«Мотивация у меня была одна — сдать этот экзамен»: 4 стратегии подготовки к ЕГЭ

Читатели делятся опытом

15

Написание ЕГЭ — одна из поворотных точек в жизни каждого школьника.

От результата зачастую зависит выбор вуза, вопрос переезда в другой город, а иногда и будущая специальность выпускника. Поэтому на подготовку к единому экзамену уходит так много времени и денег: по данным опросов, 37% школьников проводят за заданиями ЕГЭ до 10 часов в неделю, а родители ежегодно тратят на курсы и репетиторов более 14 миллиардов рублей.

Читатели Тинькофф Журнала рассказали, как они или их близкие готовились к ЕГЭ, сколько денег на это потратили и как в итоге сдали экзамен.

Это истории из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Лейбл заголовка
Стратегия № 1

Готовиться самостоятельно

Выбор стратегии. К ЕГЭ готовился самостоятельно. Родители предлагали нанять репетиторов, но я отказался. Дело в том, что в 9 классе, во время подготовки к ГИА (ОГЭ), мне не повезло с репетитором по математике. Занятия казались не слишком продуктивными. Мы просто решали варианты, иногда преподаватель давал комментарии, показывал различные способы решений, но все это я и так знал. Так что после успешной сдачи ГИА понял, что к ЕГЭ буду готовиться сам.

Я сдавал три предмета: русский язык, информатику и математику — базовый и профильный уровни.

По моему мнению, программа по русскому языку в 10—11 классе похожа на программу предыдущих классов. Единый экзамен по информатике тоже не сильно отличается от ОГЭ, разве что заданий больше и они более содержательные. ЕГЭ по математике базового уровня, на мой взгляд, очень похож на ГИА, только с добавлением некоторых заданий по темам 10—11 класса. А вот с профильным уровнем, конечно, все иначе.

Схема подготовки. К русскому языку и информатике нас готовили в школе. Конечно, дома я тоже самостоятельно занимался, решал варианты. Сборники не покупал: учителя сами доставали откуда-то тесты и просто давали нам.

По большому счету, усиленно я готовился только к экзамену по математике профильного уровня. В основном пользовался порталом «Решу ЕГЭ» и сайтом Александра Ларина. На «Решу ЕГЭ» можно самостоятельно выбрать задания по конкретным темам, а Ларин составляет очень хорошие сложные варианты.

Еще смотрел ролики по подготовке на «Ютубе». Могу посоветовать каналы Бориса Трушина и Евгения Пифагора — отличные математики, объясняют все понятно и без воды. Есть еще канал «Мектеп Online Математика», где замечательный преподаватель Эльмира Ренатовна Рафикова хорошо объясняет школьные темы.

Подготовка проходила примерно так: я брал вариант, прорешивал и сверял с ответами. Если обнаруживал ошибку, анализировал, с чем она связана. Если просто с невнимательностью, то решал задание заново, а если это было что-то содержательное, то перечитывал нужную тему в учебнике или смотрел что-то на «Ютубе».

Конечно, рано или поздно такой подход надоедал. В этом случае я выбирал на «Решу ЕГЭ» какой-то тип заданий, с которыми у меня были проблемы, и просто решал эти задачи подряд. А потом снова переходил на варианты или брался за подготовку к другому экзамену. Очевидно, в 10 классе всех тем не знаешь, поэтому до 11 класса я решал только половину заданий в ЕГЭ профильного уровня.

Мотивация у меня была одна — сдать этот экзамен. Я знал, что списать на нем невозможно, да и вообще это нечестно. Рассчитывать можно только на свои силы и знания. Конечно, иногда было желание все бросить и просто отдохнуть месяц-другой. Но я понимал, что хорошо написать экзамен важно мне самому. Я не старался ради родителей или школьных учителей. Я старался для себя.

Но должен честно сказать, что в летние каникулы после 10 класса дал себе два месяца отдохнуть. Я просто устал и понимал, что если продолжу в том же духе, уровень знаний лучше уж точно не станет. При подготовке главное — не перегружать себя.

К слову, о переутомлении. В один год со мной сдавал ЕГЭ мой знакомый. Он настолько усердно готовился к экзамену по химии в течение года, что переутомление застало его на самом экзамене: он просто упал там в обморок и сдавал уже в резервный день.

Траты. К помощи репетиторов я не обращался — соответственно, этой статьи расходов нет. Максимум, за что я платил, — это домашний интернет, бумага, картриджи, ручки и карандаши.

