Однажды я взяла кредит в одном не самом известном банке. Кредит давно выплатила, счетов там нет, но банк без моего согласия постоянно оформляет кредитные карты, которые висят в личном кабинете. Их можно активировать нажатием одной кнопки, что мне совершенно не нравится.
Я ходила в отделение, чтобы закрыть одну из неактивированных карт, но ничего так и не сделали. Можно ли отозвать персональные данные у банка, чтобы они больше ничего не оформляли без моего ведома?
Скорее всего, банк оформляет вам кредитки, потому что у него есть согласие не только на обработку ваших персональных данных, но и на проверку вашей кредитной истории.
Расскажу, что сделать, чтобы больше не получать такие предложения.
Для чего банк берет согласие на обработку персональных данных
До одобрения кредита банк проверяет заемщика по разным каналам: МВД, ФССП, в налоговой и бюро кредитных историй. Это считается обработкой персональных данных, которую нельзя проводить без согласия клиента, поэтому банк его и запрашивает. Без таких сведений кредит не выдадут.
Вот какие персональные данные обычно используют банки:
- ФИО.
- Дату и место рождения.
- Паспортные данные.
- Номер телефона.
- Информацию о месте работы, работодателе и зарплате.
Чаще всего в согласие на обработку персональных данных банки включают и согласие на проверку кредитной истории.
Скорее всего, вы дали согласие и на обработку персональных данных, и на проверку кредитной истории, когда брали тот единственный кредит. Долг погасили, а согласия еще действуют. Банк проверяет вашу кредитную историю, видит, что вы надежный заемщик, и предлагает вам оформить новые продукты.
Как отозвать согласия у банка
Согласие на проверку кредитной истории. Чтобы не получать предложения о новых кредитах, достаточно отозвать согласие на проверку кредитной истории. Без него банк не сможет одобрять кредитки, а значит, они не будут висеть у вас в приложении. Максимум — предложит вам самостоятельно подать заявку на кредит. Но с таким предложением может столкнуться любой клиент банка.
Чтобы отозвать согласие на проверку кредитной истории, обратитесь в банк удобным способом, например в чате мобильного приложения или по телефону. В законе не указан срок, в который кредитная организация обязана отменить такое согласие, поэтому банки действуют по-разному. Одним нужно три-пять рабочих дней, другим — 10—20 минут.
Согласие на обработку персональных данных. С ним чуть сложнее. Отозвать такое согласие получится, если у вас нет других продуктов банка, например дебетовой карты или накопительного счета. Если что-то из этого есть, то без обработки ваших данных банк попросту не сможет исполнять договор.
Если вы не планируете работать с банком дальше и закрыли все продукты, можете отозвать согласие на обработку персональных данных. Для этого нужно написать заявление — форма и способ подачи у каждого банка свои. А выполнить запрос любой банк должен в течение 30 дней. После истечения этого срока обработку персональных данных должны прекратить.
Как закрыть неактивированную карту
Чтобы закрыть кредитную карту, нужно подать письменное заявление на закрытие карты и счета. Это не обязательно делать в офисе банка — подать такой запрос можно в личном кабинете на сайте или в чате мобильного приложения.
Если по кредитной карте есть задолженность, сначала нужно ее погасить и только потом подавать заявление. Обычно счет кредитки закрывают до 30—45 дней. Это связано с особенностями обработки операций по картам: они происходят с опозданием.
Срок закрытия указан в договоре банковского обслуживания с клиентом. Если банк не закрывает карту вовремя, можете написать претензию.
Из вашего вопроса не ясно, открыл ли банк вам счет. Скорее всего, пока он только забронировал его для вас. Если вы активируете карту, счет откроется. Если нет — аннулируется. Но порядок закрытия кредитки от этого не меняется.
Что делать, если банк не закрывает неактивированную карту
Если банк не выполнил требование о закрытии карты, можно пожаловаться в Центробанк. Самый удобный способ это сделать — через интернет-приемную.
В обращении кратко изложите суть проблемы — примерно так, как описали в своем вопросе. По возможности приложите доказательства. Например, скриншот предыдущего обращения и ответ банка.
ЦБ рассмотрит жалобу за 30 рабочих дней. Оповещение об итогах придет на электронную почту.
Что в итоге
Чтобы банк перестал выдавать кредитные карты, отзовите согласие на проверку кредитной истории. Отзывать согласие на обработку персональных данных не обязательно.
Неактивированную карту можно закрыть так же, как обычную. Для этого нужно подать заявление в офисе банка, на его сайте или в приложении.
