Проблема образования: в школе возводят оценки на пьедестал

22
Проблема образования: в школе возводят оценки на пьедестал

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Проблема

Аватар автора

КлеточкаПолосочка

поборола синдром отличницы

Страница автора

В школах царит устаревшая модель педагогического влияния на учеников.

С первых дней обучения детям прививается мысль о том, что они должны соответствовать четким критериям и их действия постоянно будут оцениваться. А затем ребенок всегда получает обратную связь с критикой или похвалой.

Если они носят объективный характер, в этом нет ничего плохого. Но в школе нередко подавляют личность ученика и возводят отметки на пьедестал.

Возможно, сейчас младшеклассникам ставят оценки не с первого класса, а сначала постепенно погружают в познавательный процесс. Но в дальнейшем ребята все равно сталкиваются с проблемой, до боли знакомой многим поколениям учеников.

Например, когда я ходила в школу, учителя регулярно сравнивали успеваемость детей, а родители измеряли мою успешность количеством пятерок в дневнике. По моему мнению, такое поведение взрослых лишь показывает ребенку, что он чем-то хуже других и исправить это можно, соответствуя образцу.

Далее отключается интерес и любопытство, начинают работать внешние стимулы. Ругают за плохую оценку — чувствуешь себя глупым. Хвалят за хорошую — ощущаешь радость и уверенность. В итоге усваиваешь, что надо получать больше пятерок — и тогда тебя будут любить.

Я и сама училась ради похвалы. Зубрила, где нужно, и подглядывала, если было можно, но погрузиться в материал и получить настоящие знания не стремилась. Поэтому за некоторыми моими отметками ничего не стоит — я просто пыталась стать лучше в глазах учителей и родителей.

Самое печальное, что из-за желания соответствовать шаблону я, как и многие другие школьники, не научилась понимать себя и принимать самостоятельные решения. Избавляться от синдрома отличницы и учиться грамотно расставлять приоритеты пришлось уже в университете.

Возможное решение

Я не призываю полностью отказываться от оценок — все-таки они показывают степень усвоения материала. Мне кажется, было бы эффективнее изменить сам подход к обучению и сократить их количество.

Например, отметкам однозначно не нужно придавать дополнительный смысл. Как вариант, в каких-то ситуациях я бы заменила их на вузовскую систему «зачет — незачет»: она более обезличенная.

Кроме того, оценки я бы ставила только на промежуточных аттестациях, а не каждый день за работу в классе и дома. При этом важно не акцентировать внимание на отдельных личностях: когда учитель никого не выделяет, дети испытывают меньше стресса. Такой подход особенно полезен при обсуждении результатов контрольной: лучше проговаривать общие ошибки, а не недочеты конкретных учеников.

Еще можно ввести балльную систему за инициативность: подготовку докладов и презентаций, участие в дискуссиях на уроке. Чтобы дети осознавали, что главное в обучении — понимание материала и желание узнавать больше.

Не менее важно давать ученикам свободу ума, а не пытаться запихнуть их в субъективные рамки. Тогда ребенку будет проще определить свои таланты и склонности.

По этой причине я бы уделяла внимание развитию творческих способностей и не обесценивала их по сравнению с математикой и историей. Также полезно проводить уроки на базовые темы, которые пригодятся в жизни: про поиски работы, финансы, законы, ответственное обращение с животными, заботу об экологии. А если добавить к этому стремление учителей раскрыть таланты и склонности каждого ребенка, мы и вовсе получим идеал школьного образования.