Сборники для подготовки не покупал, а просто скачивал в интернете. До сих пор не люблю эти сборники — и сейчас, когда сам стал репетитором, при подготовке своих учеников к экзаменам их не использую. В течение учебного года задания в экзамене могут поменяться, какие-то могут просто убрать, а в задачниках они остаются.

Результаты. Моя стратегия подготовки окупилась только тем, что родители не тратились на репетиторов. Это было и основным плюсом. Но я все равно не попал на бюджет, пришлось платить за обучение. Да и вуз я потом бросил: понял, что программирование, на которое я поступил, — это не мое.

После отчисления поступил на дистанционную заочку в московский вуз по направлению «гражданское право». Тут мне тоже приходится самостоятельно организовывать свое обучение. Благо опыт уже есть. Из минусов можно отметить только то, что нужно постоянно самому себя контролировать, давать пинка, не принимать от себя отмазки. Бороться с ленью — это очень тяжело.

В целом результатом самостоятельной подготовки я доволен: научился анализировать различные источники информации, не давать себе лениться. Это хороший опыт, который пригождается мне и сейчас. Конечно, самостоятельная подготовка требует кроме мотивации еще и организованности. К сожалению, по моему преподавательскому опыту, организовать себя могут не все. Для этой цели и нанимают репетитора: он знает, что и как нужно делать. Но без стараний ученика траты на репетитора — это деньги на ветер.


Выбор стратегии. Фактически у меня был выбор без выбора. Моя семья совсем не богатая, и я понимала, что деньги на репетиторов мне давать не смогут. Тем более родители не смогли бы тянуть бремя оплаты вуза. Моим единственным шансом получить хорошее образование стала самоподготовка и успешная сдача экзаменов.

Учителя были в курсе финансовой ситуации моей семьи, поэтому сразу посоветовали сайт «Решу ЕГЭ», где я и занималась решением задач. Я готовилась к профильной математике, русскому языку, биологии и химии. Бонусом взяла географию, потому что в год моей сдачи этот предмет сдавали самым первым и мне было интересно посмотреть, как проходит сдача экзамена, как все организовано.

Схема подготовки. Поскольку все зависело только от меня, я решила, что должна ответственно подойти к вопросу подготовки. С конца сентября занималась каждый день. В будни делала части А и В, в выходные сидела над частью С. Еще решала задачки на неинтересных мне уроках: физкультуре, ОБЖ, обществознании. Первые части давались мне легко, а вот с последней были трудности.

Много материалов можно было найти на «Ютубе». Мне действительно помогали подробные видеоразборы заданий и оформления решений. Если оставались вопросы, я спокойно подходила к учителям на переменах. Они мне все объясняли.

Я не заметила каких-либо минусов в самостоятельной подготовке. Единственное, в мае уже было трудно сидеть над тетрадками, потому что хотелось гулять с друзьями.

Траты. За время подготовки покупала только пособия для дополнительных занятий после уроков. Потратила не больше 1000 ₽.

Результаты. В итоге я получила на экзаменах следующие баллы: профильная математика — 86, русский язык — 92, биология — 94, химия — 89, география — 81. Для меня этот результат оказался достойным: в школе я была троечницей. Я собиралась поступать не в самый топовый вуз — на агронома в РГАУ МСХА им. Тимирязева. Но в итоге баллов хватило на РУДН.

Лейбл заголовка
Стратегия № 2

Записаться на онлайн-курсы

Выбор стратегии. Когда выбрал предметы для сдачи ЕГЭ и посчитал, сколько будут стоить репетиторы, понял, что это мне не по карману, и решил посмотреть онлайн-школы, которые в то время развивались бурными темпами.

Выбирал просто: оценивал диапазон цен, читал отзывы бывших выпускников, общался с поддержкой и несколько раз смотрел пробные вебинары преподавателя, чтобы понять, как он ведет занятия и понравится ли мне.

