Льюис Хэмилтон: от радиоуправляемой машинки до рекордов в «Формуле-1»

Биография британского автогонщика
1
Льюис Хэмилтон: от радиоуправляемой машинки до рекордов в «Формуле-1»
Аватар автора

Ольга Черных

ждет очередной смены лидера

Страница автора

Льюис Хэмилтон — пилот команды «Мерседес» в главном гоночном турнире мира.

Он семь раз выиграл чемпионат и стал первым — и пока единственным — гонщиком, который одержал больше ста побед на этапах Гран-при. Кроме спорта Льюис находит время на моду, музыку и активизм. Рассказываем о жизни и карьере одного из лучших спортсменов в истории «Формулы-1».

Профиль Льюиса Хэмилтона

Дата рождения: 7 января 1985 года
Гражданство: Великобритания
Рост: 174 см
Вес: 68 кг
Амплуа: пилот команды «Мерседес»

Начало карьеры

Льюис Карл Дэвидсон Хэмилтон родился 7 января 1985 года в английском городке Стивенидже. В шесть лет отец подарил ему первую радиоуправляемую машинку. Уже тогда Льюис воспринял игрушку как серьезное хобби: через год он занял второе место на чемпионате BRCA, Британской ассоциации радиоуправляемых автомобилей. Против ребенка выступали взрослые и опытные участники со всей страны. Это был первый «подиум» будущего чемпиона, после которого его интерес к гонкам только вырос.

В 1993 году Хэмилтон сел за руль сам — пока только карта. Он сразу начал побеждать в заездах, а спустя два года выиграл чемпионат Великобритании в классе «Кадет» и в десять лет стал самым юным победителем турнира. В том же году гонщик встретил Рона Денниса, босса команды «Макларен», и сказал ему: «Я хочу однажды выступать за вашу команду». Вместе с автографом тот написал: «Позвони мне через девять лет, что-нибудь придумаем».

Архивные видео из детства Хэмилтона

Тем временем Хэмилтон продолжил свой путь в картинге и дважды выиграл серию «Чемпионы будущего» — в 1996 и 1997 годах. Скауты «Макларена» обратили внимание на успехи пилота раньше обещанного срока и включили его в программу поддержки перспективных гонщиков.

С каждым годом Льюис прогрессировал, выступая во все более престижных турнирах, пока в 2000 году не выиграл европейскую серию «Формулы-А», высшего класса в картинге. После этого Хэмилтон перешел в гонки на болидах с открытыми колесами и за два года в команде «Манор Моторспорт» добился чемпионского титула в классе «Формула-Рено». В конце сезона пилоту даже позволили пропустить две гонки, чтобы дебютировать в «Формуле-3».

В следующие несколько лет британец продолжил восхождение по сериям «Формулы». Сперва он перешел в состав действующего чемпиона «Формулы-3» — «АСМ Формула» — и в 2005 году сам принес победу коллективу. Затем отправился в команду «АРТ Гран-при» и за один сезон стал чемпионом серии GP2 — ныне «Формулы-2».

В конце 2006 года в главной команде «Макларен» появилось вакантное место, и Хэмилтона утвердили в качестве второго пилота на следующий сезон «Формулы-1». Его напарником стал действующий чемпион, испанский гонщик Фернандо Алонсо.

Хэмилтон с первым трофеем этапов GP2. Фото: Formula 1 / Getty Images
Хэмилтон с первым трофеем этапов GP2. Фото: Formula 1 / Getty Images

Как стал известен

Дебютный сезон в «Формуле-1». 18 марта 2007 года Хэмилтон дебютировал на Гран-при Австралии и сразу вошел в историю. Во-первых, он стал первым темнокожим пилотом в главном гоночном чемпионате мира. Во-вторых, уже спустя несколько этапов Льюис вышел на первое место в общем зачете — и побил рекорд основателя своей команды Брюса Макларена как самый молодой гонщик в лидерах «Формулы-1».

По итогам квалификации на июньском Гран-при Канады пилот завоевал первую в своей карьере поул-позицию  , а на следующий день выиграл и основной заезд. Затем было еще три победы, и в итоге в первом же сезоне дебютант занял второе место, уступив одно очко Кими Райкконену из «Феррари».

