В мае 2019 мы с другом Сергеем Ждановым запустили подкаст о личных проблемах — всяких вещах, которые не принято обсуждать, если вы не на кухне с приятелем в 4 часа утра или не у психолога.

Мы говорим об отношениях, призвании, комфорте и суевериях.

Первый выпуск мы записали без студии и дорогого микрофона — и продолжаем так работать. Расскажу, как запустить свой подкаст и сколько это стоит.

Что такое подкаст

Подкасты — это такие аудиоблоги в интернете. Они похожи на радиопередачи, но записаны заранее, чтобы слушатель мог включить их в любое удобное время.

Подкасты бывают на любые темы: новости, кино, финансы, наука. Слушают подкасты в специальных сервисах, например в «Эпл-подкастах», на «Яндекс-музыке», «Саундклауде» или во Вконтакте.

Некоторые подкасты записывают в студиях с профессиональным оборудованием. Но это необязательно: можно записывать подкаст в собственной спальне на простой микрофон. Мы с друзьями делаем именно так.

И важно отметить, что подкастерский рынок молодой и маленький — никто толком пока не знает, что и как делать. Фактически это такой Ютуб 2008 года.

Идея подкаста и первые выпуски

Я и мой друг Сергей Жданов — соавторы рассылки и будущей книги о том, как делать долгие проекты. В какой-то момент мы поняли, что просто писать на эту тему надоело, а все вокруг говорят о модных подкастах. Так появился проект ЛПП — «Легко, просто и подкаст». После нескольких выпусков к нам присоединился Юра Белканов — маркетолог и единомышленник.

На старте мы подумали, что будет здорово, если у каждого выпуска будет одинаковая структура: сначала разбор интересной проблемы, потом обсуждение книги, потом наши рекомендации слушателям по теме. Но оказалось, что регулярные рассказы про книгу звучат натянуто, поэтому впоследствии мы от этой идеи отказались.

Наш подкаст — о личных проблемах. Мы обсуждаем темы, которые обычно замалчиваются: травматичный школьный опыт, тяжесть переездов и отношение к смерти. Для нас это некая личная психотерапия. Как оказалось, слушателям тоже нравятся наши рассуждения. Мы сильно удивились, когда стали получать позитивные отзывы: нам казалось, что подкаст вряд ли заметят.

Мы решили публиковать выпуски подкаста раз в неделю. К еженедельности проще привыкнуть слушателям, а нас она дисциплинирует.

Дальше в статье расскажу, какое оборудование нужно, чтобы записать подкаст.

Это один из первых отзывов на «Саундклауде» от незнакомого нам человека. Очень приятно читать такое
Это один из первых отзывов на «Саундклауде» от незнакомого нам человека. Очень приятно читать такое
Я дублирую план себе в приложение Workflowy, там же набрасываю темы для беседы
Я дублирую план себе в приложение Workflowy, там же набрасываю темы для беседы
Мы обсуждаем подкаст в телеграм-чате: накидываем темы, картинки по теме, статьи, скидываем записанные диалоги. В закрепленных сообщениях чата висит план выпусков
Мы обсуждаем подкаст в телеграм-чате: накидываем темы, картинки по теме, статьи, скидываем записанные диалоги. В закрепленных сообщениях чата висит план выпусков

Микрофон

Сначала я записывал свой голос на диктофон Zoom H1, который у меня уже был. Он стоит 8000 Р. Сергей для первого выпуска пользовался гарнитурой мобильного телефона. Так можно, но гарнитура сильно проигрывает диктофону в качестве записи, потому что ловит посторонние шумы. Поэтому Сергей купил геймерский микрофон Dexp U500 за 1100 Р — он весьма неплох.

Позже я купил специальный микрофон для подкастов Razer Seiren X за 6750 Р, чтобы писать звук сразу в программу для монтирования. Диктофон оставил для гостей. Razer Seiren X — это компактный микрофон, который подключается к компьютеру через USB и сразу работает.

У нас нет микрофонных стоек и поп-фильтров, которые защищают запись звука от помех, вызванных дыханием и особенностями речи. Мы работаем в наших комнатах дома. Главное требование при записи — отсутствие посторонних шумов, кафельной плитки на стенах или огромных пустых помещений, где звук будет гулять и записываться с эхом.