РедакцияСогласны с автором? Выскажите свое мнение:
  • Shev"Что касается оценок, считаю, что было бы эффективнее проводить промежуточные оценки знаний, без ежедневного выставления оценок у доски." В некоторых университетах применяется похожая система оценивания и она, к сожалению, не спасает ситуацию8
  • ДмитрийКакая-то густая мешанина разрозненных мыслей, мало связанных с реальностью, из которых здраво звучит только необходимость обучения детей финграмотности и основам своих прав, как гражданина. Насчет остального... Школа дает человеку минимальный уровень необходимых знаний, и в его рамках оценивает. Развитием того, к чему ребенок более расположен должны заниматься родители, путем своего наставления, и системы кружков. Проблема же идет в самих родителях, которые не приемлют что их сын троечник, или ненавидит химию, не хочет в универ, или самый ужасный вариант, когда "хорошиста" ругают за то, что не отличник, а еще бы лучше, что бы был круглым отличником. У меня кузен в школе учился средне по всем предметам, кроме математики и физики, ему просто они очень нравились. В какой-то момент он увлекся программированием, родители отдали его в кружок, там он с головой ушел, и оценки просели еще сильнее... кроме математики и физики. Но родители видя, как сын увлечен, не стали настаивать, что бы он подтянул знания, или тем более бросил. В итоге спустя почти 20 лет он сейчас работает в крупной компании в Англии, ушел туда с яндекса. Еще у нас государство и общество очень сильно убило среднее профессиональное образование, и пойти тем же токарем в ПТУ после 9 был зашквар, зато отбомбить 11 классов, провалить экзамены в институт и пойти консультантом в Эльдорадо нормально. Про страх самостоятельного принятия решений из-за школы, это уже смешно.20
  • ivan petrovДмитрий, Про страх самостоятельного принятия решений из-за школы, это уже смешно. но это же правда, это прям пестуется в школе. попробуйте написать сочинение по литературе вразрез с озвученным в учебнике или учителем мнением - офигеете.4
  • Дмитрийivan, писал в свое время, вполне прокатывало. Я вот знаете, пару недель назад ходил себе рубашку покупать, пока стоял выбирал, рядом нарисовалась мать со здоровенным сыночкой-корзиночкой лет 15, которая активно сама выбирала ему одежду, закончив это "смотри какая отличная рубашка, сходи померь", а сыночка пассивно стоял рядом, явно уже свыкнувшись с этим подходом. Сдается мне, что это намного сильнее рушит характер, чем сочинения в школе.12
  • ivan petrovДмитрий, мне отказывались в своё время аттестат выдавать за личное мнение по поводу героев Мастера и Маргариты, выраженное в сочинении. реально просто не аттестовывали по литературе не смотря ни на какие пятёрки за год и в четвертях. так что отнюдь, отнюдь.3
  • Богиня ДраматизмаПроблема современного образования (в России) состоит в том, что все делается "для галочки". Педагоги тонут под ворохом требований и бумаг, скидывают все на родителей. Дети быстро перенимают манеру перекладывать ответственность на кого-то другого, все равно кого. Итог - получить знания можно только у тех людей, кто обладает методикой. Ну, или выработать ее самостоятельно.4
  • ИгорьЕрунда. Без отметок система образования останется без единственного пусть не идеального, но достаточно приемлемого инструмента для среза успеваемости. Замены ему нет. И все остальное — идеализм какой-то сквозь розовые очки. Чтобы практиковать индивидуальный подход, нужно в каждом классе оставить максимум 5-6 учеников на одного учителя. Автор пойдет работать в школу? ) Оклад 20 + надбавки 15 и отчеты, отчеты, отчеты...8
  • Ekaterina StepnovaОценки, а точнее отношение к оценкам, это в первую очередь проблема родителей, а не школы.3
  • Игорь, оценки за контрольные работы, отражающие срез успеваемости и правда имеют смысл. Но еще же есть всякие бесполезные задания вроде переписывания текста из учебника или выучить дома параграф по биологии. Зачем за них (и вообще за домашние задания) оценки выставлять? У нас на алгебре в старших классах была хорошая система, без проверки дз по сути. Мы просто в классе обсуждали, у кого какие задания не получились и делали самые сложные все вместе. А оценки были только за контрольные как раз3
  • ИгорьMary, без текущего контроля успеваемости «срезать» нечего будет. 25 из 30 напишут на 2 из 5.2
  • Лиса АлешкинаEkaterina, а это потому что школа судит ребенка только по оценкам. К родителям сейчас масса требований, вот и надо, чтобы оценки были хорошие. А нет - учитель сразу вызовет, будет беседы беседовать.4
  • не читаю комментарииШкольные оценки созданы для подготовки ребенка к государственной бюрократии. Конечно же, никакие оценки не отражают уровень знания человека. Они показывают насколько хорошо ребенок встраивается в ту систему и привала, в которых он оказался.3
