Как перевести ребенка в другую школу
Дети
82K
Фотография — Catherine Delahaye / Getty Images

Как перевести ребенка в другую школу

Если меняете место жительства или не сложились отношения в классе
26
Аватар автора

Елена Евстратова

перевела ребенка в другую школу

Страница автора

Осенью мы решили, что хотим переехать в другой район.

Сын к тому времени перешел в 4-й класс, и нужно было понять, что делать со школой. Я расспросила знакомых и узнала, что перевести ребенка в хорошую школу непросто. В Петербурге в первый класс детей принимают по прописке, но в другие классы попасть можно только на свободные места. В сильных школах могут быть и свои критерии приема.

В итоге мы очень удачно перевели сына и не жалеем. Хотя нас пугали, что ребенок будет тяжело адаптироваться к новой школе. Расскажу, как все происходит в процессе перевода из одной школы в другую и какие есть нюансы.

Рассылка о том, как растить детей
Советы только для родителей — в вашей почте раз в неделю. Бесплатно

Как устроен процесс

Я напишу, как все происходит, на примере Санкт-Петербурга. В других регионах может быть немного иначе.

В первый класс в Петербурге зачисляют в три волны:

  1. В первую идут те, у кого есть преимущественное право, например льготники или братья и сестры тех, кто уже учится в школе.
  2. Во вторую — те, кто «приписан» к школе, то есть проживает в доме, который к ней прикреплен.
  3. В третью — те, кто проживают в другом месте, но хотят попасть в школу на свободные места.

Проживание определяется по регистрации ребенка, постоянной или временной. В первый класс наш сын поступал по прописке, и документы мы подавали во вторую волну как «приписные». У нас была обычная дворовая школа.

После того как ребенка зачислили в школу, перевести его в другую можно, только если есть свободные места. Территориальный признак, например когда семья переехала в другой район, и ребенка в обязательном порядке возьмут в ближайшую «приписную» школу, уже не работает.

Но у некоторых категорий семей и тут есть преимущественное право на зачисление детей в школы. Например, военнослужащие, у которых изменилось место службы, могут переводить детей в ближайшие к новому месту военной службы или жительства образовательные организации. Их обязаны взять в школы или детские сады в первую очередь  .

Для перевода родителям нужно подать в новую школу заявление на прием. Это можно сделать через МФЦ, портал госуслуг или лично. После этого школа должна прислать или выдать в течение месяца документ, что она готова взять ребенка. В народе его называют «приглашение». С ним нужно прийти в школу и принести документы для зачисления. Если в школе нет мест, она может отказаться взять ребенка и не выдать приглашение.

Вот так выглядит заявление на прием в новую школу, если подавать его через портал госуслуг. Последовательно заполняются все данные о родителе, ребенке, а также желаемая школа, параллель и даже конкретный класс
Вот так выглядит заявление на прием в новую школу, если подавать его через портал госуслуг. Последовательно заполняются все данные о родителе, ребенке, а также желаемая школа, параллель и даже конкретный класс

Я переговорила со знакомыми родителями, которые переводили детей в питерские школы из другого региона. Они сказали, что если подавать заявление через сайт госуслуг, то, скорее всего, хорошая школа откажет.

Обосновывали это так: в заявлении на сайте госуслуг нет информации об успеваемости ребенка. Школы, которые следят за оценками и общим рейтингом, не хотят брать «кота в мешке». И если в первом классе они в принципе не могут сортировать детей, то брать позже двоечников и троечников из других школ им неинтересно. Что называется, и своих хватает.

Еще отказывают, если школа специализированная. Например, в ней со второго класса углубленно изучают испанский или французский язык. Дети, которые до этого не учили эти языки, не смогут там учиться — брать таких нет смысла.

Мне посоветовали походить по школам лично и узнать, где есть свободные места. А также поговорить с завучем о подаче заявления на прием в школу. Так шанс попасть в нужную школу выше.

Вот как я действовала.

Шаг 1

Выбрала новую школу

Мы живем в огромном спальном районе Санкт-Петербурга. Переезжать собирались в рамках своего района, но с одного конца на другой. Планировали все сделать летом 2020 года.

Мы сразу поняли, что оставлять сына в старой школе не будем. Удобнее, когда в школу можно ходить пешком, а не ездить на общественном транспорте. Тем более, в нашем случае путь от школы до дома составил бы больше 10 км. Поэтому я начала присматриваться к школам в будущем микрорайоне проживания.

У нас был выбор среди пяти школ. Нужно было понять, на какую целиться.