Мое рабочее место. Я пишу в микрофон Razer Seiren X, на фото он стоит на вазе, чтобы был ближе к губамМесто, где записывает Сергей. Вместо микрофона Dexp U500 у него сейчас более дорогой Blue Yeti, который он взял у другаМесто записи Юры. Он тоже пользуется Dexp U500

Хоть мы и заморочились с микрофонами, я считаю, что можно запускать подкаст с тем, что есть, даже если это простая гарнитура от смартфона. Со временем докупите оборудование.

Каждый голос стоит записывать в отдельный микрофон, чтобы была отдельная звуковая дорожка. Это нужно, чтобы было удобно редактировать запись, удалять лишние шумы, эканье и прочее. Записывать свой голос лучше в наушниках, чтобы микрофон писал только его, а не диалоги друзей на фоне.

Не буду углубляться в подробные описания микрофонов — конденсаторных, динамических, петличек, дорогих или дешевых: я в этом не специалист. Почитайте обзоры или посмотрите видео на Ютубе, которых сейчас множество, и подберите себе микрофон под доступный бюджет.

Единственный совет, который могу дать, — не старайтесь сразу покупать дорогое оборудование. Вдруг процесс не понравится?

Как грамотно потратить и сэкономить
Рассказываем в нашей рассылке дважды в неделю. Подпишитесь, чтобы совладать с бюджетом

Как записать подкаст

Чтобы опубликовать подкаст, нужно его сначала записать. То есть собраться в одной комнате, подключить ноутбуки и микрофоны и нажать на кнопку записи. Или созвониться по Скайпу или через Zoom, если живете в разных городах. Мы так и делаем.

Важно понимать, что запись через Zoom — это другая динамика диалога. Звук может задерживаться, связь может подвисать или вообще обрываться. Но мы справляемся.

Zoom выигрывает у Скайпа по качеству связи, но когда говорят больше двух человек, нужно либо покупать подписку за 15 $ (960 Р) в месяц, либо пересозваниваться каждые 40 минут. Мы пользуемся бесплатной версией и перезваниваем друг другу, когда лимит времени подходит к концу. Zoom стал для нас модератором времени: мы должны успеть разобрать один вопрос за 40 минут, сохраниться, перезвонить друг другу — и продолжить запись.

Чтобы записать свою дорожку, нужно подключить микрофон к компьютеру и запустить программу для записи звука. Можно обойтись встроенными программами записи в операционной системе — Quick Time Player в Мак-ос или «Звукозапись» в Виндоус, а можно установить специальные. Базовая бесплатная программа, которой пользуются многие подкастеры, называется Audacity.

Так выглядит записанная звуковая дорожка в программе Audacity
Так выглядит записанная звуковая дорожка в программе Audacity

Я пишу свою дорожку в программу Ableton, в которой потом и монтирую эфир. Ableton — профессиональная программа для записи музыки, которая у меня уже была, потому что раньше я занимался музыкой. Облегченная пожизненная лицензия стоит 100 $ (6400 Р), для записи и монтажа подкаста ее достаточно. Для меня Ableton удобнее Audacity просто потому, что я к ней привык. Но если вы новичок — не тратьтесь, ставьте Audacity.

Если пишете звук на диктофон, то ничего больше не нужно — просто скидываете записанную дорожку с карты памяти на жесткий диск и приступаете к монтажу.

Иногда программы для записи вылетают, поэтому, чтобы не потерять все наговоренные полтора часа, мы каждые 40 минут сохраняем записанное и запускаем новую запись. Вначале мы экспериментировали над продолжительностью выпусков, но потом поняли, что подкасты слушают не по длительности, а по интересности темы. Сейчас наши эпизоды длятся от полутора до двух часов.

Монтаж звука

После того как подкаст записан, его нужно смонтировать в одну дорожку — с разными голосами, исправленным уровнем громкости, вырезанным эканьем и музыкальными вставками. Профессиональные подкастеры нанимают специальных монтажеров за деньги, но мы занимаемся этим сами, потому что нам нравится процесс.

Монтажных программ много: например, бесплатный Garage Band для Мак-ос или тот же Audacity на всех платформах. Я монтирую в Ableton. Сначала я загружаю в Ableton все записанные дорожки. Подгоняю их по времени, чтобы разговор синхронизировался и шел одновременно. Для этого на записи нужно сделать какой-нибудь хлопок, чтобы ориентироваться по нему. После этого слушаю разговор и по ходу вырезаю все лишнее по качеству и смыслу.

