«Качество звука получилось как в хорошей студии»: как записать подкаст дома
Чтобы записать и выпустить свой подкаст, не обязательно арендовать студию звукозаписи.
Читатели Т—Ж рассказали, как организовали дома место для работы над подкастами. Они поделились списком техники и программного обеспечения, которое используют, и дали советы тем, кто только планирует запустить собственный проект.
Это истории из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
«Мой совет новичкам: пробуйте. Оказалось, что подкаст — это легко»
Стоимость домашней студии: 3000 ₽
Я обрабатываю подкаст, который записывает моя супруга. Она ведет блог в сфере здоровья и фитнеса, который недавно решила расширить подкастом: раз в неделю коротко рассказывает об определенной теме. Лет 10—15 назад я был диджеем и работал в клубах, поэтому знаком с обработкой звука. Вот и решил вспомнить молодость. У меня уже было установлено приложение Logic Pro, в котором я балуюсь и создаю простые треки.
У нас очень простой рабочий процесс. В среду-четверг супруга пишет текст для подкаста, а в пятницу озвучивает его. Иногда выходит одним дублем, иногда нет. Запись идет на микрофон Rode Wireless Go сразу в Макбук. Затем я делаю обработку в Logic Pro: склеиваю отрывки, вырезаю паузы, вдохи и всякие «э-э-э», «а-а-а». Подкаст идет под простой гитарный луп, который в паузах становится громче. Я немного обрабатываю звук, где-то добавляю эффектов на слух. В тот же день выкладываю подкаст на платформы.
Мой совет новичкам: пробуйте. Оказалось, что подкаст — это легко. Главное — идея и ценность, которую вы можете донести до слушателя. Если она есть, остальное — мелочи. Дальше лишь два технических шага: записать и разместить подкаст. Про первую часть я рассказал, а насчет второй — мы все делали так, как написано в статье Т—Ж «Сколько стоит запустить подкаст».
Сейчас готовый файл мы просто заливаем на сервис Podster. Оттуда он через RSS-поток автоматом уходит на другие площадки: «Яндекс-музыку», Google Podcasts и Apple Podcasts. В первый раз я потратил около часа, чтобы разобраться в этом и разместить подкаст на разных платформах. Одобрения мы ждали пару недель, зато сейчас все делается за пять минут. А главное — все бесплатно! Наши траты на запуск подкаста составили 3000 ₽. Супруга заплатила их за обложку дизайнеру, которого нашла в социальной сети.
Мы запустили подкаст меньше месяца назад. Можно сказать, он записывается «на кухне». Для нас подкаст — это просто один из способов продвижения блога. Конечно, по звуку и уровню монтажа он далек от топовых шоу, но мы за ними и не гонимся: я верю, что содержание важнее обложки. Арендовать студию или приглашать гостей пока не планируем.
«Для записи подкаста нет необходимости в навороченном оборудовании»
Стоимость домашней студии: более 3000 ₽
С подругой Лерой мы работали журналистами в одной редакции и настолько синхронизировались, что решили вместе что-нибудь записать. До этого мы запускали новостной подкаст, но поняли, что хотим перейти в более развлекательный и расслабленный формат. Поэтому создали подкаст о кино, чтобы развлекать слушателей и болтать о любимых фильмах и сериалах. Назвали его «Кто где? А мы где-то!».
Первый выпуск с обзором фильма «Бэтмен» мы опубликовали в мае 2022 года. Уже вышло шесть выпусков — в них мы обсуждали ностальгию по кино, саундтреки и фильмы, которые ненавидим. Стараемся приглашать экспертов из разных сфер с более глубокими знаниями и нестандартными мыслями.
Мы записываемся в гардеробной у одной из нас, чтобы избежать лишних звуков. Это вроде бы удобно, но так мы можем пригласить для записи только одного эксперта.
В поиске микрофона помогал знакомый, который занимается музыкой. Он подсказал определенные параметры, по которым мы и искали технику. Выбрали микрофон из бюджетного сегмента — Maono AU-03Т, который стоил около 3000 ₽, но сейчас его не найти дешевле 5000 ₽. Еще используем диктофоны Айфона.
