные, банки и другие организации отказывают в предоставлении услуг без сканирования документа. При том, что по 115-ФЗ не требуется безусловно копии документов, а можно предоставить сведения об их реквизитах. Юристы ссылаются на 115-ФЗ (финансовый мониторинг), 262-П, 28-И. В первых двух речь идет только о реквизитах документа, а в 28-И еще в 2008 году внесено изменение - "1.8. Банк обязан располагать копиями документов ((либо сведениями об их реквизитах)), удостоверяющих личность клиента или лица, личность которого необходимо установить при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту)."1
  • Анна ИванцоваТ-Банк всеми правками и неправдами пытается получить данные, несмотря на то, что оснований нет. Актуальность паспорта можно проверить самостоятельно, но банк, зная, что он актуальный, что совсем недавно была проверка, все равно ищет лазейки, особенно ему хочется получить доступ через Госуслуги, на что категорически нельзя соглашаться! И все это под прикрытием удобства для клиентов.0