Рейтинги школ. Раньше рейтинги школ выстраивались в зависимости от того, как выпускники сдали ЕГЭ. С 2014 года официальных сводных данных результатов единых госэкзаменов по школам нет, зато Комитет по образованию Санкт-Петербурга стал публиковать рейтинги школ по другим критериям:

  1. По результатам массового образования — средним результатам ОГЭ и ЕГЭ и предметным диагностическим работам.
  2. По высоким образовательным результатам и достижениям обучающихся.
  3. По качеству условий ведения образовательной деятельности — площади залов, наличию специализированных кабинетов, разнообразию видов обучения и т. п.
  4. По кадровому обеспечению — количеству учителей, их квалификации и достижениям.
  5. По качеству управления — по квалификации и достижениям руководящих работников, инновационной деятельности и достижениям школ.

Я посмотрела эти рейтинги и поняла, что судить по ним об уровне школы сложно. Например, в рейтинг образовательных результатов и достижений попадают результаты олимпиад. Есть школы, где детей специально натаскивают к олимпиадам, поэтому в рейтинге такие школы будут выше за счет олимпиадников. При этом это вообще не гарантирует качество обычного образования.

В интернете я нашла рейтинг, который составили энтузиасты. Он основан на данных за 2018 год, которые публиковали сами школы. Но там было всего 20 школ, а нужных мне не было вообще.

Отзывы. Есть сайты, где о школах пишут отзывы дети и их родители. Судить по ним однозначно тоже сложно. Например, по опыту я знаю, что если человек недоволен, то шансов, что он оставит плохой отзыв, много. А довольные родители напишут свои впечатления о школе, только если их очень попросят. Но я честно просмотрела все отзывы, что нашла.

Еще я зашла на петербургский форум для родителей и прочитала все, что там пишут о нужных школах. На форуме можно написать напрямую кому-то из пользователей. Я написала троим, кто писал о школах, которые я рассматривала. Двое мне ответили и рассказали свои впечатления. Такие отзывы я считаю более ценными, потому что это точно не отписка, а реальное мнение. К тому же можно было задать уточняющие вопросы.

На самом деле почти на всех сайтах отзывы повторяются — видимо, сайты их копируют друг у друга. Но отзывы не дают полной картины. Так, вот в этой школе у нас учатся несколько знакомых, и все очень довольны. А по отзывам об этом со стороны судить трудно
На самом деле почти на всех сайтах отзывы повторяются — видимо, сайты их копируют друг у друга. Но отзывы не дают полной картины. Так, вот в этой школе у нас учатся несколько знакомых, и все очень довольны. А по отзывам об этом со стороны судить трудно

Личное общение. Я стала спрашивать о школах знакомых мам в кружках и секциях, куда ходит сын. И так по цепочке нашла маму, у которой старший ребенок учился в одной из школ, что я рассматривала. Она рассказала, что педагогический состав в школе сильный, а параллель классов большая. Учителя ребенку нравились, и он с удовольствием ходил в школу.

В итоге это и сыграло решающую роль — я решила попробовать перевести сына в эту школу. Территориально она нам подходила, отзывы были хорошие.

На все размышления, поиски и переписки у меня ушел где-то месяц. Я начала присматриваться к школам в сентябре 2019 года, когда мы решили переезжать, а определилась уже в октябре.

Шаг 2

Узнала о свободных местах

Теперь нужно было узнать, есть ли в выбранной школе свободные места. Такая информация есть на сайте образовательного учреждения. Но уже потом я поняла, что ее обновляют редко. Чаще всего написано, что вакантных мест нет. Например, из класса, откуда мы переводили сына, за три года ушло несколько человек. Но на сайте старой школы информации о свободных местах не было.

В таких случаях можно позвонить в канцелярию школы и узнать о вакантных местах по телефону. Правда, в сильных школах секретари обычно отвечают, что мест нет, или предлагают прийти и узнать лично.

Вот так обычно выглядит страница о вакантных местах на сайте школы. Хотя я уверена, что хотя бы одно место где-то есть
Вот так обычно выглядит страница о вакантных местах на сайте школы. Хотя я уверена, что хотя бы одно место где-то есть

На сайте новой школы я удостоверилась, что мест нет, и решила съездить туда лично. Поехала в день открытых дверей в октябре 2019 года — в этот день родителям проще попасть в школу, а завуч специально выделяет время на общение с родителями. Поскольку сын должен был переходить в среднее звено, то есть в пятый класс, я разговаривала с завучем среднего звена.

Вот что мне рассказала завуч:

  1. Сколько точно будет мест, станет понятно к концу учебного года, поскольку после четвертого класса многие уходят в другие школы. То есть, будут ли свободные места в пятых классах и сколько, наверняка можно узнать только летом.
  2. Чтобы попасть в школу, нужно пройти собеседование и тестирование по основным предметам.
  3. На тестирование можно записываться уже с января 2020 года. Если сын его проходит, то попадает в список на вакантные места.

Когда лучше переходить в новую школу: в конце года или в середине

Изначально мы собирались переводить сына в новую школу, когда он закончит четвертый класс в старой. Но информация о тестировании меня насторожила. Сын учился в обычной школе, а новая школа была лицеем. Программа и требования могли отличаться, а значит, шансов на хорошие баллы за тестирование было меньше. Чтобы готовиться с репетиторами, нужно знать, по какой программе идут классы и на что делается упор.

