Осенью 2018 года я купил квартиру, а в декабре 2020 года стал управдомом: по-другому решить коммунальные проблемы в доме не получалось.
Когда я переехал, мне все виделось в радужном свете. Думал, что я буду вовремя оплачивать коммунальные услуги, а управляющая компания — выполнять все заявки и в результате в доме будет чистый и комфортный подъезд, горячие батареи, а на голову с потолка ничего не будет капать.
Реальность оказалась не такой. На момент покупки дому не было и пяти лет, но с крыши текло прямо в квартиру. Из стыков между панелями дул ветер, а батареи обогревали улицу. Сначала я решил эти проблемы у себя: кровлю отремонтировали, щели между панелями заделали, наладили освещение в тамбуре. Со временем ко мне стали обращаться соседи с вопросами, как решить коммунальные проблемы не только в их квартирах, но и в доме в целом. Так я стал управдомом.
Расскажу, почему я решил стать старшим по дому, какие полномочия у меня теперь есть и сколько на этом можно заработать.
Кто такой председатель совета МКД
Я сменил много мест проживания, но нигде на практике не сталкивался с председателем совета многоквартирного дома — именно так в жилищном кодексе называют того, кого мы привыкли называть управдомом или старшим по дому. Поскольку устаревшие термины до сих пор в ходу, в статье я тоже буду их использовать.
Председатель совета МКД вместе с этим советом — коллегиальный орган. Председатель возглавляет совет МКД, который должен быть в каждом многоквартирном доме при условии, что дом не управляется ТСЖ или жилищным кооперативом и в нем больше 4 квартир.
И совет, и его председатель, по сути, существуют для того, чтобы наладить взаимодействие собственников с управляющей компанией, государственными и муниципальными органами и сторонними организациями — например, с теми, кто поставляет в дом тепло и электроэнергию, или с фирмами, которые размещают на фасаде дома рекламу.
Работает это так. Собственники принимают решения на общих собраниях, но организовать их выполнение сразу не могут: это сложно технически. Поэтому из числа собственников выбирают уполномоченных лиц — совет и его председателя.
Избрать председателя и совет собственники могут на общем собрании. Два отдельных собрания для этого проводить не надо. Выдвинуться в председатели и в члены совета может любой собственник. Если кандидатов несколько, побеждает тот, за кого проголосует больше собственников в доме. Но альтернативные кандидаты на подобных выборах встречаются редко — я, по крайней мере, о подобных ситуациях не слышал.
Чтобы выборы старшего по дому состоялись, в собрании должны принять участие собственники, у которых больше 50% голосов, а большинство из тех, кто принял участие, — проголосовать за конкретную кандидатуру. Потом протокол и оригиналы бюллетеней нужно передать в жилинспекцию — сделать это можно самому или через управляющую компанию. Подробнее про то, как провести общее собрание, расскажу ниже.
Регистрировать совет МКД в ФНС не нужно, потому что это не юрлицо. Налоги и пошлины совет не платит, отчетности ни в какие организации не подает. Срок полномочий совета МКД и управдома — 2 года, но решением собрания собственников можно установить более длительный срок и прописать его в протоколе. По истечении срока совет и его председателя либо переизбирают на общем собрании, либо продлевают его полномочия. Еще старшего по дому можно переизбрать досрочно, но только если свои обязанности он не выполняет.
Председатель совета МКД вправе получать за свою работу деньги, если жильцы сами так решат. Тогда УК организует сбор этих денег — в платежки просто добавляют отдельную строку. Но при этом управдом не считается работником управляющей компании: платят ему жильцы и отчитывается он только перед ними.
Полномочия управдома
Наше представление об управдоме складывается в основном по персонажам фильмов: «А если не будут брать лотерейные билеты — отключим газ». На самом деле отключить газ председатель совета МКД не может — все его полномочия прописаны в части 8 статьи 161.1 жилищного кодекса.
Что могут просить жильцы у управдома и совета МКД, проще всего объяснить на примере.
Допустим, жильцам не нравится, как работает УК: подъезд грязный, ремонт не делается, за состоянием общедомового имущества никто не следит. Если жильцы захотят расторгнуть договор со старой управляющей компанией и заключить новый с другой УК, именно председатель совета МКД будет вести переговоры. Причем делать это он будет еще до того, как общее собрание собственников решит заключить договор. Новой УК при этом не придется объяснять каждому из жильцов, чем будет отличаться договор с ней: это может сделать председатель.
Когда переговоры закончатся, именно управдом может подписать договор управления МКД либо по доверенности от других собственников, либо сам — если полномочия подписывать договор управления предоставило ему общее собрание и они закреплены в протоколе.
Еще на основании доверенности председатель совета МКД может защищать права собственников в суде по делам, связанным с управлением домом. Это нужно, когда мирно решить вопросы между собственниками, УК или третьими лицами не получилось.
Например, в подъезде грязно, освещение и замок на домофоне не работают. Жильцы обращаются в УК, а им говорят: «Знаете, денег на лампочки не хватает, а уборщице тяжело работать, и вообще ей мало платят — войдите в ее положение. А фирма, которая обслуживает домофон, кормит завтраками и не торопится ремонтировать замок».
Многие в такой ситуации махнут рукой и оставят все как есть. Или начнут сами покупать лампочки и убирать подъезд. Это хорошо, но неправильно: стоимость этих услуг уже заложена в коммунальные платежи. Старший по дому в такой ситуации вправе писать претензии в УК и в компанию, которая обслуживает домофон. Чаще всего этого достаточно, но если не поможет — он вправе жаловаться в контролирующие органы или подать иск в суд. Согласовывать эти действия с другими жильцами управдом не обязан: собственники уже наделили его такими правами на общем собрании.
На этом полномочия председателя совета МКД не заканчиваются — кратко расскажу про другие.
