Для многих дом постепенно превращается в основное место работы и творчества.

Читатели Тинькофф Журнала рассказали, как они начали заниматься музыкой, как организовали в своих квартирах студии для ее создания, какую технику для этого купили и каким программным обеспечением пользуются.

Это истории из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

«Хочу писать собственные треки, заниматься диджеингом и подкастами»

Стоимость домашней студии: более 70 000 Р

Как увлекся музыкой. Я родился и вырос в Армавире, небольшом городе в Краснодарском крае. Впервые с музыкой не в качестве слушателя я столкнулся в 13 лет, когда в далеком 2002 году в прокате CD-дисков взял копию Hip Hop eJay 5. Это софт для написания хип-хоп-музыки на основе лупов — зацикленных звуковых фрагментов вроде барабанных, басовых, вокальных и других звуковых партий.

Идея взять в прокате что-то вместо очередной компьютерной игры пришла во время изучения каталога дисков. Мне тогда очень нравился хип-хоп и рэп, и, когда я увидел диск с Hip Hop eJay 5, сразу захотелось ощутить некую причастность к этим жанрам. Ровно в тот момент я узнал, что музыку можно записать даже у себя дома на компьютере — и для этого не нужны настоящие инструменты и синтезаторы, на которых я все равно не умел играть. Сначала самостоятельно собирал из лупов треки, а потом с другом записывали на компьютерный микрофон наш рэп. Это было абсолютно ужасно, зато очень весело :)

Пару лет спустя я подружился с местным радиоведущим и диджеем, а 6 марта 2010 года мы запустили наше совместное радиошоу Free Ends, которое впоследствии приобрело международную известность. В 2016 году нас пригласили на юг Испании для развития местной русскоязычной радиостанции Smile FM. Общими усилиями ее удалось расширить с одной вышки вещания в Марбелье до четырех: новые открыли в Малаге, Севилье и Гранаде. Но в какой-то момент с проектом в Испании мне пришлось расстаться. Решение уйти далось мне нелегко, а занятия музыкой я прекратил.

Домашняя студия. Сейчас мне 32 года, живу в Краснодаре. Моя основная деятельность — оптовые поставки защитно-коммутационного оборудования до 40 кВ. Музыка, подкасты и радио для меня — это хобби, вернуться к которому я решил буквально пару месяцев назад. Возобновить хоть в каком-то виде то, чем я занимался ранее, меня побудило желание заполнить пустоту между работой и бытовыми делами. Хочу писать собственные треки, заниматься диджеингом и подкастами, но процесс пока что идет медленно: все свободное время я уделяю семье.

Сейчас у меня довольно скромная студия с полупрофессиональным комплектом для звукозаписи Focusrite Scarlett 2i2 Studio 3rd Gen. Он состоит из внешней звуковой карты Scarlett 2i2, студийных наушников закрытого типа HP60 MkIII и конденсаторного микрофона CM25 MkIII. Я заказал комплект 23 февраля — тогда он мне обошелся в 25 631 Р, сейчас его стоимость в среднем составляет 40 000 Р. Отдельно приобрел недорогой пантограф для микрофона с настольным креплением за 1800 Р. Пока мне этого достаточно.

Пустое место справа отведено для Ableton Push 2, который пришлось вернуть
Пустое место справа отведено для Ableton Push 2, который пришлось вернуть

Совсем немного мне удалось поработать с MIDI-контроллером Ableton Push 2. Устройство позволяет руками «общаться» с программой Ableton Live, сводя к минимуму использование мыши и клавиатуры, если речь идет о работе на сцене. В студии, конечно, без них не обойтись. Почти каждому органу управления — клавише, линейному и радиальному регулятору — присваивается некоторая функция, которую они будут выполнять: управлять панорамой, громкостью, модуляцией, степенью воздействия эффектов на исходный сигнал. Это существенно упрощает процесс.

Жаль, контроллер пришлось вернуть продавцу из-за брака органов управления. Я приобрел последний экземпляр, поэтому выдать замену не получилось — мне вернули деньги. Покупать новый я пока не решился. В качестве рабочей среды использую цифровую студию Ableton Live 11, встроенные в нее инструменты и несколько недорогих VST-плагинов, расширяющих возможности программы. Самое дорогое в моей студии, не считая ноутбука, — это как раз лицензия Ableton: она обошлась мне в 749 $.

Любые активности, которые не связаны с семьей, я предпочитаю совершать вне дома. Правило касается и хобби, но я сейчас не могу снять отдельное помещение, поэтому музыкой и звукозаписью все же занимаюсь у себя в квартире. Это неудобно: не могу практиковаться в записи голоса из-за ремонта соседей и маленького ребенка. Если он спит, боюсь разбудить его, а если бодрствует, на фоне слышен его лепет и смех.

Порой бывает, что звуки соседского перфоратора накладываются на звуки, которые издает ребенок.