Монтируем на обычном ноутбуке в программе FL Studio. Базовые навыки Лера получила во время практики на радиостанции. Сейчас с монтажом помогает ее молодой человек, который увлекается музыкой. В будущем хотим организовать полноценную студию в квартире, докупить еще один микрофон и мощный стационарный компьютер.
Для записи подкаста нет необходимости в навороченном оборудовании: диктофоны на телефонах с носками в качестве поп-фильтра записывают звук не хуже специальных микрофонов. Думаю, у всех дома есть шкаф, в котором можно это сделать. Если в подкасте участвуют несколько человек, достаточно просто завесить окно шторами, закрыть двери и создать вокруг тихую обстановку. На самом деле намного важнее само желание творить и заинтересованность в тематике, которой посвящаете подкаст.
«Лучше тихо, чем громко»
Стоимость домашней студии: более 15 800 ₽
Сейчас я работаю редактором, а до этого на протяжении двух-трех лет делал видео для каналов на YouTube, а также участвовал в записи подкаста Cinema Critique.
Из техники у меня обычный, далеко не самый мощный компьютер с видеокартой GeForce GTX 1050 TI, микрофон Audio-Technica AT2020 и внешняя звуковая карта Steinberg UR2 MKII. Она на момент покупки стоила 9300 ₽ — сейчас уже порядка 23 000 ₽. Микрофон я покупал за 6500 ₽ — теперь его продают за 12 000 ₽.
Из программ пользовался Adobe Premiere Pro для монтажа видео и Adobe Audition для записи и редактуры звука. В редких случаях вместо Audition включал более простую Audacity — если знал, что править звук надо будет не мне, а кому-то, кто, например, монтирует подкаст. Со всеми программами учился работать с помощью обучающих видео с YouTube. А вообще, софт довольно интуитивный, так что за подсказками приходилось лазить, только когда я совсем что-то не понимал.
Мне вполне комфортно заниматься монтажом и записью дома. Единственная проблема — хочется, конечно, сделать звукоизоляцию. Но когда живешь в съемной квартире, как-то не тянет все переставлять или обшивать стены специальными звукоизоляционными панелями. Пару раз попробовал записываться, накидывая на себя одеяло, — подсмотрел этот лайфхак где-то в интернете. Звук действительно стал чуть чище, но долго сидеть так сложно: очень душно.
Главный совет начинающим подкастерам и всем, кто работает со звуком: лучше тихо, чем громко. С записью, которая получилась едва слышной, еще можно что-то сделать. А вот слишком громкую — такую, где половина звуков превратилась в монотонный бас, — уже не изменить.
«Для записи голоса мне было достаточно отгородить угол комнаты плотными махровыми полотенцами»
Стоимость домашней студии: более 6500 ₽
В конце 2021 года мы с другом решили записывать подкаст. Первым делом купили микрофон AKG C-44-USB Lyra. Почему именно эта модель? Первое — ее просто настроить и подключить через USB-шнур к компьютеру. Без танцев с бубном можно получить отличное качество записи из коробки. Второе — старший сын учится играть на баяне в ансамбле. У микрофона есть смена режима, поэтому можно записывать как вокал, так и инструментал. Третье — супруга читает лекции в институте, а этот микрофон можно подключить к любой программной среде и послушать свой голос. В записи эта функция бывает очень полезной. Наконец, тогда были отличные новогодние скидки, поэтому микрофон достался по очень хорошей цене — за 6500 ₽.
Наш подкаст называется «Пока сыплется песок» — он посвящен тому, как люди за 40 стараются адаптироваться в современном мире. Мы с другом рассказываем о прошлом и стране, которой уже нет. В качестве гостей приглашаем молодых ребят, которые рассказывают о современности. Цель была в том, чтобы уравновесить чаши весов. Взрослые слушатели бы поняли, что происходит в головах молодежи, а юные отпрыски узнали, какой была жизнь раньше.
Запись ведем удаленно, выходим на связь через Discord — там общаемся, туда же подключаются молодые эксперты. При этом каждый пишет свой голос самостоятельно. Конечно, можно было бы сразу записать обсуждение целиком, но это сильно бьет по качеству. Позже я свожу все дорожки в одну через программу Adobe Audition, убираю мусор, добавляю эффекты и фоновую музыку. Готовый материал отправляю на сайт — оттуда идет трансляция нашего подкаста.
