Я взыскала с управляющей компании почти 300 000 ₽ за прорыв батареи
В ночь с 11 на 12 февраля 2024 года в моей квартире лопнула батарея — и кипяток начал хлестать во все стороны. Он едва не попал мне на голову.
Моя кровать стояла прямо у радиатора, и я уже легла спать. Проснулась от хлопка, а уже через секунду подушку, где только что была моя голова, поливала горячая вода. Фонтан из батареи бил в стену и потолок, пар моментально заполнил квартиру. Я едва не потеряла сознание.
Но самое неприятное началось после того, как сантехники перекрыли отопление и я оценила ущерб. Управляющая компания вела себя вяло и всячески избегала контактов. Платить за ремонт она не отказывалась, но делала все, чтобы занизить сумму.
В статье расскажу, как мне удалось получить компенсацию ущерба, выиграть суд и получить деньги на ремонт.
Как я прошла весь путь
Почему произошла авария
С батареей у меня уже не раз возникали проблемы. Я живу на последнем, пятом, этаже в угловой квартире, где три радиатора: один на кухне и два в зале. У нас суровые зимы — это Урал, поэтому дополнительный источник тепла очень нужен.
В середине марта 2022 года батарея уже текла. Сантехники из УК посоветовали купить новый чугунный радиатор, я так и сделала. С тех пор я трижды вызывала аварийную службу из-за протечек.
Последний раз это произошло в субботу, за день до аварии. Сантехники возились три часа: заменили пробки, сварили трубы, после чего ушли, заверив, что их работы хватит на 10 лет. А хватило на сутки.
В воскресенье вечером я смотрела фильм и потеряла счет времени, так что легла спать в районе полуночи. Это меня и спасло. Во время аварии я быстро сориентировалась: соскочила с кровати, включила свет, схватила телефон с рабочего стола и позвонила в аварийную службу. К счастью, ее номер у меня был в исходящих, искать не пришлось.
На полу стоять было невозможно, так как кипяток обжигал ноги. Я запрыгнула на диван и прокричала оператору аварийки адрес. Мои тапки плавали на полу, штаны лежали где-то в пучине пара. На мою удачу дверь в коридор была открыта — и я двумя прыжками на пальцах ног выскочила из комнаты. Благодаря порожку метровый коридорчик, в котором хранилась верхняя одежда и обувь, остался единственным сухим местом.
Я работаю журналистом, и в момент аварии во мне проснулась профессиональная хватка. Я стала снимать потоп с расчетом распространить эти кадры. Понимала, что из этого можно сделать бомбическую тему.
Металлическая входная дверь била током. Я открыла ее, получив удар, и столкнулась с соседкой снизу. В прошлом году этажом ниже жила бабуля с инвалидностью, и ее спальное место находилось аккурат под моей кроватью. Ее забрали родственники и сдали квартиру девушке. Ее-то я и увидела.
Ничего не говоря соседке, в одной футболке, которая удачно прикрыла трусы, и зимних ботинках я побежала на первый этаж, выясняя, кто пострадал. Все соседи вышли и пытались дозвониться до аварийки. Масштабы аварии оказались велики: залило 12 квартир, с четвертого по первый этаж. В подъезде всего 20 квартир, по четыре на каждом этаже. Пострадали даже помещения наискосок влево от меня.
Кипяток хлестал около 15 минут. В тамбуре у входа в подъезд я встретила сантехников и стала умолять поскорее отключить отопление.
Какие были последствия
Больше всех пострадала квартира соседки снизу: у нее порвался натяжной потолок, промокли диван и обои, пострадал пол. Оставшихся соседей от серьезных неприятностей спасли натяжные потолки — вся вода скопилась внутри потолка в виде пузыря, и они позже ее просто слили.
В моей квартире творился ужас. Когда я вернулась, увидела, что сантехники отбросили в сторону мою кровать и возились с батареей. Один из них сказал: «Вы не виноваты, простите нас», — и показал мне акт, который я сфотографировала. Я также сфотографировала квартиру после аварии и отправила снимок с видео и коротким текстом в телеграм-канал одного из СМИ Екатеринбурга. Потом открыла окна, чтобы все проветрить.