Впрочем, не все так плохо. Тишина в доме все же бывает, и с каждым месяцем она звучит дольше. Но как бы то ни было, я считаю, что погрузиться в процесс можно в отрыве от домашней обстановки и суеты. Супруге нравятся мои занятия музыкой и практика записи голоса — она поддерживает и старается не отвлекать от процесса. Более того, иногда она меня подталкивает к тому, чтобы я уже записал что-нибудь и опубликовал. Если вы живете один или с партнером, который разделяет или хотя бы уважает ваши творческие начинания, вам несказанно повезло.

Советы и планы. Тем, кто начинает заниматься музыкой, советую исповедовать системный подход к творчеству, если позволяет образ жизни. Все успехи — как в работе, так и в творчестве — приходят с практикой и опытом. Будучи новичком, не спешите расставаться с крупными суммами на новое оборудование и профессиональное ПО. Составьте минимальный список того, что вам требуется, чтобы начать.

Поищите б/у оборудование на сайтах объявлений, пользуйтесь пробными периодами программ для вашего творчества либо бесплатными аналогами, которые иногда по функциям не уступают коммерческим продуктам. Так вы сэкономите внушительное количество денег, и, если в какой-то момент обнаружите, что это творчество не для вас, горечь от расставания с б/у техникой и удаления бесплатного софта будет значительно слабее, чем при продаже нового оборудования за 50% от его первоначальной стоимости. А с ПО вы и вовсе не расстанетесь, если оно приобретено не по подписке.

Я опираюсь на личный опыт и истории друзей. Первая необдуманная покупка — контроллер AKAI APC40. Не помню, сколько я на него потратил, но с продажи выручил всего лишь 11 000 Р. Друг приобрел много дорогостоящей аппаратуры домой, но со временем дешево ее продал за ненадобностью. Тогда мне и пришло осознание, что технику нужно приобретать, руководствуясь не только финансовыми возможностями, но и способностями управлять ею. Это правило касается не только музыкальных инструментов.

Определитесь, что именно вы хотите видеть или слышать в качестве результата вашего творчества. Для меня в творчестве самым ценным кажется сам процесс, а результат — это лишь побочное явление. Я экспериментирую со звуком и записываю миксы не ради того, чтобы поскорее закончить, — мне просто это нравится. О каких-то определенных и измеримых успехах говорить сейчас невозможно, потому что дальше моей студии фактически ничего не уходит. Пока я испытываю только удовольствие оттого, что есть возможность заниматься хобби спустя несколько лет.


«Пишу музыку, когда мне хочется: все зависит от настроения и свободного времени»

Стоимость домашней студии: более 100 000 Р

Как увлекся музыкой. Начал увлекаться музыкой еще в школе. Мы с одноклассниками организовали рок-группу, там я играл на барабанах. Потом участвовал еще в нескольких музыкальных проектах.

Клавишными увлекся, когда в вузе взял академ и у меня появилось свободное время. В 1990-х попал в театр, где был синтезатор Korg X3. С него и началась моя композиторская деятельность: я писал музыку для спектаклей и мероприятий. Иногда сочинял собственные композиции и подрабатывал написанием фонограмм для певцов из нашего города и музыки для рекламы на радио и ТВ.

Мое рабочее место
Мое рабочее место

Сейчас работаю копирайтером. Проще говоря, я непрофессиональный музыкант и этим не зарабатываю, поэтому определенного графика для занятий музыкой у меня нет. Пишу ее, когда мне хочется: все зависит от настроения и свободного времени. Иногда могу не прикасаться к технике месяц. Получившиеся композиции включаю друзьям и близким.

Домашняя студия. Собирать студию начал в 2011 году — тогда у меня появился синтезатор. Потом я взял с рук первую звуковую карту, древнюю ESI Waveterminal 192M.

Более серьезным оборудованием разжился в 2016 году, когда купил квартиру. Всю технику брал новой, при выборе ориентировался на обзоры и отзывы покупателей. Клавиши и мониторы привезли из Германии, звуковую и микрофон купил в магазине.

Вот из чего сейчас состоит моя домашняя студия:

  1. Звуковая карта — Steinberg UR22 MKII.
  2. Основной инструмент — MIDI-клавиатура M-Audio Oxygen 88.
  3. Микрофон — Behringer B-1.
  4. Студийные мониторы — Behringer Truth B2030A.
  5. Микшерный пульт — Yamaha MG102C.
  6. Наушники — Audio-Technica ATH-T500.
  7. Цифровая звуковая рабочая станция — Steinberg Cubase 12.

Сначала в качестве MIDI-клавиатуры я использовал «балалайку» Casio, а когда появилась возможность, купил Oxygen 88 с фортепианной молоточковой клавиатурой. Специально под них заказал стол, для пульта тоже есть отдельная полка.