Первое чемпионство. В начале сезона-2008 явного лидера среди пилотов не было. На первых шести этапах по две победы одержали Хэмилтон и гонщики «Феррари» Райкконен и Фелипе Масса. За четыре Гран-при до конца сезона Льюис лидировал в общем зачете, но пилоты Скудерии не давали форы молодому пилоту.

Чтобы стать самым молодым чемпионом в истории «Формулы-1», на финальном этапе в Бразилии британцу нужно было финишировать как минимум в пятерке. Ему удалось это сделать лишь на последнем повороте перед финишной прямой: Льюис опередил Себастьяна Феттеля, занял пятое место и выиграл свой первый титул чемпиона мира.

За следующие четыре года в «Макларене» повторить успех не получилось, хотя пилот сохранял высокий уровень и стабильно занимал четвертое-пятое места в итоговом зачете. Сезон-2012 стал последним для легендарного Михаэля Шумахера — и Хэмилтон занял его место в «Мерседесе». Решение о переходе спортсмен назвал одним из самых сложных в жизни, потому что прежняя команда «стала для него семьей» — хотя позже он и винил в своих результатах медленный болид «Макларена».

Доминирование «Мерседеса». В первом сезоне за новый коллектив пилот занял уже привычное четвертое место. Но на следующий год ему удалось вновь выиграть чемпионат. Хэмилтон одержал победу на 11 этапах, в том числе на первом в истории Гран-при России в Сочи. Единственным конкурентом Льюиса был партнер по команде Нико Росберг, но и тот отстал от лидера на 67 очков.

С этого начался пик карьеры Льюиса Хэмилтона: в 2014—2020 годах он лишь однажды не выиграл титул, уступив пять очков все тому же Росбергу в сезоне-2016. Британец стал семикратным чемпионом «Формулы-1», повторив достижение своего предшественника Михаэля Шумахера — оба достигли рекорда всего за 14 сезонов. При этом Хэмилтон обогнал немца по суммарному количеству подиумов, побед и очков на Гран-при.

Льюис Хэмилтон празднует чемпионство 2020 года после Гран⁠-⁠при Турции, за три этапа до конца сезона. Фото: Bryn Lennon / Getty Images
Льюис Хэмилтон празднует чемпионство 2020 года после Гран⁠-⁠при Турции, за три этапа до конца сезона. Фото: Bryn Lennon / Getty Images

Вне спорта. Хэмилтон заслужил любовь фанатов не только яркой профессиональной карьерой, но и активностью вне гоночной трассы. Он занимается благотворительностью и освещает актуальные общественные проблемы, причем на всех уровнях: от участия в протестах до запуска собственного некоммерческого фонда — с личным взносом 20 миллионов фунтов.

Особое внимание спортсмен уделяет защите прав животных. Льюис жертвовал деньги фондам по защите дикой природы Австралии и Африки, а также отказался от потребления мяса и продуктов животного происхождения. В 2019 году Хэмилтон даже основал сеть ресторанов Neat Burger, где подают веганские бургеры. Все это принесло в актив гонщика две награды «Человек года» — от некоммерческой организации PETA в 2018 году и от журнала GQ в 2020 году.

Любовь Хэмилтона к животным тянется с детства — тогда в его семье жил лабрадор Голди. Сейчас у спортсмена есть английский бульдог по кличке Роско. Тот, как и хозяин, ест только растительную пищу, часто посещает Гран-при и красные дорожки в разных странах и перехватывает часть внимания журналистов и фанатов. У пса даже есть личная страница в «Инстаграме» с 850 тысячами подписчиков.

Среди прочих увлечений Льюиса — мода и музыка. Один из самых стильных пилотов «Формулы-1» стал амбассадором бренда Tommy Hilfiger. При этом он не просто фотографируется для промокампаний, но и участвует в разработке коллекций. Также Хэмилтон играет на гитаре и пианино и записывает R&B-музыку. Публично своим творчеством он делится редко, зато появился на альбоме Кристины Агилеры под псевдонимом XNDA.