Контролировать работу УК. Старший по дому вправе контролировать, как работает управляющая компания. Если она делает свою работу плохо, а на заявки не реагирует совсем или реагирует с задержками, он может жаловаться на УК в жилинспекцию или прокуратуру. Я, например, писал такие жалобы по поводу неработающего освещения и того, что УК не регистрировала заявки собственников и не размещала финансовые отчеты.
Подписывать документы от имени собственников. Председатель совета МКД подписывает акты приемки работ и услуг. УК составляет такие акты ежемесячно и указывает в них все, что сделано по дому. Потом акты размещаются на сайте ГИС ЖКХ — там их могут открыть и прочитать все жильцы. Для этого нужно знать только название своей управляющей компании и адрес дома.
В моем случае УК составляла очень объемные акты — перечень работ за месяц занимал 4 листа. Акты за январь и февраль подписать у меня почему-то не сочли нужным, хотя мою фамилию в них указали. В актах была единственная подпись — директора управляющей компании. Естественно, у меня сразу возникли сомнения, что эти работы УК выполнила.
Если работа вообще не выполняется, управдом может составить акт, что коммунальные услуги не предоставляются или они ненадлежащего качества. Я уже успел составить подобный акт. Зимой жильцы двух квартир жаловались, что из межпанельных швов дует. Я лично провел представительницу УК по этим квартирам — она пообещала, что в квартирах сделают замеры температуры воздуха и, если информация подтвердится, швы летом запенят. Прошел месяц, но к жильцам так никто и не пришел. В УК мне объяснили, что обход квартир диспетчершей — это не заявка, вот по телефону — заявка. Тогда я подготовил акт об отказе в приеме заявки, подписал его у жильцов замерзающих квартир и через ГИС ЖКХ отправил в УК и в жилинспекцию.
Реакция была почти мгновенной: диспетчерша в течение часа пришла, чтобы замерить температуру в квартирах, и составила заключение, что герметичность швов нарушена. Работы по герметизации включили в план на 2021 год — в итоге их выполнили в полном объеме. А я в ГИС ЖКХ получил замечательный ответ: мол, УК созванивалась с собственниками буквально за несколько минут до того, как я начал предъявлять претензии.
Контролировать исполнение решений ОСС. Вместе с советом МКД председатель следит, чтобы выполнялись решения общего собрания собственников. Если собрание, например, решило установить шлагбаум на парковке или посадить деревья, совет должен проконтролировать исполнение.
Следить, как используется общее имущество. Единолично решать, как использовать общее имущество в МКД, управдом не вправе. Но он может выносить такие вопросы на общее собрание собственников. Например, о том, как использовать земельный участок, подъезд или кровлю: разместить там рекламу, огородить или оставить как есть.
Если требуются работы по содержанию и ремонту общего имущества, председатель МКД тоже может вынести вопрос об их планировании на общее собрание. У меня, например, в планах благоустроить территорию, но решить это единолично я не смогу.
Как узнать, есть ли в доме председатель совета МКД
Теоретически узнать, кто у вас старший по дому, когда его выбрали и какие у него полномочия, просто. Нужно зайти в специальный реестр сведений о голосовании на портале ГИС ЖКХ, выбрать свой город, улицу и дом — вы должны увидеть все протоколы общих собраний по вашему дому. Чтобы войти на сайт ГИС ЖКХ, понадобится регистрация на портале госуслуг.
Но чаще бывает так, что УК не размещает протоколы общих собраний на портале. Например, хотя в моем доме собрание по поводу избрания председателя состоялось и протокол мы сдали в УК в декабре 2020 года, в реестре никакой информации об этом нет.
В такой ситуации можно либо требовать у УК, чтобы она разместила протоколы собраний собственников на ГИС ЖКХ, либо узнавать у соседей. А с этим обычно возникают проблемы: жильцы дома вообще могут не знать, проводилось ли собрание и какие вопросы на нем решали. Управляющие компании заинтересованы в том, чтобы председатель совета МКД исполнял свои обязанности формально, ничего не контролировал и не лез в их работу.
Почему я решил стать управдомом
Отношения с УК у меня не сложились сразу после покупки квартиры. Когда я оформлял лицевой счет в конце 2018 года, в кассе меня попросили оплатить долги прежнего собственника за коммунальные услуги. Я сильно удивился: по документам никакой задолженности не было, а даже если и была, к новому хозяину долги не переходят. Я объяснил кассиру, что так не делается, а если УК считает, что я ей что-то должен, пусть обращается в суд. В суд на меня так никто и не подал.
Потом пришла весна, начались дожди, и с потолка моей квартиры потекла вода: была неисправна кровля. Я живу на самом верхнем этаже, и соседей снизу от затопления спасали только подвесные потолки в моей квартире: сначала несколько ведер воды накапливались в них, а потом с шумом ниагарского водопада выливались на пол. Я успевал все ликвидировать.
Управляющая компания реагировала моментально: приезжали быстро, составляли акт о протечке и уезжали. После очередного акта я поинтересовался, когда же будет ремонт. Мне объяснили, что ремонтировать никто ничего не будет: я же сам купил квартиру с дырявой крышей — сам и виноват. Но если хочу, то могу найти застройщика и показать ему акт о протечке — может, он что-то сделает, поскольку дом на гарантии. Застройщика я искать не хотел: у меня с ним никакого договора об обслуживании дома нет.
Чтобы составить третий акт о протечке, мне пришлось вызвать представителей УК поздно вечером. Разговор с ними получился тяжелый: делать что-либо они категорически отказались, обвинили меня в том, что я пьян, хотя самый крепкий напиток, который я употребляю, — это кофе. Поэтому пришлось подключать тяжелую артиллерию — через ГИС ЖКХ я пожаловался сразу в Минстрой Хакасии: ему подчиняется жилищная инспекция. Сработало: через пару дней мне позвонили из УК, назвали дату ремонта и в итоге действительно все починили. Протечка исчезла.