Схема подготовки. Подготовка проходила очень интересно и плодотворно, а главное — с хорошим наращиванием знаний и результатов по пробникам. Я отметил следующие плюсы онлайн-курсов:

  1. На курсе был грамотный учитель, который знал предмет и мог несложно донести информацию. Еще помогали кураторы — это люди, сдавшие выбранный тобой предмет ЕГЭ более чем на 85 баллов, прошедшие внутренний отбор и готовые помочь тебе разобраться в лекциях и заданиях.
  2. Хорошо была выстроена система подготовки. Я смотрел вебинар по определенной теме, конспектировал материал, далее выполнял домашнее задание. Затем отправлял куратору фото конспекта и домашки — чаще всего это была комбинация из теста и письменной части. А он давал обратную связь по ошибкам или просил переделать задания полностью, если я не набирал минимальный порог по баллам.
  3. На месяц давалось три «жизни» — они отнимались, например, если не успеваешь в срок сдать домашнее задание. Если до наступления следующего месяца у тебя кончались все «жизни», в первый раз их предлагали купить за 1000 ₽, а в следующий — исключали с курса без права восстановления.
  4. Никуда не надо было ездить. Я в любой момент мог включить онлайн-трансляцию или потом посмотреть урок в записи.

Траты. Месяц обучения стоил 2000 ₽. Я обучался с сентября 2019 по май 2020 года, и в сумме вышло 36 000 ₽ за два предмета. Еще взял дополнительные курсы на повторение за 6000 ₽. В совокупности на историю и обществознание ушло около 42 000 ₽. Кроме того, я три месяца занимался русским, потратил 3000 ₽. Профильную математику я не сдавал.

Результаты. Сдал ЕГЭ лучше всех в школе. Набрал 78 баллов по русскому языку, 81 балл по обществознанию и 94 балла по истории — без особых напряжений нервной системы и серьезных денежных вложений. Результатом более чем доволен. Поступил в Москву на бюджет и радуюсь жизни.

Лейбл заголовка
Стратегия № 3

Сосредоточиться на олимпиадах

Выбор стратегии. В свое время в подготовке своих детей сделали ставку не на ЕГЭ, а на профильные олимпиады. Такой способ выбрали по стопам знакомого, который был из очень бедной семьи и понимал, что в случае неудачи с ЕГЭ деньги за его учебу было бы просто некому заплатить. У нас другое материальное положение, и дети сдавали ЕГЭ почти на 10 лет позже, но все равно этот способ понравился.

Олимпиадами начали заниматься еще в начальной школе. Ориентировалась на способности и интересы старшего сына. Например, математику за первый класс он прошел лет в пять: ему это просто было интересно. Олимпиадные задания, даже усложненные задачи «со звездочкой», он всегда решал с удовольствием. Младший пошел уже по отработанному сценарию.

Траты. Расходы были разве что на книги по подготовке к олимпиадам. Мы все вместе приходили в магазин, и сын выбирал, что ему хотелось бы порешать, что было бы интересно. В начале 2000-х годов еще было сложно с доступностью материалов в сети.

На олимпиадные поездки тоже не тратились. В другие города ездил только младший, когда писал ВсОШ, но там все оплачивалось из муниципального бюджета. А так мы живем в городе-миллионнике, вузов достаточно, и многие московские профильные олимпиады проводились в том числе и у нас.

Схема подготовки. Готовились просто: занимались дома, в том числе летом. Ну, и изначально отдали детей в муниципальную гимназию. Там на них обратили внимание, ведь для учебного заведения престижно иметь в своих стенах призеров или победителей олимпиад — это повышает рейтинг. Школа у нас государственная, обучение бесплатное. Но учителя, особенно у старшего, были очень сильные, и им, как я понимаю, было интересно учить детей-олимпиадников. Кажется, они даже премию получают, если ребенок проходит какие-то этапы ВсОШ, поэтому на некоторые олимпиады детей направляла сама школа. Моей же задачей было отслеживать нужные олимпиады и вовремя напоминать сыновьям, чтобы они их банально не пропустили.

Когда дети проходили городской этап, очень часто муниципалитет устраивал уже собственную подготовку: так младший сын три раза попадал на профильные смены в физические и математические лагеря, где с ним дополнительно занимались преподаватели вузов. Это было бесплатно, за счет города и в учебное время. Упор делался на олимпиадный предмет, а остальные школьные дисциплины шли факультативами. Обычно с утра проходили три профильные пары, а после обеда — две общие. Вечером организовывали развлекательные программы, в выходные — экскурсии. Сыну нравилось. Сейчас он учится в вузе с ребятами, которых знает с тех времен.

Начиная с 7 класса, если не ошибаюсь, дети становились призерами города, а с 9 класса — и области. Кроме всероссийских олимпиад занимались и перечневыми. Преимущество перечневых олимпиад в том, что их много и с определенной подготовкой стать призером хотя бы третьего уровня несложно. Ну и большой плюс олимпиад в целом — это общение с заинтересованными сверстниками.