Бульдог Роско на Гран⁠-⁠при Монако в 2013 году. Фото: Bryn Lennon / Getty Images
Бульдог Роско на Гран⁠-⁠при Монако в 2013 году. Фото: Bryn Lennon / Getty Images
Льюис Хэмилтон и Томми Хилфигер на неделе моды в Милане в 2020 году. Фото: Pietro D’Aprano / Getty Images
Льюис Хэмилтон и Томми Хилфигер на неделе моды в Милане в 2020 году. Фото: Pietro D’Aprano / Getty Images

Дальнейшая карьера

В сезоне-2021 Хэмилтон боролся за восьмой титул с молодым нидерландским пилотом «Ред Булла» Максом Ферстаппеном. На двоих они выиграли 18 Гран-при из 22, 14 раз занимали первые два места. Чемпионская интрига сохранялась до последней гонки в Абу-Даби, к которой лидеры подошли с одинаковым количеством баллов — это второй подобный случай в истории «Формулы-1».

На протяжении всего заезда лидировал Хэмилтон, но за пять кругов до финиша на трассе появилась машина безопасности из-за аварии одного из пилотов. Этим воспользовался Ферстаппен: он заехал в боксы и поставил самый мягкий комплект шин, что позволило ему обогнать лидера на последнем круге после рестарта. Так нидерландец выиграл свой первый титул в карьере и прервал серию «Мерседеса».

Следующий сезон стал худшим в карьере Хэмилтона сразу по ряду показателей: он впервые не завоевал ни одной поул-позиции, не выиграл ни одного Гран-при и занял шестое место в индивидуальном зачете. Британец проиграл не только сопернику из «Ред Булла», но и новому напарнику Джорджу Расселу. Ферстаппен же снова закончил сезон на первой строчке и обозначил новую эпоху доминирования в чемпионате.

38-летний Хэмилтон не планирует завершать карьеру и, скорее всего, останется в «Мерседесе». Если немецкие конструкторы смогут составить болиду «Ред Булла» конкуренцию в скорости, у Льюиса будут все шансы стать единственным в истории восьмикратным чемпионом «Формулы-1».

Достижения

В начале карьеры Льюис Хэмилтон становился чемпионом нескольких картинг-серий, а затем выигрывал все основные турниры формульных классов. В «Формуле-1» пилот побеждал рекордные семь раз. Полный список его гоночных титулов:

  • 1996, 1997 годы — чемпион картинговой серии «Чемпионы будущего»;
  • 2000 год — чемпион европейской картинговой серии «Формула-А»;
  • 2003 год — чемпион «Формулы-Рено UK»;
  • 2005 год — чемпион «Формулы-3 Мастерс»;
  • 2006 год — чемпион «Формулы-2»;
  • 2008, 2014, 2015, 2017, 2018, 2019, 2020 годы — чемпион «Формулы-1»;
  • 2007, 2016, 2021 годы — вице-чемпион «Формулы-1».

Хэмилтон — мировой рекордсмен «Формулы-1» по количеству побед на Гран-при, у него их 103. Ему также принадлежат рекорды по количеству поулов — 104, и подиумов — 195. Кроме того, в активе пилота десятки индивидуальных наград от английских и мировых спортивных организаций и изданий.

Что еще почитать и посмотреть о Льюисе Хэмилтоне

  1. Книгу Lewis Hamilton: The People’s Champion. Автор Брюс Джонс описывает путь Хэмилтона от первых шагов в автоспорте до дебюта в «Формуле-1». Книга вышла за год до первого чемпионства и только предсказывает будущие успехи гонщика.
  2. Книгу Lewis Hamilton. My Story. Автобиография по следам чемпионства-2008. Спортсмен рассказывает личные истории о детстве, семье и первых сезонах в «королевских гонках».
  3. Книгу «Льюис Хэмилтон. Шестикратный чемпион мира». Еще одна биография, выпущенная журналистом и писателем Фрэнком Уоррэллом на пике карьеры Льюиса — за год до рекордного седьмого титула. Здесь описывается большая часть выступлений британца в «Формуле-1».
  4. Документальный сериал «Формула-1. Драйв выживания». Шоу показывает то, что обычно остается за кадром «Формулы-1»: подготовку болидов, конфликты пилотов и команд. Каждый сезон сериала — очередной год чемпионата. Уже вышло пять сезонов, которые освещают последние три чемпионства Льюиса и переход лидерства к Ферстаппену.

Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik

Ольга ЧерныхПро каких еще спортсменов вы бы хотели узнать?