Мнение: перед тем, как начать изучать иностранный язык, стоит оценить себя
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Вам встречалась реклама курсов английского, которая обещает, что уже через два месяца вы свободно заговорите на языке? Мне да. А еще мне периодически встречаются клиенты, которые просят подготовить их к IELTS на балл 7 (Advanced) с нуля за полгода. Когда я объясняю, что я должна их протестировать и поработать с ними некоторое время, чтобы понять, насколько это реально, они отправляются на поиски другого преподавателя, который им гарантирует результат. Кто же тут прав? Со стороны клиента ситуация выглядит так: жадный до денег и не очень профессиональный репетитор заманивает в свои сети, чтобы потом на протяжении десятилетий стричь немаленькие деньги без гарантированного успеха.
А теперь объясню, как вижу эту ситуацию я. Основная ошибка клиента кроется в том, что при подходе “желаемый результат за определенный срок” он исключает из процесса обучения себя как личность. Такой клиент видит себя чем-то вроде стакана, который нужно наполнить жидкостью до определенного уровня в указанные сроки. Но, к сожалению или к счастью, человек не стакан, и каждый из нас обладает своими уникальными свойствами: памятью, способностью к концентрации, способностью контролировать свои ошибки. И именно эти свойства, а не количество потраченных часов, во многом будут определять скорость прогресса и зачастую максимальный уровень, который вообще возможно достичь.
Так как я специализируюсь на IELTS, буду иллюстрировать свою мысль на примере этого экзамена. С небольшой временной разницей у меня занимались два студента. Студент номер 1 пришел с уровнем примерно 6.5 (Upper-Intermediate), и через полгода на экзамене ему удалось получить 8 (Advanced+). Чудо, не так ли, особенно если учесть, что многие сидят на уровне Intermediate-Upper-Intermediate годами? Не совсем. Этот студент за полгода прошел полный курс грамматики уровня Advanced+, усваивая все правила с первого раза и употребляя их практически безошибочно в письменной и устной речи. Также, мы активировали спящий словарный запас (у меня есть отличная самодельная методика, которая позволяет это сделать), а также расширили активный. Наконец, этот студент отличался большой стрессоустойчивостью, хорошим логическим мышлением и интересом к актуальным проблемам современности (от окружающей среды до искусства). Итого, балл 7 за письменную часть, балл 8 за говорение, и общий балл 8.
Теперь студент номер 2. Пришел ко мне с практически нулевым уровнем после полугода занятий на курсах: не знал, что такое глагол to be и не мог построить простейшее предложение. Цель была 6 (начальный Upper-Intermediate) через полгода при интенсивных занятиях (4-6 часов в неделю плюс домашние задания). Амбициозная цель, но, учитывая скорость прохождения первых уровней, достижимая. Стандартный расклад у меня выглядит так: балл 6 за Чтение и Аудирование, балл 5.5 за Говорение и Письмо — и балл 6 Overall у Вас в кармане. Что же вышло на практике? На практике мы столкнулись с рядом проблем. Во-первых, это низкая концентрация и скорость восприятия и обработки информации. При достаточном количестве выученных во время курса лексики и грамматики результаты варьировались от 1-2 правильных ответов из 10 в условиях, приближенных к экзамену до 8-9 правильных ответов без ограничений по времени. Второй пункт — контроль ошибок. Вы замечали, кто какие-то люди годами говорят на английском и делают одни и те же базовые ошибки, а другие говорят практически без ошибок? Помимо прочих факторов, это связано со способностью мозга распознавать ошибки и не допускать их. У этого студента способность к контролю ошибок оказалась низкой. И в письме, и в речи грамматические формы либо выбирались произвольно, либо придумывались из головы. Лексика тоже страдала: к примеру, вместо существительного могло быть использовано прилагательное из этой семьи слов (например, вместо beauty-beautiful). Итого, вместо предложения “Beauty plays the key role in the fashion industry.” получалось “Beautiful playing keys role in the fashions industry.” Такие искажения влияли на само понимание текста: из-за многочисленных ошибок ответы становились просто непонятными. При этом, во время обсуждения своих ошибок студент самостоятельно исправлял почти все: ярчайшая иллюстрация того, что знание правил не равно навыку их употребления. Как итог, общий балл получился 4.5 (pre-intermediate) — неплохо для начинающего, но существенно ниже, чем хотелось бы. Это не значит, что такой балл — потолок. Это значит, что человеку с такими особенностями потребуется гораздо больше, чем полгода-год, чтобы достичь высокого результата.
Какой вывод можно сделать из этой статьи? Перед тем, как приступить к подготовке к международному экзамену типа IELTS, да и просто к изучению языка, попробуйте оценить себя. Каковы Ваши способности к концентрации? Как быстро Вы обрабатываете информацию? Хорошая ли у Вас память на слова? Много ли в речи ошибок, от которых Вы годами не можете избавиться? Это, конечно, только некоторые аспекты, которые будут влиять на скорость Вашего прогресса, но они все равно позволят Вам более реалистично посмотреть на свои перспективы. Повторюсь, обилие ошибок и “медленное” мышление не означают, что Вы никогда не достигнете желаемого балла. Они означают, что Вам может потребоваться больше, а то и гораздо больше времени, чем среднестатистическому человеку.
Остались вопросы? Задавайте в комментариях, постараюсь на них ответить.