Поэтому в следующий день открытых дверей нового лицея, в ноябре, я поехала к завучу начальной школы. Я собиралась узнать, какая программа у нынешних четвертых классов и на какие темы сделать упор при подготовке к тестированию. И тут в дело вмешался случай — в разговоре завуч упомянула, что сейчас у них есть свободные места.

Я подумала, что можно попробовать перевести сына в новую школу уже в этом учебном году, не дожидаясь окончания четвертого класса. А в пятый класс он бы перешел уже автоматом с новым классом.

Здесь были свои плюсы. Обычно в пятом классе дети уже не сидят в одном кабинете, а ходят по разным — ученику и без того непросто привыкнуть к новому процессу обучения. А если он новенький и не знает школу и своих одноклассников, то это двойной стресс для ребенка.

В начальной школе один учитель на все предметы. Он поможет новичку освоиться и присмотрит, чтобы все было в порядке. В пятом классе на каждый предмет свой учитель — такого присмотра уже нет.

Но были и минусы: нужно было решать проблему с дорогой до школы на то время, пока мы не переехали.

Я вернулась домой и переговорила с сыном. До этого мы обсуждали, что будем переезжать и нужно будет переводиться в новую школу. Но такой скорый перевод он воспринял болезненно. Сын хотел доучиться год в старой школе и сходить на выпускной с одноклассниками. Я рассказала ему о плюсах и минусах и предложила подумать.

Сначала сын отказался, но через день подошел и сказал, что готов попробовать.

С дорогой мы тоже все продумали: от школы шел прямой автобус до дома, а по утрам я бы подвозила его сама на машине. С выпускными решили, что сын пойдет на оба — и в старом классе, и в новом.

Шаг 3

Подготовила ребенка к тестированию

В разговоре завуч сказала, в каком классе есть место, поэтому в ноябрьский день открытых дверей я подошла прямо к учительнице этого класса. Она рассказала, по какой программе они идут и что изучают. Мы договорились, что через несколько недель — в конце ноября или начале декабря — подъедем в понедельник во второй половине дня, чтобы сын написал тесты по математике и по русскому языку.

Параллельно в эти недели мы усиленно занимались — писали диктанты по русскому языку и делали разборы, поскольку именно с этим у сына была главная проблема. Тут нам очень помогла учительница в старой школе. Она сказала, где у ребенка слабые места и что нужно подтянуть. Еще она разобрала с ребенком сложные темы, в которых он «плавал».

Диктанты я брала из интернета. Мы начали с легких диктантов за 3-й класс, а потом перешли к тем, что посложнее. Если сразу начать со сложных, то мотивация потеряется, и ребенок не захочет заниматься дальше
Диктанты я брала из интернета. Мы начали с легких диктантов за 3-й класс, а потом перешли к тем, что посложнее. Если сразу начать со сложных, то мотивация потеряется, и ребенок не захочет заниматься дальше
С этим диктантом сын справился хорошо. Но в других пошли ошибки, поэтому следующие страницы основательно почерканы ручкой в эмоциональных порывах
С этим диктантом сын справился хорошо. Но в других пошли ошибки, поэтому следующие страницы основательно почерканы ручкой в эмоциональных порывах

В начале декабря мы приехали на тестирование. По математике это была обычная срезовая контрольная работа. По русскому сын писал диктант, делал морфологический и фонетический разборы.

Тесты он написал прилично: математику вообще без ошибок, русский немного хуже. Учительница сказала, что обсудит результаты с завучем, и нам скажут ответ. Также нас попросили показать текущие тетради сына по математике и русскому. По ним смотрят, как ребенок учится в целом.

Через неделю я приехала в школу, и мне сказали, что сына берут. Завуч выдала мне приглашение, которое я должна была отдать в старую школу. На основании него там мне должны были отдать документы.

На некоторых форумах пишут, что школы охотно берут детей, у кого много дипломов, грамот и достижений. У меня обычный ребенок. Он занимается биатлоном, ходил в бассейн и на моделирование, но призовых мест нигде не занимал. В олимпиадах сын тоже не участвовал, поэтому похвастаться нам было бы нечем. Но у меня ничего и не спрашивали — новая школа ориентировалась только на результаты тестов.

Мы договорились, что сын доучится вторую четверть в старой школе и в новую придет после новогодних каникул. Переводить его сразу после тестов я не решилась: в декабре идут итоговые контрольные работы по всем предметам, и ребенок мог их все провалить просто из-за стресса.