До четырех часов утра я собирала воду по всей квартире полотенцами, поскольку днем ранее выбросила старые тряпки. Вода с ошметками краски была в зале, коридоре и на кухне. Спать я легла на диван, выключилась на три часа. Утром ко мне зашел сосед и попросил номер телефона, после чего добавил меня в общеподъездный чат.
Даже спустя сутки после аварии дома находиться было невозможно из-за высокой влажности. Пришлось снова открыть все окна, а на улице было минус 20.
Около батареи напором кипятка стену размыло на 1 см, смыло краску и часть штукатурки. Вспучились пол и межкомнатная дверь — она перестала закрываться. Весь пол был засыпан кусками краски и штукатурки.
Пострадал шкаф-купе — двери перестали закрываться. Вспучило столешницы, немного досталось комоду и книжному стеллажу. Промокли матрас, одеяло, подушка, постельное белье, ковер и чехол кресла. Простыню и наволочку пришлось пустить на тряпки: не отстиралось пятно от грязной воды. Матрас, подушка и одеяло высохли через несколько дней.
Чудом выжили мой компьютер с монитором, зеркальный фотоаппарат, документы, 100 000 ₽ наличными и книги, за исключением книжки Солженицына «Раковый корпус». Половина книги разбухла, но я не стала ее выбрасывать.
Окончательно прибралась я лишь через шесть дней после аварии. У меня набралось три полных 60-литровых мусорных мешка с ошметками краски, шпаклевки и штукатурки.
Как реагировала УК
Сосед скинул мне в мессенджер несколько ссылок, как действовать в подобных ситуациях.
Из инструкций следовало, что сначала нужно составить акт обследования помещения. Я несколько раз пыталась дозвониться в ЖЭУ-2, которая обслуживает мой дом, но там не брали трубку. Пошла туда, но дверь ЖЭУ была закрыта. Я стучала и звонила, но никто не открыл.
Пришлось идти в офис управляющей компании «Верх-Исетская», к которой относится ЖЭУ. Благо недалеко. Там меня приняли, я написала заявление о затоплении, изложила обстоятельства аварии и взяла несколько бланков для соседей.
14 февраля в общем чате соседи сообщили: после обеда придет инженер от УК составлять акты. Из самой УК мне не позвонили ни разу. Общалась с компанией по электронной почте.
Меня отпустили с работы на время, когда придут из УК, и я рванула домой. Сотрудник УК уже обследовала квартиру под моей, была и та самая девушка-арендатор. Процесс контролировал сосед из квартиры напротив. Женщина уже собиралась уходить, но я попросила ее посмотреть мое жилье. На этом же настояли соседи, и мы всей компанией пошли ко мне. Соседи следили, чтобы учли все повреждения. Мне выдали акт.
Через два дня после аварии пришел слесарь и заменил пробки радиатора. Признался, что поставил какие были, посоветовал позвонить ему весной перед испытаниями системы отопления, чтобы он установил детали получше. Спойлер: весной мне не удалось связаться со слесарем: он не брал трубку и не отвечал на сообщения в мессенджерах.
19 февраля я написала заявление о возмещении ущерба и отправила в УК вместе со сканом акта обследования. Так мне сказала действовать женщина, которая проводила обследование. По-хорошему УК должна была на основании этих документов рассчитать сумму ущерба и предложить мне компенсацию.
Прошло два дня, но со мной никто не связался. Тогда я заключила договор с оценочной компанией, чтобы та провела экспертизу и оценила стоимость ущерба. Организацию я нашла через интернет. Главные критерии были — рейтинг от 4,5, положительные отзывы и специализация на оценке вреда от коммунальных аварий. Экспертиза мне обошлась в 20 000 ₽.
Еще 1000 ₽ заплатила за отправку телеграммы в адрес УК «Верх-Исетская»: прочла, что УК надо уведомить, когда придет эксперт, иначе она сможет оспорить отчет.
Как я приходила в себя
Происшествие совпало с моим выходом на новую работу. Коллеги здорово поддержали меня и помогли с рабочим местом в офисе, поскольку дома трудиться было невозможно.
Помощь я получила и от другого СМИ, куда отправила видео с потопом. Тему взял мой давний приятель. Как оказалось, его родственница пережила подобную историю по вине той же управляющей компании. Женщина через суд смогла получить компенсацию.