Микрофон подключен к ноутбуку. Во время записи надеваю на него старую коробку, внутри обитую поролоном, поэтому посторонних звуков практически нет. Дело в том, что у меня конденсаторный микрофон, который ловит каждый нюанс голоса, а с ними и посторонние шумы. Из-за этого и приходится так заморачиваться с шумоизоляцией.
Для первых записей ставил микрофон в платяном шкафу — там же наговаривал текст. Это самый простой и бюджетный вариант, но главный минус в том, что очень трудно так сидеть час или два. Теперь для записи голоса просто огораживаю угол комнаты плотными махровыми полотенцами — эффект эхо почти исчез. В планах закупить звукопоглощающее покрытие, получше оборудовать уголок для записи, приглашать больше молодых экспертов и расширять аудиторию.
«Если вы пишете подкаст дома, не повод делать это в халате и майке с пятном от кетчупа»
Стоимость домашней студии: более 28 000 ₽
Более 10 лет я работаю в сфере маркетинговых коммуникаций. У меня всегда была не оформленная во что-то конкретное потребность делать нестандартные вещи и делиться своими знаниями. Меня мотало от вожатства до преподавания в университетах, от лекций для друзей на крохотной кухне до выступлений на корпоративных конференциях.
Где-то два года назад по долгу службы я начала потреблять очень много контента: переоткрыла для себя сферу онлайн-образования, YouTube и, конечно, подкасты. Сначала была просто слушателем: под подкасты было не так скучно бегать во время локдауна. Подкастинг мне казался чем-то вроде закрытой тусовки, куда путь простым смертным закрыт. Но когда сеть взорвал Clubhouse, я в трансе переключалась между комнатами и не могла перестать думать: «Кто эти люди? О чем они говорят? Почему они считают себя достойными, а я нет?»
Весной 2021 года впервые задумалась о том, что могу делать подкасты сама. Оказалось, у меня есть для этого примерно все: опыт создания контента, навыки режиссуры, свежие идеи и знания по проектному менеджменту. А главное и самое неожиданное — у меня была для этого вся необходимая техника.
Мой молодой человек — музыкант, поэтому наша лоджия всегда была завалена неведомыми для меня железками и проводами. Он приобретал технику для домашней записи собственных песен. В те времена было модно репетировать в гаражах и придерживаться философии покупать аппаратуру не дороже стипендии.
Когда я сказала, что хочу писать подкасты, он меня поддержал. Мы начали собирать тестовый сетап — так весь этот склад техники стал обретать очертания студии. Пилотный выпуск я записала у себя дома в июне 2021 года. Правда, он так и не увидел свет, но задача была другая — пощупать подкастинг: протестировать сетап и понять, хочу ли я этим заниматься, получается ли у меня это делать.
Вот что у нас нашлось:
- два микрофона с AliExpress — так называемые алимикрофоны за косарь. Модель BM 800. Один уже был, второй заказали для записи подкаста;
- поп-фильтры, которые мы купили вместе с микрофонами, каждый стоимостью до 500 ₽;
- стойки-журавли под микрофоны — нашлись в гараже. Бренд K&M, куплены в местном музыкальном магазине за 1500 ₽ максимум в то время. Сейчас такая стойка стоит около 6000 ₽;
- звуковая карта Behringer UMC404HD — модель на четыре микрофона, плюс к ней подключаю наушники для контроля качества записи в процессе. Эту модель выбрали, потому что собирались писать на нее барабаны. А это как минимум четыре микрофона. Удивительным образом совпало, что для подкаста это оптимальное количество разъемов. Стоимость на момент покупки — около 10 000 ₽;
- ноутбуки Dell и Mac, а из ПО — Reaper и Audition.
Сетап себя отработал на полную: качество звука получилось как в хорошей студии. И я решила заняться подкастингом всерьез.
Однажды на встрече с подругами узнала, что они тоже записывают подкаст — втроем, но еще собираются звать гостей. Попросила послушать пилотный выпуск — запустила и почти сразу выключила. Из-за отсутствия базовой техники девочки просто записали выпуск на смартфон. Нет, это можно было слушать и даже периодически разбирать слова, но это точно не пошло бы дальше проекта «для своих».