Вот так выглядит справка, что ребенка берут в школу. Говорят, что в некоторых школах ее уже не выдают, а сами присылают электронную справку напрямую в старую школу и также электронно пересылают документы
Вот так выглядит справка, что ребенка берут в школу. Говорят, что в некоторых школах ее уже не выдают, а сами присылают электронную справку напрямую в старую школу и также электронно пересылают документы
Шаг 4

Забрала документы из старой школы и поликлиники

Забрать документы оказалось непросто. В конце декабря я позвонила в канцелярию старой школы и спросила, когда можно прийти. Мне сказали, что документы смогут выдать только после Нового года, поскольку переводы до конца года закрыты. Но это значило, что в первый день после каникул в новую школу сын не попадет. Мне такой вариант не подходил, и я пошла в школу лично.

Меня не пустили дальше порога. Охранник позвонил в канцелярию — секретарь сказала, что документы она не выдает, а значит, говорить нам не о чем. Дозвониться до директора я не смогла.

Тогда я поехала на прием в районный отдел народного образования, РОНО. Приемные часы я посмотрела на сайте администрации нашего района. Сотрудник отдела образования выслушал меня и удивился. Он сказал, что даже если переводы уже закрыты, забрать документы я все равно могу. Никаких письменных распоряжений от РОНО в школы на этот счет не поступало. Он при мне позвонил директору старой школы и все обсудил.

На следующий день утром я пришла в школу, и мне разрешили подняться в канцелярию. Там мне выдали обходной лист. На нем нужно поставить подписи о том, что нет долгов в школьной библиотеке и бухгалтерии. После этого отдают личное дело ребенка и табель с текущими оценками.

Отдельно нужно зайти в медкабинет и забрать медкарту, которую сдают при поступлении в школу. Она похожа на ту, которую делают для поступления в детский сад.

Медсестра предупредила меня, что нужно еще получить форму № 063/у о прививках в поликлинике, к которой относилась старая школа. Эту форму нужно передать в медкабинет новой школы, которая, в свою очередь, отдаст ее в ту поликлинику, к которой прикреплена. Возможно, где-то это уже делается электронно, но мне пришлось лично съездить в картотеку поликлиники и забрать форму. Приезжать пришлось в рабочий день утром. Очередей не было, все сделали за 5 минут.

Годовые оценки у сына не самые блестящие, но зато без троек
Годовые оценки у сына не самые блестящие, но зато без троек
Та самая форма № 063/у о прививках, за которой я ходила в картотеку поликлиники
Та самая форма № 063/у о прививках, за которой я ходила в картотеку поликлиники
Личное дело — это несколько листков, где указаны данные о родителях и ученике, а также сведения об успеваемости
Личное дело — это несколько листков, где указаны данные о родителях и ученике, а также сведения об успеваемости
Шаг 5

Отнесла документы в новую школу

В новой школе меня попросили принести такие документы:

  1. Личное дело ребенка.
  2. Копию и оригинал свидетельства о рождении.
  3. Свежую справку о регистрации по форме 9. Ее может заменить выписка из домовой книги или ЕЖД в Москве и Московской области.
  4. Две фотокарточки сына.
  5. Медкарту и форму № 063/у из поликлиники.

В школе я заполнила заявление о приеме и согласие на обработку персональных данных, а также несколько бумаг типа заявления на питание.

После этого я зашла к новой учительнице сына со списком вопросов. Вот какие моменты меня волновали:

  1. Где раздевается класс: вся раздевалка была поделена на зоны.
  2. Расписание на первые дни четверти. Поскольку электронный дневник сына у меня еще не был подключен, посмотреть сама я не могла.
  3. Сколько и каких тетрадей нужно купить. В прошлой школе у нас все закупал родительский комитет, и учительница сама выдавала все одинаковое детям.
  4. Когда можно подойти за учебниками и где библиотека.
  5. В какой форме занимаются на физкультуре и где проходят уроки — на улице или в зале.
  6. Что нужно закупить для ИЗО и технологии.
  7. Какая форма принята в школе и можно ли иногда одеваться более вольно.
  8. Как сделать электронный дневник и оформить проездной.
  9. Что с обедами и завтраками, можно ли оплачивать наличными.
  10. Как проходить в школу в первые дни: там пропускная система, а карточки у сына еще не было.
  11. Как в школе относятся к телефонам и можно ли их носить с собой.
  12. Куда и кому сообщать, если, например, надо пропустить один день по семейным обстоятельствам.

Отдельно я спросила, как класс встречает новичков, и об общей атмосфере в коллективе. Выяснилось, что класс неплохой, между собой ребята дружат, парий и изгоев нет. В начале года в класс пришло несколько новичков, и их встретили нормально. Меня это успокоило.

О чем нужно не забыть

Электронный дневник. В старой школе я была подключена к электронному дневнику сына. Как только забрала документы, меня отключили. Чтобы подключиться в новой школе, я подала заявление через сайт госуслуг и через день еще зашла лично к бухгалтеру лицея, чтобы подписать бумаги. Дневник заработал на второй день обучения.

Без электронного дневника было бы сложно, поскольку телефонов новых одноклассников сын еще не знал — спросить или уточнить что-то по учебе было бы не у кого.