Тинькофф банк тоже сделал плашку с кредитом на 15 млн прямо под активным счетом, то есть нажать очень легко. Я написала в поддержку с просьбой убрать в личном порядке тк мне это мешает, на что получила ответы: 1-й «а точно надо убирать?если вдруг деньги понадобятся, то вот уже есть», я ответила, что точно. 2-й ответ был такой «убрать технически невозможно, плашка уйдёт через 3 месяца».
Ненавижу такое, удивительно, что Т-Ж пишет об этом, когда в банке Тинькофф точно такая же проблема.
Ариша_PRO, у меня было то же самое, в итоге убрали через 10 минут
Иванка, значит агенты поддержки работают по-разному...
Ариша_PRO, мне тоже сначала написали про 3 месяца, в итоге я включила режим "бабка на кассе" и приготовилась долго ругаться, но и пары гневных сообщений хватило
Ариша_PRO, мне тоже так отвечали, пока я не написал, что тогда буду уходить от этого банка, и техническая возможность появилась.
Плюсую. Поделитесь опытом, ну невозможно уже. Неоднократно оставлял просьбу не перезванивать и не слать смс через горячие линии - не помогает
Karl, письменно отзываете согласие на получение рекламы, любым документально подтверждаемым способом - либо почтой с описью, либо в двух экземплярах, а так, что бы на втором оставили отметку о принятии. В случае игнора жалуетесь в ФАС - там штрафы огого какие. Должны перестать
Отзывала согласие на обработку перс.данных у Тинькофф :) Надоели рекламные звонки о предложении кредитов. А т.к. без согласия банк не может оказывать услуги, то закрыла все счета и в конце отозвала согласие. Когда заявку обработали, меня ожидаемо выкинуло из приложения. А главное - прекратились звонки! Жаль, что пришлось расстаться, но ни один другой банк мне так не докучал :(
При заключении кредитного договора требуется подписать согласие на обработку персональных данных. В этом согласии помимо обязательных условий, касающихся кредитного договора, прописаны передача данных партнерам для продвижения своих услуг и услуг партнёров.
Можно ли как-то дать своё согласие только на часть обязательных для кредитного договора условий данного соглашения либо частично отозвать согласие уже во время действия договора? Банк ещё может перестать присылать рекламу по просьбе, а вот до их «партнеров» не достучаться.
Отзывала в Сбере. Нашлись какие-то счета, которые должны были быть закрыты, но этого не сделали. В итоге у меня заняло все это мероприятие довольно много времени
Яна, где именно?
Отзывал, оставлял заявление в офисе Росбанка. Всё отозвали успешно.
Отзывал, и не у одного банка. Всё было успешно — после отзыва банки меня больше не беспокоили
Автор! Читаю у вас в тексте что: "Для этого нужно написать заявление — форма и способ подачи у каждого банка свои". А можно узнать, что вот наш закон о персональных данных позволяет отзывать их тем же способом, что и предоставлял свои персональные данные, но некоторые банки это игнорируют. Например, открывал когда-то виртуальную карту через мобильное приложение в одном крупном банке РФ. Конечно, при этом я внёс в электронную форму оформления этой карты все свои персональные данные. Затем в этом приложении случился глюк, который они не могли исправить 3 недели. В итоге я решил больше не пользоваться этим приложением и спросил у банка, что как я могу отозвать свои персональные данные. На что тот ответил или по почте перешлите нам теперь своё заявление или ищите наше отделение и ножками идите туда решать вопрос. И то и то мне неудобно, накладно по деньгам и отнимает время. Тогда я им напомним про Закон о персональных данных и что он дает гражданам право отзывать свои персданные тем способом, что и гражданин подавал. Короче я им предложило, что давайте я напишу вам своё заявление об отзыве своих персданных, сфотографирую его и отправлю на ваш имейл, но банк просто отказал в этом варианте, хотя я писал жалобы и в ЦБ и в РКН и оттуда пришли ответы, что ТИПА вы правы.
Так что там реально в законе сказано про отзыв персданных - могу я их отозвать из банка тем же способом, что и подавал? И если банк упорствует в этом случае, то что делать? Спасибо за разъяснения заранее!
Я писала жалобу в ЦБ, когда увидела, что мою кредит.историю запрашивал банк, с которым на тот момент не было никаких отношений.
Но вообще безобразие, банки ходят в твою кредит.историю не тогда, когда ты просишь кредит, а когда им надо
Марина, что ответил ЦБ?
Инспектор, ответили, что оштрафовали их. Меня это устроило)
Марина, спасибо. Надо написать значит) Обращалась в само БКИ по такому же вопросу, на что пришла отписка по сути, без внятных объяснений
Яна, это не те согласия, это согласия данные государственным органам для работы с ЕПГУ