Точно так же я решал и остальные коммунальные вопросы: 2—3 заявки по телефону, ноль реакции со стороны УК, жалоба в Минстрой через ГИС ЖКХ. Тут есть одна бюрократическая хитрость: на проверку обращения у Минстроя есть месяц, но если в этот срок управляющая компания все устранит, наказывать ее будет не за что. Поэтому после жалобы неисполненная заявка всегда выполняется очень быстро. Так в моей квартире починили протекающий шаровой кран на стояке отопления, а потом, когда мне стало нечего ремонтировать у себя, я занялся порядком в доме в целом.
Правда, отношения с УК не улучшились. Но мне важнее, чтобы с потолка не капало и из труб вода не текла на пол, а любить жильцов сотрудники управляющей компании по закону все равно не обязаны.
Когда решаешь проблемы отдельной квартиры, такой способ очень эффективен. Но дом — это не одна квартира. Зимой 2020 года выяснилось, что кто-то сломал электромагнитный замок на двери в подъезд, а решать вопрос с ремонтом некому. В моей квартире трубки от домофона не было, и в домофонной компании со мной даже не стали разговаривать: сослались на то, что я не их клиент. Но пояснили, что замок и сам домофон — общедомовое имущество, компания их просто обслуживает по договору. Договор от имени жильцов подписал председатель совета МКД — все вопросы к нему.
Дальше выяснились интересные вещи. Женщину, которая подписывала договор, я нашел быстро: она мыла полы в подъезде. Оказалось, что она работница нашей УК и когда-то у нее была в собственности квартира в нашем доме. Но квартиру она недавно продала, поэтому исполнять обязанности старшего по дому не могла и не хотела. УК была в курсе этого, но их все устраивало: акты выполненных работ они регулярно подписывали у женщины по старой памяти. Отказать в такой ситуации руководству управляющей компании она не могла: все же УК — ее работодатель.
В управляющей компании все это признали и заявили, что ничего страшного нет. А если жильцам нужно уполномоченное лицо, то они сами виноваты, что его не избрали: мол, проводите общее собрание и выбирайте нового управдома — кто вам мешает?
Сами жильцы пояснили, что собрания проводили. Почему у них ничего не получилось, я понял позже. Многие считают, что собрание чем-то похоже на митинг: люди собираются у подъезда, стихийно обсуждают то, что у них наболело, кто-то обещает что-то сделать, а потом все расходятся по домам. Я однажды стал свидетелем такого собрания о протечках с крыши в нескольких квартирах. На нем присутствовал инженер из УК, пообещал все исправить, сказал, что всех уволит и с завтрашнего утра все заработает как часы. Никаких увольнений, конечно, не было, а все его обещания так и остались словами. Но в общих собраниях собственников главное — это не слова, а документы. И не вина простого гражданина, что он не знает, как все оформить.
Поэтому в сентябре 2020 года я обсудил с соседями возможность избрать меня председателем совета МКД и пообещал сам провести общее собрание. Они были не против, что я стану их представителем перед УК и прочими организациями.
Как я организовывал собрание собственников
У меня не было опыта проведения общих собраний собственников и четкого плана, с чего начинать. Поэтому я действовал по инструкции из статьи в Т—Ж «Как провести общее собрание собственников в многоквартирном доме».
Расскажу подробно, что именно я делал и как все организовывал. Возможно, это поможет собственникам самим грамотно провести собрание, причем не только об избрании совета МКД и его председателя, но и по другим вопросам.
Договорился с инициативными соседями. Этот пункт был самым простым: я просто обсудил ситуацию с соседями по этажу. Объяснил, что мы по закону можем решить некоторые вопросы по управлению домом, но нужны полномочия. Соседи были не против, а дальше все работало в режиме сарафанного радио: они рассказывали своим знакомым, те — своим, и далее по цепочке.
Определил дату, время и место собрания. Мы сразу решили, что собрание будем проводить в очно-заочной форме, чтобы не собирать всех жильцов вместе: все происходило, когда любые собрания более 10 человек были запрещены из-за коронавируса. Хотя на то, что участвовать будет больше 10 человек, я и не надеялся. Поэтому местом проведения собрания мы выбрали автостоянку перед подъездом. Уведомление о собрании заранее разместили на входе в подъезд.
Составил повестку дня и разместил информацию в интернете. Составить повестку собрания — не такое простое дело, как может показаться. Все вопросы в повестке в идеале должны отвечать на вопрос «Что делать?» и не допускать неоднозначных толкований. Тогда собственнику будет понятно, за что именно он голосует и что в результате произойдет.
Допустим, вы избираете на собрании председателя совета МКД.
Правильно написать в повестке: «Избрать председателем совета владельца квартиры № 999 Сергеева Дмитрия Владимировича». Участники собрания в этом случае сразу понимают, за кого они голосуют. А если не согласны с кандидатурой, могут проголосовать против.
Неправильно: «Решить вопрос с избранием председателя совета МКД». Конкретной фамилии нет — собственники не понимают, за кого они голосуют.
В нашем случае абстрактными формулировками решила воспользоваться УК. О собрании они знали: в любом случае управляющая компания — заинтересованная сторона и организатор собрания обязан ее уведомить. УК предложила на этом же собрании рассмотреть вопрос о размере платы за уборку лестничных клеток и придомовой территории и вынесла этот вопрос на голосование.
Я неделю засыпал управляющую компанию телефонными звонками, чтобы узнать, какой размер платы они хотят установить и сколько это будет в рублях, но ответа так и не получил. Я надеялся, что представители УК явятся на собрание и расскажут жильцам, что именно хотят, но этого тоже не произошло. Для меня это выглядело примерно так: вы, главное, проголосуйте, чтобы утвердить, а мы как-нибудь без вас решим, сколько это будет в деньгах. В результате вопрос с голосования сняли.