Лишнее по качеству — это долгие паузы, неуместный мат и речевой мусор, например «короче» и «типа». Лишнее по смыслу — это разговор, который ушел не туда, или повторы. В нашем расслабленном формате такое бывает.

Слева — отредактированная часть эпизода, справа — исходные дорожки
Слева — отредактированная часть эпизода, справа — исходные дорожки
Я слушаю весь подкаст и редактирую его по ходу
Я слушаю весь подкаст и редактирую его по ходу

Первый этап монтажа длится в среднем пять часов на полтора часа разговора. Я не делаю прогон за раз, а разбиваю его на итерации в течение недели. Потом добавляю вступление, музыку на подложку, разные звуковые эффекты и песню в конец.

Музыкальное вступление к выпуску у нас всегда одинаковое. Я сделал его из начала одной классной турецкой песни. Фоновая музыка — это миксы, в основном этническое диско. Миксы — это такие большие аудиодорожки, которые диджеи сводят из разной музыки. Я их беру из саундклаудов интересных мне музыкантов. Один из любимых — берлинский диджей Андрес Асторга. Просто захожу в его профиль, нахожу подходящий микс и скачиваю, если есть возможность.

Для меня важна фоновая музыка в подкасте: она создает ощущение, что мы с Сергеем и Юрой сидим в одной студии, а где-то на фоне бубнит радио. Чтобы музыкальная подложка не выбивалась, я делаю ее сильно тише — примерно −20 дБ относительно наших голосов — и увожу высокие и средние частоты. Так получается эффект записи в подсобке ночного клуба: когда что-то на фоне бухтит и бахает, но частоты не пересекаются и не мешают разговору.

Когда часть нашего разговора подходит к логическому завершению, я секунд на 30 делаю микс громче, чтобы вывести его на передний план. Это помогает слушателю переключиться на другую тему.

Инструмент для подрезания частот музыки на фоне — автофильтр
Инструмент для подрезания частот музыки на фоне — автофильтр

Какие-то моменты я озвучиваю эффектами, которые скачиваю с сайта freesound.org. Это сайт энтузиастов, записывающих разные звуки. Очень многие звуки из этой библиотеки можно использовать в некоммерческих целях.

В конце выпуска мы ставим какой-нибудь подходящий к теме трек. Например, в подкасте про путешествия в конце играла песня «Мы сегодня дома» группы «Хадн дадн». Эти треки я покупаю в «Эпл-мьюзик». Но это не всегда срабатывает: «Саундклауд» умеет выискивать песни из загруженного подкаста и может заблокировать запись целиком за нарушение авторских прав. Приходится перемонтировать эпизод, заменяя заблокированный трек.

Чтобы сэкономить и точно не преступать закон, можно искать бесплатные треки на сайте freemusicarchive.org. Там хранится музыка, которую можно использовать в коммерческих и некоммерческих записях.

Монтировать подкасты можно практически на любом компьютере, звук не требует много ресурсов. Нужно минимум 4 Гб оперативной памяти и 50 Гб свободного места под временные файлы. Внешняя звуковая карта помогает делать записи качественнее, но в самом начале она не нужна. Монтировать лучше в наушниках — я делаю это в обычных эпловских.

Обложка подкаста

Обложка — обязательное требование сервисов для публикации подкастов. Без нее не получится загрузить свою запись. Кроме того, обложка важна для создания ожиданий у слушателя: о чем подкаст, в какой стилистике, нравится она вообще или нет.

Я умею пользоваться «Фотошопом» и сам сделал обложку подкаста. Если не умеете или у вас нет «Фотошопа» — обратитесь к знакомому дизайнеру. Или найдите сайт, который помогает создать обложку из стоковых материалов, например canva.com. Минимальный размер изображения должен быть 1400 × 1400 пикселей, а максимальный — 3000 × 3000.

Мне захотелось для обложки сделать что-нибудь простое. К каждому выпуску я делаю новую обложку, на которой меняется номер эпизода и положение градиента на фоне и мече. Угол градиента зависит от времени и дня недели. У каждого сезона подкаста свои цвета.

Это основная обложка: графичная аббревиатура, меч как символ умения отсекать лишнее, градиент утреннего неба
Это основная обложка: графичная аббревиатура, меч как символ умения отсекать лишнее, градиент утреннего неба
Так выглядят обложки двух сезонов нашего подкаста
Так выглядят обложки двух сезонов нашего подкаста

Хостинг и распространение

Хостинг — это интернет-сервис, на который загружается готовый подкаст. Добавленный на хостинг выпуск автоматически появляется в «Эпл-подкастах», «Гугл-подкастах» и в «Спотифае».