Коллега поддержал меня, подробно проинструктировал, как действовать дальше, и предал огласке мою историю. Он позвонил в эту УК, и там подтвердили свою вину в аварии. Сказали, что заплатят. Позже это сообщение в СМИ я использовала на суде как одно из доказательств.
Первую неделю после прорыва я боялась находиться дома и в то же время надолго оставлять жилье: а вдруг снова рванет? Меня несколько дней трясло от страха, пробирал нервный смех, иногда я плакала. С ужасом смотрела на тот самый угол и не могла найти в себе силы прибраться в квартире. Жалею, что не обратилась за помощью к психотерапевту. Нужно было заплатить за пару-тройку приемов, а потом взыскать деньги с УК.
От депрессии меня спасли усиленные тренировки в бассейне, я сама себе увеличивала интенсивность плавания. Также помогли работа, участие в квизах, новые знакомства, мероприятия, куда меня отправлял руководитель, прогулки на свежем воздухе и… алкоголь. В первую неделю после аварии я, редко пьющий человек, дважды покупала литровую бутылку пива. Так становилось легче. Но никому не советую.
Переписка с УК
В идеале УК должна была предложить мне деньги, а заказанная мной оценка требовалась лишь для того, чтобы понять адекватность предложения. На деле УК стала тянуть кота за хвост. Дважды присылала мне письма о необходимости представить еще и еще документы.
В итоге ущерб от аварии в ответе на мой запрос управляющая компания оценила в 63 211 ₽. Это было очевидно мало.
Я взяла документы на материалы от предыдущего ремонта, который делала в 2021 году, до потопа. Проверила цены в «Леруа Мерлен» и выяснила, что один только новый шкаф-купе стоит 15 655 ₽, без сборки и доставки.
Я постаралась подойти к оценке ущерба максимально тщательно и объективно. Свои расчеты решила отправить в УК.
Например, проверила стоимость:
- Штукатурки «Кнауф-ротбанд» в мешках по 25 кг, актуальная цена на момент потопа была 492 ₽ за мешок, нужно было два.
- Шпаклевки полимерной Axton 20 кг — 462 ₽.
- Грунтовки глубокого проникновения «Церезит» 5 л — 592 ₽.
- Краски для потолков Parade DYI ExtraWeiss 2,5 л — 756 ₽.
- Краски для стен Parade Diy Intensive 9 л, белой — еще 2258 ₽.
- Колоранта Luxens 0,45 л, голубого цвета — 218 ₽.
- Комода «Реан» из ЛДСП с пятью ящиками — 8174 ₽.
- Межкомнатной двери — найти ее в «Леруа» не удалось, а в магазине, где я ее покупала, такой двери тоже уже не было — нашла в «Леруа» похожую за 10 565 ₽.
По моим данным, выходило 46 926 ₽, но это лишь на одни материалы и мебель. Я не знала, сколько еще надо на доставку и работы. Кроме того, во время такого ремонта жить в квартире невозможно, то есть мне надо было съехать и платить какое-то время за съемное жилье.
Все это я изложила в письме УК. Спустя неделю УК увеличила сумму компенсации до 88 942 ₽.
Но мой эксперт оценил ущерб в большую сумму, чем я могла представить, — 233 173 ₽. Причем в эту стоимость не вошли расходы на аренду жилья на время ремонта и доставка материалов.
Я написала в адрес УК еще одну претензию, предложила в 10-дневный срок выплатить мне сумму компенсации по оценке эксперта и расходы на этого эксперта. Итого 254 173 ₽. Приложила заключение экспертизы, документы на квартиру и реквизиты банковского счета.
Пригрозила, что иначе я подаю в суд. Письмо я отправила 1 апреля по электронной почте с припиской «Это не шутка!». Спустя 10 дней УК предложила заключить мировое соглашение.
Моя квартира застрахована, так как она в ипотеке, и в список рисков входил потоп. Но тут было дело принципа. Я посчитала, что обязана отвечать УК, а не страховая компания. Сказалось раздражение от того, как УК содержит дом. Мой подъезд похож на бомжатник, но при этом компания любит выставлять космические счета.
Одновременно с перепиской я пыталась восстановить затопленную комнату. После визита эксперта я сняла в зале линолеум и стала просушивать помещение. Это помогло — к середине мая полы высохли.