Уведомил собственников о собрании. До собрания я знал только нескольких соседей и только по именам. Но чтобы провести собрание, нужно уведомить всех собственников. Даже если кто-то откажется от голосования — это его право, но знать о том, что собрание проводится, собственник должен.
Процедура уведомления — один из самых сложных моментов. Я спрашивал у соседей, как они проводили самое первое собрание о выборе управляющей компании, когда дом только сдали в эксплуатацию. Оказалось, что собрание было формальным: УК выдала чистые бланки бюллетеней и отправила одного из жильцов обходить квартиры. Кого из жильцов застали — тот и уведомлен. Рассылались ли уведомления по почте тем, кого не оказалось дома, мне никто так и не смог пояснить.
Я изначально был настроен максимально автоматизировать процесс голосования и выборов в целом, в том числе рассылку уведомлений, подсчет голосов, ознакомление собственников с протоколом. Для этого я использовал систему «Сквер» — она как раз предназначена для организации взаимодействия управляющих компаний и жильцов дома. Если коротко, это что-то вроде портала госуслуг, но только в пределах одного дома. Через нее можно подавать заявки и обращения, размещать объявления, проводить собрания собственников, готовить протоколы и считать голоса. Система эта для собственников бесплатная, но есть и платные версии с дополнительным функционалом. В итоге она сильно облегчила мне работу и по подготовке собрания, и по его проведению.
Сначала я запросил реестр собственников в УК. Мне его тут же отправили на почту в виде таблички в «Экселе» — осталось только перенести данные в «Сквер».
Фактически моя основная задача была собрать контакты собственников. Те, чьи телефоны и адреса электронной почты я выяснил, получили уведомления о собрании по телефону и на электронку. Это позволило сэкономить на рассылке заказных писем.
Уведомил город. В нашем случае город был собственником более четверти недвижимости в доме. Первоначально я думал, что привлечь город к голосованию будет сложно, но оказалось не так. Я нашел в соцсетях аккаунт мэра и пригласил его или сотрудников принять участие в собрании. Ответ получил практически сразу.
Чуть позже со мной связались представители комитета по управлению имуществом. Лично присутствовать на собрании они не захотели. Мы договорились о порядке взаимодействия: я должен был отправить им файл с бюллетенем для голосования.
Рассчитал количество голосов для каждого собственника. Это тоже непростая задача. Как это работает, расскажу на примере.
Допустим, в доме 100 квартир. Но одна квартира не равна одному голосу. У всех квартир разная площадь. А количество голосов зависит именно от площади в собственности. Например, площадь моей квартиры — 37 м2, а на собрании у меня 0,9379% голосов.
А если у квартиры несколько собственников, то у каждого из них количество голосов, пропорциональное принадлежащей им площади. Если, наоборот, у одного собственника несколько квартир, голоса тоже считаются пропорционально. Например, в собственности мэрии больше 20 квартир, которые в сумме дают более 26% голосов.
Высчитывать такое вручную — сложная математическая задача. Если ошибиться в расчетах, двойку не поставят, но итоги общего собрания могут оспорить.
Я такими расчетами не занимался: после загрузки реестра собственников в «Сквер» он самостоятельно рассчитал количество голосов для каждого собственника.
Подготовил все документы для голосования. Одних бюллетеней недостаточно, чтобы провести голосование. Нужен целый пакет документов: реестры уведомлений, участников и почтовых сообщений, письменное согласие участников на обработку персональных данных и многое другое. Человеку, который ни разу в жизни не проводил общие собрания, разобраться, какие документы нужны, невозможно.
Но система «Сквер» и тут приходит на помощь. Достаточно в разделе «Собрания» создать новое собрание собственников, указать в нем вопросы, вынесенные на голосование, — и можно скачать полный пакет документов в формате «Ворда». Все документы уже будут заполнены: данные для этого «Сквер» возьмет из реестра собственников.
Провел голосование и собрал бюллетени. Сама процедура проведения собрания — это обход квартир. Поскольку все бюллетени с данными уже были заполнены, проблем этот обход не представлял. Например, я точно знал, какие квартиры принадлежат городу, и вообще не пытался достучаться до их жильцов, поскольку город проголосовал по почте.
Сложнее всего было найти владельцев, которые сдают квартиры в аренду: арендаторы очень неохотно делились контактами. Всех владельцев мы в итоге так и не нашли, но голосов для кворума нам в результате хватило.
Подсчитал голоса и оформил протокол. Процедура подсчета голосов меня пугала больше всего: это тот случай, когда математическая ошибка может привести к отмене результатов голосования и все придется начинать по новой. Но «Сквер» умеет считать голоса самостоятельно — достаточно загружать в него сканы бюллетеней.
На бюллетенях есть QR-код, который считывает система, находит галочки в нужных клетках и сама считает, сколько голосов собственники отдали за то или иное решение. Результаты подсчетов видно сразу, когда вносите данные из бюллетеня. Принятые решения отмечаются зелеными галочками.
После подсчета результатов мне оставалось только скачать готовый протокол собрания — уже с указанным количеством голосов по каждому пункту решения. Я распечатал его в трех экземплярах, подписал и вместе с бюллетенями отдал в УК.
Сколько зарабатывает управдом
Сколько платить председателю совета МКД, жильцы решают сами. Если они решат не платить совсем, управдом будет выполнять свои обязанности на общественных началах: потребовать деньги с кого-то из жильцов или с УК он не вправе.
Но я исходил из того, что работа старшего по дому в любом случае потребует затрат: я буду тратить время на переговоры с УК, бумагу, краску для принтера — и это как минимум. Поэтому минимальный размер вознаграждения за свою работу в решении общего собрания собственников я предусмотрел. За минусом налогов, которые УК должна уплатить с этого вознаграждения, на руки я должен получать 3000 Р в месяц. Но это в теории — почему так, я расскажу ниже.
