Мнения
170

Мнение: перед тем, как начать изучать иностранный язык, стоит оценить себя

16

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Екатерина К

Страница автора

Вам встречалась реклама курсов английского, которая обещает, что уже через два месяца вы свободно заговорите на языке? Мне да. А еще мне периодически встречаются клиенты, которые просят подготовить их к IELTS на балл 7 (Advanced) с нуля за полгода. Когда я объясняю, что я должна их протестировать и поработать с ними некоторое время, чтобы понять, насколько это реально, они отправляются на поиски другого преподавателя, который им гарантирует результат. Кто же тут прав? Со стороны клиента ситуация выглядит так: жадный до денег и не очень профессиональный репетитор заманивает в свои сети, чтобы потом на протяжении десятилетий стричь немаленькие деньги без гарантированного успеха.

А теперь объясню, как вижу эту ситуацию я. Основная ошибка клиента кроется в том, что при подходе “желаемый результат за определенный срок” он исключает из процесса обучения себя как личность. Такой клиент видит себя чем-то вроде стакана, который нужно наполнить жидкостью до определенного уровня в указанные сроки. Но, к сожалению или к счастью, человек не стакан, и каждый из нас обладает своими уникальными свойствами: памятью, способностью к концентрации, способностью контролировать свои ошибки. И именно эти свойства, а не количество потраченных часов, во многом будут определять скорость прогресса и зачастую максимальный уровень, который вообще возможно достичь.

Так как я специализируюсь на IELTS, буду иллюстрировать свою мысль на примере этого экзамена. С небольшой временной разницей у меня занимались два студента. Студент номер 1 пришел с уровнем примерно 6.5 (Upper-Intermediate), и через полгода на экзамене ему удалось получить 8 (Advanced+). Чудо, не так ли, особенно если учесть, что многие сидят на уровне Intermediate-Upper-Intermediate годами? Не совсем. Этот студент за полгода прошел полный курс грамматики уровня Advanced+, усваивая все правила с первого раза и употребляя их практически безошибочно в письменной и устной речи. Также, мы активировали спящий словарный запас (у меня есть отличная самодельная методика, которая позволяет это сделать), а также расширили активный. Наконец, этот студент отличался большой стрессоустойчивостью, хорошим логическим мышлением и интересом к актуальным проблемам современности (от окружающей среды до искусства). Итого, балл 7 за письменную часть, балл 8 за говорение, и общий балл 8.

Теперь студент номер 2. Пришел ко мне с практически нулевым уровнем после полугода занятий на курсах: не знал, что такое глагол to be и не мог построить простейшее предложение. Цель была 6 (начальный Upper-Intermediate) через полгода при интенсивных занятиях (4-6 часов в неделю плюс домашние задания). Амбициозная цель, но, учитывая скорость прохождения первых уровней, достижимая. Стандартный расклад у меня выглядит так: балл 6 за Чтение и Аудирование, балл 5.5 за Говорение и Письмо — и балл 6 Overall у Вас в кармане. Что же вышло на практике? На практике мы столкнулись с рядом проблем. Во-первых, это низкая концентрация и скорость восприятия и обработки информации. При достаточном количестве выученных во время курса лексики и грамматики результаты варьировались от 1-2 правильных ответов из 10 в условиях, приближенных к экзамену до 8-9 правильных ответов без ограничений по времени. Второй пункт — контроль ошибок. Вы замечали, кто какие-то люди годами говорят на английском и делают одни и те же базовые ошибки, а другие говорят практически без ошибок? Помимо прочих факторов, это связано со способностью мозга распознавать ошибки и не допускать их. У этого студента способность к контролю ошибок оказалась низкой. И в письме, и в речи грамматические формы либо выбирались произвольно, либо придумывались из головы. Лексика тоже страдала: к примеру, вместо существительного могло быть использовано прилагательное из этой семьи слов (например, вместо beauty-beautiful). Итого, вместо предложения “Beauty plays the key role in the fashion industry.” получалось “Beautiful playing keys role in the fashions industry.” Такие искажения влияли на само понимание текста: из-за многочисленных ошибок ответы становились просто непонятными. При этом, во время обсуждения своих ошибок студент самостоятельно исправлял почти все: ярчайшая иллюстрация того, что знание правил не равно навыку их употребления. Как итог, общий балл получился 4.5 (pre-intermediate) — неплохо для начинающего, но существенно ниже, чем хотелось бы. Это не значит, что такой балл — потолок. Это значит, что человеку с такими особенностями потребуется гораздо больше, чем полгода-год, чтобы достичь высокого результата.

Какой вывод можно сделать из этой статьи? Перед тем, как приступить к подготовке к международному экзамену типа IELTS, да и просто к изучению языка, попробуйте оценить себя. Каковы Ваши способности к концентрации? Как быстро Вы обрабатываете информацию? Хорошая ли у Вас память на слова? Много ли в речи ошибок, от которых Вы годами не можете избавиться? Это, конечно, только некоторые аспекты, которые будут влиять на скорость Вашего прогресса, но они все равно позволят Вам более реалистично посмотреть на свои перспективы. Повторюсь, обилие ошибок и “медленное” мышление не означают, что Вы никогда не достигнете желаемого балла. Они означают, что Вам может потребоваться больше, а то и гораздо больше времени, чем среднестатистическому человеку.

