Проблема образования: школы не помогают ученикам в выборе профессии

23
Проблема образования: школы не помогают ученикам в выборе профессии

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Проблема

Аватар автора

Александр Сергенков

хочет сделать школу лучше

Страница автора

Школа никак не помогает ученикам выбрать профессию. А ведь уже в начале одиннадцатого класса ребята должны определиться со своим будущим. В конце первого полугодия школьник решает, какие предметы будет сдавать на ЕГЭ, и это потом нельзя изменить.

Например, для моего класса провели только один онлайн-тест, который состоял из вопросов вроде «тебе нравится общаться с людьми?». Он оказался бесполезным, поскольку не дал никакой конкретики. Не удивительно, что 80% моих одноклассников не определились, кем хотят стать.

Я начал искать разные тематические ресурсы, которые могли бы мне помочь, но их функциональность меня не устроила. Так что ориентировался на личные интересы. Самостоятельно сделал сводный анализ, опираясь на материалы о профессиях и статистику из интернета. Прикинул, насколько комфортно будет заниматься тем или иным делом, посмотрел на зарплаты. В итоге выбрал профессию разработчика. А еще у меня много знакомых в этой сфере, они разрешили понаблюдать за их работой.

Сейчас мне 17 лет, и я уже разрабатываю веб-приложения и сайты. Параллельно учусь в непрофильном вузе: после выпуска из школы в 2023 году поступил в Санкт-Петербургский государственный экономический университет на социологию, так как хотел расширить кругозор и по гуманитарным дисциплинам.

Меня печалит, что выпускники часто не учитывают личные интересы при выборе профессии. Вместо этого они пытаются найти меньшее из зол или следуют рекомендациям друзей постарше. Считаю, что такие советы не всегда помогают. В большинстве случаев они основаны на популярности специальности и на том, насколько комфортные условия труда предлагают работодатели. Поэтому каждый третий говорит: «Стань айтишником». Но ведь не всем это подойдет — к ИТ, как и к любой другой профессии, должна лежать душа.

Еще некоторые предпочитают идти по стопам родителей — например, если все в семье работают врачами или учителями. Такое решение, как по мне, нельзя назвать независимым. Ребенок просто видит свою будущую работу как обязанность продолжить путь, который начали его родители.

Такие ребята просто закрывают глаза на свои сильные и слабые стороны. И вот каждый год вузы выпускают тысячи людей, не желающих работать по специальности. Или тех, кто работает, но ненавидит выбранную сферу. Результат — недостаток хороших специалистов в определенных сферах или, наоборот, избыток плохих. Даже не знаю, что из этого хуже.

Возможное решение

На мой взгляд, нужно не только предлагать выпускникам варианты, кем они могут стать, но и помогать погрузиться в профессию.

Решить проблему с выбором специальности может разработка тематического портала. У него будут две ключевые особенности — тесты на профориентацию и возможность встретиться с представителями интересующих профессий. Расскажу, как, на мой взгляд, он должен работать.

Вначале школьник проходит тест, который поможет определить его личные качества. По результатам опроса генерируется интеллект-карта со списком подходящих специальностей.

Далее сайт помогает разобраться, что делают представители этих профессий, на какую зарплату можно рассчитывать, много ли вакансий на специализированных ресурсах. Часть материала дается в формате видео — в них специалисты рассказывают о плюсах и минусах разных работ.

Школьник изучает варианты и выбирает две-три профессии, которые соответствуют его интересам. Следующий этап — сайт предлагает записаться на встречу с теми, кто работает по этим специальностям: посмотреть, какие задачи они выполняют, и задать волнующие вопросы.

В чем преимущества такого решения:

  1. Упор на особенности человека — тест определяет сильные и слабые стороны школьника, делает краткую сводку о его типе личности и складе ума.
  2. Вся информация о профессиях собрана в одном месте, ее можно отсортировать по множеству критериев. На мой взгляд, это хорошо расширяет кругозор.
  3. Возможность увидеть, как работают представители разных профессий.

Кроме того, подобный ресурс — интересная база для социологических исследований. У выпускников можно спрашивать, кем они работают в итоге, и рассчитывать конверсию с платформы в специалиста.

Рекомендовать такой сайт стоит с девятого класса: он может быть полезен не только тем, кто поступает в вузы, но и абитуриентам колледжей. А пользоваться порталом лучше с родителями: они помогут принять более взвешенное решение.

