Проблема образования: школьников не учат строить карьеру
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Проблема
Я занимаюсь консультациями по поступлению в вузы. И по моему опыту, к одиннадцатому классу дети плохо понимают, как формировать свой карьерный путь. Причина — серьезные проблемы с профориентацией в школах.
При выборе специальности дети и их родители часто ориентируются на список вступительных испытаний и выбирают ЕГЭ, которые легче сдать. Бывает, ребенок даже не понимает, зачем он готовится именно к таким экзаменам. А потом говорит: «Куда возьмут с таким набором, туда и пойду».
Другая крайность — ориентироваться на престижность программы. Все говорят про ИТ, маркетинг, менеджмент, а другие специальности не в почете. Наверное, причина в том, что школьники смотрят на «успешный успех» в соцсетях и тоже хотят работать пару часов в день — естественно, на удаленке.
Доходит до смешного: «Буду поступать на медиакоммуникации — это звучит круче, чем журналистика».
И не важно, что студентов разных программ могут учить на одной кафедре одни и те же преподаватели. Зато звучит как!
Наконец, старшеклассники часто рассматривают только топовые университеты и не имеют плана Б. Если выпускник сдаст ЕГЭ хуже, чем планировал, то потом может растеряться и впасть в панику. В таком состоянии сложно сориентироваться, что делать дальше: куда поступать и где искать бюджет под свои баллы.
Частый исход этой ситуации: ребенок идет на платное в тот же крутой вуз, а родители не понимают, зачем отдали столько денег на подготовку к ЕГЭ. При этом бюджетное место в каком-нибудь педе пустует. Но ни родителям, ни абитуриенту никто не говорит, что с дипломом учителя можно работать не только в школе. Другое дело — менеджмент. Почему-то считается, что такое направление дает много возможностей для трудоустройства, а педагогическое — нет. Странно.
На самом деле любое образование — это набор компетенций, которые студент получает на выходе, а в одну и ту же профессию можно прийти разными путями.
Например, учителя информатики хорошо разбираются в основах компьютерных технологий. Пара дополнительных курсов — и можно войти в ИТ. Лично знаю такой пример: человек учился в педе, а потом стал техническим писателем и даже успел поработать в «Сбертехе».
Возможное решение
Я бы посоветовала ввести в школах цикл занятий по профориентации с рассказом о системе поступления, оценке своих шансов и выборе специальностей. На тех же «Разговорах о важном» это можно обсуждать. Разве это не важно?
В свое время я вела в школе такой курс у старшеклассников: рассказывала, какие сейчас есть уровни образования, что нужно для поступления, кто может претендовать на льготы, кому подойдет целевое обучение. Детям, кажется, понравилось, а некоторые потом даже задавали мне дополнительные вопросы.
Конечно, в идеале нужна комплексная индивидуальная работа. Но для этого нужны люди с должной подготовкой — специалисты, которые знают о тонкостях поступления в колледжи и вузы, следят за законами и умеют находить подход к детям.