  • Игорь, нормально писали. Кто-то лучше, кто-то хуже, естественно. У пяти человек ЕГЭ по матиматеке было 95+ без репетиторов. Я не говорю, что промежуточный контроль не нужен, а что не нужны промежуточные оценки за него. Может вместо того, чтобы ставить тройки за дз нужно разобраться, что в нем было сложно/не понятно?4
  • MystiqueДмитрий, ага, а потом от него требуют инициативы и принятия решений, жалуются что он ничего не хочет и вообще, какой-то он вялый и аморфный. Естественно, его до 15 лет так воспитывали, все за него делали/решали, а теперь хотят ответственности и инициативы. И еще жалуются, что молодежь сейчас какая-то не такая. Сами же воспитываем.2
  • ИгорьMary, это понятно, что так лучше, но здесь мы возвращаемся к индивидуальному подходу (например, каждый ученик не понял что-то свое). Это невозможно в современной школе. Усредненный вполне себе работает. Лучшее, напомню, враг хорошего.0
  • Игорь, у нас был физ-мат лицей с индивидуальными траекториями обучения в 10-11 классе. В старших классах такое и в обычной школе можно организовать при желании. В более младшем возрасте, возможно, альтернатив устредненному подходу нет. Хотя опять же более маленькие классы до 15 человек бы отчасти решили проблему2
  • иззиДа, конечно, комментаторы, "бедные учителя" не в курсе, что детей за оценки наказывают. Когда я в школе была, классрук очень любила обещать, что "позвонит отцу" по любому поводу. А подруге, с которой это не прокатило (её не наказывали и подруга ответила, что мать в курсе про оценки), заявила: ну конечно, твои родители же разводятся, вот им и плевать на тебя! Вот вам и прогрессивные методы воспитания, столкнувшиеся с обыкновенной школой5
  • иззииззи, с мнением тоже не до конца согласна. Оценки регулярные нужны, но нужно как-то сделать их максимально объективными. Автоматизация с распознаванием корявых почерков пока не реалистична, но возможно, помогла бы единая программа и сторонние проверяющие из других школ? Возможно, с какой-то стороны получится жёстче (забыл тетрадь - сразу два, так как на проверку их отвозят по расписанию), но хоть без "а почему у меня за 2 ошибки оценка 3, а у Петрова 4+"2
  • Georgiy NikulinПростите, если за "тройки" родители вас ругали, а за "пятёрки" хвалили, может это РОДИТЕЛИ, а не школа, "возводят оценки на пьедестал"? Мои родители всегда говорили : "Знания нужны тебе, а не нам!" Поэтому по предметам, мне интерсным, получал 5-ки, а по другим и 3-ки случались. Но хвалили меня родители лишь за успехи на олимпиадах, все оценки были ТОЛЬКО мои. Кстати, один из ведущих физ-мат университетов я окончил с отличием, ведь там почти не было неинтересных предметов;) Но это уже совсем другая история))0
  • AnnaВозможно мне просто повезло со школами и учителями, но я такого не видела за 29 школьных лет и 5 школ детей. Думаю это скорее зависит от личностных особенностей и семьи. В началке вообще все время твердили, что важнее создать для каждого ребенка ситуацию успеха, и если уж сравнивать - то только с самим собой в динамике. Мои двое дети очень спокойно относятся к оценкам. Они конечно понимают, что два и три это плохо, а пять - здорово, и за плохие оценки их никто хвалить не станет, но из-за двоек не переживают. Получил пару или тройку - значит недоработал, надо стараться лучше. При этом в их классах всегда были дети, которые по словам родителей буквально переставали есть и спать из-за плохой оценки. Возможно моим детям стоило бы переживать больше, возможно это бы мотивировало их, но что есть, то есть. Они на своем опыте знают, что тройку у требовательного учителя получить сложнее, чем отлично у пофигиста, что оценки иногда ставят не за знания, и что с тройками и двйками твой портрет может висеть на школьной доске почета.2
  • BoomЯ бы вообще убрала оценки и все экзамены, оставив только ЕГЭ + добровольные тесты, помогающие понять свой текущий уровень знаний. У меня были 5 по физике, алгебре, геометрии, черчению, географии при том, что эти предметы я вообще не знала. Я просто была милой, умела вовремя сделать умный вид на уроке, имела красивый и понятный почерк, а также постоянно делала презентации и рефераты, чтобы меня не вызывали на уроках. Знаний по этим предметам у меня было примерно 0, мотивации получить их примерно столько же (я же и так почти одним 5 получаю!). При этом школа считалась сильной; за что ставили оценки в более слабых - мне вообще страшно представить. Глаза на ситуацию мне открыл универ - что учиться может быть интересно, и важны именно знания, а оценки, полученные за красивые глазки, яйца выеденного не стоят.1