РедакцияСогласны с автором? Выскажите свое мнение:
  • Персиковый кумкватПримерное такое как написано в статье было у нас в школе ещё лет 15 назад, в классе 9. Был отдельный предмет по профориентации, водили на всякие экскурсии, рассказывали про различные профессии. Квест "Один день из жизни работника" звучит конечно круто, но в реальной жизни слабоосуществим. Кто из специалистов будет тратить время таская за собой школьника и рассказывая ему про каждый этап своей работы? Другое дело что в этом возрасте у большинства нет чёткого осознания себя в будущем так как нет для такого анализа накопленного жизненного опыта. Лично мне этот предмет вообще никак не помог с самоопределением. Да и вообще никому из моих одноклассников не помог, все делали выбор уже в более осознанном возрасте8
  • Александр СергенковПерсиковый, есть же практики для медработников, которые приходят в поликлинику или больницу и наблюдают, как опытный врач работает. Я думаю, за дополнительную плату согласиться любой)1
  • Ms PoAlexander, да даже и не за дополнительную плату. Если это молодая компания, ей нужны сотрудники, новые, креативные и талантливые, которых можно по-своему взрастить. Если большая, то они уже проводят часто различные мероприятия, курсы и стажировки - либо бесплатные, либо вообще оплачиваемые / с призовым фондом. И такое не только для студентов, но и для школьников.5
  • Ms PoПолностью согласна с автором. Я уже 5 лет после окончания школы ‘ищу себя’. Потому что родственники — учителя/врачи и военные/полицейские, а в детстве видела только актрис и певиц по телевизору. Когда ближе к старшим классам думала о лингвистике или журналистике, к этому отнеслись скептически и направили в популярный технический. В итоге я учусь в ИТМО, но всё равно работаю маркетологом в интернет-СМИ и планирую дальше быть редактором. Обидно за растущих младших, которые до сих пор хотят быть либо стоматологами, либо программистами, хотя ничего об этом не знают. Проблема даже не в выборе, а в том, что ни родители, ни педагоги не пытаются заинтересовать в этом, никто не говорит подросткам, насколько это важно, а самое главное — какое разнообразие. Я, например, всегда любила вести соц.сети класса и делать рассылки одноклассникам, но даже не знала, что существует SMM.10
  • Александр СергенковПолина, согласен, хантинг молодых талантов сейчас идет очень активно. Компании сильно заинтересованы в том, чтобы найти алмаз, который будет работать на благо организации долгие годы4
  • Александр СергенковПолина, обидно наблюдать за своими сверстниками в таких ситуациях. Я видел множество случаев, когда у людей есть определенный талант в сфере (например, дар к преподаванию) и они из-за советов родителей и отсутствия должного понимания работы в сфере выбирают совсем не то, что у них получается. К сожалению, только через собственные набитые шишки в наше время можно определить интересную для себя сферу деятельности4
  • AnnaAlexander, в болтьницы не пускают всех желающих, даже за деньги. Так что если любой согласиться, то может за это поплатиться работой. Для прохождения практики нужен договор с ЛПУ, медосмотр практикующихся и инструктаж. И не бывет такой практики, чтобы просто смотреть как другие работают.10
  • AnnaМожет начать с себя? Поступать в ВУЗ, чтобы расширить кругозор - довольно странный выбор.7
  • АнтиконсьюмеристНе знаю, как сейчас, а когда я учился в школе, у нас не было даже намёка на профориентацию. Поэтому все те выпускники, родители которых самостоятельно не занимались этим вопросом, так и болтаются по жизни до сих пор, занимаясь чем попало. В том числе и я))8
  • MaryTeachЯ согласна абсолютно. Но это по сути одна из многих проблем системы образования. В этом году введи внеурочку по профориентации. Дополнительная нагрузка и так уже загруженных учителей и классных руководителей. По хорошему систему нужно менять полностью, она уже не работает.2
  • Карина МальцеваМне вот интересно, что автор стал бы делать, если после всех этих тестов, всегда работающих в стиле "о, магический шар, предскажи мне моё будущее!", ему бы выпала специальность "зоотехник" или "библиотекарь"? 🤔 Идея стать разработчиком (современный аналог триады "банкир/бандит/проститутка" в бурные 90-е 😂) сразу бы улетела в небытие? 🙈 Вот сайт, на котором почти все это написано: что с дипломом можно делать после обучения, куда идти, сколько будут платить, стоит ли это всё потраченных усилий и т. п. https://www.prospects.ac.uk/careers-advice/what-can-i-do-with-my-degree Есть сайты с показателями конверсии, студенческой удовлетворенностью получаемым образованием, коэффициентами трудойстройства после получения диплома и т. п.4