Пропуск в школу. В школе пропускная система — каждому ученику оформляется электронная карта. На нее же можно класть деньги на обеды. Карту оформляет бухгалтер. Я оформила ее тогда же, когда подписывала заявление на электронный дневник. Но заработала карта не сразу, а только через сутки. Пока она не работала, я подходила к охраннику и объясняла, что ребенок новенький и карты у него нет.

Проездной. Ученики в Петербурге могут купить бесконтактный электронный проездной — БЭПК — на все виды транспорта по льготной цене. Но для этого нужно в первый раз в кассе метрополитена предъявить ученический и свидетельство о рождении. Кроме того, ребенок должен быть в электронной базе, реестры для которой школы подают ежемесячно.

Новый ученический я оформила сыну через учителя спустя несколько дней после начала четверти. Ученический нельзя оформить, пока ребенка официально не зачислили в школу. Тогда же школа добавила сына в реестр учащихся школы. Но обновления электронной базы в метрополитене пришлось подождать несколько дней. Примерно неделю сын ездил на транспорте за наличные.

Возможно, стоило оформить сыну проездной на месяц, пока он еще числился в старой школе. Тогда обновления реестров мы бы не почувствовали, а потом сразу бы купили проездной на следующий месяц как ученики новой школы. Но я об этом вовремя не подумала.

Поскольку автобусами сын пользоваться не умел, мне пришлось проехать с ним два раза на общественном транспорте и показать, где садиться и выходить. Изначально сын ездил на прямом автобусе до дома, а потом наловчился и даже стал ездить с пересадками, если прямого долго не было.

Питание. Чтобы ребенок мог ходить со всеми в столовую, его должны поставить на питание. Но было понятно, что в первый день в столовой завтрака на сына еще не будет, потому что приказ о зачислении в бухгалтерию поступит чуть позже. Поэтому в первые дни я давала ребенку с собой наличные и собирала небольшой перекус. Сын так привык брать еду с собой, что потом сам уже отказался от школьных завтраков.

Родительский комитет. Обычно в каждом классе есть свой родительский чатик, где можно спросить домашку или узнать о будущих поездках класса. Также в этом чатике обсуждают расходы и подарки. Я узнала у учителя, кто из родителей состоит в родительском комитете, и их телефоны. Позднее меня добавили в чат в «Вотсапе»*.

Сколько времени и денег я потратила на перевод ребенка в новую школу

Я начала присматриваться к новой школе в сентябре 2019 года, а в конце декабря сына официально перевели. Он пошел в новый лицей сразу после новогодних каникул 2020 года.

Самое долгое в этом процессе — найти школу и узнать о свободных местах и условиях. Перекинуть документы из школы в школу, если постараться, можно даже за день.

Мне кажется, нам повезло, потому что поймать свободное место в хорошей школе не так просто. Я знаю тех, кто приходил в нужную школу в конце августа и переводил детей за день, поскольку были свободные места. А наши соседи по дому полгода ждали места в школе, куда хотели перевести ребенка.

Дополнительные расходы. В новой школе требования к форме оказались такие же, как и в старой. Но я все равно купила сыну новый пиджак: за осень он вырос, и старый стал ему мал.

Помимо этого приобрела новые тетради и дневник, а также обложки, поскольку старые к тому моменту уже истрепались. По английскому языку класс пользовался рабочими тетрадями и решебниками. Я купила их сама через интернет.

По ИЗО и технологии в старой школе у нас все закупал родительский комитет на весь класс. Например, на рисовании учительница выдавала каждому лист бумаги, а краски были одни на парту. В новой школе у каждого все было свое. Поэтому я закупила все сама: новые краски и гуашь, альбом, кисточки, клей, цветную бумагу и картон. Большую часть этого сын не израсходовал до конца года, и мы забрали остатки домой.

На канцелярию и форму в 2020 году я потратила 2400 ₽

Пиджак960 ₽
Материалы для технологии и ИЗО910 ₽
Рабочие тетради и решебники по английскому языку320 ₽
Тетради и дневник210 ₽

На канцелярию и форму в 2020 году я потратила 2400 ₽

Пиджак960 ₽
Материалы для технологии и ИЗО910 ₽
Рабочие тетради и решебники по английскому языку320 ₽
Тетради и дневник210 ₽

Адаптация и сложности

Переход в новую школу — это стресс для ребенка. Я знала, что сын может начать хуже учиться или переживать, поэтому предупредила, чтобы не молчал о проблемах и не боялся говорить плохие отметки. Мы решили, что даже если он закончит четверть с тройками, то ничего страшного не случится.

Чтобы облегчить адаптацию, можно сходить к школьному психологу и посоветоваться. Но я этого не сделала сразу, а потом уже не видела смысла, потому что сын быстро подружился с ребятами. Но если у ребенка не выстраиваются отношения в новом коллективе, то консультация психолога не помешает.