Вся техника обошлась мне примерно в 100 000 Р, но, боюсь, сейчас она будет стоить намного дороже.

Советы и планы. Расширять студию не планирую, у меня уже все есть. Посоветовать могу только одно: экспериментируйте с жанрами, звуком и в первую очередь пишите для себя. Как показывает практика, то, что нравится тебе самому, понравится и другим.


«В перспективе хотелось бы все-таки быть музыкантом, а не программистом»

Стоимость домашней студии: более 29 000 Р

Как увлекся музыкой. Я разработчик ПО из Москвы. Раньше в небольшой компании занимался развитием продуктов для крупного российского ретейлера спортивных товаров. Недавно перешел в одну из крупнейших российских ИТ-компаний — по сути, позиция аналогичная, но бизнес-сфера отличается.

Музыкой увлекаюсь давно, раньше играл в нескольких группах на клавишах и был вокалистом, но в полноценное хобби она переросла лишь недавно. Я участвую в реалити-шоу Тинькофф Журнала, где поставил себе цель зарабатывать на создании музыки к концу 2022 года. Правда, с тех пор многое в моей жизни, да и во всем мире, изменилось.

Стараюсь в неделю уделять музыке по несколько часов. Сейчас много времени уходит не только на само написание композиций, но и на изучение тонкостей, которые связаны с процессом: изучение программы, теории звука, распространенных паттернов. По сути, все как в программировании: чтобы что-то создать с нуля, нужно понимать, как это сделать. Базовых навыков игры на каком-либо инструменте недостаточно.

Домашняя студия. Технику я покупал в прошлом году, еще до кризиса и по старым ценам. Сейчас все, понятное дело, подорожало. В домашней студии у меня стоит внешняя звуковая карта Behringer U-Phoria UMC202HD — стоит примерно 6000 Р; MIDI-клавиатура Arturia KeyLab Essential 49 — 18 000 Р; наушники Audio-Technica ATH-AVC500 — 5000 Р.

Моя MIDI-клавиатура
Моя MIDI-клавиатура

Для записи и сведения я использую Ableton Live 10. У меня любительский уровень владения программой, но в прошлом году я купил классный курс у мастера с портала Wikisound за смешные 2500 Р по скидке в Черную пятницу. Он доходчиво объясняет, как работать с программой, так что рекомендую его всем, кто хочет научиться использовать Ableton Live 10, но пока не готов тратиться на дорогущие онлайн-курсы.

Творчество — полезный процесс для человека: это созидание, поиск чего-то нового и развитие собственных талантов. Но писать дома музыку не очень удобно. Мне проще заниматься чем-либо в специализированном, подготовленном для этого месте. По этой причине на работу я хожу в офис, тренируюсь в спортзале. Когда пойму, что мое увлечение музыкой переросло в нечто более серьезное, попробую оборудовать студию, где можно будет записывать живые инструменты и вокал. Там бы меня никто не отвлекал и всегда хватало бы свободного места. Но пока довольствуюсь тем, что есть.

Советы и планы. Если вы только думаете, стоит ли заниматься музыкой, советую обязательно начать. Не важно, где это делать — дома, в студии, где угодно. Главное, чтобы было желание, полет фантазии и возможности для реализации. Из прагматичного — желательно договориться с родными и близкими, чтобы вас никто не отвлекал. Обязательно отключайте телефон и концентрируйтесь на том, что делаете. Думаю, в работе со звуком и мелодией это особенно важно.

Не стоит экономить на оборудовании. По возможности надо покупать такое, чтобы оно не отбивало у вас желание творить, а, наоборот, мотивировало вас. Я предпочитаю новые вещи — это не суеверие, просто мне так приятнее. Ну и важно, конечно, завести единомышленников и присоединиться к какому-нибудь комьюнити. Благо их сейчас много в любой сфере.

Например, Soundcloud — это социальная сеть и стриминговый сервис для музыкантов. Там много разного контента и талантливых людей, даже весьма известных артистов. В конце концов, есть группы по интересам во «Вконтакте». Мне в свое время помог знакомый — бывший коллега, он профессиональный музыкант, часто выступает. До сих пор обращаюсь к нему, когда появляются технические вопросы.

В ближайшее время планирую докупить полноценное цифровое пианино с полновзвешенными клавишами. Очень уж люблю полноценные фортепианные партии, а не отдельные риффы в пределах пары октав. 49 клавиш для этого критически не хватает. Еще мне будет нужен микрофон для записи вокала, мониторы и звукоизоляционные панели. В общем, список покупок на ближайшее время уже сформирован.

Надеюсь, что период адаптации на новой работе пройдет как можно скорее и я смогу больше времени уделять музыке. В перспективе хотелось бы все-таки быть музыкантом, а не программистом. Это, наверное, моя главная мечта сейчас. Надеюсь, хотя бы до 30 лет получится ее реализовать.