  • ВеленаКарина, даааааа!!! Все, что угодно, лишь бы самому не думать и не решать.0
  • SoledadВ интернете полно самых разных материалов по самым разным профессиям, в том числе интервью с представителями этих профессий, кадры с рабочих мест, всякие там регламенты и прочее. Полно тестов по профориентации. Существуют летние школы для более полного погружения в профессию. Однако школьники всё равно не знают, кем станут, когда вырастут. Да что там - 30-летние дяди и тёти не знают, хотя уже пожили в этом мире. Может, проблема выбора профессии таки лежит не в отсутствии сайта с "правильной" начинкой, а в чём-то ином? Ну не существует волшебной шляпы, распределяющей по факультетам. Ваш карьерный путь, даже если случилось 100%ное попадание, может быть далёк от ожидаемого. Пока не попробуешь, не узнаешь, насколько оно заходит лично тебе - только не везде пустят школьников. В режимную лабораторию, где работают с патогенами, или на завод, делающий ракеты - хрена с два. Никто не решит за вас, поймите уже. Мы все проходили этот путь, с большим или меньшим успехом. Если уж вам не помогла определиться условная сотня уже существующих сайтов по профориентации, сто первый вряд ли поможет.3
  • Ilya LebedevВот было бы здорово, если было бы какое-то место где можно получить информацию о любой профессии, да?3
  • Люблю котиковЧитаю сейчас дневники трат на ТЖ и не понимаю что делает половина людей, точнее что это за профессии)) а мне уже 31, в школе и того меньше представления было о специальностях. Знали условных врачей, учителей, экономистов, юристов. Так ято действительно было бы круто, чтобы была реальна профориентация в школах. Если когда-то заведу своих детей, постараюсь их отправить на платные консультации к карьерным консультантам, думаю это полезно было бы)4
  • МаринаНачать нужно с того, чтобы уже с первого класса вести беседы с ребенком кем быть, давать ему возможность попробовать себя в разных сферах деятельности ( спорт, творчество, общественная деятельность, волонтерство), подмечать интересы и поддерживать их развитие и развивать кругозор. Не забывать напоминать о том, что все дисциплины важны, потому что чем лучше их усвоить, тем больше а тебя будет выбор профессий когда придет время определяться. А профориентацию следует начинать за год-два до ОГЭ ( это примерно середина 7 класса). Первый профориентационный тест, который я рекомендую- это тест Е. А. Климова, где мы определяем к какому типу специальностей более склонен человек ( например, ребенок мечтает стать учителем, но согласно этому тесту профессии направления " Человек- человек" у него на последнем месте, но зато профессии, связанные с наукой на первом.). Вот, пройдя этот первоначальный тест и определившись с приоритетными направлениями, можно проходить другие. Кроме того, тестироваться после этого желательно каждый год до окончательного выбора и постоянно искать информацию об интересующих профессиях, взвешивать все за и против. И не нужно обвинять в чем то школу! В школе нужно усердно учиться, тогда перед вами откроется большее количество дверей и выбор профессий будет богаче ( согласитесь, обидно, когда в 10-11 классе вдруг осознаешь, что медицина - твое призвание, но химию/физику ( да! Сегодня и физику желательно знать врачу и фармацевту!) и биологию толком не учил, потому что было сложно, и выбор сужается до.... поступлю куда возьмут. Удачи вам, ребята! Учитесь в удовольствием, жадно черпайте знания и узнавайте новое, лишним ничего не будет ни в одной профессии, а ваш выбор пути станет больше!2
  • terezzonokВ середине 2010-х в Москве пробовали запустить проект по Профориентации школьников. Пилотный, для школ по желанию. ГБУ бралось организовывать практики на различные предприятия, которые интересны школьникам соответствующих 10-х классов школ-участниц. В качестве звена, организующего эти практики, гм, на практике, выбрали студентов-стипендиатов (и меня в их числе). К сожалению, на словах было красиво, а на деле с поиском предприятий особо не помогали, привести школьников куда-то типа медучреждения, хотя им это было очень интересно, тоже оказалось фантастикой. Но идея была хорошая, жаль, что от неё отказались и не стали развивать.0