Результаты. Стратегия окупилась на 100%. Как минимум она сэкономила нам нервы и деньги, так как мы с мужем заранее знали, что дети поступят без вступительных испытаний. Сыновья сдали ЕГЭ по профильной математике более чем на 80 баллов без подготовки и репетиторов — это тоже о многом говорит. Чтобы подтвердить перечневую олимпиаду, необходимо было набрать минимум 75 баллов, что они и сделали.

Лейбл заголовка
Стратегия № 4

Подойти к подготовке комплексно

Выбор стратегии. Сын учился в одном из лучших лицеев города, в профильном математическом классе. С направлением для высшего образования определился в 7 классе: выбрал программирование. Начиная с 7 класса ходил на курсы олимпиадного программирования в наш местный вуз, а потом в частный учебный центр, где преподают бывшие олимпиадники.

У нас в лицее преподавала прекрасная учительница по информатике, во многом успехи сына — это ее заслуга. Она рекомендовала участие в различных олимпиадах, а также выездные лагеря. Сын три раза ездил в Летнюю компьютерную школу и один раз в Иннополис. Кроме того, он два раза был на сменах по программированию в федеральном учебном центре «Сириус» в Сочи. Лагеря очень много дали в плане учебы и мотивации.

Вузы и специальность сын выбирал по советам школьного учителя и преподавателей из «Сириуса», которые предлагали МФТИ, ВШЭ, СПБГУ и ИТМО. Мы с мужем советовали выбрать прикладное программирование, так как там меньше математики и проще учиться, но сын отказался и остановился на специальности «прикладная математика и информатика».

За год до поступления я составила табличку по интересующим сына вузам и специальностям. Проходные баллы были в пределах 298—303. Вместе выписали все олимпиады, которые давали право на БВИ, то есть поступление без экзаменов. До 11 класса особенных успехов в олимпиадах у него не было, до призерства всегда чуть-чуть не хватало. Он очень расстраивался, но не сдавался и продолжал писать. В этом его поддерживали школьный учитель и тренер в учебном центре, огромное им спасибо.

В начале 11 класса мы обсудили стратегию поступления. Сын сразу предложил заниматься только олимпиадами и поступать по БВИ. Так сделали большинство из его одноклассников. Мы с мужем предложили разделить риски и готовиться также к ЕГЭ, так как олимпиады шли не очень успешно. В итоге сын сдавал математику, русский и информатику.

Траты. За три недели в Летней компьютерной школе отдали около 70 000 ₽. Иннополис стоил 25 000 ₽ за две недели, но туда получилось съездить бесплатно: сын с одноклассниками выиграли грант. Поездки в «Сириус» были бесплатными.

В 7—10 классах сын несколько раз ездил с учителем и одноклассниками на финалы олимпиад по программированию в Москву и Казань. Отборы писал удаленно, из дома. Участие в олимпиадах было бесплатным, мы оплачивали только билеты и гостиницу — получалось около 5000 ₽ за поездку. Во время ковида очные олимпиады отменили, все писал дистанционно.

На репетиторов к ЕГЭ в общей сложности потратили около 80 000 ₽ — сын занимался математикой и русским языком. Стоимость занятия по математике — 600 ₽, по русскому — 1200 ₽.

Схема подготовки. Со школьной математикой проблем не было. Взяли репетитора, эксперта ЕГЭ, для уверенности и изучения правильного оформления, занятия проходили в группе. По русскому воспользовались помощью индивидуального репетитора, тоже эксперта ЕГЭ, занимались раз в неделю. К информатике готовились самостоятельно. Параллельно сын изучал программирование, участвовал во всевозможных олимпиадах.

Результаты. В итоге сын стал призером четырех олимпиад, получил БВИ в ИТМО на желаемую специальность, а также в СПбГУ и ВШЭ — но на те специальности, куда не хотел идти. ЕГЭ по русскому и математике написал только на 90 баллов, по информатике — на 100.

Поступил по БВИ на прикладную математику и информатику в ИТМО. Проходной балл составлял более 300 баллов. Из 150 бюджетных мест 148 заняли те, кто поступал по БВИ, многих сын уже знал по лагерям и олимпиадам.

В итоге репетиторы сыну не пригодились, но потраченных денег мы не жалеем, полученные знания останутся с сыном навсегда.