В апреле я начала искать бригаду для ремонта квартиры. Решила разом сделать капитальный ремонт всех помещений: зала, коридора, кухни и ванной. Коллега мне посоветовала прораба: надежный человек и недорого берет. Он осмотрел жилье и сказал, что работа обойдется в 374 000 ₽, а с учетом материалов выходило около 600 000 ₽.
Таких денег у меня не было, так что я решила ждать разрешения ситуации с компенсацией от управляющей компании.
Иск в суд
УК отказалась удовлетворять мои требования из досудебной претензии. А я не согласилась на их предложение о выплате 233 173 ₽ по отчету эксперта. Я уже оплатила экспертизу за 21 000 ₽, для меня это тоже деньги, а покрывать эту сумму они не хотели.
Знакомый юрист посоветовал подать в суд. Этот юрист специализировался на подобных делах, к тому же сам был в моей ситуации. У него прорвало трубу с холодной водой, и компенсацию он взыскал через суд все с той же «Верх-Исетской».
Иск я решила готовить сама. Исковое заявление написать было просто: в интернете полно образцов. Я только вписала информацию о моем случае. Кроме ущерба попросила взыскать штраф 50% от присужденной суммы , расходы на экспертизу, подготовку документов, а еще компенсацию морального вреда — 50 000 ₽.
Закачала на флешку документы и отправилась в ближайший копицентр, поскольку у меня не было принтера. Надо было все распечатать в двух экземплярах — копию паспорта, выписку из ЕГРН, заключение эксперта, переписку с УК, квитанцию об оплате услуг эксперта. Один экземпляр шел в суд, второй мне надо было отправить по почте ответчику.
Хозяин копицентра, увидев в шапке документов УК «Верх-Исетская», сделал мне скидку 50%. Он тоже с ними судился: в одной из квартир дома, где находится организация, ночью прорвало батарею и затопило его помещение, пострадало оборудование. Распечатка с учетом скидки обошлась в 832 ₽, эту сумму я перед отправкой на принтер вписала в иск.
На следующий день я еще раз внимательно проверила исковое заявление и уточнила у знакомого юриста, нужно ли платить пошлину. Он сказал, что нет, поскольку сумма иска меньше миллиона рублей .
Для документов я купила две папки-скоросшивателя и пачку прозрачных файлов, на все ушло 200 ₽. Бумаги разложила по папкам и сначала отправила по обычной почте копию для УК. Получила квитанцию, приложила ее к папке для суда. Почтовые услуги стоили 327 ₽. Оператор отделения, увидев в документах название УК, посоветовала мне курьерскую доставку — так надежнее — и пожелала победы в суде. Бумаги для суда я занесла туда лично по пути на работу.
Иск я подала 15 апреля. Движение дела отслеживала через интернет по базе судебного делопроизводства. Там и узнала о дате первого заседания — 17 мая. Если бы не следила, пропустила бы суд, — о дате заседания меня никто не уведомил.
За неделю до предварительного заседания суда мне на счет пришла компенсация ущерба. Как пояснил юрист, таким образом УК согласилась с иском и попыталась избежать штрафа.
Первое заседание состоялось 17 мая. Поскольку компания уже возместила ущерб, я уточнила иск. Сказала, что хочу все то же самое, но уже без компенсации вреда. Так мне посоветовал сделать юрист.
Представитель ответчика потребовал вызвать в суд своего подрядчика — фирму, в которой работают сантехники. Судья перенесла дело на 11 июля, объяснив такой разрыв своим уходом в отпуск.
11 июля ответчика представляла новый юрист, которая только что ознакомилась с делом. Подрядчик на заседание не пришел. Судья спросила нас, согласны ли мы рассмотреть дело без него. Мы с ответчиком не возражали. Каждому из нас дали слово.
Юрист УК возмущалась моему требованию компенсировать моральный вред в 50 000 ₽. По ее мнению, конечно, было страшно, но не настолько же. К тому же мне и так выплатили существенную для компании сумму. Это вызвало у меня смех. Все же у этой УК в управлении 487 домов. На мои слова, что я едва не погибла в коммунальной аварии, а жить несколько месяцев в убитой квартире — то еще удовольствие, судья ответила: «Вы же не пострадали». На что я сказала: «Уцелела чудом, мне просто повезло».