Рынок подкастов хоть и растущий, но уже достаточно развитый, чтобы оставлять за бортом тех, кто не думает о качестве контента. В любом медиаканале за любую единицу охвата идет борьба: ты, как в компьютерной игре, проходишь уровни, где у тебя всего по паре секунд и по одной жизни. Нужно быть заметным, успеть продать слушателю тему и зацепить обложкой. В итоге ты как бы заключаешь контракт: слушатель выбирает тебя, обязуется нажать кнопочку Play, а ты берешь на себя ответственность за то, что внутри. Поэтому, если на слушателя вываливается необработанный поток сознания с помехами и шумами, это не подкаст. Это просто очень длинные голосовые, которые все ненавидят.
Но концепт меня зацепил, и я предложила свою помощь в качестве продюсера. Так появился подкаст «Если вдруг», где три разные подруги делятся мнениями о том, что важно для каждой: об отношениях, деньгах, карьере, моральных принципах.
Для этого подкаста мы добавили в сетап еще один микрофон — Shure SM58, тоже с историей в 10 лет и гаражным прошлым. Почему выбрали его? Просто потому, что он был. А потом так и повелось: две ведущие записываются в микрофоны на стойках, а кто-то один вальяжно рассуждает через ручной Shure. У этого есть свои неудобства: приходится тщательно настраивать звук перед началом записи и выравнивать громкость.
Мой второй проект — «Ничего не выйдет». Здесь я выступаю ведущей и беру интервью у людей, которые сейчас находятся за границей. Говорим о том, как им там живется и как они видят ситуацию оттуда. Это подкаст не про политику, а про людей и отношения.
Я пишу его на один из своих микрофонов BM 800, а собеседника — через Zoom. В случае записи собеседника удаленно желательно заставить его найти хорошее помещение и микрофон. Если такой возможности нет, надо хотя бы заранее тестировать звук и делать бэкап версии — например, писать одновременно на микрофон ноутбука в программе OBS, в Zoom и на диктофон в телефоне.
Изначально мы записывались через Reaper. Это условно бесплатная программа, которая при запуске предлагает оформить лицензию, но от этого можно отказаться. Еще она не перегружает компьютер, не жрет оперативку, почти ничего не весит и имеет все необходимые инструменты для многоканальной записи и дальнейшего монтажа и обработки звука. В последнее время я перешла на Audition, где есть все те же функции, но удобнее синхронизация с другими продуктами Adobe для монтажа и более приветливый, на мой взгляд, интерфейс.
Мне нравится подкастить дома.
Комфортная уютная обстановка располагает к интересному общению и все всегда под рукой. Поскольку половина команды живет в Москве, а половина — в Подмосковье, мы пишем всегда в разных местах. Весь перечисленный стафф буквально за пять минут скручивается и отправляется в путешествие в небольшой спортивной сумке. Это очень удобно и позволяет придать особый шарм нашим записям, ведь мы никогда не знаем, где будем писаться в следующий раз. Это уже как традиция!
Из-за того, что в квартире не очень хорошая акустика, ведущих и гостей я рассаживаю подальше, чтобы они не «залезали» в микрофоны друг друга. В отличие от динамического микрофона Shure, микрофоны ВМ 800 — конденсаторные, а это значит, что они очень чувствительны и восприимчивы ко всему происходящему в жилой комнате. А там происходит много всего! Чихают соседи, свистит трамвай, а об окно может разбиться дезориентированный голубь. Такое случалось с нами.
Поскольку все это идет в эфир, необходимо соблюдать полнейшую тишину, закрывать все окна, двери, выгонять котов, обязательно — детей и практически не совершать никаких лишних движений. Иначе на этапе монтажа придется скрупулезно вырезать скрипы стула и тиканье часов. Еще домашняя запись накладывает дополнительные требования к акустической подготовке помещения. В новостройке без мебели звук на выходе получится куда менее качественным, чем в бабушкиной квартире с кучей мебели и коврами на стенах.
