Ведомство выпустило письмо, где разъяснило последние поправки в законодательстве.
Речь о том, кто и как должен контролировать счетчик на электричество и в каком случае можно получить огромный штраф. А еще — могут ли сантехники с «Авито» поменять счетчик на воду и когда он считается вышедшим из строя.
Расскажем подробнее.
О чем расскажем подробнее
Кто и как должен проверять электросчетчики
Люди часто путаются, кто должен приходить и проверять электросчетчики и когда их нужно менять. Этим пользуются мошенники: они навязывают дорогостоящие услуги, меняют исправные счетчики, при этом еще и срывают пломбы энергосбытовой компании.
В итоге на собственника квартиры могут наложить штраф от 10 000 до 15 000 Р и доначислить плату в десятикратном размере за весь период безучетного потребления.
Кроме того, придется пломбировать счетчик по новой.
Житель Московской области попался на такую уловку и заплатил мошенникам за замену рабочего счетчика 3900 Р. А потом узнал, что через Мосэнергосбыт это стоит вдвое дешевле. В довершение всего жильца обвинили в воровстве электричества, составили акт безучетного потребления, доначислили 6620 Р и оштрафовали.
Из-за сильных переживаний у мужчины случился инфаркт, и он умер. Дочь пошла в суд: потребовала признать акт незаконным и обязать энергосбыт выплатить ей компенсацию морального вреда за смерть отца.
Суд признал, что замена счетчика, пусть и без согласования с энергосбытом, еще не означает кражи электричества. Акт судья отменил, но в компенсации морального вреда отказал, поскольку дочь не смогла доказать, что инфаркт отца вызван только действиями Мосэнергосбыта.
Счетчики, которые до 1 апреля 2020 года вышли из строя или у них закончился межповерочный интервал, энергетики обязаны поменять бесплатно до конца 2023 года. Также они должны бесплатно поставить счетчики там, где их не было, до 1 апреля 2020 года.
Потом энергетики должны менять счетчики по мере выхода их из строя или истечения межповерочного интервала.
Не реже чем раз в год энергетики должны проверять счетчики. Вот из чего состоит проверка:
- Визуальный осмотр.
- Проверка схемы соединения прибора, наличия и сохранности пломб.
- Сверка показаний прибора с показаниями в квитанциях.
Проверку может запросить и сам абонент, если заподозрит, что со счетчиком что-то случилось. В таком случае энергетики должны прийти в течение десяти дней.
Но если специалистам дважды не удалось попасть в квартиру или дом для проверки прибора учета, будет считаться, что его вовсе нет. Следующие три месяца начислять будут по нормативу, а потом — по нормативу с коэффициентом 1,5.
Что делать, если пропущен срок поверки водосчетчиков
Водосчетчик считается вышедшим из строя, если на нем сломана пломба, видны следы вмешательства в работу или истек межповерочный интервал.
Жительница Тулы наняла сантехников и заменила счетчик на воду, потому что у старого запотевало стекло. Затем вызвала представителей водоканала для опломбировки прибора.
Те приехали, но после опломбировки составили акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. А позже женщине доначислили за водоснабжение и водоотведение по нормативу 45 650 Р.
Суд пришел к выводу, что до замены надо было пригласить сотрудника водоканала или УК, чтобы те зафиксировали целостность пломб перед демонтажом счетчика. Акт не отменили, суд только обязал водоканал подкорректировать расчеты исходя из количества проживающих в квартире.
По правилам предупредить водоканал о неполадке со счетчиком нужно незамедлительно, а исправить ее в течение месяца. В этот период расход воды и количество сточных вод будут считать по среднесуточному расходу за последние полгода при работавшем приборе.
О планируемом демонтаже счетчика предупреждать нужно не менее чем за два дня. Снимать и ставить новый прибор можно только в присутствии специалистов водоканала.
В отличие от счетчиков на свет, за покупку и замену водосчетчиков собственник жилья платит сам.
Новый прибор нужно опломбировать в водоканале — это бесплатно. Счетчики на воду нужно периодически поверять, как правило, раз в 4—6 лет.
Минстрой объяснил, что если пропущен срок поверки, то плату рассчитают по нормативу с применением повышающего коэффициента 10. Но после поверки счетчика потребитель сможет обратиться за перерасчетом и сделать его по разнице показаний.
Правда, нужно доказать исправность прибора учета: пломба на счетчике цела и нет следов постороннего вмешательства. Счетчик должен быть исправен и до, и после поверки.
Что такое ежегодный перерасчет платы за общедомовые ресурсы
В 2023 году жители впервые получили квитанции, где по итогам предыдущего года сделан перерасчет за свет, воду и водоотведение, которые были потрачены в 2022 году на нужды всего дома. Например, это освещение лестниц и вода для уборки подъездов. Перерасчеты получились разными: в некоторых домах пришлось доплатить, в других, наоборот, итоговая сумма уменьшилась.
Такое изменение в платежках стало причиной слухов, что с 1 марта 2023 года увеличились тарифы, или же управляющие организации получили право раскидывать долги соседей на всех собственников. На самом деле это не так.
С 1 сентября 2022 года у УК и ТСЖ появилась возможность не платить ресурсоснабжающим организациям за сверхнормативное потребление ресурсов.
Это работает так. У каждой коммунальной услуги есть норматив — расход ресурса, который определен на уровне региона.
Например, заранее определено количество воды, которой должно быть достаточно для услуг по содержанию дома: чтобы помыть все подъезды, лифты и технические помещения. Это и есть норматив.
Так, в Тюменской области в домах с высотой от 10 до 16 этажей норматив на холодную воду — 0,021 м³, горячую — 0,014 м³ за каждый 1 м² общей площади, приходящейся на долю жильца.
Но бывает расход сверх норматива. Например, летом при подготовке системы отопления сантехники потратили много воды для промывки труб — получился перерасход.
Взимать плату сверх норматива с жильцов раньше было нельзя. Исключение было только для случаев, когда собственники проводят общее собрание и принимают решение о распределении платы за сверхнормативное потребление между собой.
Но с сентября 2022 года появился порядок доначислений. Теперь схема выглядит так: весь год сумму за общедомовые ресурсы определяют по региональным нормативам. И раз в год, если в доме есть общедомовой счетчик, делают перерасчет исходя из его показаний.
Если по итогам года обнаружится расход сверх нормативов, жильцам предъявят дополнительную сумму к уплате. Если же была переплата, последующие платежи уменьшат на ее сумму.
Если общедомовых счетчиков нет, всегда считают по нормативу, никаких перерасчетов нет.
Минстрой подчеркнул, что на уровне регионов важно уравнять в правах жильцов домов с общедомовыми счетчиками и без них. Для этого норматив потребления должен быть максимально приближен к реальному.
Что еще почитать по теме:
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga.
Где-то в 2014-15 звонили якобы из МФЦ и с угрозами требовали срочно заменить счётчики за многоденяк, но у нас на руках были все официальные документы о поверке с указанием следующей даты, поэтому звонивший был послан. Учим своих бабушек не говорить с такими персонажами и бросать трубки.
И картинка редактору:
Срок поверки истек еще летом. Было лень и некогда заниматься этими поверками. Когда начисляли по нормативу, решил что уж лучше сделать поверку.
Сделали, все прошло быстро. Но что самое приятное - перерасчет сделали автоматически. Теперь в квитанции переплата потихоньку расходуется.
Я очень дико удивлен что не пришлось никуда ходить писать тупые заявления с просьбой о перерасчете.
Всегда бы так!
Не, добрый день! Могу я поинтересоваться, где Вы живете: в каком регионе ЖКХ все делает по закону? Я проживаю в Свердловской области - в перерачете отказали.
user2504487, , Башкортостан .
Но не все и не всё делают как надо. Много бюрократии, но вот конкретно в этой ситуации внезапно очень повезло.
была ситуация когда во время капремонта в исправный счётчик которому пара лет прилетел кусок ржавчины пробил фильтр ГО и заблокировал крыльчатку при этом сам счётчик крутился как бешеный.
УК пошла навстречу и проблему признала, счётчик был заменён по старым показаниям.
Вот интересно что бы было если бы УК навстречу не пошла, оплачивать 800+ кубов?
Alexander, нет, у нас счётчик бешено накрутил на 999999 - ну на максимум короче. Составили акт о поломке, с момента последней передачи до починки-оплатили по средним показаниям, которые передавали ранее (не норматив, а наши средние). Передавайте показания вовремя.
в каждом городе свои порядки с ЖКХ. В Сочи, например, можно самостоятельно менять счетчик, с водоканала рекомендуют так делать, потому что их мастера долго не приезжают на замену, не хватает специалистов. А потом в течение месяца приезжают пломбировать и все ок
Тоже расскажу историю о ЖКХ.
Получилось так, что у нас поменялась форма управления домом, а мы не сориентировались и не подавали показания счетчиков воды.
Потому что никто ж не проживает, потребление нулевое и раньше показания снимала УК (счетчики в общем холле, доступ свободный).
В общем, начали нам начислять "по нормативам" и присылать квитанции по 700 р в месяц. В FAQ на сайте: "идите акт составляйте, может, УК сделает". УК мой запрос вежливо проигнорировала.
Я написала простое письмо в Мосводоканал и объяснила ситуацию человеческими словами. Два месяца была тишина. И - о чудо! - вчера пришел ответ, что долг снят.
ЖКХ с человеческим лицом, это потрясающе.
Это просто катастрофа.
Примерно в начале августа 2022 года, пока я была на работе, дома что-то случилось. То ли выбило пробки, то ли отключали свет — не знаю, но время на духовке и будильнике было сброшено, как после выключения и включения в розетку.
Через пару дней я заметила, что на счётчике не отображаются показания. Сам он работает, диод горит, но вот на экране — ничего.
Послушав приятеля и поверив, что дело серьёзное, я стала звонить в Мосэнергосбыт. Спустя несколько попыток и 10 минут на линии, оператор ответил, зарегистрировал мою заявку и сообщил, что счётчик заменят в течение полугода.
Я опешила, но решила, что это может произойти и быстрее... наивная.
Спустя несколько месяцев, счётчик заработал сам. Уж не знаю, что где у него переклинио, но он снова стал исправно отображать показания, с учётом пропущенных месяцев; то есть, всё это время он нормально работал, считал киловатты, просто секретничал.
Естественно, я кинулась писать в поддержку Мосэнергосбыта. Естественно, это было бесполезно.
Спустя несколько попыток и 10 минут на линии, милая девушка ответила, что мне надо "вызвать какого-нибудь электрика за свой счёт, чтоб он посмотрел на счётчик и выдал (!) какую-нибудь бумажку", которую потом я смогу приложить к заявлению на закрытие заявки и отвезти в какой-то специальный отдел по нашему району. Альтернативный вариант был следующим: дождаться, пока товарищ из Мосэнергосбыта придёт менять счётчик, и увидит, что он рабочий — в таком случае, заявку можно будет закрыть.
***
Прошло уже больше полугода, я всё так же не могу передавать показания. Всё так же не могу дозвониться до сотрудников Того Самого отделения по району, чтобы уточнить: какую именно "бумажку" они у меня примут, и в какое время мне её привезти? График работы там не один, и расписан по отделам. Куда надо мне? Я не знаю. Как быть уверенной, что моё заявление и "бумажка" будут достаточными основаниями — неясно.
Будет ли перерасчёт начислений за всё это время — загадка.
Я очень устала, и не понимаю, как же мне уже просто достучаться до этого Мосэнергосбыта, если обращения в службу поддержки игнорируются, а дозвониться туда можно только чудом
Александра, мосру, жалоба, жилищное и коммунальное хозяйство, начальнику повыше должностью..
У моей мамы в квартире любопытная история со счетчиками. Пришел срок поверки счетчиков воды, я вызвала аккредитованную компанию, провела поверку, далее в соответствии с постановлением 354 через ГИС ЖКХ отправила в УК заявление о проведенной поверке с датой и временем когда они могут прийти. Они мне в ответ - вы должны отправить документы в Мособлеирц (это расчетный центр в МО). Каким боком сюда ЕРЦ вообще непонятно. Согласно постановления, если УК не является по заявлению и не предлагает другую дату - счетчики считаются введенным.
Вот подожду начислений за март, посмотрим как эта норма работает.
Ира, проверка и поверка все же разные вещи
Anton, в декабре 22 года повысились тарифы + видимо, вам сделали доначисление как раз по одному из пунктов в этой статье
Заменил оба счётчика после того, как поверка показала неисправность одного из двух. Заодно поставил контроллер Saures для дистанционного снятия показаний, ибо общедомовую АСКУЭ поломали с год назад и чинить не собираются. Водой занимается УК напрямую, не стали кошмарить, просто сказали после окончания работ звякнуть инженеру для опломбировки новых. На всякий случай закрепил договорённости через e-mail и сделал всё необходимое, инженер даже не стал пломбировать, а списал серийники пломб, которые установила монтажная организация и дал акт.