Таких сервисов много: Podbean, Podster, Simplecast, Libsyn, Soundcloud, Castbox. У всех разные возможности и стоимость. Расскажу про те, где хостимся мы и куда подкаст в итоге транслируется.

Главная страница нашего подкаста на «Саундклауде»
Главная страница нашего подкаста на «Саундклауде»
Я даже сделал опрос на канале о том, кто где слушает подкасты
Я даже сделал опрос на канале о том, кто где слушает подкасты

Наш основной хостинг — «Саундклауд». Он стоит 99 $ (6336 Р) в год, если оплатить весь год сразу, и 132 $ (8448 Р), если платить ежемесячно. Но это обновленные цены. Я в мае 2019 купил годовую подписку за 144 $. За эти деньги нам дают безлимитное место, полную статистику прослушиваний, возможность публиковать подкасты по расписанию, красивый интерфейс и большую базу пользователей «Саундклауда».

Опубликованный на «Саундклауде» файл после предварительной настройки отправляется в «Эпл-подкасты», «Гугл-подкасты», приложения вроде Overcast и «Яндекс-музыку». Чтобы наши подкасты появились в Яндексе, я написал на почту podcast@yandex-team.ru, ребята посмотрели, что мы делаем, — и опубликовали.

Чтобы подкаст появился в «Эпл-подкастах», нужны дополнительные телодвижения: придется зарегистрироваться на iTunes Connect, заполнить анкету и ждать подтверждения от «Эпла». Мне ответили примерно через сутки.

Второй наш хостинг — «Кастбокс». Это самостоятельный сервис с большой базой слушателей, который только недавно стал публиковать подкасты в большие сервисы вроде «Эпл-подкастов». Но там сидит много слушателей, поэтому я стал заливать подкаст и туда. Сервис полностью бесплатный и безлимитный.

Третий хостинг — Anchor. Это еще один бесплатный сервис, где можно даже транслировать запись в прямом эфире. Сюда мы пришли, потому что он добавляет загруженный эпизод в «Спотифай». Это популярный музыкальный сервис, который работает по подписке, вроде «Яндекс-музыки». «Спотифай» пока что официально не работает в России, но тем не менее там много слушателей.

В завершение я загружаю файл на «Яндекс-диск», чтобы оставшиеся слушатели включали нашу болтовню там, где им удобно: в проигрывателе Виндоус, MP3-плеере или в машине на флешке.

Параллельно с загрузкой файлов на хостинги я быстро собираю на своем сайте страницу с коротким описанием выпуска, ссылками на аудиозапись, материалами, о которых мы говорим в эпизоде, и формой отправки денег. Добровольные пожертвования — донаты — помогают нам собирать на «Саундклауд», микрофоны и прочие нужды.

И уже после этого проходит финальный этап публикации: в личных блогах, телеграм-каналах, на Фейсбуке и во Вконтакте.

Так выглядит страница с эпизодом про комфорт и груминг
Так выглядит страница с эпизодом про комфорт и груминг
Сергей делает саммари и подбирает смешные картинки к публикациям в соцсетях
Сергей делает саммари и подбирает смешные картинки к публикациям в соцсетях

Мы публикуем новый эпизод по пятницам. В первом сезоне выпускали подкаст каждую неделю, потом стали делать раз в две недели. В итоге заметили, что если выпускаться раз в неделю, то прослушивания лучше растут. Если же делать паузы на 2—3 недели, то прослушивания падают. Сейчас мы снова стали делать новый выпуск раз в неделю.

Первый эпизод нашел свою аудиторию достаточно быстро — мы набрали 500 прослушиваний за день. Наверное, потому, что у нас уже есть узнаваемые проекты, а обсуждаемые темы волнуют многих. Спустя полгода каждый эпизод набирает в среднем по 2 тысячи прослушиваний. Это не так круто, как у флагманов отечественного подкастинга вроде «Норм», Blitz and Chips или «Так вышло» с их десятками тысяч за сутки, но мы довольны.