Судья удалилась в совещательную комнату и вернулась с решением: взыскать с УК моральный вред 5000 ₽, штраф 30 000 ₽, расходы на оплату услуг эксперта 21 000 ₽, почтовые расходы 832 ₽. Общая сумма — 56 832 ₽. Мои страдания суд оценил всего в 5000 ₽!
Я не стала оспаривать это решение, потому что все равно не смогла бы доказать моральный вред в 50 000 ₽. Для этого нужно было еще в феврале идти к психотерапевтам и получать заключение относительно ущерба для психики.
Юрист решение УК оценил словом «супер». УК сделала все, чтобы снизить размер суммы.
За прорыв батареи к ответственности могут привлечь и самого собственника квартиры
Если на радиаторе установлены краны и его можно отключить — это личное имущество собственника. Он и отвечает за его содержание. Если у батареи нет таких устройств, это элемент общедомовой системы отопления. За его содержание отвечает УК. Эта позиция отражена в решении Верховного суда и поддержана Минстроем.
Приведу несколько примеров из судебной практики. В 2019 году в квартире в Уфе лопнула секция радиатора отопления, залиты оказались две квартиры ниже. Их собственники подали в суд на двух совладельцев жилья, где произошел прорыв, и на УК: посчитали, что пусть суд и разберется, кто во всем виноват.
Кировский районный суд взыскал ущерб с собственников квартиры. Судья указал, что радиатор оборудован шаровыми кранами с двух сторон. Это значит, что батарея находится в зоне ответственности собственников. Судебная экспертиза установила, что у радиатора истек срок службы, обнаружена коррозия и эрозия внутренней поверхности стенок.
Апелляция и кассация подтвердили законность таких выводов. С совладельцев взыскали:
- 1 509 000 ₽ ущерба по одной квартире;
- 179 000 ₽ по другой;
- 102 800 ₽ за поврежденное имущество нанимателя одной из квартир.
Если радиатор отопления заменили самовольно, УК тоже может избежать ответственности.
В 2021 году в Подольске суд взыскал с владельца квартиры 140 626 ₽. Из-за протечки батареи пострадала квартира ниже. До происшествия собственник сам заменил радиатор и участок подводки труб. Потому суд и назначил его виновным в потопе. Потому апелляция и кассация оставили решение в силе.
В другом похожем споре в Приморском крае УК попыталась переложить ответственность на собственника, но не получилось. После потопа УК составила акт, что причиной послужила самовольная замена радиатора с нарушением технологии. Ущерб — 87 139 ₽.
Суд взыскал по 50% ущерба с УК и собственника. Объяснил это так: вина УК в том, что она не попыталась попасть в квартиру с радиатором, а составила акт по фотографиям. Собственник же тоже не спешил допустить сотрудников УК к себе, чтобы показать, как дела с радиатором. Причина ЧП осталась неизвестной.
Когда суд разделил ответственность между УК и собственником, УК подала апелляцию. Суд апелляционной инстанции возложил всю ответственность на УК. Суд выяснил, что факт самовольной замены не подтвержден, а поскольку отключающих устройств на радиаторе нет, отвечать должна УК. Кассационный суд подтвердил это.
Что в итоге
Решение суда я не получила до сих пор. Как пояснили в канцелярии, документ мне отправили по почте 18 июля. Видимо, идет ко мне через Владивосток. В конце июля решение опубликовали в базе судебного делопроизводства, документ вступил в силу 20 августа.
Знакомый юрист посоветовал взять исполнительный лист в суде и отнести его в банк, чтобы деньги списали со счета ответчика. В конце августа я так и сделала. 56 832 ₽ я получила 10 сентября.
Окончательно отойти от ситуации мне удалось лишь через полгода — с помощью поддержки коллег, интересной работы и командировок. Эти поездки мне здорово помогли.
Спустя месяц после прорыва погибла финиковая пальма, она жила со мной восемь лет и пережила три переезда. Я ее вырастила из косточки.
Коммунальная авария изменила мой взгляд на жизнь: я перестала бояться смерти и опасных ситуаций. Оказалось, если суждено погибнуть, то это возможно и в своей кровати.
Но есть и плюсы в этой страшной ситуации. Она помогла мне получить опыт судебных разбирательств, подружиться с соседями, вскрыть недостатки предыдущего ремонта и заново благоустроить свою квартиру. О ремонте после потопа расскажу в отдельной статье.
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga