Абитуриенты и их родители оценивают вуз не только по условной «престижности», но и по квалификации его преподавателей.
По данным ВЦИОМа, 99% людей, которые выбирают вуз для себя или своих детей, считают важным профессионализм педагогов. При этом саму профессию преподавателя считают престижной всего 16% россиян.
Мы посмотрели на статистику и выяснили, сколько вузовских преподавателей в России и много ли среди них молодых специалистов.
Кто учит студентов
Всего в России насчитывается 1242 высших учебных заведения с лицензией Минобрнауки — это значит, что там можно получить диплом, который признают и работодатели, и государство. По данным министерства, в 2023 году здесь работало 216 тысяч преподавателей , то есть в среднем по 174 на один вуз. В том же году в университетах училось около 4,3 млн студентов — получается, на каждого преподавателя приходилось 20 учащихся.
Этот показатель зависит от региона. Например, в Москве, Петербурге и Томской области он составляет 15—20 человек на одного преподавателя, а в Чечне, Сахалинской и Курганской областях — 30—35.
Большая часть преподавателей — люди в возрасте: почти каждый пятый — старше 65 лет, почти половина — старше 50. Молодежи мало: младше 30 только 6% педагогов — и это считая тех, кто работает неполный день.
Среди тех, для кого преподавание в вузе — основная работа, доля людей младше 30 снизилась с 16,1% в 2005 году до 4,8% в 2021. По мнению ученых из НИУ ВШЭ, одна из причин отсутствия молодых преподавателей в вузах — малое количество тех, кто дошел до аспирантуры и смог защитить кандидатскую диссертацию.
Женщин среди вузовских преподавателей больше, чем мужчин, — 60% против 40%. Правда, среди профессоров — а это высшая научная должность — доля женщин составляет 40%. На руководящих должностях гендерный баланс в целом соблюдается, среди деканов факультетов женщин даже больше половины. Но это касается преподавательского состава, а среди ректоров, проректоров, директоров и представителей тому подобных руководящих должностей — женщин лишь 36%.
Больше половины всех преподавателей — 50,6% — работает на должности доцента. Обычно эти педагоги имеют кандидатскую степень, а также отработали в вузе не менее трех лет: как правило, к доцентам предъявляют такие требования.
Профессоров — 12,5%, большая их часть — доктора наук. При этом 6,5% кандидатов наук работают на должностях старшего преподавателя, преподавателя или даже ассистента.
Что преподают
По данным ВШЭ, один преподаватель в среднем ведет шесть дисциплин. Если вуз считается ведущим , то на одного педагога приходится уже пять предметов. Если же говорить о том, с каким контингентом учащихся работают преподаватели, то 85% лекторов читают лекции в бакалавриате, 50% — в магистратуре, 15% — в аспирантуре. Сумма больше 100%, так как один педагог может вести занятия у многих групп, в том числе на разных факультетах.
Примерно четверть всех преподавателей специализируется в общественных дисциплинах, например в социологии, политологии и экономике. Еще 20% преподают профессиональные и практические дисциплины: скажем, для журналистов это теория массовых коммуникаций, для экономистов — финансовые рынки, для авиастроителей — гидродинамика. Меньше всего в вузах специалистов по ОБЖ и гражданской обороне: около 1%.
Сколько зарабатывают педагоги в вузах и что влияет на их зарплату
По данным Росстата, в первом квартале 2024 года средняя зарплата преподавателя в вузе составила 121 296 ₽, за 2023 год — 124 946 ₽.
Важно понимать, что это средняя сумма, она складывается из зарплат преподавателей разных уровней. Например, у профессора с докторской степенью зарплата явно выше, чем у стажера-лаборанта, который только выпустился из магистратуры. Зарплата ректора вуза в небольшом областном центре может составлять 300—400 тысяч рублей, а ассистента без научной степени — 20—25 тысяч.
Как менялась зарплата преподавателей. В 2012 году президент подписал «майские указы»: в них говорилось, что преподаватели вузов должны получать вдвое больше средней зарплаты по региону, в котором они живут. На тот момент их зарплата составляла около 130% от средней по региону.
В 2018 году зарплата преподавателя превысила среднероссийскую в два раза и с тех пор держится на уровне около 210% от среднероссийской. С одной оговоркой: с 2015 года для расчета цели «майских указов» используется не обычная средняя зарплата , а специально посчитанная — среднемесячный доход от трудовой деятельности . Первая учитывает зарплаты работников, которые трудятся по трудовому договору у юридических лиц, а вторая — зарплаты всех, кто работает у физлиц и предпринимателей, тех, кто работает по ГПХ, и так далее. Для сравнения: по итогам 2023 года первая составила 74,8 тысячи рублей, а вторая — 57,2 тысячи.
То есть по официальной цели «майских указов» средняя зарплата вузовских преподавателей должна быть минимум 114 тысяч рублей — и этот показатель превышен, — а если считать по обычным средним зарплатам, получилось бы 149,7 тысячи рублей.
Зарплата преподавателей по регионам. Росстат публикует показатели по 65 регионам страны. В 14 из них зарплата преподавателей отстает от целевого показателя, впрочем, не так сильно: в Якутии и Ярославской области вузовские педагоги получают 193% зарплаты среднестатистического работника, в остальных регионах — еще ближе к заветным 200%. В Чечне преподавателю платят рекордные 261% средней зарплаты по региону, в Кабардино-Балкарии — 240%, в Томской области — 236%.
В абсолютных числах больше всего получают педагоги в Москве: в среднем 206 тысяч рублей. На втором и третьем месте — Камчатка и Ханты-Мансийский автономный округ: 194 тысячи и 179 тысяч рублей соответственно. Самая низкая зарплата — у сотрудников вузов Республики Дагестан: 60 тысяч рублей.
От чего еще зависит зарплата преподавателя. Административные обязанности влияют на зарплату сотрудников вузов сильнее, чем академические достижения. Например, если профессор берет на себя бумажную работу в деканате или на кафедре, его зарплата вырастает примерно на 50%.
Исследователи связывают это с тем, что в вузах до сих пор сохраняется значимость управленческой работы. Например, деканы, которые во многом выполняют функции менеджеров, зарабатывают на 22—24% больше, чем их коллеги, которые не занимают соответствующего поста, а руководители научных лабораторий и кафедр вузов — на 37%.
Влияет также стаж: максимальной зарплаты преподаватель добивается ближе к 60 годам. Исследователи Высшей школы экономики утверждают, что продолжительность работы в вузе напрямую влияет на потенциальные выплаты — и это тоже не стимулирует омоложение преподавательского состава.