Проблема образования: школьников не учат строить карьеру

24
Проблема образования: школьников не учат строить карьеру

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Проблема

Аватар автора

Екатерина Александрова

за профориентацию

Страница автора

Я занимаюсь консультациями по поступлению в вузы. И по моему опыту, к одиннадцатому классу дети плохо понимают, как формировать свой карьерный путь. Причина — серьезные проблемы с профориентацией в школах.

При выборе специальности дети и их родители часто ориентируются на список вступительных испытаний и выбирают ЕГЭ, которые легче сдать. Бывает, ребенок даже не понимает, зачем он готовится именно к таким экзаменам. А потом говорит: «Куда возьмут с таким набором, туда и пойду».

Другая крайность — ориентироваться на престижность программы. Все говорят про ИТ, маркетинг, менеджмент, а другие специальности не в почете. Наверное, причина в том, что школьники смотрят на «успешный успех» в соцсетях и тоже хотят работать пару часов в день — естественно, на удаленке.

Доходит до смешного: «Буду поступать на медиакоммуникации — это звучит круче, чем журналистика».

И не важно, что студентов разных программ могут учить на одной кафедре одни и те же преподаватели. Зато звучит как!

Наконец, старшеклассники часто рассматривают только топовые университеты и не имеют плана Б. Если выпускник сдаст ЕГЭ хуже, чем планировал, то потом может растеряться и впасть в панику. В таком состоянии сложно сориентироваться, что делать дальше: куда поступать и где искать бюджет под свои баллы.

Частый исход этой ситуации: ребенок идет на платное в тот же крутой вуз, а родители не понимают, зачем отдали столько денег на подготовку к ЕГЭ. При этом бюджетное место в каком-нибудь педе пустует. Но ни родителям, ни абитуриенту никто не говорит, что с дипломом учителя можно работать не только в школе. Другое дело — менеджмент. Почему-то считается, что такое направление дает много возможностей для трудоустройства, а педагогическое — нет. Странно.

На самом деле любое образование — это набор компетенций, которые студент получает на выходе, а в одну и ту же профессию можно прийти разными путями.

Например, учителя информатики хорошо разбираются в основах компьютерных технологий. Пара дополнительных курсов — и можно войти в ИТ. Лично знаю такой пример: человек учился в педе, а потом стал техническим писателем и даже успел поработать в «Сбертехе».

Возможное решение

Я бы посоветовала ввести в школах цикл занятий по профориентации с рассказом о системе поступления, оценке своих шансов и выборе специальностей. На тех же «Разговорах о важном» это можно обсуждать. Разве это не важно?

В свое время я вела в школе такой курс у старшеклассников: рассказывала, какие сейчас есть уровни образования, что нужно для поступления, кто может претендовать на льготы, кому подойдет целевое обучение. Детям, кажется, понравилось, а некоторые потом даже задавали мне дополнительные вопросы.

Конечно, в идеале нужна комплексная индивидуальная работа. Но для этого нужны люди с должной подготовкой — специалисты, которые знают о тонкостях поступления в колледжи и вузы, следят за законами и умеют находить подход к детям.