Выводы и рекомендации:

  1. Не все дети к 11 классу могут определиться с будущей специальностью. Поэтому советую выбирать информатику и обществознание — это универсальные предметы для ЕГЭ, которые принимают на многие направления.
  2. В ЕГЭ есть элемент лотереи. Сын хорошо знает математику, но от волнения неверно прочел условия задачи. Пересдать ЕГЭ можно лишь на следующий год. С олимпиадами проще в том плане, что их много: не вышло с одной — получится с другой. Некоторые вузы принимают результаты олимпиад за 10 класс, так что можно поступить заранее и в 11 классе меньше волноваться. Результаты Всероса действуют три или четыре года.
  3. Нужно искать репетиторов с опытом именно в подготовке к ЕГЭ, потому что многое зависит от понимания формата.
  4. По моим наблюдениям, при прочих равных более успешны дети, которых поддерживают родители: проявляют интерес к их учебе и дополнительным занятиям, олимпиадам и лагерям. Мы с мужем финансисты и не можем помочь с решением задач по программированию, но всегда поддерживали участие в олимпиадах, волновались вместе с сыном, не жалели денег на профильные лагеря и поездки. После поступления сын поблагодарил нас за поддержку, было очень приятно.

Выбор стратегии. К 9 классу у дочери назрела необходимость выбора будущей профессии, она решила, что хочет учиться на программиста — и только в ИТМО. Поступала в вуз она в 2020 году.

Мы дважды ездили в Петербург на день открытых дверей ИТМО: познакомиться с университетом, его программой, требованиями к абитуриентам. Узнали, что проходной балл на отдельные факультеты составлял 310, и поняли, что нужно основательно подготовиться к ЕГЭ. Дочери надо было сдать три предмета: русский язык, профильную математику и информатику.

Так как стояла задача получить наивысшие баллы по трем предметам, дочь продумала стратегию подготовки по каждому в отдельности — от бесплатных факультативов в школе до онлайн-курсов.

Схема подготовки. Русский язык преподавался в школе на высоком уровне. Учитель еще в начале 11 класса сообщила, что дети сдадут ЕГЭ по русскому более чем на 70 баллов. Знания она дала глубокие, и пробные экзамены дети действительно написали хорошо. Раз в неделю в школе проводился отдельный урок — подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Кроме этого, дочь по рекомендации одноклассницы прошла платный марафон по написанию сочинения. Он состоял из шести уроков по полтора часа и длился две недели. Занимались ученики в группах по 20 человек. Огромный плюс заключался в том, что и на занятиях, и в качестве домашнего задания дети писали сочинения, а преподаватель подробно их анализировал и отвечал на все возникающие вопросы.

К информатике дочь готовилась на курсах при Костромском государственном университете — КГУ. От работников вуза я узнала, что с сентября по май в его стенах проводятся бесплатные курсы. Я лично пообщалась с преподавателем — она была очень внимательна, рассказала про подготовку и посоветовала заниматься два года, чтобы получить лучший результат на экзамене.

Занятия шли в одном из корпусов университета по полтора часа, два раза в неделю, во второй половине дня. Давались домашние задания, которые ребята отправляли в специальный чат на проверку. Это отличная возможность для детей из Костромской и близлежащих областей бесплатно подготовиться к ЕГЭ по информатике.

К математике дочь готовилась усерднее всего. Она сразу сказала, что знаний для высокого балла у нее недостаточно, и мы с мужем ответили: «Все, что от нас зависит, мы сделаем — только скажи, кому заплатить». Учитель математики нам сообщила, что первые 10 заданий экзамена дети напишут, а к остальным нужно готовиться дополнительно.

Весь 11 класс в корпусе КГУ шел курс подготовки к математике, организованный нашей школой, там ученики тренировали задания 11—12. А вот вопрос с заданиями 13—19 пришлось решать самостоятельно: дочь нашла онлайн-курсы подготовки. Выбирала по отзывам знакомых, рейтингу школ и преподавателей. В итоге остановилась на «Фоксфорде».

На курсе все продумано: есть готовый учебный план по всем нужным темам от простых к сложным. Занятия проходили с октября по май — каждое воскресенье по три часа. Я заходила в комнату дочери во время подготовки и наблюдала такую картину: начало урока, преподаватель зачитывает задачу, на доске в левом верхнем углу какой-то рисунок типа окружности и треугольника. Далее спрашивает учеников, как они планируют решить задачу. Ему что-то пишут в чат. Через час вся доска исписана, исчерчена: круги, квадраты, треугольники, линии. Мне было страшно на это смотреть и удивительно осознавать, какая у нас умная дочь, раз она все это понимает.