Деньги эти придется заплатить жильцам. В моем доме 100 квартир, поэтому для каждого собственника сумма в платежке увеличится примерно на 45 Р. Для сравнения: на момент моего избрания я платил за коммунальные услуги 2000—2500 Р в месяц. Тарифы постепенно индексировали, и в январе 2023 года я плачу 3700 Р в месяц. Все квартиры в доме однокомнатные, везде установлены счетчики, так что у соседей платеж за коммунальные услуги сопоставим с моим.
Правда, за прошедшие два месяца я не просто не получил ни копейки, а даже не заключил дополнительное соглашение с УК, по которому она должна прописать в платежке дополнительную строку и собирать с жильцов деньги. Пару раз я говорил об этом сотрудникам управляющей компании, но они каждый раз сильно удивлялись и задавали вопрос, точно ли я это дополнительное соглашение хочу. Видимо, это уже привычка — все делать только после жалобы в Минстрой.
Первые выплаты я получил только спустя 9 месяцев — после того, как поставил перед руководством УК вопрос ребром. Они быстро составили проект дополнительного соглашения, и даже готовы были выставить жильцам в платежках строку с этой оплатой с января по сентябрь. От такого предложения отказался я сам — резкий рост коммунальных платежей представители УК обосновали бы оплатой услуг управдома, а конфликтовать с жильцами в мои планы не входило. Поэтому весь период, пока не было заключено соглашение, я работал на общественных началах.
3000 Р, как указано в решении общего собрания, я не получал ни разу. Выплаты зависят от того, сколько жильцов оплатили коммунальные услуги. Если есть долги — я получу меньше, если долги начали гасить — больше. Например, в декабре 2022 года размер выплат 1374 Р, а в январе 2023 года — 2061 Р.
В реальности это не покрывает даже мои расходы по оплате коммуналки, но компенсирует покупку краски для принтера, бумаги и почтовые расходы — для отправки обращений от имени жильцов я иногда пользуюсь платным сервисом zakaznoe.pochta.ru.
Что я успел сделать как старший по дому и что планирую
Если бы я сказал, что вот меня выбрали, и все проблемы решились, — это было бы неправдой. Наводить порядок — это практически бесконечный процесс: решаются одни проблемы и тут же появляются другие. Я честно говорю соседям: порядок наводить буду, но дело это небыстрое и без помощи я не справлюсь.
Чего я пока не смог добиться. Управляющая компания пока еще считает, что работает по каким-то своим правилам и нормативам. Бывает, что заявки не регистрируют, дают отписки и работу свою выполняют некачественно. Бывает, что затягивают сроки выполнения работ: например, отклеившуюся кафельную плитку пытаются поставить в программу ремонта на следующий год. Бороться с этим можно только одним способом — писать запросы и делать заявки. А если УК не исполняет их или нарушает сроки — жаловаться.
Что получилось сделать к январю 2023 года
Я добился следующего:
- Отремонтировать освещение.
- Частично отремонтировать плитку на полу в подъезде.
- Утеплить межпанельные швы в двух квартирах.
- Сдать в аренду общедомовое имущество — чердачное помещение. Теперь оператор сотовой связи размещает там оборудование, а жильцы получают за это деньги, минуя УК. О том, как это сделать и сколько можно заработать, Т—Ж рассказывал в статье «Как сдать чердак в аренду под оборудование сотовой связи».
- Отремонтировать домофон.
- Заменить неисправный доводчик на входной двери в подъезд. Доводчик не считается общедомовым имуществом, и УК не обязана его менять, а гарантия на него давно кончилась. Деньги на это мы взяли из собственных доходов дома, а я оплатил эту услугу — 1950 Р.
- Установить систему видеонаблюдения за 70 000 Р. Мы поставили четыре видеокамеры. Две из них контролируют парковки в разных частях дома. Третья установлена на девятом этаже — она контролирует вход на чердак. Четвертая камера размещена над дверью в подъезд — он у нас один.
- Включить территорию возле нашего дома в план на установку детской площадки в 2023 году.
- Отремонтировать весь подъезд за 120 000 Р за счет доходов от сдачи чердака в аренду.
Еще теперь соседи знают, куда обращаться с проблемами, — ко мне. Это значит, что им теперь можно не тратить время на посты в соцсетях на тему «А когда у нас-то порядок наведут?».
Что планирую. Основная задача — постараться разобраться в финансовой отчетности УК. Думаю, что, если эту отчетность мне не представляют, хотя обязаны, — значит, в ней что-то не в порядке. Также со временем я планирую запустить прием и учет заявок через систему «Сквер» для всех жильцов — так и у меня работы будет меньше.
Зачем мне все это
Я часто сталкиваюсь с мнением, что любая активность человека только ему во вред. Считается, что за все отвечает государство и если где-то беспорядок, то оно должно быстро все исправить и отчитаться. А если не исправит — государство плохое, о людях не думает.
На самом деле государство и контролирующие органы часто не знают о проблемах людей или предпочитают их не замечать. Это легко поправить — написать жалобу или обращение. Но в случае с коммунальными услугами и обслуживанием дома все намного сложнее.
Можно исправить все в своей квартире. Но если в соседней в стене дырка и в нее уходит тепло, деньги на этом потеряют все, в том числе я. Потому что общедомовый счетчик насчитает тепло на все квартиры и поровну разделит теплопотери пропорционально площади квартир, без учета дыр в стенах. Это обойдется дороже каждому из жильцов, даже тем, у кого со стенами все в порядке.
То же самое с неотремонтированной крышей, неисправным замком на двери подъезда, неработающим доводчиком и многими другими неисправностями. Даже лампочки в подъезде влияют на размер платы за ЖКУ. Каждая из них вроде бы не относится к отдельно взятому жильцу, но счет за услуги либо уже сейчас больше, либо может увеличиться в будущем.