РедакцияСогласны с автором? Выскажите свое мнение:
  • Котик ЛасковыйНас в 11 классе водили на экскурсию в центр занятости, мы еще проходили там тест на профориентацию. Более 20 лет назад это было)5
  • Ekaterina StepnovaКотик, мы тоже ходили. Мне тест подобрал профессию программиста, кажется, только из-за того, что я не люблю с людьми общаться. А в универе как хватанула трояков по информатике и всей математике😁.6
  • Ekaterina StepnovaПрофориентация - это важно, но не настолько критично. Сейчас не обязательно всю жизнь связывать с одной профессией. А с учётом быстро меняющихся обстоятельств даже при большом желании заниматься чем-то, что выбрал ещё в школе, может не получиться.22
  • ТаУВведена внеурочка по профориентации. Даже программу разработали. Как обычно, в расчете на то, что работать по ней школам в мегаполисах. Что касается того, чтобы ориентировать детей на определенные профессии... Ну, да, представляю учителя, который говорит: "А сегодня я расскажу вам о том, как поступить в педагогический, пять лет учиться, чтобы потом вам пять лет государство до минималки доплачивало!" И ребята такие:"Ну, наконец-то мы узнаем эту тайну тайн!"31
  • YrmirУ нас пытались реализовать профориентацию пару лет назад, в итоге многие попали на курсы по специальностям, которые не выбирали...5
  • АвиаторВ моё школьное время был отличный проект УПК- учебно производственный комбинат. Один день в неделю старшеклассники там занимались и могли выбрать из предложенных вариантов профессий - швея, повар, секретарь-машинистка, водитель. В итоге к выпуску из школы была «запасная» специальность. Навык слепой печати мне очень пригодился в жизни! Так же, как и водительские права многим моим одноклассникам.10
  • hjoi guiooне поняла преоензий к тому, что дети хотят мало работать, много зарабатывать и учиться в лучших вузах, а учителями быть не хотят40
  • Юлия ПроняеваРаботаю сейчас для проекта по профориентации школьников и студентов (я продуктовый аналитик для стартапов) тема крутая, но для её взлёта нужен интерес обоюдный и у школоты, и у тех, кто за потом будет подбирать себе кадры на основе в том числе результатов профориентации. Есть крутые проекты на рынке, но возникает вопрос кто за это будет платить? (Родители не готовы, у школ с финансами тоже не очень, у вузов своя история, для работодателя ждать кадра 7-8 лет долго). Бесплатных ресурсов в интернете очень много, но даже их проходят далеко не все (мало кто об этом вообще задумывается)6
  • NonameАвиатор, сейчас есть такой проект Профессиональное образование без границ на базе колледжей. Можно поучиться и к концу учёбы иметь знания и бумажку, чтобы быть младшим медработником, оператором пк, фотографом, дизайнером, вожатым, барменом и получить водительские права. И все это бесплатно.3
  • АвиаторNoname, очень здорово! Интересно, это в каких-то отдельных городах реализовано?3
  • NonameАвиатор, в Москве есть, про другие регионы не знаю.1
  • НиколайУ меня в школе была профориентация в старших классах 2011-2012 годы. Не помню уже как назывался предмет, сначала нам рассказывали, потом мы еще какие-то доклады вроде готовили и тд...2
  • Amily WНе думаю, что курсы профориентации приведут у тому, что школьники откажутся от мечты стать программистом, чтобы пойти на бюджетное место в пед и потом работать за ставку 18к. Максимум, сразу будут нацелены работать репетитором, но для этого не обязательно пед заканчивать12
  • Поющая в коровникеГода два назад, когда родной школе ещё можно было вести инстаграм, вижу там отчёт: растакого-то мартобря для старшеклассников провели урок профориентации - и фотки, на которых школьники смотрят презентацию с проектора. "Ого", - думаю, - "современненько. Кабы в наши бы времена такое - я бы мож чего-кого, а не вот это вот..." Дочитываю текст: "Ребятам рассказали о профессии сварщик". А, не, в наших не Рио-де-Жанейрах ничем бы оно мне не помогло.6
  • Помню лишь, что в моей школе на уроке профориентации рассказывали про прекрасную профессию то ли литейщика то ли формовщика резиновых игрушек, ну все же знают представителей этой популярной у нас в краях профессии) По всяких там юристов, экономистов, инженеров и т.д. нам почему-то так и не рассказали)6
  • Ekaterina StepnovaНиколай, профессиональное самоопределение? У нас так назывался в 2001-2003.1
  • Petrov IvanАвиатор, только слепого набора ) а так действительно, крайне полезный навык, особенно на латинице1
  • Petrov Ivanу нас в школу в 2002 году приходил студент из технического универа и проводил урок профориентиации по профессии "РНР программист и основы mySQL". говорял якобы перспективно это все. вышли мы все с урока со словами - "что за дичь он нам только что втирал этот очкастый гик"? ) почти весь класс в итоге пошел в столяры или сварщики, девочки - в бухгалтерию, я один к успеху не пришел )))2
  • О боже, Карл!ТаУ, нас учитель географии в свое время успокаивала, говорила, если провалимся на вступительных в выбранный вуз, всегда поступим в пед, там проходной низкий, экзамены те же5
  • Sergey Averyanovтемич, мне прям вспомнился эпичный видос про литейщиков после которого может даже захотеться пополнить их ряды. Ну, минут на пять.3
  • Дамир ПалашовЕще считаю важным чтоб на такие занятия в качестве гостей приходили специалисты из разных сфер и рассказывали о своем пути, и чем интересна их работа, и кому как им кажется она подойдет.4
  • Да РуПро законы России неплохо бы ввести урок. А то многие даже не знают, как в наследство вступить, в течение полугода или после полугода.2
  • EkaТакое ощущение, что по мнению некоторых в школе должны обучать АБСОЛЮТНО ВСЕМУ! Прям инструкцию как прожить жизнь должны выдавать вместе с аттестатом🤦‍♀️2
  • ВеленаЯ думала, тут автор будет писать про то, как правильно строить карьеру в прямом смысле. Как понять, что надо просить повышения, как в приницпе его просить, как общаться с начальством, не унижаясь, как писать всякие letters - аналоги наших сопроводительных, как оформить резюме, чтобы тебя взяли чуть выше чем на уборщицу, софт-скилс (я тут с изумлением узнала, что это, оказывается, не тупая болтология, а нечто здравое даже, рациональное), как вести себя в коллективе. Нечто типа курса от проф.эйчара.1