Онлайн-курсы в целом понравились. Во-первых, это удобно: ты сидишь дома, можешь поесть и попить во время занятия, а потом пересмотреть лекцию, если что-то пропустил. Во-вторых, их легко совмещать с учебой и стоят они меньше, чем репетитор. Но минусы тоже были. Например, дочери не всегда удавалось получить ответы на свои вопросы. А еще на дистанционных занятиях сложно сконцентрироваться.

Траты. Дополнительные уроки подготовки к ЕГЭ по русскому в школе, а также занятия по информатике в КГУ проходили бесплатно. За 10 занятий по математике при университете мы отдали 1500 ₽. Марафон по написанию сочинения стоил 1400 ₽.

Дороже всего встали занятия по математике от «Фоксфорда». Мне предложили два варианта оплаты: помесячно или единоразово со скидкой. Я выбрала второй и до начала занятий заплатила за весь курс 25 492 ₽. На мою электронную почту выслали договор на обучение, лицензию на образовательную деятельность, подтверждение оплаты. На следующий год я заявила налоговый вычет 13%. Мне вернули 3314 ₽.

Таким образом, в общей сложности на подготовку к экзаменам мы потратили 25 078 ₽.

Результаты. ЕГЭ по русскому дочь сдала на 94 балла, по информатике — на 96 баллов, по математике — на 80. Поступила, как и хотела, в ИТМО на специальность «инфокоммуникационные технологии и системы связи», на бюджет. Как иногородней, ей предоставили место в общежитии. Она получает стипендию и учится с удовольствием.

Тэги: учеба
А как вы или ваши родные готовились к ЕГЭ?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Поделюсь своей историей сдачи ЕГЭ в 2021 году, по времени я готовился очень мало, усиленно начал это делать лишь в марте, готовился почти сам, только родители оплатили онлайн-курсы в Фоксфорде по математике и обществознанию, за 4 месяца вышло 15 тысяч за оба предмета, к счастью мне повезло с преподавателями русского, английского и математики, они действительно готовили учеников к экзамену, но по русскому я дополнительно купил сборник и решил 30 вариантов. Очень важной вещью является уверенность в себе и в своих знаниях, весь год одноклассники и многие знакомые говорили, что на 80+ сдают лишь единицы, а классный руководитель(по совместительству преподаватель математики) сказала, что 70 будет для меня хорошим результатом. В итоге результаты мои таковы: Английский - 92
Русский - 88
Математика - 80
Обществознание - 72
Баллы позволили поступить мне в Нижегородский филиал НИУ ВШЭ на бюджет на экономический факультет.
Какие выводы я сделал для себя и что бы я исправил? Начал бы готовится сильно раньше, потому что по обществу и математике мне банально не хватило времени на доскональное изучение всех заданий, в остальном я доволен собой. В целом считаю, что ЕГЭ крайне хорошая вещь, ведь по результатам можно поступить в любой ВУЗ, вместо того, чтобы писать вступительные в каждый, проблема лишь в том, что школьников банально запугивают, а с этим не каждый может справиться. На этом все, спасибо всем, кто дочитал!)

20
0

Сдавал обществознание, историю, русский язык и базовую математику.

После смены преподавателя алгебры и геометрии после девятого класса я совершенно перестал понимать предметы. В своём первом пробнике решил 4 задачи из 20. К счастью, получилось записаться к учителю, который преподавал у меня с пятого по девятый класс. Он меня вытянул на 18 из 20. 300 рублей в час, раз в неделю в течении года.
К русскому готовился самостоятельно, но несколько раз ходил к репетитору на групповые занятия, чтобы освежить знания. С меня ничего не брала за занятия, ибо мамина подруга :) Также купил один сборник для подготовки.
К истории готовился основательно. Два раза в неделю по полтора часа с репетитором. Прошли весь курс истории, прорешал уйму вариантов. До сих пор сохранился огромный блокнот А4 с текстами, таблицами и т. д. 500 рублей за занятие. Сборники не покупал, всё предоставлял репетитор.
А вот насчёт обществознания совершенно не переживал. Купил два сборника попрактиковаться и просто решал задачи. По открытым заданиям совсем не тренировался.