Одна мама рассказывала, что ее ребенок быстро адаптировался, когда его стали оставлять на продленку. Там у детей неформальное общение — они рисуют, гуляют и просто бесятся. Благодаря этому отношения складываются быстрее. Я сына на продленку не оставляла, поскольку кружки, которые он посещал, начинались через час-полтора после уроков.

Почти сразу выяснилось, что по некоторым предметам сын отстает. Например, по английскому класс учился по другому учебнику и активно занимался в рабочих тетрадях, а еще писал словарные диктанты. Ничего этого в прошлой школе у сына не было. Вдобавок в новом классе он растерялся и забыл по английскому даже то, что знал.

Чтобы сын совсем не поплыл и хоть как-то наверстал одноклассников, мы взяли ему репетитора. А по вечерам я сама с ним занималась — мы разбирали домашку и предыдущие задания из рабочей тетради. С репетитором сын занимался до конца года, на него мы потратили 10 000 ₽. В итоге за год по английскому сын получил четверку — для нас это был успех.

Еще возникли проблемы с музыкой. В новой школе ребята писали тесты и на слух определяли, какое произведение звучит. Сын же не ориентировался даже в композиторах и названиях произведений. Я поняла, что тут тоже надо наверстывать.

Нам повезло: у учителя музыки оказался очень хороший сайт, где были выложены нужные отрывки. Там же я скачала таблицу композиторов и произведений, а также основ музыки. Чтобы было легче все запомнить, я записывала из нее термины и вешала по всей квартире: на холодильнике, дверях, зеркалах и шторах. Примерно раз в неделю меняла их местами или заменяла новыми. Через месяц сын стал ориентироваться в терминах и композиторах, а к концу четверти все запомнил. По музыке у него тоже вышла годовая четверка.

Музыку мы учили всей семьей
Музыку мы учили всей семьей
В ванной на самом деле висело три листка — два с музыкой и один с временами по английскому
В ванной на самом деле висело три листка — два с музыкой и один с временами по английскому

По основным предметам — математике, русскому и окружающему миру — особого отставания не было: учительница в старой школе очень хорошо подготовила сына по ним. Но все равно в первое время ему нужно было привыкнуть к темпу речи нового учителя, требованиям и особенностям, поэтому оценки были разные.

С новой учительницей класса нам тоже повезло. Она представила сына одноклассникам в первый день и помогла адаптироваться. В первые недели не вызывала к доске, потому что сын очень стеснялся, и лояльно относилась к помаркам в тетради, пока он не привык. Также она посадила сына за парту со спокойной соседкой, с которой он подружился. Через месяц сын освоился в классе и перестал нервничать каждое утро перед школой. Примерно через три месяца сказал, что новая школа ему нравится и о переводе он не жалеет.

С дорогой все тоже оказалось не так страшно. По утрам мы с сыном слушали в машине аудиокниги. Общественный транспорт тоже пошел ребенку на пользу — он стал более собранным и внимательным и научился ориентироваться в номерах автобусов и остановках. Благодаря этому сын в 5-м классе смог пойти на технический кружок в Аничковом дворце в центре Петербурга: если я не могу его отвезти, то он едет на занятия сам.

Как перевести ребенка в другую школу

  1. О том, есть ли свободные места в школе, куда хотите перевести ребенка, лучше узнавать лично у завуча.
  2. Попасть в школу, чтобы пообщаться с администрацией, проще всего в дни открытых дверей.
  3. На свободные места может быть конкурс, поэтому могут попросить написать контрольную или показать по старым тетрадям, как учится ребенок.
  4. Если переводить ребенка в середине года, нужно быть готовым, что придется покупать все так же, как к 1 сентября — канцелярию, тетради и новый дневник.
  5. Если класс идет по другой программе или учебнику, нужно будет помогать ребенку подтянуться. Возможно, придется брать репетитора.
  6. Есть риск, что в новой школе ребенок станет хуже учиться, пока не адаптируется. Надо набраться терпения и не ругать за плохие оценки.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Елена ЕвстратоваЕсли вы переводили ребенка в другую школу, расскажите, как все прошло и были ли ​трудности?
  • IKНе очень поняла мотив для перевода. Сначала автор пишет, что из-за переезда будет далеко ездить. В итоге до переезда ребёнок ездит тот же путь, только в обратную сторону, и это не проблема. Зачем тогда вообще огород городить? По теме опроса. Я практически полностью разочаровалась в наших школах и гимназиях. Основной упор не на знания, а на оформление. Сейчас занимаемся с дочкой на дистанционке, и я постоянно вижу, что учитель снижает ей оценки из-за того что где-то начала не с новой строчки, где-то не отступила нужное количество клеточек. Зачем все это, если знаний это не добавляет? Про иностранные языки вообще молчу, хотя у нас школа с углублённым изучением. Ищу подходящую нам частную школу, где бы давали знания, да ещё и с оглядкой на индивидуальные особенности ребёнка.6
  • AlinaIrina, посмотрите школы из рейтингов лучших по России, те, где в критериях число олимпиадников/ поступивших в топовые вузы и т.д., там много и региональных школ. Общалась с выпускниками многих из них, разница колоссальная в увлеченности профильными предметами, общем развитии, окружении из талантливых, таких же увлеченных ребят по сравнению с "обычными" школами.5
  • IKAlina, ну вот я не уверена, что количество олимпиадников и количество поступивших в топовые Вузы, баллы по ЕГЭ-это вообще показатель. Там натаскивают на тесты, идёт колоссальное истощение ребёнка.0
  • Алиса МаркинаОпределение музыкальных произведений на слух - вот, что означает "столичная школа"! Умилилась =)))8
  • Анна БлагодароваОдин ребёнок поступал в физмат школу по тестам, старая дворовая школа отпустила его легко, с пониманием и одобрением. Планирую второго ребёнка переводить также из дворовой в более сильную через год, но способности средние, поэтому есть опасения и нужно смотреть разные школы. Статья в тему, некоторые вещи были для меня неочевидны. Например, по вакантным местам. Спасибо!7
  • Анна БлагодароваIrina, а что показатель?6
  • IKАнна, учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Фокус не на формальных требованиях (например, то же оформление, которое и на олимпиадах, и на ЕГЭ), а не знаниях. Считаю важным, чтобы учителя занимались передачей знаний в интересной, доступной форме. Сейчас в большинстве российских школ главный показатель успешности учителя - вовремя сданные отчёты, олимпиады, выполнение стандартов. Получается работа ради процесса, а не ради результата.3
  • AlinaIrina, посмотрите хотя бы списки выпускников рейтинговых школ и кем они сейчас работают. На Фейсбуке тоже можно, там принято место работы указывать. Или успешная карьера это тоже недостаточный показатель?2
  • IKAlina, нет, я не считаю, что это карьера-это результат рейтинговости школы. Много других факторов. Убиваться в рейтинговой школе, учиться по 12 часов в день ради этого сомнительного ЕГЭ-это не то, что бы я хотела для своего ребёнка.2
  • Егор КатПереводить имеет смысл только ради удобства, чтобы школа была рядом с домом, ну или в какую-нибудь специализированную. А с качеством образования сейчас проблемы везде, где-то не хватает учителей с опытом работы, где-то переполненные классы. Например у нас в Подмосковье мои дети ходят в обычную школу на районе. Младший учиться в начальной школе, в классе 30-ть человек, учитель и преподает материал и спрашивает нормально. К средней школе у второго ребенка больше всего вопросов, я считаю что им не дает тех знаний и того качества и объема сколько потом спрашивают, плюс нехватка учителей, плюс у нас при наполняемости класса не более 30 человек у нас 31 человек. То е сть когда приходят все одного места просто не хватает. И это у нас еще по божески, так как общаюсь с другими родителями и многие говорят что в других школах в классах по 40 и более человек.. Также на качество влияет и поведение самих детей, у нас в средней школе некоторые ученики ведут себя настолько вызывающе: могут в голос разговаривать на уроке, играть в телефон и пр.. и при этом им никто не указ.5
  • Егор КатАлиса, так это самое простое что может быть на школьных уроках музыки, не сольфеджио же им учить..3
  • Екатерина ГрачёваС одной стороны, удивительная чуткость, о которой многим детям только мечтать (прослезилась). С другой - небольшой уклон в гиперопеку. И под вопросом сама необходимость перевода, если в старой школе ребёнку всё нравилось5
  • Елена ЕвстратоваАнна, перевести сильного ребенка намного проще, вы правы. Удачи в поисках хорошей школы!1