Количество прослушиваний некоторых эпизодов на «Саундклауде»
Количество прослушиваний некоторых эпизодов на «Саундклауде»
По статистике видно, что всплески прослушиваний — каждую пятницу в день публикации. И чем дальше, тем больше прослушиваний
По статистике видно, что всплески прослушиваний — каждую пятницу в день публикации. И чем дальше, тем больше прослушиваний

Как заработать на подкасте

Мне известны четыре способа заработка на подкасте: реклама внутри выпуска, разовые донаты, подписка и живые выступления за деньги.

Рекламодатели в России пока что относятся к подкастам с недоверием и вряд ли придут с деньгами, если вы не автор подкаста «Так вышло» или «Норм», которые собирают десятки тысяч прослушиваний за пару дней. С аудиторией подкастов есть проблема: пока нет точных инструментов, чтобы ее посчитать. Исследований на эту тему очень мало.

Мы сделали один выпуск с рекламой. Я продал ее друзьям, которые занимаются советами по питанию на основании доказательной медицины. Мы как раз писали выпуск про еду, и я подумал, что будет отлично здесь же прорекламировать сервис.

Выпуск прослушали полторы тысячи раз за первую неделю, по реферальной ссылке прошли 16 человек, а купили услугу трое. Не могу сказать, что получилось очень эффективно, но и услуга недешевая. Вложения в рекламу отбились в несколько раз.

Разовые донаты — способ сказать спасибо за выпуск. Я настроил форму сбора денег через «Яндекс-кошелек». После каждого выпуска нам приходит 1—2 платежа по 250—300 Р. В месяц выходит в среднем 2500 Р. Как раз чтобы оплатить «Саундклауд».

Подписку на подкаст можно оформить через специальный сервис «Патреон» на суммы от 1 до 20 $ в месяц. За эти деньги подписчики либо не получают ничего, кроме возможности давать подкастерам автоматические чаевые, либо получают ранний доступ, упоминание имени в эфире или другой бонус. Мы запустили свой патреон в январе 2020. У нас будет ранний доступ к эпизодам и еще какие-нибудь приятные вещи. С полученных денег купим новые микрофоны и годовую подписку на «Саундклауд».

Живые выступления, они же паблик-ток, — это запись подкаста, которую проводят в каком-нибудь общественном пространстве, на нее продают билеты. В Москве организацией публичной записи занимается площадка «Inliberty Рассвет». Мы публичных записей еще не проводили, потому что живем в разных городах. Это выглядело бы очень странно: на сцене сидит человек с микрофоном и разговаривает со своим ноутбуком. Хотя как перформанс — вполне.

Почему мы занимаемся подкастом

В целом работа над подкастом занимает кучу времени и не приносит денег. Но это приятное занятие: слушатели дают хорошую обратную связь, которая поддерживает, а проговаривание важных тем — приятный терапевтический бонус.

Мы зовем в гости интересных нам людей, но отталкиваемся не от персоналий, а от темы. Более того, мы не указываем в названии эпизода имен гостей. В название подкаста выносим цепляющие темы из обсуждения, например:

Больше всего прослушиваний у подкастов про комфорт и отношение к итогам года: около 3500 у каждого. А выпуск о долгих путешествиях как средстве от депрессии получился самым драматичным: в процессе беседы выяснилось, что гость подкаста, бизнесмен и путешественник, на самом деле в серьезной депрессии.

Все деньги в подкаст на начальных этапах вкладывал я. Что-либо зарабатываем на подкасте мы только через донаты. В будущем надеемся на поддержку «Патреона».

Наша сила в том, что мы не пытаемся никого учить жизни, а разбираемся с собственными трудностями — как будто говорим на кухне. При этом у нас достаточно начитанности, насмотренности и кругозора, чтобы не казаться совсем уж тупыми.

Запуск подкаста обошелся нам в 24 850 Р

Хостинг «Саундклауд»9500 Р
Микрофон Razer Seiren X6750 Р
Программа для записи и монтажа Ableton Intro 106400 Р
Два микрофона Dexp U5002200 Р
Хостинг «Саундклауд»
9500 Р
Микрофон Razer Seiren X
6750 Р
Программа для записи и монтажа Ableton Intro 10
6400 Р
Два микрофона Dexp U500
2200 Р

Кратко: как запустить подкаст

  1. Придумать идею, тему и название подкаста.
  2. Купить микрофон.
  3. Собраться и записать звуковые дорожки.
  4. Смонтировать звук.
  5. Нарисовать обложку.
  6. Зарегистрироваться на хостинге и настроить публикацию в «Эпл-подкастах».
  7. Повторять пункты 3—4, пока это будет приносить удовольствие.