Остались вопросы? Задавайте в комментариях, постараюсь на них ответить.

  • Анна МещеряковаА разве не от мотивации зависит вовлеченность и желание концентрироваться?0
  • Екатерина КАнна, к сожалению, не полностью. С одной стороны, действительно, вовлеченность в процесс повышает концентрацию и внимательность. Но с другой стороны, мы зависим от индивидуальных особенностей своего мозга. Есть такое свойство мозга: ERN (error-related negativity), то есть реакция мозга на допущенные ошибки, и оно отличается от человека к человеку. У кого она относительно высокая, делает меньше ошибок, чем те, у кого она низкая.0
  • Elena RabinovichМой многолетний опыт говорит мне, что основное - это все же работоспособность и усидчивость, то, что в народе называется железной попой. У меня были совсем слабые студенты без особых задатков, которые вытягивали на приличный балл благодаря тому, что каждый день сидели и учились. Разбирали тексты, учили слова, писали и переписывали эссе. И были одарённые, разговорчивые, уверенные, которые домашнее задание делали в лучшем случае в пробке по дороге на урок. Про самостоятельную работу я уж молчу. Итог закономерен. Мой вывод: нет необучаемых людей, есть люди, не готовые учиться.2
  • Екатерина КElena, при одинаковых усилиях Ваши способные ученики скорее всего достигли бы гораздо больших успехов, чем те, которым язык трудно дается. Цель статьи была показать, что помимо мотивации, есть другие факторы, которые нельзя игнорировать. Мотивация была высокая у обоих студентов, но природные данные сыграли решающую роль. На длинном отрезке у студента, который медленно думает и делает большое количество ошибок, есть все шансы дойти до приличного уровня. Но ключевой момент здесь - ему понадобится много усилий и много времени.0
  • МаринаКак и во всем - нужны способности. Как к творчеству, спорту, так и языкам.0
  • ВолшебницаАбсолютно согласна0
  • Екатерина КМарина, да, только почему-то некоторые верят во всесильность мотивации, а потом разочаровываются. Я предпочитаю быть реалистом и не обещать людям невозможное)2
  • АйтишникДоМозгаКостейАвтор, скажите, а почему Вы, как опытный репетитор, тестирующий учеников перед началом обучения, не смогли построить план обучения второго студента так, чтобы как можно больше опираться на его положительные качества и стараться снизить зависимость от его недостатков?0
  • Екатерина КАйтишникДоМозгаКостей, а что Вы подразумеваете под положительными качествами и зависимостью от недостатков?0
  • АйтишникДоМозгаКостейЕкатерина, то есть Вы не смогли выяснить, на что можно опираться при формировании программы второго студента? А скажите, помимо иностранного языка ему в своей жизни приходилось учиться чему-либо интеллектуальному? И как он это делал? Да, и еще: на своем родном языке он говорил легко и свободно, или же был молчуном, а то и вообще глухонемым?0
  • Екатерина К0
  • Екатерина КАйтишникДоМозгаКостей, если Вы под положительными качествами подразумеваете аспекты умственной деятельности, которые хорошо развиты, то я использовала хорошую память студента, чтобы резко нарастить словарный запас релевантной лексики. Перед началом курса студент смог ответить правильно на 0 из 80 вопросов. По окончании курса студент без ограничений по времени в спокойной домашней обстановке отвечал правильно на около 60 из 80 вопросов. Я дала грамматику в том обьеме, который достаточен до достижения балла 6 за критерий Грамматика. Также, я использовала хорошие способности к построению логической аргументации. До начала курса студент не мог составить простейшего предложения. После окончания курса студент в спокойной обстановке без ограничения времени писал эссе на 270 слов ориентировочно на балл 6. Что Вы подразумеваете под зависимостью от недостатков я не поняла. У студента высшее образование и опыт работы по специальности.1
  • Екатерина КАйтишникДоМозгаКостей, я думаю, нам не стоит с Вами общаться0
  • A23ruСогласна, что у каждого человека разные способности к изучению языка. И всем нужен разный подход. У меня нет дара к изучению иностранных языков вообще. И чтобы начать говорить, мне нужно изучить все правила языка для начала. Некоторые люди могут начать разговаривать и без знания правил. Мне потребовалось 3 года, 2 индивидуадьных занятия в неделю с репетитором, чтобы я начала говорить. Но также пару раз посещала страны, где говорят на англ. Мне это тоже сильно помогло. Мой репетитор имеет способность к изучению языков. Она знает 3 языка в совершенстве (со всеми правилами) и еще пару языков на разговорном уровне. И ее брат такой же. Поэтому от способностей зависит успех. И это не только касается изучения иностранных языков.0
  • Екатерина КA23ru, Вы большая молодец, что не бросили обучение и все-таки пришли к своей цели. И что важно, не ориентировались на других людей, а доверяли себе и своему преподавателю!0