Поэтому жильцам экономически выгодно решать не только свои проблемы, но и проблемы всего дома в целом. Из этого я и исхожу. Любые мои усилия окупятся не только тем, что дома станет теплее, а в подъезде чище и светлее, — если все сделать правильно, это отразится и на кошельках владельцев квартир, в том числе и моем.
Как стать управдомом
- Сначала убедитесь, что место вакантно. Проверьте протоколы собраний собственников в ГИС ЖКХ: вдруг кого-то выбрали, а вам не сказали.
- Выдвинуть свою кандидатуру может любой собственник жилья в доме.
- Провести общее собрание собственников — задача не из простых. Но ее можно упростить, если пользоваться автоматизированными системами типа «Сквера».
- Если вас выбрали, не ждите любви от управляющей компании.
- Управдом — друг человека, а ГИС ЖКХ — друг управдома. Через этот портал можно подавать жалобы и заявки, не выходя из квартиры.
- Сейчас есть сервисы, которые позволяют создать аналог сайта госуслуг для отдельного дома. Там можно, например, устроить голосование или подать заявку в УК.
- Если выбрали управдома, не ждите, что завтра все изменится к лучшему: это долгий процесс. Но если он будет работать постоянно, добиться изменений реально.
Я и сам вхожу в совет дома. Недавно сменили управляшку, жизнь начала налаживаться. Но иногда мне кажется, что моим соседям просто нравится, когда у них с потолка течет вода, в подвале плавают фекалии, а входная дверь вся ржавая и не работает домофон. Очень тяжело с такими людьми работать
Илья, ну в этом есть и плюсы: можно добиваться улучшений "под себя", а не так, как их видят соседи. Даже если их что-то не устроит, дальше нытья они не продвинутся. А тем временем мы светильники заменим на аккуратные, одного вида и с датчиком движения. На ступеньки входной группы клинкер, а не скользкий керамогранит положим. А соседи пускай дальше бухтят по углам
Li, мы тут недавно с управляшкой договорились заменить двери на входных группах и сделать клевый ремонт этих самых входных групп за.. да за бесплатно, за счет УК (которая, кстати, не обязана их менять, они "нормальные", но хочется современных, а это уже капремонт). Так в общедомовом чатике подняли такой вой, что прям вот мерзко стало, с какими людьми по соседству я живу. Придумали себе выгодоприобретателей, завышенные цены (при том, что с них никто ни копейки брать не будет дополнительно), меня прямо выбесило. Короче говоря, сплошная демотивация((
Илья, быстро только кошки родятся.
Тогда надо спокойно, уравновешенно и с фактами объяснять правду адекватным, а скандалистам просто надо дать выговориться. Особо шумные чз некоторое время выдохнутся.
Я люблю всем, кто раздаёт советы предлагать принять участие в организации работ. Они всегда сливаются.
Короче. Вот так, потихоньку, выполняя пошагово мелкие улучшения вы создадите себе имидж адекватного человека и со временем большинство будет на вашей стороне, а скандалистов никто не будет слушать. Это нормально, не ждите мгновенного результата
Илья, управляйка двери бесплатно? абсурд.Про остальное соответственно
Илья, а у вас что, деньги пахнут? С чего вы взяли что это не ваши деньги? У Управляйки что, еще золотые прииски имеются?
Илья, Если не секрет, как добились ремонта входных групп за счет УК? Обычно из них лишнюю копейку не вытянешь, тем более работы - капиталка и за счет тарифа не компенсировать
Илья, 100% согласна с вами,меня тоже это удивляет,ведь платят же за это деньги
Маша, когда у нас была предыдущая управляшка, никто вообще не пищал при том, что в подвале не юыло куска канализационной трубы, фекалии и вода были постоянно в подвале, а отсюда антисанитария и различные насекомые. Жители верхних этажей уже забили на поклейку обоев, т.к. с крыши вечно текла вода. Лифты на последнем издыхании были, в одном из подъездов даже обрывались троссы, благо, стопорные системы сработали, обошлось без жертв. И никто вообще ничего не говорил, зато исправно платили той управляшке (а вот она энергопоставщикам почему-то задолжала). Когда я и мои замечательные соседи создали совет дома, провели кучу собраний, сменили управляшку, судились с предыдущей (они на нас подали в суд, якобы собрания не было), выбивали у новой управляшки оперативного ремонта сразу всех проблем по дому, все начали бухтеть без умолку. То ли по тараканам скучают, то ли по запаху фекалий. А может быть, просто стены слишком сухие 🤷
Илья, половина говорит типа "ой,да ничего не изменится" или просто мне пофигу,я таких терпил и пофигистов вообще не понимаю-поэтому по любым вопросам сразу пишу в УК (благо списываемся в вотсапе)-все решают быстро,мне хорошо,а на остальных плевать. Собрание конечно 100% не проведешь-половина бабок начнет верещать что им ничего не надо,было бы хотя бы половина проживающих в доме таких как вы или я-ситуация была бы в пользу жильцов,а пока все терпят как обычно
Маша, судя по комментариям - очень много людей, которым не все равно.
Дмитрий, жалко что они не мои соседи)
Да, управдом - друг человека!
И спасибо ему (всем им) за это.
Был я председателем МКД, работа сложная. Денег не получал, а вот адекватных жильцов было не так много, но они все ж были. Наверное больше бы не хотел быть именно председателем, могут быть в совете МКД, или страшим по подъезду, но не более.
И да, без помощи самих жильцов сложно чего-то достичь. Особенно когда от тебя требуют непонятно чего не совсем адекватные собственники.
Автору удачи и успехов в деятельности!
Andrey, большое спасибо! Очень приятно слышать слова поддержки!
Прекрасно, что есть неравнодушные люди, которые не готовы терпеть неудобства ради того, чтобы ни с кем не ссориться.