Также старался пробиться через участие в олимпиадах, но увы, всегда либо немного, либо много не хватало. Всерос разочаровал сразу же. На муниципальном этапе по истории в аудитории оставили студентов первокурсников за нами следить. Некоторые из них просто сидели и болтали друг с другом, а некоторые начали вовсе ходить по рядам и помогать своим друзьям и знакомым. Практически все участники начали просто гуглить ответы и списывать. Цирк.
Наибольшим моим достижением была олимпиада РАНХиГС, где на заключительном этапе мне не хватило 4 балла для того, чтобы стать призёром. Было обидно. Я просто не знал как решить задачу из блока по экономике, впервые такое увидел. Экономика у нас в школе, по сути, не преподавалась, уроков либо не было вовсе, либо нам давали задание конспектировать параграф из учебника, а учительница уходила по своим делам. А самостоятельно я до такого уровня при подготовке не дошёл.

Суммарно было потрачено около 50.000 на подготовку, если не считать билеты до Санкт-Петербурга на заключительный этап олимпиады РАНХиГС.

ЕГЭ я в итоге сдал хуже, чем ожидал. Но баллов хватило для поступления во все вузы, куда подавал документы. Сейчас заканчиваю магистратуру там, где хотел учиться и на том направлении, на которое хотел поступить.

По своему опыту скажу, что большого смысла готовиться к обществознанию с репетитором нет. Разве что несколько раз проработать последний блок. В остальном самому можно освоить программу и прорешать тестовые варианты.
С русским языком так же. Я его 9 лет изучал как второй иностранный, а в 11 классе и так дают задания в школе по написанию сочинений "с прицелом" на ЕГЭ. Этого оказалось более чем достаточно. Если у вас с ним нет больших проблем, то и тратиться смысла нет. Соотношение потраченных средств и дополнительных баллов не стоит того.
Тоже самое с базовой математикой. У меня были проблемы и даже к ней пришлось готовиться. Но если вы обладаете пониманием предмета и у вас есть хотя бы нормальный учитель, то подготовка не нужна.
А вот истории, мне кажется, нужно было уделить ещё больше времени и сил. Больше всего я готовился к ней. И это при том, что сам предмет в школе был моим любимым, в олимпиадах по истории начал участвовать в 7 классе, в свободное время читал специализированную литературу и работы по интересующим темам. И этого оказалось не сказать что много.

И последнее. Об этом лишь вскольз упоминается в материале, но стоит отметить отдельно. Ребята, подготовьтесь ещё и морально. Да, это сложный этап, на ученика давят со всех сторон - родственники, учителя, ровесники. В месте проведения экзамена стоит уйма охраны, собаки, ты проходишь через детектор, показываешь вещи, выворачивает карманы, а потом ещё сидишь часами под камерами как на иголках. Думаю, у каждого найдётся знакомый, который падал в обморок от волнения или переутомления.
Но на самом деле, по большей части, эта нервотрёпка того не стоит. Даже если завалить ЕГЭ, его можно пересдать. И не надо верить этой дурацкой мантре на манер "не сдашь сразу - не сдашь никогда". Я знаю несколько людей, которые передавали ЕГЭ через год и, кстати, каждый сдал очень хорошо. Просто потому что нет больше волнения.
Вокруг ЕГЭ не строится вся жизнь, впрочем. Лучше думайте о том, что вам нужно прийти порешать кое-какие задачки, а не о том что мир может рухнуть, если вы их не решите.
Мир не рухнет, а вы очень даже.
Берегите себя.

9
0

Я сдавала ЕГЭ в 2012 году. По русскому языку и биологии дополнительно занималась на бесплатных факультативах в школе; а с математикой не очень дружила и мама договорилась с учительницей о платных дополнительных занятиях у неё дома, по 300 руб./час. Ходила на них я недолго, потому что не выдержала морального давления от учительницы, которая в домашних условиях превращалась в монстра, орала и гнобила за малейшую ошибку.
К апрелю у меня в голове каждую секунду стучало: «Ты тупая, ничего не сдашь, пойдёшь улицы мести». Я бросила все дополнительные, отключила телефон, закрылась от друзей дома с учебниками и тестами.
Самое печальное воспоминание о ЕГЭ по русскому языку: я оглядываюсь на аудиторию со своей второй парты и понимаю, что всем понесли ответы; кроме меня, т.к. родители не покупали помощь на ЕГЭ. От чувства несправедливости и гнева у меня всё смешалось в голове, я за час расправилась с бланком и сочинением, и ушла.
Самое забавное воспоминание: вместо того чтобы еле наскрести 21 проходной балл по математике, я набрала 36. Хотя решала «на отвали», без перепроверок, лишь бы уйти поскорее. Получилось все-таки самостоятельно себя натаскать на тестах.
По итогу, набрала нужное количество баллов для поступления в вуз СПб, на желаемую специальность.
Но до сих пор считаю, что такая сдача ЕГЭ не стоила месяцев накручивания нервов от учителей.

