Проблема образования: в школе возводят оценки на пьедестал
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Проблема
В школах царит устаревшая модель педагогического влияния на учеников.
С первых дней обучения детям прививается мысль о том, что они должны соответствовать четким критериям и их действия постоянно будут оцениваться. А затем ребенок всегда получает обратную связь с критикой или похвалой.
Если они носят объективный характер, в этом нет ничего плохого. Но в школе нередко подавляют личность ученика и возводят отметки на пьедестал.
Возможно, сейчас младшеклассникам ставят оценки не с первого класса, а сначала постепенно погружают в познавательный процесс. Но в дальнейшем ребята все равно сталкиваются с проблемой, до боли знакомой многим поколениям учеников.
Например, когда я ходила в школу, учителя регулярно сравнивали успеваемость детей, а родители измеряли мою успешность количеством пятерок в дневнике. По моему мнению, такое поведение взрослых лишь показывает ребенку, что он чем-то хуже других и исправить это можно, соответствуя образцу.
Далее отключается интерес и любопытство, начинают работать внешние стимулы. Ругают за плохую оценку — чувствуешь себя глупым. Хвалят за хорошую — ощущаешь радость и уверенность. В итоге усваиваешь, что надо получать больше пятерок — и тогда тебя будут любить.
Я и сама училась ради похвалы. Зубрила, где нужно, и подглядывала, если было можно, но погрузиться в материал и получить настоящие знания не стремилась. Поэтому за некоторыми моими отметками ничего не стоит — я просто пыталась стать лучше в глазах учителей и родителей.
Самое печальное, что из-за желания соответствовать шаблону я, как и многие другие школьники, не научилась понимать себя и принимать самостоятельные решения. Избавляться от синдрома отличницы и учиться грамотно расставлять приоритеты пришлось уже в университете.
Возможное решение
Я не призываю полностью отказываться от оценок — все-таки они показывают степень усвоения материала. Мне кажется, было бы эффективнее изменить сам подход к обучению и сократить их количество.
Например, отметкам однозначно не нужно придавать дополнительный смысл. Как вариант, в каких-то ситуациях я бы заменила их на вузовскую систему «зачет — незачет»: она более обезличенная.
Кроме того, оценки я бы ставила только на промежуточных аттестациях, а не каждый день за работу в классе и дома. При этом важно не акцентировать внимание на отдельных личностях: когда учитель никого не выделяет, дети испытывают меньше стресса. Такой подход особенно полезен при обсуждении результатов контрольной: лучше проговаривать общие ошибки, а не недочеты конкретных учеников.
Еще можно ввести балльную систему за инициативность: подготовку докладов и презентаций, участие в дискуссиях на уроке. Чтобы дети осознавали, что главное в обучении — понимание материала и желание узнавать больше.
Не менее важно давать ученикам свободу ума, а не пытаться запихнуть их в субъективные рамки. Тогда ребенку будет проще определить свои таланты и склонности.
По этой причине я бы уделяла внимание развитию творческих способностей и не обесценивала их по сравнению с математикой и историей. Также полезно проводить уроки на базовые темы, которые пригодятся в жизни: про поиски работы, финансы, законы, ответственное обращение с животными, заботу об экологии. А если добавить к этому стремление учителей раскрыть таланты и склонности каждого ребенка, мы и вовсе получим идеал школьного образования.