Здорово, когда кто-то понимает, что нанял управляющую компанию для выполнения задач по поддержанию дома в комфортном состоянии и может требовать исполнения оплаченных услуг. Потому что в обществе бытует мнение, что царь и бог - навязанная УК, которой должны подчиняться собственники.
Алиса, для меня самого все это пока ново и интересно. Надеюсь что все получится :)
Я живу в студенческом общежитии, у нас избран студсовет и его председатель (которым я был несколько лет). Прав у студсовета меньше, чем у совета МКД, но зато неформальное общение развито лучше -- управление студгородка зачастую прислушивается к мнению избранных студентов.
Когда я только заселился, студсоветы общежитий были не очень хорошо развиты, что позволяло администрации "кормить завтраками", но мне с ребятами удалось донести до студентов, что необходимо сообщать о жилищных проблемах в общежитии и что мы можем влиять на их исправление.
Зачастую председателя студсовета (или, в народе, старосту общаги) считают подконтрольным администрации человеком. Так оно много где есть, но мне удавалось защищать права студентов, которых пытались наказать за нарушения, которые они не совершали и удавалось ускорять принятие каких-либо решений со стороны администрации, которые они (в основном по финансовым причинам) пытались откладывать. Работы в этом направлении действительно бесконечно много, но даже малые дела на большом временном отрезке очень помогают.
Молодец, и время нашёл и силы с этим делом разобраться! Я когда пару собраний посетил то понял что в этом балагане ничего не решается, взялся было изучать вопрос да понял что у меня столько времени и желаний этим заниматься нет. Лучше частный дом (может я и не прав).
Павел, частный дом это отлично, но там тоже надо общаться с (такими же сложными зачастую) соседями по поводу ремонта общей дороги, подачи воды, вывоза мусора и прочих общих дел. Так что скрыться от взаимодействия не получится, где ни живи
Первый враг человека - продажный, трусливый, невежественный инспектор ГЖИ, у нас они почему-то все женского пола.
Если вам удастся их заставить работать или привлечь к уголовной ответственности, чтобы другие боялись, для вас откроются возможности предусмотренные ЖК РФ и другим жилищным законодательством.
За год борьбы подано белее 200 жалоб через ГИС ЖКХ, в управляющую компанию заявок и писем - без счёта, десятки в прокуратуры, десятки заявлений в полицию, несколько в роспотребнадзор, несколько в следственный комитет ... и только после этого из региональной Жилищной инспекции позвонили и спросили, что сделать, чтобы уменьшить количество жалоб, потому что требования о передаче в правоохранительные органы за халатное проведение проверок на привлечение инспекторов ГЖИ города потребованы от них, как через ГИС ЖКХ так и через прокуратуру Округа, потому что городская и региональная бездействует.
МКД, ТСЖ, ТСН, СНТ - ловушки для народа.
Много ли высоких чиновников живёт в квартирах? Они владеют ими лишь для того, чтобы их сдавать, проживая в дворцах и коттеджах.
А за вашу деятельность за 3000 рублей Вас презирают, отмахиваясь, как от назойливой мухи, потому что меньше 300 000 рублей оклада без учёта "приработка" на откатах и взятках им "служить народу" в тягость, не говоря о том чтобы работать для народа.
Может быть у вас складывается другое впечатление или особое мнение?
Поэтому, познакомьтесь в первую очередь, через жалобу на управляющую компанию с инспектором ГЖИ и начинайте с него, дабы не терять время и силы.
Купил квартиру у старшего по дому, соответственно, он быть таковым перестал. Кто сейчас старший - не знаю, вроде как, с квартирой должность не наследуется :) Но и денег на оплату его услуг не собирают, так что ладно.
УК очень достойно работает, и мелкие проблемы всегда получается решать с ними напрямую, а крупных пока не было. Особенно заметна хорошая работа УК в сравнении с моим предыдущим местом жительства, где мне предлагали самому "найти знакомого сварщика", чтобы заменить сильно протекающую трубу ХВС общего пользования...
Alexey, рекламой мы не занимаемся. Если бы я пользовался другой программой - написал бы про нее.
Очень крутая статья! Планируем покупать квартиру в старом доме и думали, начать наводить порядок. Эта статья очень поможет понять, с чего начать и куда бежать :)
Daria, если возникнут вопросы - обращайтесь, с удовольствием поделюсь опытом!
Дмитрий, как ваша статья ко времени для меня!!! Собираюсь стать тоже управдомом, т.к. прежняя старшая по дому, очень пожилая женщина, уговаривает меня занять ее должность. Ей не удается бороться с УК, хотя много сделала для нашего дома. Еще очень много прав жителей дома не реализовано. Если вам не сложно, найдите меня в фейсбук. там такая же аватарка и имя и фамилия. Думаю, мы сможем друг другу помогать и обмениваться информацией
Марина, напишите мне, добавлю в сообщество и расскажу.
Дмитрий, вчера смотрела на телефоне и была написана ваша почта, сейчас ее, видимо, отредактировали. Напишите мне на почту mufedorova собака list точка ru или так же напишите свою
Дмитрий, благодарю. Обязательно напишу
Марина, на фейсбук слишком много людей, чьи имя и фамилия совпадают с вашими :)
Дмитрий, если удобно, напишите мне на почту mufedorova собака list точка ru
Дмитрий, здравствуйте! Это не совсем так. Статья 45 ЖК РФ п3.1.
Есть несколько моментов. Люди инертны и неграмотны, УК просто грабит их в наглую, но даже собрать их на собрание еще та проблема. Очень многие думают старыми догмами и верят сотрудникам УК, хотя те просто врут на каждом шагу. Даже в документах. Хотя и доказать это просто, но контора называемая жилищный надзор им лояльна, даже жалобы принимает просто из ящика на входе, без какой либо регистрации, а на входе стоит цирик и никого не пропускает. Людям надо создавать советы МКД и противостоять этим ворюгам, иначе так в г. и будем жить.