  • namiНу, спорная тема. Согласна в том, что школа совсем не направляет в плане выбора профессии, потому что уже с первого класса можно устраивать различные ролевые мероприятия, чтобы "примерить" ту или иную роль на себя, а в старших классах посвятить целые занятия по профессиям, карьере и проч. Но при этом я против тестов, потому что это в любом случае усредненные данные, что бы Вы сделали, если бы Вам выпал результат уборщика или сантехника? Просто бы приняли свою судьбу? :) (я не говорю, что это плохие профессии, плохих профессий не бывает, но для людей с амбициями это так себе вариант, честно говоря). Почему-то у нынешних школьников модно спихивать ответственность на всех вокруг, что не помогли, не подсказали, и дальше спокойно серфить интернет и смотреть тиктоки. Интернет - прекрасное место для поиска информации, почему не попробовать самостоятельно? Я так свою специальность и выбрала - определила предметы, которые мне нравятся, посмотрела профессии, связанные с ними, изучила учебный план, почитала учебники по предметам, прикинула, интересно мне это или нет - поступила туда, куда выбрала и в принципе довольна. 18 лет - это уже взрослый человек, а школьники только и ноют, что тест им на блюдечке не принесли и "правильный ответ" не вручили.4
  • Екатерина АндрееваСогласна, профориентации в школе 0, несмотря на тесты. Я сейчас на 3 курсе МГИМО на факультете международных отношений и до сих пор смутно представляю, чем я буду заниматься после окончания. Поступала к сожалению так, как получилось, преследуя 2 цели: 1)связано с иностранными языками и историей, 2)не в моем родном городе, так как хотела съехать от родителей. И вот только сейчас потихоньку появляется представление, чем я могла бы по жизни зарабатывать деньги - хочу преподавать русский и английский в Японии. А международные отношения это неплохо, но вот не щелкает( Все потому что училась только, времени на саморазвитие и рефлексию не было, попробовать на практике ничего не получилось. Даже попробовать подработать времени не было. Так что экскурсии на производство и мастер-классы обязательно нужны, и это надо популяризировать.1
  • KirillЯ всю жизнь меняю профессии, в школе не всем удается понять, кем хочется стать2
  • Mio moi MioМне этот совет дал отец, который был очень успешный человек, даже по сегодняшним меркам. Выбирай не профессию, а отрасль, которая нравится: медицина, машиностроение, сельское хозяйство, муниципальное хозяйство, педагогика, журналистика. Поступай в профильный вуз изучай отрасль и ответь на два вопроса: 1) если выбирать между деньгами и самореализацией - что важнее. Возможно, удастся получить все, но это не точно, так что подумай, пока учишься 2) внутри отрасли есть десятки вариантов: финансы, управление, производство, качество, обучение сотрудников. разные типы продукции и тд. Выбирай, что подходит тебе по твоим качествам характера. Врачи - хирург, психиатр и терапевт - это совсем разные типы личности в профессии. 3) если отрасль еще нравится, старайся ворваться на любую позицию и работу от души, а не за деньги первые годы, но всегда ищи куда можно продвинуться. Не стесняйся менять предприяти и позицию, но для получения экспертизы в текущей роли нужен минимум год Секрет: самые шоколадные позиции обычно не известны широкой публике, но их хорошо видно изнутри отрасли, если хорошо смотреть. Отдельно: Идти по стопам родителей очень круто, если профессия нравится и родитель не токсичный - он лучший коуч. Мой отец давал мне лучшие советы по управлению людьми, без всяких мба. Лучших спортсменов часто тренируют отцы. Родителям: проводите время с детьми, учите их разному - плавать, кататься на велике, собирать палатку, играйте в доктора, повара, водителя. Это дает маленькому человеку уверенность и спокойствие - важнейшие софт скилы взрослой жизни. Поощряете увлечения даже если интерес пропадет через 1-3 мес. По возможности , найдите спорт, не ради высших достижений, и не индивидуальные тренировки с облизыванием ученика, в такой спорт, где будет понимание здоровой субординации, команды, опыт побед и поражений. Принимайте особенности (интроверт, перфекционист), но учите адаптироваться в социуме, чтоб сохранить себя. У меня все.4