2

Анна, "самое печальное воспоминание о ЕГЭ по русскому языку: я оглядываюсь на аудиторию со своей второй парты и понимаю, что всем понесли ответы; кроме меня, т.к. родители не покупали помощь на ЕГЭ" - серьезно, ученикам дали ответы, да ещё и при камерах? (О_О) Вы не пробовали жаловаться? Может, я неправильно поняла ваш комментарий?

2
Герой

03.06.22, 07:19

Отредактировано

Nana, 2012 год, провинция, камер в аудиториях ещё не было. Прогоняли нас на входе в здание через металлоискатель и при входе в аудиторию забирали телефон.
А про то, что можно было пожаловаться на нарушения в ходе экзамена, я узнала позже.

1

Мать_программистов, если внимательно прочесть, можно увидеть, что 36 баллов - это только по математике.

1

Анна, я поняла, что только за один предмет. Но 36 баллов это же очень мало.

3

Мать_программистов, баллы же переводились из тестовых в первичные. Так что получилось не мало для предмета, который не играл никакой роли в моем поступлении на бюджет. Мне по профилю важнее была биология, а для математики хватило бы и пройденного порога баллов.

0
0

Сдавала ЕГЭ в далеком 2003 году. Как давно это было! Обязательно мы сдавали русский язык и математику. Третий предмет на выбор, на него нужно было платить. Потом мы выбирали: сдавать классические экзамены или зачитывать результаты ЕГЭ. Перед сдачей ЕГЭ писали репетицию. Вот и вся подготовка. Я набрала по русскому 96 баллов, и мне автоматом поставили "отлично" за сочинение, а также пятерку по литературе. Математику сдала на 43 балла. Это была тройка. Так я избавила себя от мучений писать сам экзамен. Историю сдала на 90 баллов. Этот результат по моему заявлению зачли за экзамен по предмету.

1
0
Сообщник

06.06.22, 16:28

Сдавала лет 15 назад в регионе. В начале учебного года объявили, что обязательные предметы (русский и математику) сдаем через ЕГЭ, остальные предметы (кажется еще 2) можно на выбор - в школе по-старинке или тоже ЕГЭ. Но в марте вышло какое-то новое постановление, что и обязательные можно в школе сдать. А все уже вовсю готовились к ЕГЭ, а это ведь разные форматы..

К русскому готовила школьная учитель за доп плату в группе (после уроков) несколько раз в неделю весь 11 класс. По математике пришлось брать репетитора. Математику стала понимать гораздо лучше, но не рискнула идти на ЕГЭ, сдавала в школе. Считаю, что гуманитарию надо начинать готовиться за 2-3 года, мне 11 класса не хватило, чтобы чувствовать себя уверенно, хотя старалась и имела всегда 4-5 по предмету. А в русском была уверена, поэтому пошла на ЕГЭ, любопытно же! Не помню количество баллов, и хотя оно соответствовало оценке "5", я думала, что сдам лучше, т к писала пробные и все получалось, а здесь видимо сыграло волнение. Остальные предметы тоже сдавала в школе. Все-таки ЕГЭ - тот еще стресс, сочувствую школьникам..

1
0
Герой

03.06.22, 08:21

Отредактировано

Готовилась с репетиторами, на курсах и самостоятельно - не хватило для бюджета ни в один вуз из тех, куда подавала документы.
Через год пересдавала без подготовки - поступила на бюджет везде, куда хотела. 🤔
2012-2013 год.

0
0

ЕГЭ сдавал по математики, ещё в 2003 году, на нас как раз эксперимент по ЕГЭ ставили ничего сложного в нем для меня не было, но весь учебный год я готовился для поступления в университет, видимо это мне и помогло. Никаких камер тогда конечно не было, нас отвезли сдавать экзамен в другую школу, на экзамене присутствовал не знакомый человек.

0
0

Господи, читаю все истории и удивляюсь - как продвинулась сфера образования. В далеком 2005 году, когда мы только начинали осваивать ЕГЭ ни один из одноклассников не ходил к репетитору, а единственным материалом - были полосатые пересканированные листы, которые передавались из рук в руки.
Да и особой роли тогда ЕГЭ не играло - все равно в первые ряды поступивших на бюджет были льготники. До последнего висела последней в списке бюджетников, пока не опередил какой-то льготник.

0

Сообщество