мне немного не понятен данный абзац:
"В моей квартире трубки от домофона не было, и в домофонной компании со мной даже не стали разговаривать: сослались на то, что я не их клиент. Но пояснили, что замок и сам домофон — общедомовое имущество, компания их просто обслуживает по договору. Договор от имени жильцов подписал председатель совета МКД — все вопросы к нему."
Я вообще не очень понимаю по какой причине домофонная компания вас послала,они же сами вам сказали что они обслуживают данный дом,а есть у вас трубка или нет-это уже дело десятое,т.к. они обслуживают домофон то они обязаны прийти и его починить.Другое дело что по хорошему заявку должна оставлять УК,но как вы сами знаете это очень долго и не факт что они не забудут про это.Почему я пишу-у нас была в доме похожая ситуация,у меня трубки тоже нет,но про этот меня никто не спросил,я просто брала напрямую и звонила,жаловалась,звонила начальнику данной компании пока они не пришли и не починили
быть в курсе дел своего дома,и бороться с УК-крайне энергозатратное мероприятие,тут еще очень печально что большинству жильцов вообще пофигу на все,что творится в их доме,даже на такие мелочи как неработающая лампочка при входе,когда большинство поймет что они за все это платят и будут заставлять УК работать, тогда возможно что-то и изменится в лучшую сторону
когда вырасту - хочу стать управдомом :)
Маша, молюсь на таких жильцов как вы.
Александра, в целях проведения собрания они обязаны предоставить жильцам этот реестр. Если отказываются - попробуйте пожаловаться в минстрой.
Нелегкая это ноша и неблагодарная!!! И этой работой занимаются неравнодушные люди!!! Кто-то благодарит из жильцов, кто-то вечно недоволен, но все хотят , чтобы было хорошо , но чтобы их никто не трогал. 7 мая вышли на субботник 6 человек, остальные просто проигнорировали...Управдом- друг человека, если он сам нормальный и адекватный человек.Кстати, на мне еще и спецсчет по капремонту.Да и совет дома состоит из пожилых людей, молодежь заниматься этим не желает...
Светлана, аналогично, только я председатель МКД. Работаю с 2012 года.
Андрей, в моем случае ТСЖ - не лучше. Я обсчитывал этот вариант. Все сборы будут уходить только на зарплату председателю и бухгалтеру, на ремонт денег не останется совсем.
ТСЖ экономически выгоден, если в доме 150-200 квартир.
Андрей, если бы у меня было желание кинуть жильцов на деньги - я бы создал ТСЖ. Сборы за обслуживание в месяц - порядка 70 тысяч рублей, и это при условии что нет должников. Денег как раз хватило бы на троих - председатель, бухгалтер и уборщица на минималке. Даже на замену лампочек не осталось бы ничего. Про текущий ремонт речи уже не шло бы.
Более 15 лет являюсь Управдомом 90 кв.ЖД № 1 по ул. Кубинской г. Вологды и без каких - либо денежных выплат! Получаю только благодарные улыбки, и оскорбления от многочисленных жильцов, имеющих более 8 летние долги по вине юриста УК "ВИСиС", не желающего заниматься своей непосредственной работой за 50 тыс. руб с попустительства своего начальника. Мои попытки по контролю за работой УК тщетны: с ними заодно все вышестоящие контролирующие организации: существующий долг почти в 1 млрд. руб а услуги ЖКХ почти никого не интересует: я не дала разворовать средства по КР до момента передачи этих средств в общий Фонд КР: установили в доме пластиковые окна. Теперь новое руководство запрашивает другие накопленные деньги передать им с обещаниями всё-всё нам сделать! Но если УК не исполняет все работы по текущему ремонту - то мы верим и надеемся в этой части только на Государственный ФКР.
За 10 лет в нашем доме пытались провести собрания жильцов и выбрать управдома - раз 15. При сборе подписей - многие жильцы просто слали далеко и навсегда (до сих пор не понятно в чем их позиция). В группе дома в известной соцсети - одни возмущения по поводу работы УК, на субботник из 1000 жильцов выходит 7 (да, 7!). Поэтому хочется пожелать вам успехов и терпения, потому что иногда проблема не в УК, а в тех самых соседях, которые всем недовольны.
Дмитрий, мне помогла ваша простая , но деловая информация, пособие для начинающих управдомов. Вы, действительно, друг человека не только в вашем доме!
Добрый день. Подскажите, кто в МКД должен разносить квитанции по квартирам. Я являюсь старшей по дому и УК говорит, что это моя обязанность. Денег я не получаю. Только обещают.
В нашей ситуации, отвечаю:что не друг, а враг.Почему? ответите вы, потому что человек работающий в УК и получающий зарплату в ней и поддерживающий своего работодателя не может быть не может быть другом.Вот и выбрали мы себе проблему на свою голову.А заменить на другого управдома нет никого желающего.Вот так и мучаемся
планирую стать управдомом. не знаю с чего начинать. голоса собирать сложно 80% неактивных и много кто сдает или просто не живут в квартирах..как собрать подписи на ремонт крышши ума не приложу
Игорь, дело в том что ремонт крыши можно и без подписей сделать. Если крыша протекает - такой ремонт относится к текущему. УК обязана его делать по заявке.
А то что 80% неактивных - знакомая картина. Но с другой стороны с ними тоже можно работать - они обычно подписывают то, что им приносят, не читая.
Норм, хорошо написано, только вот со сквером мудрено, времени разобраться не хватает, а должность обязательно должна быть, иначе безпредел от УК гарантирован
Меньше месяца назад меня выбрали управдомом. Пока еще только собираю подписи под протоколами, а на меня уже начали давить собственники, которым хочется быстрее-быстрее сделать дорогу у дома, отремонтировать подъезды и т.д. и чтоб всё и сразу и по волшебству.