В целом для записи подкастов мне сейчас всего хватает, но планы, конечно, есть. Во-первых, унифицировать микрофонный парк. Хочу купить всем одинаковые микрофоны, чтобы оптимизировать время на предварительную настройку и дальнейшее выравнивание звука. Во-вторых, нужны петлички. Некоторые стесняются говорить в микрофон — это мешает записи. Петличку можно повесить и забыть о ней. Она не требует никаких навыков работы с микрофоном, а это хорошо для гостей, которые и так находятся в стрессе. Мне кажется, это позволит сделать беседу более естественной. В-третьих, надо увеличить количество настольных микрофонов. Например, купить динамический Shure SM7B с подставками на стол, но об этом я подумаю, когда хобби начнет приносить доход.
Советов для начинающих — море.
Совет № 1. Если не хотите тратить деньги на акустическое оформление и дорогостоящую отделку комнаты, достаточно писаться в комнате, где стоит много мебели. Хорошо повлияют на звук толстые шторы, ковры на полу и — не шучу — на стенах, мягкая мебель и отсутствие отражающих звук поверхностей: голая стена, стеклянный столик, оконная рама и кафельная плитка.
Совет № 2. Учитывайте особенности помещения и собственные спикерские возможности при выборе оборудования. Моя рекомендация — минимально готовить помещение и брать конденсаторные микрофоны.
Если квартира не подготовлена, нет денег на студию и дорогие микрофоны, хорошо будут звучать простые динамические микрофоны, потому что они гораздо менее требовательны к помещению. В дорогостоящие микрофоны надо очень хорошо говорить. Дешевые прощают неумение работать с ними.
Через конденсаторные микрофоны, как мои ВМ 800, кроме спикера слышно комнату, в которой он говорит. Для тех, кто не совсем понимает, что значит «слышно комнату», — вспомните разговор с человеком, который звонит вам из подъезда или ванной. Вы сразу поймете, как звучит тип помещений, в котором много отражающих поверхностей.
У динамического микрофона узкая направленность. В него нужно говорить сфокусировано, четко и громко, качественно артикулируя и проговаривая все звуки. Не у каждого начинающего подкастера хватит фокуса внимания и на сценарий, и на собеседника, и на такие технические моменты.
Совет № 3. В квартире лучше разводить спикеров подальше друг от друга, чтобы на монтаже не вычищать голоса других людей из дорожки спикера.
Совет № 4. Выключайте все возможные источники звука. Кроме телефонов, могут помешать тикающие часы, шум холодильника, даже те звуки, которые в обычной жизни кажутся несущественными. В идеале записывать тестовый кусочек и сразу отслушивать его с поиском посторонних шумов.
Совет № 5. Чаще в процессе проверяйте, включена ли запись, идет ли сигнал, не отошел ли провод, работают ли микрофоны и не готовится ли ноутбук трагически разрядиться. С нами такое уже случалось не раз — переписывать выпуск обидно, поверьте.
Совет № 6. Не тратьте то, что вы копили годами, сразу на дорогое и крутое оборудование. Правильный путь — собрать удовлетворяющую по качеству базу и постепенно ее апгрейдить. Чтобы попробовать себя в роли подкастера, можно купить USB-микрофон до 5000 ₽, воткнуть его напрямую в компьютер без звуковой карты и сложного ПО.
Подкастинг — это не только разговоры, но и сценарий, многочасовой монтаж, отслаивания версий, правки, комментарии, дистрибуция, продвижение. И только когда ты прошел весь этот путь и понял, хочешь ли ты дальше этим заниматься, тогда-то и можно подумать о хорошей студии и серьезных вложениях.
Совет № 7. Многие радиоведущие, которых никто не видит, все равно классно выглядят. Если вы пишете подкаст дома, не повод делать это в халате и майке с пятном от кетчупа. Создавайте атмосферу, поставьте пару световых лед-баров, красиво оденьтесь перед записью — так вы почувствуете себя уверенными и классными, раскроетесь для слушателя, а не спрячетесь за микрофоном и своим голосом.
Совет № 8. Ценные знания стоят денег, а на профессию звукоинженера и оператора люди учатся годами. Нужно быть готовым к тому, что получится не сразу, но и не отчаиваться, а продолжать тестировать и пробовать. И меньше слушайте советы на YouTube. Главное — практика, практика и еще раз практика.