  • Елена ЕвстратоваЕкатерина, необходимость связана с переездом. Учиться еще долго, я за то, чтобы в школу можно было можно дойти пешком, а не мотаться на транспорте еще почти 7 лет. И потом — школу менять легче, когда ребенок маленький. Ему проще встроиться в новый коллектив. С подростком все намного сложнее.5
  • Evgenia GurkovaIrina, в классах по 30 человек о каком учете индивидуальных способностей идет речь? К тому же с учетом тотальной загрузки учителей бумажной работой???8
  • Василий КороткихАлиса, что самое интересное, если практически смотреть на вещи - зачем им это? Вы представьте себе, что они на слух определяют разницу в рэпе. А это вам не Вивальди от Шуберта отличить - я вот не могу, у них все песни, то есть "треки", состоят из бум-бум-бум. Лучше бы астрономию учили, чтоб потом не таскать деньги астрологам и прочим шарлатанам.1
  • СветланаIK, Верно говорите. За что ваши ответы заминусили, не знаю. Плюсанула их) Мой мелкий как раз в "рейтинговой" на нашем районе гимназии учится в началке. Так вот как бы наша молоденькая и пока еще не испорченная учительница не старалась быть понимающей и дающей знания, формализированность процесса выжимает все человеческое и из нее, и из процесса обучения. Слишком много "потому что так надо" и потому что "мне сказали". И кстати, с наступлением эры пандемии с ее "дистанционкой", которая хаотически то возникает, то сдувается, вся глупость и неорганизованность системы ощущается куда больше, чем могла бы, затрагивает сильно еще и родителей.5
  • СветланаКакой хороший и развернутый отзыв! Спасибо за информацию. У нас тоже самая обычная дворовая школа, началка еще ничего, но средняя очень слабая. Я уже со 2го класса задумалась о переводе в другую, но вблизи ничего лучшего нет (шило на мыло меня бессмыслено). И вот чудо, в соседнем дворе снесли школу в аварийном состоянии, теперь строят абсолютно новую. Вот ждем когда можно будет подать туда документы на перевод, если конечно будут места. Мой как раз тоже будет переходить из 3 в 4 класс, надеюсь места будут. Другое дело, что коллектив там будет абсолютно новый и отзывов о рейтинге школы не прочитать... Но всегда можно вернуться в старую.2
  • СветланаОчень подробный отзыв. Большое спасибо, некоторые моменты возьму на вооружение)) У нас самая обычная дворовая школа. Мой сейчас в 3кл. Началка хорошая, есть и продленка и летний лагерь и ремонт и территория шк хорошая. Но педагогический состав средней школы очень слабый, знания дети практически не получают. Перед выпускными классами родители почти по всем предметам берут репетиторов детям. Поэтому о переводе в другую школу задумываюсь давно, но рядом все школы похожи, шило на мыло менять нет смысла. Но вот чудо случилось, в соседнем дворе снесли аварийную школу и теперь строят большую новую. В будущем планируем подать документы туда, жаль только что ни отзывов, ни рейтинга пока нигде не изучить.2
  • Елена ЕвстратоваСветлана, не думайте о плохом и настраивайте себя и ребенка на хорошее. И еще совет — не говорите, что можно вернуться в старую. Иначе ребенку будет очень сложно втянуться, когда есть путь назад. И он будет медленнее адаптироваться. То есть вы для себя этот путь не закрывайте, но лучше с ребенком своими мыслями не делитесь.2
  • Наталья ВладимировнаОтличный отзыв с душой!А у меня такая же ситуация,чуть сложнее..может подскажите,когда нужно начинать заниматься этим вопросом,если 4-ый класс решили доучиться,а в сентябре хотелось бы пойти в 5 класс в новую школу..1
  • Елена ЕвстратоваНаталья, в мае. Уже понятно, кто уходит и сколько мест освобождается. Но если школа непростая (гимназия или лицей), то можно и раньше позвонить им и спросить, что они скажут.2
  • Виктория СПереводила после 2 класса. Причиной был очень слабый уровень успеваемости одноклассников и как следствие отсутствие конкурентной среды и занятость учителя отстающими. Попросила завуча перевести в параллельный класс, мне отказали с формулировкой "все классы укомплектованы, мест нет". Рада, что перевела. То, как Вы помогали сыну подтянуть знания достойно уважения и является лучшим проявлением родительской любви.1
  • АннаВБIK, Сдать хорошо ЕГЭ не имея базы - невозможно. Поэтому натаскивание не так уж плохо. Способные и мотивированные дети по этому поводу не парятся и имеют знания далеко за рамками ЕГЭ. А обычные - да, поднаскать. Чтобы не было истощения - заниматься этим сильно заранее, а не за 2-3 месяца0
  • Юлия ТашпулатоваСегодня обошла 4 школы города Люберцы, куда мы переехали месяц назад - везде нет мест. Где-то даже на порог школы не пустили. Пришлось ехать в управление образования, где предложили 2 школы, в которых «могут быть» места, но рейтинги у них плохие… это было для меня неожиданностью, так как до этого в 1 класс нас взяли вообще без проблем. В другом городе Подмосковья. И школа была приличная. Новая. В которой тоже училось в 3 раза больше детей, чем она рассчитана. Не знаю, что делать людям, в чью историю не вмешивается случай. 😏 может, если раньше бы пришла и взяли бы в нормальную, но кто знал.1
  • Профессиональный ХудожникЖенщина, гуашь - это тоже краски, как и акварель, а вы разделили эти понятия... Что тогда в вашем непрофессиональном понимании краски? К краскам относятся ВСЕ краски ( гуашь, акварель, масляные, темперные ПВА, темперные казино - масляные, краски для энкаустики, а также: акриловые, нитрокраски ( или нитроэмали) и т. п.). Вы хотя бы за все 4 года обучения в начальной школе поинтересовались, что от вас хотят на ИЗО... Или у вас такая же не грамотная учительница, которая гуашь к краскам не причисляет😄0